Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 22:32, курсовая работа
Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются? сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?
ТНК в своем развитии и функционировании опираются на всевозможные организационные формы ведения международного бизнеса. Осуществляя экспансию российского рынка, перед корпорациями, как правило, встает проблема выбора из всех возможных в нашей стране наиболее эффективных организационных форм осуществления международного бизнеса с учетом действующих объективных и субъективных факторов. [6, с. 55]
Среди всего разнообразия организационных форм международного бизнеса в России можно выделить три группы:
Рассматривая первую группу форм, необходимо отметить, что они могут быть созданы путем учреждения новой фирмы в соответствии с российским законодательством (самостоятельно или с местным партнером), либо путем приобретения существенной доли в уже действующей российской фирме или полного поглощения этой фирмы, в том числе в процессе приватизации.
Из первой группы форм осуществления
международного бизнеса, представляющих
собой предприятия с
Кроме того организационные
формы осуществления
В России ТНК пока еще
в стадии формирования и укрепления
своих позиций. Правда, небольшое
число компаний, аналогичных современным
транснациональным корпорациям, сформировалось
еще в Советском Союзе. Это "Ингосстрах",
"Аэрофлот" и многие внешнеэкономические
объединения. Так, современный "Ингосстрах"
с его дочерними фирмами и
ассоциированными компаниями в США,
Нидерландах, Великобритании, Франции,
Финляндии, Германии, Австрии, Болгарии,
Турции и ряде бывших советских республик
представляет собой российскую ТНК
в финансовой сфере. Он активно расширяет
свои партнерские отношения с
российскими и зарубежными
Наиболее мощные российские
ТНК функционируют в топливно-
Успешная деятельность российского
газового гиганта на мировых рынках
показывает, что мощная корпорация
может достичь значительного
успеха в рыночной экономике. Несколько
десятков крупных транснациональных
корпораций, несомненно, укрепили бы позиции
России в мировом хозяйстве. Так,
в нефтяной промышленности лидером
является крупнейшая в России нефтяная
компания "ЛУКойл", в которой 45%
акций принадлежит государству.
На предприятиях этой компании принята
вертикальная интеграция производства:
часть добытой нефти
К российским ТНК в добывающей
промышленности следует отнести
акционерную компанию "Алроса".
Она выиграла тендер на разработку
алмазного месторождения Катока
в Анголе, опередив южно-африканский
концерн "Де Бирс" и ряд других
западных компаний. Совместно с ангольской
государственной компанией "Эндиама"
и бразильской "Одебрехт майнинг
сервис" она участвовала там
в строительстве горно-
В наши дни базой создания
российских ТНК становятся финансово-промышленные
группы (ФПГ). В любой стране крупные
корпорации - основа научно-технического
прогресса и ускоренного
Финансово-промышленные группы, объединяющие юридических лиц, находящихся под юрисдикцией государств - членов СНГ, регистрируются как транснациональные ФПГ (ТФПГ).
Многие ТФПГ образовались путем объединения банков с промышленными предприятиями, которые не имели средств для финансирования инвестиционных проектов. Быстрый рост банковского капитала позволяет наиболее мощным банкам создавать холдинги - банковские империи, по своим характеристикам соответствующие ТНК. Примером может служить ТФПГ "Интеррос", сложившаяся вокруг ОНЭКСИМбанка. В рамках этой холдинговой компании выделяются три основных направления деятельности: финансовое, промышленное и медиа. В структурах группы "Интеррос" занято около 400 тыс. человек. Результат ее деятельности оценивается приблизительно в 4% российского ВВП и около 7% экспорта.
В последние годы заметно
усилилась интеграционная активность
в металлургическом комплексе России
и стран - членов СНГ. При этом одним
из важнейших компонентов
Эта вертикально интегрированная структура создана с целью сформировать внутренний рынок как первичного алюминия, так и конечной продукции, оптимизировать финансовые потоки и снизить издержки производства для сохранения конкурентоспособности на мировом рынке. В 1998 г. ТФПГ "Сибирский алюминий" достигла соглашения о стратегическом партнерстве (альянсе) с американской ТНК "Рейнольде" для укрепления своих позиций на мировом рынке алюминия. [12, с. 22]
По примеру иностранных
автогигантов крупнейшие российские автомобилестроительные
заводы - ГАЗ и ВАЗ - начинают создавать
сборочные предприятия в
Можно надеяться, что на трудном
пути интеграции страны в мировую
экономику российские международные
компании будут играть роль катализаторов
преодоления внутреннего
Позиции России как международного инвестора заметно укрепляются (рисунок 3).
Рисунок 3. Динамика накопленных зарубежных инвестиций российских компаний (Млрд. долл. на конец года) [4, c. 22]
Процесс транснационализации
бизнеса российских компаний сопровождался
модификацией и развитием их организационных
форм. Изменение организационной
структуры российских компаний диктовались
как внутренними, так и внешними
причинами развития национального
бизнеса. В этом процессе российская
специфика постепенно во все большей
степени уступала место глобализированным
стандартам организационных структур
и ведения бизнеса. В ходе экономической
реформы и небезуспешных
Рисунок 4. Позиции России и крупнейших развивающихся стран как источников международного инвестирования: динамика накопленных ПИИ за рубежом в 2005–2011 гг., млрд. долл.[11, с. 63]
Вслед за топливно-сырьевыми и металлургическими компаниями начинает создаваться второй эшелон развивающихся российских международных компаний. Зарубежная инвестиционная активность распространяется на компании среднего размера, работающие в сфере розничной торговли, страхования, финансов, риэлтерские и девелоперские предприятия и др. Сформировавшиеся в самом начале XXI века российские ТНК, согласно некоторым расширительным трактовкам этого феномена, тем не менее, представляют в строгом смысле лишь оболочки реальных ТНК. По ряду критериев, таких как капитализация, уровень прозрачности, затраты на НИОКР, рекламная деятельность и др., российские компании, как правило, уступают ведущим мировым ТНК. Ведущие ТНК (и прежде всего глобальные) предполагают наличие достаточно сложной «начинки», включающие ее внутреннюю корпоративную, экологическую культуру, бизнес-культуру, миссию компании.[5, с. 33] Разница между реальной и формальной ТНК достаточно велика и проявляется также в значительной степени в инфраструктурном аспекте: в наличии или отсутствии традиций, стратегическом планировании (на десятки лет вперёд), устойчивой социальной деятельности (не сводимой к благотворительности).
Российские компании, достигнув формального статуса ТНК, имеющих за рубежом подразделения в одной и более зарубежных стран (в настоящее время порядка 50 компаний), пока во многом остаются незрелыми.
Для успешного развития международного бизнеса, необходимо внедрять стратегический маркетинг.
Международный стратегический
менеджмент предполагает разработку различных
международных стратегий, представляющих
собой комплексную основу для
достижения фундаментальных задач
компании. На уровне концепции между
разработкой стратегии
Однако в действительности
разработка международной стратегии
- процесс намного более сложный,
чем формирование стратегии деятельности
компании на отечественном рынке. Менеджеры,
разрабатывающие стратегию для
отечественной компании, имеют дело
с одним национальным правительством,
одной валютой, одной системой бухгалтерского
учета, одной политической и правовой
системой и, как правило, одним языком
и одной сравнительно однородной
культурой. Напротив, менеджерам, в
обязанности которых входит разработка
стратегии для международной
компании, приходится иметь дело со
многими правительствами, многими
валютами, многими системами