Президентство как становление политических элит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 11:25, курсовая работа

Краткое описание

В конституционном праве понятие главы государства точно и однозначно не определено. Конституции многих зарубежных государств вообще не используют этот термин, а полномочия главы государства могут определяться сложившейся конституционной практикой. Но обычно глава государства является лицом, воплощающим собой представление о данном государстве, как во внутренних делах государства, так и в международных отношениях. Его можно назвать символом государства и официальным представителем всего народа.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Президентство как политическое явление и ступень политической карьеры………………………………………………………….7

1.1. Характеристика сути и содержания президентства………………………..7

1.2. Сущность и характерные особенности президентства…………………...11

1.3. Генезис президентства в современном мире……………………………..19

1.4. Исследование президентской деятельности как эволюции политической элиты……………………………………………………………………………...26

Глава 2. Президентство в контексте политического лидерства…………31

2.1. Характеристика сути и содержания политического лидерства………….31

2.2. Ключевые качества и способности современного политика и лидера…..32

2.3. Трудности и проблемы реализации политическими лидерами президентской карьеры………………………………………………………….35

Заключение……………………………………………………………………...37

Библиография…………………………………………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

Президентство готово doc.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

      Однако  наибольшее распространение модель президентского правления получила в Африке. Этот процесс начался с конца 50-х - начала 60-х гг., и в настоящее время во главе почти всех африканских стран стоят президенты. Показательно, что установление поста президента происходило не только в капиталистических и развивающихся странах, но и в ряде бывших социалистических государств, таких, как Социалистическая Федеративная Республика Югославия, Чехословацкая Социалистическая Республика, Социалистическая Республика Румыния, Корейская Народно-Демократическая Республика.

      Фундаментальные изменения, происходящие на мировой арене с конца 1980-х гг., стимулировали дальнейшее распространение института президентства. Почти во всех бывших республиках СССР, республиках бывшей СФРЮ (за исключением Боснии и Герцеговины), а также в Чехии и в Словакии был учрежден президентский пост. Этот же пост ввела у себя Монголия. Сегодня президентство — неотъемлемый элемент политических систем многих стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время каждая страна сама определяет, какую роль должен играть президент в ее политической жизни.5

      Весьма  распространено представление о  том, что крупными по территории государствами можно эффективно управлять только посредством системы президентского правления. Между тем в крупнейших странах мира - США (площадь 9,3 млн.кв.км) и Бразилии (8,5 млн. кв.км) действует система президентского правления, а в Канаде (9,9 млн.кв.км) и Австралии (7,7 млн.кв.км) - система парламентарного правления. В Китайской Народной Республике (9,6 млн.кв.км) в условиях однопартийной системы официально провозглашен принцип коллективного руководства страной.

      С другой стороны, некоторые небольшие  по размерам государства - Кипр, Гондурас, Уругв.ай, Бенин, Малави, Гамбия и др. - установили у себя президентскую систему правления, а такие крупные европейские страны, как Федеративная Республика Германия, Испания, Швеция, Италия, являются парламентарными республиками или монархиями. Таким образом, отсутствует прямая зависимость между размерами территории того или иного государства и избранной им системой правления, хотя, конечно, крупные страны особенно нуждаются в сильной государственной власти. 

    1. Сущность  и характерные  особенности президентства
 

     В русле европейской республиканской  практики первоначально 
проходил и процесс формирования исполнительной власти в Соединенных Штатах Америки. На первом этапе американской государственности не только законодательная, но и исполнительная власть были сосредоточены в одном представительном органе  Континентальном Конгрессе. Единоличного главы государства в ту пору не существовало, а Конгресс выбирал из числа своих членов президента, функции которого ограничивались лишь председательствованием на заседаниях.

     Весьма  скоро большинство политических деятелей молодой американской республики пришли к выводу о неэффективности  деятельности Конгресса по исполнению им законов о необходимости разделения законодательной и исполнительной властей. При этом делегаты Конституционного Конвента, собравшиеся в 1787 г. в Филадельфии для принятия федеральной Конституции США, сделали исторический выбор между монархией и республикой. Большинство американцев только что, покончив с господством британской монархии, были решительно настроены против создания у себя высшей исполнительной власти в лице монарха, пусть даже с ограниченными полномочиями. В силу этого поиски формирования наиболее применяемой формы исполнительной власти пошли на конвенте на основе республиканизма, предусматривающего выборность всех должностных лиц.

     После долгих дебатов среди творцов  американской Конституции возобладало  представление о том, что высшая исполнительная власть должна быть единой, то есть сосредоточиться в руках  одного, а не нескольких должностных  лиц. Таким образом, в построении федеральной исполнительной власти США изначально установился принцип единоначалия. Глава федеральной исполнительной власти в стране стал именоваться, согласно Конституции, Президентом Соединенных Штатов Америки: «Исполнительная власть представляется Президенту Соединенных Штатов Америки. Он занимает свою должность в течение четырехлетнего срока и вместе с вице-президентом, выбираемым на тот же срок, избирается следующим образом... (Ст. II, раздел 1)». Такое наименование главы государства было связано не только с тем, что президент ассоциировался с республиканской формой правления, но и с тем, что в ряде американских штатов в то время главы исполнительной власти назывались президентами, а не губернаторами.

     В итоге США стали первой страной в мире, где возникла должность президента, объединившая в одном лице главу государства и главу правительства. Кроме того, именно в США зародился институт президентства как один из важнейших институтов политической системы. В отличие от других государств того времени, где исполнительная власть повсеместно имела монархический, наследственный характер, в США главу государства стали избирать в ходе всеобщих выборов (Ст. II, раздел 1)6.

     На  протяжении всей истории США президенты оставляли свой след в американской политике. Однако вплоть до XX века они чаще всего были на заднем плане, не принимая активного участия в процессе выработки решений Конгрессом. Проводимая ими политика обычно не оказывала большого влияния за пределами США и даже не имела особого значения для большинства американцев. Со времени президентства Ф.Д. Рузвельта (1933 -1945) существенно изменилась роль президентской деятельности и значимость самого института президентства.

     Президентство становилось в США главным  звеном в процессе принятия решений. Начиная со времени "нового курса" президенты обрели мощные средства определения политики (закрепленные в законах), которых не было у их предшественников. Стало само самим разумеющимся, что президент играет доминирующую роль в процессе принятия важных для страны решений. Он получил в свое распоряжение официальных помощников, сконцентрированных в аппарате президента, а также мог привлекать любых сотрудников из органов исполнительной власти (Ст. II, раздел 2). В 1940-1950 гг. изменения, начавшиеся при Рузвельте, были институционализированны его преемниками и в настоящее время являются одним из постулатов американской политики.

     Современные американские президенты дают богатый  материал для многогранных исследований возможностей человека. Ф. Рузвельт и Дж. Картер, Л. Джонсон, Д. Эйзенхауэр и др. таят в себе множество загадок.

     Но  часто говорят, что американская политическая система - это скорее система  действия законов и институтов, нежели индивидуальностей. Однако личности президентов  являются неотъемлемой частью американской политической системы как конституционно установленные инструменты правления и в равной степени нуждаются в пристальном и постоянном изучении.

     Со  времен Фр. Рузвельта институт президентства  претерпел заметные изменения, что  приводит к политической уязвимости президента, равно как к росту его потенциального влияния. Растущий штат сотрудников, являющийся характерной чертой современного президентства, скорее периодически создает проблемы для своего руководства, нежели способствуют их разрешению. Огромная открытость современных президентов делает их «козлами отпущения» в глазах общественности во время национального бедствия, даже если они не ответственны за него. И возросшая власть современных президентов, и возможности контроля над национальной политикой часто ведут к росту ожиданий общественности, которым не суждено сбыться.

     Однако  основной силой быстрого реагирования в правительстве, способной овладеть стремительно изменяющейся ситуацией, является американский  Президент.

     Сегодня, когда Америка является великой индустриальной державой, американцы оценили мудрость известного изречения, что современная демократия - это «просто-напросто один треклятый кризис за другим». Вот почему центр американской политической жизни переместился от двух других властей именно к исполнительной власти, и та система, которая в ранний период существования государства именовала себя «правлением Конгресса», а в десятилетие «невмешательства» (laisser faire) конца XIX в. звалась "правлением законников", теперь называется "президентским правлением".7

     В глазах человека с твердыми убеждениями  уже сам процесс выдвижения на пост Президента равносилен подвигу, ибо  для того, чтобы руководство политической партии признало человека "перспективным", он должен быть, как правило, надежным и умеренным, сохраняя при этом внешнюю боевитость.

     Путь  к президентскому креслу настолько  зависит от случайности и требует  такого умения приспосабливаться, что  нередко президентом может стать  просто добродушный и заурядный  человек, который действует из добрых побуждений, пользуется доверием народа и не слишком упрям.

     Притом, что традиция американского президентства  отметала людей творческих и идейных, "сам этот пост наделен удивительным свойством: мантия Президента волшебным  образом съеживается или растягивается, приспосабливаясь к статьям своего обладателя. Она не стесняет человека крупных габаритов и маленькому не чересчур велика. Она облекала, Бурена и Линкольна, Гардинга и Рузвельта".

     Вопрос  о конституционных полномочиях  Президента дискутируется разве что на страницах учебников, сегодня никто не сомневается в расширении его реальной власти. Безусловно, президентская власть могла быть больше или меньше в зависимости от того, кто занимал президентское кресло.

     Однако  на протяжении последних столетий тенденция к увеличению просматривается безошибочно, невзирая на то, что уже и Джефферсон, и Линкольн сосредотачивали в своих руках огромную власть. Среди толкователей этой тенденции кое-кто склонен сокрушаться, по мнению М. Лернера, безосновательно, по поводу того, что расширение президентских полномочий в значительной мере ущемляет права штатов и принцип разделения властей. Встречаются и такие, кто спрашивает, где именно в Конституции записаны те или иные полномочия, которые присвоили себе президенты за последнее время. На это обычно отвечают, что действия Президента определяются не конкретными правами, записанными в Конституции, но широкой всеобъемлющей исполнительной властью. Она включает в себя весь остаток власти, которая не истребована двумя другими властями и не противоречит духу и букве Конституции. Еще один ответ содержится в знаменитой теории "слежения" Теодора Рузвельта. По этой теории, Президент мыслится как лицо, осуществляющее эти остаточные полномочия в целях служения народу.

     Проблема  президентской власти в целом оказывается в плену ложного представления о соотношениях между институтом президентства и источниками его власти. В соответствии с толкованием Верховного Суда Конституция определяет те пути, по которым распространяется власть Президента. Между тем власть сама по себе зависит от связи Президента с происходящими вокруг него событиями, а также от того, как его позиция соотносится с образом мыслей и целями тех людей, на которых эти события могут отразиться. Вот где таится подлинный источник президентской власти. Существует две Конституции: писанный документ и неписанная практика. На деле истинный смысл второй Конституции не сводится к ее практическому применению.

     Авторитет Президента еще важнее, чем его  полномочия, ибо именно авторитет  формирует и определяет структуру полномочий. Под "авторитетом" понимается доверие народа. Президентский авторитет черпается скорее из субъективных, нежели из объективных источников, он вырастает из личности Президента, его политического стиля, того, как он распоряжается своей должностью, и его воздействия на людей. Авторитет нельзя раз и навсегда заложить в писаную Конституцию. Если Президент наделен магнетизмом, обаянием и политическим артистизмом, если он умеет поставить цель и достигнуть ее, то он будет обладать авторитетом, независимо от того, каких полномочий он добивается, а какими пренебрегает. Тогда авторитет президента исполняет любое его желание. Если же, напротив, Президенту не удается завоевать авторитет, как это произошло с Дж. Адамсом (1825-1829) и Г. Гувером (1929-1933), то даже ограниченное применение президентской власти обернется бедой и четкие полномочия ему не помогут.8

     Президент сосредотачивает на себе не только огромную власть, авторитет; на него возложены  обязанности, которые давят на него тяжелым бременем. Президентство съедает человека. К тому, кто восседает в президентском кресле, предъявляются столь же категорические, сколь и парадоксальные требования.

     Сила  или слабость в осуществлении  президентских функций отчасти  зависит от характера личности и внутренних побуждений, отчасти от избранной концепции президентской власти, но более всего от тех трудностей, с которыми Президенту довелось столкнуться.

     С точки зрения правящей элиты, роль президента в политическом процессе рассматривается  как центральная. Защищая интересы господствующего класса, хозяин Белого дома выдвигает политические инициативы, мобилизует силы в поддержку существующего режима, направляет правительственное регулирование социальных и экономических отношений. Именно поэтому столь велики его формальные полномочия: глава правительства, глава государства, лидер партии, главнокомандующий, руководитель дипломатии страны, важная сила в законодательстве.

     Будучи  главой правительства, президент контролирует федеральную исполнительную власть и проведение в жизнь законодательных актов. В качестве руководителя дипломатической службы президент заключает договоры и исполнительные соглашения, устанавливает дипломатические отношения. Как лидер партии он осуществляет контроль над общенациональной организацией своей партии и системой патронажа, благодаря престижу может воздействовать также на партийные организации в штатах и на местах. В сфере законодательства президент выступает с инициативами в виде запросов и рекомендаций конгрессу, налагает вето на неугодные ему законопроекты, обладает правом созыва специальных сессий одной или обеих палат конгресса. В качестве главнокомандующего он возглавляет армию и флот США, производит назначения в офицерском корпусе, принимает решения о начале боевых действий и пользуется широкими полномочиями в период войны, (статья II).

Информация о работе Президентство как становление политических элит