Правовое положение президентов США и Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 12:39, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является сравнительный анализ правового положения Президентов США и Франции. Эти государства входят в список наиболее экономически и политически развитых стран, а так же США историческая родина института президентства, а Франция одна из первых европейских стран ввела этот институт. Располагаются данные государства в различных географических регионах, в данных странах разная форма закрепления конституционных норм (в США Конституция 1787 года и поправки к ней, а во Франции Конституция V Республики, представляющая собой единый акт) и разная форма правления (президентская республика в США и полупрезидентская республика во Франции).

Содержание

Введение 3
Глава 1. Правовой статус президента: общие положения 4
Глава 2. Правовое положение Президентов США и Франции 11
2.1 Порядок избрания 11
2.2 Полномочия 15
2.3 Ответственность президента 18
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная КПЗС.docx

— 48.87 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Юридический факультет

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по  дисциплине «КОНСТИТУЦИОННОЕ

ПРАВО ЗАРУБУЖНЫХ СТРАН»

 

Тема 4

 

 

 

Работу выполнил                                                                         Хатунцев Д.А.

Курс 1 группа 2 ЗФО  бакалавриат   на базе СПО          факультет   юридический

Кафедра                             конституционного и муниципального права

Работу проверил:                                                                               Ирхин И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар 2014

Оглавление

Введение 3

Глава 1.  Правовой статус президента: общие положения 4

Глава 2. Правовое положение Президентов США и Франции 11

2.1 Порядок избрания 11

2.2 Полномочия 15

2.3 Ответственность президента 18

Заключение 20

Список использованной литературы 21

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 В современных условиях типичным главой государства с республиканской формой правления является президент и он занимает особое положение. Этому есть объективные причины так как сам термин «президент» происходит от латинского praesidens, что означает «сидящий впереди», к тому же президент оказывать огромное влияние на общественно-политические процессы, выступает гарантом стабильности основ конституционного строя и именно он  воспринимается как «лицо» страны.

Главы разных государств обладают различным правовым статусом, объемом принадлежащих им полномочий. Это в первую очередь связано  с культурно – историческими  традициями, менталитетом народа той  или иной страны. А так же зависит  ли объем прав и обязанностей главы  государства от воли субъектов, принимающих  Конституцию и закрепляющих эти  права и обязанности в ней, или от каких-либо других факторов? Для того чтобы получить ответы, необходимо проанализировать и сравнить правовой статус глав различных государств.

Целью данной работы является сравнительный анализ правового  положения Президентов США и  Франции. Эти государства входят в список наиболее экономически и  политически развитых стран, а так  же США историческая родина института  президентства, а Франция одна из первых европейских стран ввела  этот институт. Располагаются данные государства  в различных географических регионах, в данных странах разная форма закрепления конституционных  норм (в США Конституция 1787 года и  поправки к ней, а во Франции Конституция V Республики, представляющая собой  единый акт) и разная форма правления (президентская республика в США  и полупрезидентская республика во Франции).

Глава 1. Правовой статус президента: общие положения

Глава государства обладает определенными признаками, исходя из которых можно говорить о тех или иных элементах его правового статуса. К таким признакам, в первую очередь, относятся следующие:

1.     Президент  занимает высшее место в иерархии должностей;

2.     Он осуществляет  верховное представительство как во внутриполитических делах, так и в международных;

3.     Он является  носителем, прежде всего, исполнительной  власти, осуществляемой им единолично  либо совместно с правительством.

Конституционно-правовой институт главы государства в странах  современного мира обычно складывается из норм, определяющих место и роль главы государства в государственном  механизме и его взаимоотношения  с другими органами государства; закрепляющих полномочия главы государства; устанавливающих порядок замещения  поста главы государства и  прекращения его полномочий; предусматривающих  возможную ответственность главы  государства за государственную  измену и нарушение конституции.

Во многих современных  государствах глава государства  является либо главой исполнительной власти, либо ее неотъемлемым элементом. Так, например, согласно Конституции  США 1787г. (разд. 1 ст. II) «исполнительная  власть осуществляется президентом  Соединенных Штатов Америки», Конституция  Греции 1975г. (ст. 26, п.2), провозглашает  субъектами исполнительной власти президента и правительство. Таким образом, глава государства рассматривается  как элемент исполнительной власти.

          В тоже время, в ряде стран  «глава государства» не входит  в какую-либо ветвь власти (Германия, Италия) либо является исключительно  символом государственности (Япония), властным арбитром по отношению  к другим институтам государства  (Франция), единоличным властителем (Оман, Саудовская Аравия).

Одним из видов главы государства  является президент. В юридической  литературе выделяются следующие основные черты президента, как главы государства:

  1. президент является выборным главой государства, который может возглавлять исполнительную власть или быть арбитром в системе разделения властей;
  2. в организационном аспекте президент никому не подчинен и обладает высокой степенью независимости от каких-либо других государственных органов, что не снимает с него обязанности действовать на основании и во исполнение законов;
  3. пост президента имеет ярко выраженный политический характер. Ему принадлежит важная роль в формировании политики государства, верховного политического руководства государственными делами.

Существуют различные  способы избрания президента:

  1. голосование в парламенте (Чехия, Словакия, Венгрия, Турция, Албания и др.). Для первого тура выборов обычно требуется квалифицированное или абсолютное большинство голосов, но при множественности кандидатов такой результат достигается редко, голоса распределяются между разными кандидатами. В последующих турах требования снижаются, однако, из-за партийной раздробленности обычно проводится много туров;
  2. голосование выборщиков. Избиратели голосуют за выборщиков, а те, не собираясь вместе, избирают президента из числа кандидатов, выдвинутых партиями (Аргентина, США). При этом способе результаты выборов (имя будущего президента) становятся известны до голосования выборщиков, как только подсчитана их партийная принадлежность: президентом будет тот, кто имеет большинство выборщиков;
  3. избрание специальной избирательной коллегией (Германия, Италия);
  4. избрание непосредственно избирателями (Россия, Украина и др.).
  5. в истории есть примеры, когда руководитель хунты сам провозглашает себя президентом.

Статус и полномочия президента определяются разновидностью республиканской  формы правления. Современные республики делятся на парламентарные и президентские. Основной критерий разграничения – объем полномочий главы государства (президента), порядок формирования правительства и его конституционно-правовой статус.

Статус президента в парламентарных республиках (ФРГ, Греция, Индия, Чехия, Турция, Австрия и др.) в значительной мере напоминает статус монарха в  парламентарной монархии. Полномочия главы государства в большинстве  своем осуществляются с согласия и по инициативе правительства. Но президент  здесь – совсем не исключительно  номинальный глава государства. Существует масса примеров, когда  президент в парламентарных республиках  в определенных ситуациях может  противопоставить себя правительству в интересах нации.

Очень значительную роль глава  государства – президент –  играет в механизме исполнительной власти президентских республик (США, Аргентина, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Египет и др.). Президентская республика характеризуется такими признаками, как соединение в руках президента полномочий главы государства и  правительства, отсутствие института  парламентской ответственности  правительства, внепарламентский метод  избрания президента и формирования правительства, ответственность правительства  перед президентом, сосредоточение в руках президента огромной политической, военной и социально-экономической  власти; отсутствие у парламента права  на объявление вотума недоверия правительству.

США представляют классическую модель президентской республики. И  здесь в условиях жесткого разделения властей эффективность осуществления  ряда конституционных полномочий американского  президента во многом зависит от способности  главы государства добиться поддержки  своим мероприятиям со стороны Конгресса. Единство исполнительной власти в президентской республике является эффективным способом стремительно реагировать на различные кризисные ситуации, особенно краткосрочные. Но в американской модели есть свои недостатки, важным из которых является то, что законодательная и исполнительная власть часто не могут найти компромисс, поскольку отсутствует действенный механизм разрешения противоречий между данными ветвями власти.

Касательно формы правления, для Франции, равно как и для  России, Казахстана, Украины, Польши, Ливана и др., характерна полупрезидентская республика, суть которой сводится к тому, что президент обладает сильной властью, осуществляемой в условиях несколько меньшей степени разделения властей, чем в чисто президентских республиках. Глава государства не обязательно является единоличным носителем исполнительной власти, а зачастую делит эти полномочия с премьер-министром, который, в свою очередь, является главой правительства.

Хрестоматийно изучать полупрезидентскую республику на примере Франции (о чем еще будет указано ниже). Формирование в Пятой республике именно смешанной республики обосновано тем, что была необходимость соединить силу и эффективность государственной власти с демократическими институтами, что и было реализовано через ряд факторов: сильный и независимый глава государства, назначающий с согласия парламента правительство; «двуглавость» исполнительной власти, разделенной между президентом и премьер-министром; рационализация парламентского строя. Как отмечают исследователи, данная модель возникла в обстановке острого внутреннего кризиса и была во многом приспособлена к определенной политической личности – генералу де Голлю, поэтому долгое время она являлась исключительно французским достоянием. Однако в последние годы французский опыт получил достаточно широкое распространение в бывших социалистических странах, многие из которых решают те же задачи, что и Франция в 1958 году.

Рассматривая статус президента как главы государства необходимо отметить самые общие его полномочия, ибо касаемо президента, равно  как и монарха, нельзя говорить «в общем», безотносительно конкретного  государства, конкретной республики. Более  того, реальный объем полномочий на практике зависит от таких факторов, как особенности функционирования государственного механизма, партийной  системы, конкретной политической ситуации, определяемой расстановкой сил внутри страны. Наиболее типичными полномочиями президента являются следующие:

  1. В области представительства страны (вовне и внутри) президент олицетворяет ее в отношениях с другими государствами и международными органами и организациями, подписывает международные договоры, участвует в решении вопросов войны и мира, назначает и отзывает дипломатических представителей, принимает верительные грамоты послов других государств; может иметь своих представителей в регионах страны (в субъектах федерации), выступать в качестве арбитра во взаимоотношениях различных ветвей власти, их органами, субъектами федерации в интересах обеспечения единства и стабильности, обращаться к стране, ее народу по важнейшим общегосударственным проблемам и т.д. То есть президент является высшим представителем страны на внутренней и международной арене. Кстати, выражение «встреча (переговоры) на высшем уровне» как форма дипломатических переговоров как раз предполагает встречи глав государств, в частности – президентов (их нередко еще именуют английским словом «саммит» (summit- вершина).
  2. В области осуществления исполнительной власти президент либо самостоятельно, либо по представлению лидера партии (блока партий) парламентского большинства назначает премьер-министра, принимает его отставку, назначает и смещает министров по собственной инициативе или по предложению премьер-министра, назначает ряд других высших должностных лиц. В некоторых странах он может сам возглавлять правительство (США) или созывать его и председательствовать на его заседаниях. Именно президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами, председателем совета национальной безопасности, назначает высшее военное руководство, присваивает высшие воинские звания. Ему принадлежит право объявления чрезвычайного, военного или осадного положения с последующим утверждением такого решения парламентом, право введения президентского правления и осуществления федерального вмешательства. Президент награждает знаками отличия, присваивает почетные звания, решает вопросы приема в гражданство страны и выхода из него, предоставления убежища иностранным лицам, помилования и др.
  3. В области законодательной и иной нормотворческой деятельности президент обычно обладает правом законодательной инициативы, подписывает, промульгирует (Молдова, Индия, Португалия, Италия, Венесуэла, Ирландия и др.) и публикует законы, может обладать правом отказа от подписи принятых парламентом законов (правом вето) и правом обращения в орган конституционного контроля по поводу конституционности законодательных и иных правовых актов. В отношении парламента президент обычно назначает дату выборов в парламент, созывает его на сессии, обладает правом досрочного роспуска парламента или его нижней палаты, обращается к парламенту с посланием о программе законодательной деятельности в стране и другим вопросам. Президент может издавать собственные нормативные акты (декреты, указы и др.), которые чаще всего носят подзаконный характер и действуют до принятия соответствующего закона парламента, хотя иногда в суперпрезидентских республиках (Сирия, Судан, Танзания, Уганда) они могут возводиться в ранг закона и даже ставиться выше его. В парламентских республиках акты президента требуют контрассигнации со стороны премьер-министра или определенных министров.
  4. В области судебной власти президент назначает или предлагает кандидатуры судей высших судебных инстанций, а иногда и других судов, обладает правом помилования и смягчения наказания, а с согласия парламента нередко может объявлять и амнистию. Это же относится и к назначению и предложению кандидатур для назначения прокуроров.

Информация о работе Правовое положение президентов США и Франции