Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 00:08, статья
Современная Грузия переживает непростой исторический период: неопределенность в отношениях с ЕС и НАТО, еще большая неопределенность в отношениях с Россией, а не то и враждебность, открытой раной для страны все еще являются вопросы Южной Осетии и Абхазии, к тому же социально-экономическое состояние внутри страны оставляет желать лучшего.
Российский Университет Дружбы Народов
Факультет гуманитарных и социальных наук
Аналитическая записка на тему: Проблема выбора внешнеполитического курса Грузии
Выполнила: Мельникова Дарья
Дисциплина: Внешняя политика СНГ
Преподаватель: Курылёв Константин Петрович
2013г.
Современная Грузия переживает непростой исторический период: неопределенность в отношениях с ЕС и НАТО, еще большая неопределенность в отношениях с Россией, а не то и враждебность, открытой раной для страны все еще являются вопросы Южной Осетии и Абхазии, к тому же социально-экономическое состояние внутри страны оставляет желать лучшего.
Не так давно в ходе парламентских выборов партию "Национальное демократическое движение" во главе с Михаилом Саакашвили, пришедшую к власти в итоге "оранжевой революции", сменяет партия "Грузинская мечта".
Темой моей аналитической записки является проблема внешнеполитической ориентации Грузии. Выбор этой темы детерминирован тем, что в связи с недавним приходом новой политической партии к власти в Грузии, неизвестно, как лягут карты в вопросе внешнеполитической ориентации грузинской дипломатии в связи с перекройкой политического ландшафта Грузии. Целью данной аналитической записки является рассмотреть взгляды различных политических деятелей на возможное развитие событий, а также позиции по это вопросу основных международных акторов, чьи интересы пересекаются с выбором будущего внешнеполитического курса Грузии, и в итоге я попытаюсь проанализировать возможный расклад во внешнеполитическом курсе страны под предводительством Бидзины Иванишвили.
Основная часть:
Думаю, для начала стоит сказать несколько слов о новой партии, победившей на парламентских выборах, и о ее главе- Бидзины Иванишвили. Бидзин Иванишвили- грузинский предприниматель, который обладает большой популярностью среди народа и, что немало важно, внушительными финансовыми ресурсами и имеющий, как мне кажется, немалый кредит доверия со стороны грузинских избирателей,- сумел собрать в своей партии практически всю оппозицию: в партию "грузинская мечта" вступили представители оппозиционной партии " свободные демократы" - республиканцы, Нино Бурджанадзе, Созар Субарию и другие.
Многие, а конкретно зарубежные СМИ, говорили о правительстве Иванишвили как о строго пророссийском правительстве. Но, на мой взгляд, эти не проверенные заявления зарубежных СМИ основаны всего лишь на пропаганде Михаила Саакашвили: во время предвыборной гонки, правительство Михаила Саакашвили, вопреки нормам закона, практиковало пропаганду с целью демонизации оппонента, говоря о "грузинской мечте" как о пророссийской партии, с целью уменьшить число потенциальных избирателей , готовых отдать свои голоса за "грузинскую мечту".
На мой взгляд, тезис "пророссийское правительство" Иванишвили- некорректен . Иванишвили определил свою внешнеполитическую программу как курс на урегулирование отношений с Россией с сохранением ориентации на Запада, которая предполагает интеграцию в НАТО. Новое правительство как бы отказывает от тезиса "анти-", то есть новый внешнеполитический курс не будет носит ни антиросиийскую, ни антинатовскую направленность- он будет иметь характер некого баланса между двумя силами- Россией и Западом.
Саакашвили передал страну с Иванишвили с тяжелым грузом впридачу: разрыв дип отношений с Москвой, война 2008 года, признание Россией Южной Осетии и Абхазии- все это станет тяжелым бременем в нормализации двухсторонних отношений. С другой стороны, Правительство Иванишвили оладает некоторыми преимуществами относительно правительства Саакашвили: сама фигура Саакашвили препятствовала решению российско- грузинских проблем, так как в Москве президент зарекомендовал себя как человек, который не держит свое слово; что же касается Иванишвили, то у него отсутствует негативный опыт общения с российской стороной]6 к тому же, Иванишвили хорошо известен в российских кругах, так как свое состояние миллиардер заработал в России в 90-е годы и, в связи с эти, имеет обширные связи с российской политической элитой.
К тому же, на данном этапе ситуация с отношениями России и Грузии, точнее с их отсутствием, настолько патока, что даже малейший положительный сдвиг в сторону улучшения двухсторонних отношений будет большим прорывом.
Нужно сказать и о принципиально новом отношении к сближению с Россией в политических кругах Грузии: теперь политиков и экспертов, открыто высказывающихся о необходимости налаживания контактов с Россией уже на назовут " российскими шпионами", как практиковали называть таких людей политические деятели, преданные режиму Саакашвили. Таким образом, с приходом к власти нового правительства, на мой взгляд, можно говорить об окне возможностей, которое открылось в диалоге между Россией и Грузией.
И, кстати, хочу сказать, что первый миллиметровый шаг, дабы показать свои намерения, Иванишвили уже сделал: уже в первые дни после выборов был закрыт грузинский телеканал ПИК, который был известен в том числе благодаря своим нелицеприятными высказываниям в сторону России.
Два самых животрепещущих вопроса во внутренней политики Грузии, на сегодняшний день, это вопросы восстановления экономической стабильности страны, а также решение социальных проблем. И восстановление отношение с Россией могло бы очень этому поспособствовать: возвращение грузинских товаров народного потребление, а также грузинской рабочей силы необходимо для поднятия грузинской экономики , как следствие, для улучшения положения грузинского среднего класса.
Теперь обратимся к вопросу второго геополитического направления внешней политики нового правительства, а конкретно к вопросы интеграции в ЕС и НАТО.
Парламент Грузии подтверждает свою преемственность курсу по интеграции в НАТО и ЕС, а также говорит о своих дальнейших намерениях по участию в миротворческих операциях НАТО. Хотя у Грузии есть несколько препятствий на пути вступления НАТО: не решенность абхазского и южно-осетинского конфликтов ( страна, на территории которой существуют не урегулированные территориальные конфликты, не имеет права вступать в альянс), к тому же руководящие круги НАТО не высказывают конкретики в вопросе вступления Грузии в НАТО. Также, нужно заметить позицию грузинского народа по отношению к вопросу вступления Грузии в НАТО: опросы показывают, что электорат " грузинской мечты" не высказывает единодушной симпатии к Североатлантическому альянсу и неодобрительно высказываются в отношении вопроса отправки грузинских солдат на территорию Афганистана, а некоторые из опрошенных и вовсе оценивают НАТО как агрессивный блок.
Изучая данный вопрос, я пришла к выводу, что представителей партии "" грузинская мечта" на основе разного понимания внешнеполитического курса Грузии можно разделить на две группы: первая группа поддерживает неизменность курса на вступления в евроатлантические структур; вторая же группа придерживается того мнения, что решение территориальных вопросов Грузии возможно лишь в том случае, если Грузия будет находится на одинаковой дистанции как от России, так и от НАТО.
Но каким образом Россия будет реагировать на попытки Грузии восстановить торговые отношения в условиях непрекращающихся попыток теперь уже и нового грузинского правительства интегрироваться в Североатлантический альянс? Конечно, эти шаги грузинского руководства могут стать немалой помехой уже на ранних этапах потепления грузино- российских отношений. Ведь иначе это будет противоречить внешнеполитическим приоритетам Росии, которые содержать в себе тезисы о неприемлемости нахождения южнокавказских стран в составе НАТО, дабы это может содержать в себе угрозу государственным границам.
На мой взгляд, для потепления российско- грузинских отношений достаточно будет прекращения муссирования темы вступления в НАТО грузинскими властями- столь болезненного вопроса для России.
Перед внешнеполитическим ведомством Грузии стоят непростые задачи, прежде всего это связано с тем, в каком состоянии страна досталась нынешнему руководству: существует потребность решения множества проблем, но решение одной проблемы цепляется за не решенность другой или же курс на достижение одной цели мешает достижению другой- все это требует от грузинской дипломатии максимального профессионализма и дальновидности.
Известный английский социолог Зигмунт Бауман сказал: "Современный мир- это среда, в которой изменения- единственная константа, а неизвестность- единственная определенность." В столь непредсказуемой обстановке, на мой взгляд, единственным адекватно рациональным выбором Грузии может быть укрепление политического, экономического, культурного и военного потенциалов и медленное и продуманное урегулирование существующих проблем.
Использованные источники
1. http://ng.ru/ideas/2004-10-13/
2. http://www.regnum.ru/news/
3. http://ria.ru/world/20081202/
4. http://geurasia.org/rus/1328/
5. http://kavpolit.com/kurs-
Информация о работе Проблема выбора внешнеполитического курса Грузии