Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 15:54, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать применение торговых ограничений в мировой практике.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить виды торговых ограничений;
2) рассмотреть тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли;
3)проанализировать применение тарифных и нетарифных ограничение в мировой практике.
Введение………………………………………………………………………3
1 Торговые ограничения: сущность и виды……………………………5
1.1 Сущность и виды тарифных ограничений……………………….5
1.2 Применение тарифных ограничений в мировой практике……..15
2 Нетарифные методы регулирования внешней торговли………..…21
2.1 Сущность и виды нетарифных ограничений ………………......21
2.2 Применение нетарифных ограничений в мировой практике …28
Заключение………………………………………………………………..32
Список использованных источников……………………………………34
По мере развития мировой торговли структура таможенных тарифов усложнялась. Если первоначально существовала только одна ставка пошлины, накладываемая на все импортированные товары, и тариф был одноколонным, то впоследствии начали широко использоваться и многоколонные тарифы.
При одноколонном (простом) тарифе величина пошлины едина вне зависимости от страны происхождения товара. Недостаток такого тарифа связан с тем, что он не позволяет гибко менять величину пошлин и использовать их при решении торгово-политических задач.
В настоящее время все страны имеют многоколонные тарифы, устанавливающие для каждой группы товара две или большее количество ставок. В таком сложном тарифе обычно наибольшей является генеральная, или автономная, пошлина. Она налагается на товары, импортируемые из тех стран, с которыми нет торговых договоров или соглашений
Таможенные тарифы распределяют товары по производственному признаку, т.е. товары, относящиеся к одинаковым производствам, объединены в группы.
Таможенные тарифы промышленно развитых стран строятся так, что уровень налогообложения увеличивается одновременно с увеличением степени обработки товара. Например, если таможенная пошлина на импорт необработанного хлопка отсутствует, т.е. равна нулю, то для хлопчатобумажной пряжи она увеличивается до 7-9%, а для изделий уже может достигать 20%. [9]
Таким образом, английский производитель хлопчатобумажных изделий, покупая беспошлинно иностранный хлопок, получает фактически уровень таможенной защиты, который намного превышает номинальную величину таможенной пошлины.
Оптимальная ставка тарифа - уровень тарифа, обеспечивающий максимизацию уровня национального экономического благосостояния.
При невысоком номинальном уровне тарифа на импорт товара большой страной существует возможность нахождения его оптимальной ставки (рис. 1).
Рис. 1. Оптимальная ставка тарифа
При отсутствии тарифа (Т=0) экономическое благосостояние большой страны находится на уровне D1. Максимальное положительное воздействие тарифа на экономическое благосостояние достигается при оптимальном уровне тарифа То, при котором за счет превышения выигрыша от улучшения условий торговли над потерями от введения тарифа экономическое благосостояние возрастает до уровня D2. Затем, по мере увеличения ставки тарифа, экономические потери начинают все более перекрывать получаемый выигрыш до тех пор, пока уровень тарифа не станет настолько высоким, или запретительным (Тр), что импорт товара в страну потеряет экономический смысл. Из-за отсутствия более дешевого импорта экономическое благосостояние страны упадет на уровень D3. Дальнейшее увеличение ставки тарифа уже никак не сможет сказаться на экономическом благосостоянии поскольку импорта просто не будет.
Следует отметить, что ставка оптимального тарифа всегда положительна и находится в промежутке между 0 и запретительной ставкой тарифа. Оптимальный тариф ведет к экономическому выигрышу одной страны, но к потерям мировой экономики в целом, поскольку является лишь перераспределением доходов от одной страны к другой.
Аргументы в пользу ограничения свободной торговли достаточно многообразны и противоречивы. Главными из них являются следующие:
Аргументы против ограничения свободной торговли:
Сегодня экономические интересы крупных и мелких государств защищает сложный комплекс мер регулирования ввоза и вывоза товаров, который вряд ли говорит о либеральном и открытом характере внешнеторговой политики каждой из этих стран.
Национальный комплекс средств, регулирующих внешнюю торговлю с зарубежными государствами, образует своеобразный «стыкующий механизм», с помощью которого национальная экономика сопрягается с экономикой других государств. Этот механизм гасит неблагоприятное влияние процессов, развивающихся в мировой экономике, поддерживает необходимое динамическое равновесие взаимных потоков товаров, услуг, капитала и рабочей силы, пересекающих национальную границу, создает оптимальные условия для сбалансированного развития национальной экономики, проведения структурных преобразований и нормализации других процессов, развивающихся в национальной экономике.
Рассмотрим некоторые направления использования зарубежного опыта, кодифицированные в рамках ВТО и представляющие интерес для России.
Опыт, накопленный во многих развитых и развивающихся странах, дает достаточно четкий ответ на вопрос, каким должен быть современный таможенный тариф.
Прежде всего, обращает на себя внимание глубоко дифференцированная товарная номенклатура таможенного тарифа. В подавляющем большинстве государств в этих целях используется Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС). Приведем цифры, говорящие об общем числе товарных позиций в таможенных тарифах ряда стран и групп стран (рис. 1.1):
Рис.1.1 Число позиций в таможенных тарифах ряда зарубежных стран
Учитывая, что стандартная шестизначная номенклатура ГС имеет 5019 позиций, таможенные тарифы, названных выше государств, существенно продвинуты в сторону создания развитой национальной товарной номенклатуры, выходящей за шестой знак ГС. На долю названных стран приходится около 2/3 оборота мировой торговли.
Анализ «национальной» составляющей тарифной номенклатуры показывает, что она всегда формируется в результате учета реальных национальных экономических интересов страны. За шестой знак товарной номенклатуры ГС выводятся товары, в защите производства которых страна заинтересована или выделение которых необходимо для ведения торговых переговоров, иногда и для других целей, включая фискальные.
Средний уровень таможенного обложения в развитых странах и в части развивающихся государств заметно понизился в последние три десятилетия. Это привело к довольно распространенному мнению, что мир вступил в новую эпоху свободной торговли. Однако, нет ничего более ошибочного, чем эта точка зрения. Дифференцированная товарная номенклатура таможенного тарифа позволяет, при сравнительно невысоком среднем уровне обложения, устанавливать высокие тарифные ставки (тарифные пики) на многие отдельные товары международной торговли. Например, при среднем уровне обложения 3-4% уровень таможенного обложения на текстиль и одежду в США – 14,6%; 9,1% – в Евросоюзе, 7,6% – в Японии. На отдельные товары этот уровень существенно выше. В США, например, 52% импортированного текстиля и одежды облагаются пошлинами до 35 %; 19% импорта химических товаров облагаются ставками до 10 %. В Евросоюзе 54% ввозимого текстиля и одежды облагаются ставками до 15 процентов; 60% ввозимых средств транспорта ставками до 10%. Не менее высок уровень таможенного обложения в развивающихся государствах. Средний взвешенный уровень таможенного обложения в конце 90-х годов (после реализации снижения пошлин в итоге Уругвайского раунда) приведен на рис. 1.2. Этот уровень в два раза и более превышает средний уровень таможенного обложения в России.
Рис. 1.2 Уровень таможенного обложения в развивающихся странах, 2012 г.
Особенно высоким во многих странах остается уровень таможенного обложения сельскохозяйственных продуктов. Соглашение по сельскому хозяйству ВТО установило, что все нетарифные барьеры, действовавшие в сельскохозяйственной торговле в так называемый базовый период (1986-1988 гг.), должны были быть преобразованы в эквивалентные тарифные ставки (так называемая тарификация). Полученные тарифные ставки были добавлены к действующим таможенным пошлинам. А затем полученный уровень таможенного обложения должен был быть снижен к 1.1.2000 на 36%. В результате средний уровень таможенного обложения сельскохозяйственных товаров на названную дату вырос и составил 96% в Евросоюзе и 23% в США. Ставки пошлин на отдельные сельскохозяйственные товары далеко превысили этот размер. Например, в Японии пошлина на рис – 444%, на пшеницу – 193%; в США пошлины на молочные продукты – 93%, на сахар – 91%; в Евросоюзе пошлины на рис – 231%, на молочные продукты – 205%, на сахар – 279%.[10]
К сказанному надо добавить, что характерная особенность современной тарифной политики – это так называемая «тарифная эскалация» – повышение ставок пошлин по мере увеличения степени обработки товаров.
Все отмеченное выше свидетельствует о том, что современный таможенный тариф ведущих государств мира глубоко дифференцирован как по числу товарных позиций (по своей товарной номенклатуре), так и по высоте ставок пошлин.
В последнее десятилетие в зарубежной практике существенно продвинулись три направления, в конечном итоге определяющие порядок применения ставок пошлин к ввозимым товарам и их реальный уровень: классификация товаров в рамках ГС, определение страны происхождения товаров и определение таможенной стоимости.
В отношении классификационных решений новая редакция Конвенции КИОТО рекомендует таможенным властям принимать обязывающие предварительные решения по просьбе заинтересованных лиц (рекомендация 9.9). Такие решения должны быть разосланы во все таможни страны и открыты для информации всех заинтересованных лиц. В конвенции КИОТО предусматривается, что национальное законодательство должно определить форму подачи заявления с просьбой о предварительном решении, а также сформулировать четкие требования о сопровождающих заявление реквизитах (фотографии, образцы, подробное описание товара). Рекомендуемая продолжительность действия предварительного классификационного решения от одного года до пяти лет.
Таможенная стоимость импортных товаров в странах-членах ВТО определяется на основе Соглашения о применении статьи VII ГАТТ – 1994. Соглашение четко определяет, что основным методом определения таможенной стоимости является стоимость товаров в сделке (transaction value). Переход к другим методам оценки осуществляется в ходе консультаций между таможенными властями и импортером, цель которых только последовательный выход на другие базы оценки. Переход к 3,4,5 и другим методам таможенной оценки осуществляется последовательно. И только в том случае, если таможенные власти не примут таможенную стоимость, основанную на предшествующем методе, о чем таможенные власти должны немедленно в письменной форме известить импортера, дав ему время на ответ. Соглашение о таможенной стоимости определяет четкие критерии, которыми должны руководствоваться таможенные власти, используя методику этого Соглашения.
Информация о работе Применение торговых ограничений в мировой практике