Проблемы и перспективы развития информационного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Развитие данного вида рынка в мире, к сожалению, имеет не только положительные последствия: подобное развитие порождает использование информационных средств в целях противоборства стран.
Таким образом, в своей работе я собираюсь раскрыть следующие проблемы:
Проблема отсталости российского информационного рынка от данного вида рынка стран Европы и США;
Проблема недостаточной и неточной нормативно-правовой базы, касающаяся регулирования информационного рынка;

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и характерные черты информационного рынка
1.1 Понятие информационного ресурса и информационного рынка. Сравнительный анализ информационного рынка и рынков товаров и услуг
1.2 Структура информационного рынка
1.3 Программная часть информационного рынка
Глава 2. Становление и текущее состояние информационного рынка в РФ
2.1 Современное состояние информационного рынка в России. Сравнительный анализ информационного рынка России и стран Европы
2.2 Правовое регулирование информационного рынка в России
Глава 3. Проблемы и перспективы развития информационного рынка
3.1 Основные проблемы информационного рынка
3.2 Перспективы развития информационного рынка
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Гафагова.docx

— 44.92 Кб (Скачать файл)

Архивный фонд РФ

Архивный фонд РФ включает в себя около 460 миллионов документов. Ежегодно он пополняется на 1,6 миллиона единиц. Архивы в любой стране являются важнейшей частью государственного информационного ресурса. Ежегодно в РФ создается 10-12 справочников по архивной информации, часть из них имеет электронные версии. В государственных архивах ведется более 400 баз данных. В этой сфере основная проблема в нашей стране состоит в том, что развитие материальной базы архивных учреждений не успевает за современными требованиями.

Государственная система научно-технической информации в РФ

Государственная система научно-технической информации является исключительно важной для развития страны. В СССР система такого рода была одной из самых развитых в мире. В настоящее время основная часть этой системы продолжает функционировать в РФ, хотя со значительно меньшим размахом. В ее состав входят федеральные органы научно-технической информации и научно-технические библиотеки, отраслевые и региональные центры научно-технической информации. Из-за недостаточного финансирования огромной проблемой для этой системы является сокращение поступлений в ее фонды зарубежных научно-технических книг и журналов.

Информационные ресурсы государственной системы статистики РФ.

Информационные ресурсы государственной системы статистики включают в себя разнообразную информацию, формируемую как по территориальному, так и по отраслевому принципу. Эта информация отражает:

Экономические показатели;

Динамику экономических преобразований;

Развитие негосударственного сектора;

Инвестиции;

Цены и тарифы;

Трудовые ресурсы;

Заработную плату;

Занятость населения;

Финансы;

Внешнеэкономическую деятельность;

Доходы и уровень жизни населения;

Демографические показатели;

Правонарушения;

Природные ресурсы и охрану окружающей среды;

Социально-экономическое положение регионов РФ и другое.

Органы государственной власти могут принимать обоснованные решения лишь при условии наличия достоверных статистических данных. В системе Госкомстата РФ созданы обширные базы данных, регулярно издаются справочники на бумажных и электронных носителях.

Государственная система правовой информации

Государственная система правовой информации включает в себя Российский научный центр правовой информации и региональные центры правовой информации. Базы данных по правовой информации содержат более 340 тысяч правовых актов СССР, законодательство РФ, Государственный реестр общественных объединений и религиозных организаций, базу данных судебной статистики. Помимо государственной системы фонды и банки данных правовой информации создаются и в различных ведомствах.

Информационные ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления.

Информационные ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления включают в себя:

Централизованную часть. Она поддерживается государственным ведомством – Федеральным агентством правительственной связи и информации (ФАПСИ);

Части, самостоятельно сформированные федеральными, региональными и муниципальными органами власти и подчиненными им организациями.

В централизованной части системы сосредоточена информация о социально – экономической ситуации в РФ и ее регионах, о чрезвычайных ситуациях на территории РФ, а также правовая информация.

Кроме этого, в органах государственной власти субъектов РФ и муниципальных органах создано большое количество информационных ресурсов в виде массивов документов, баз данных и информационных массивов в автоматизированных информационных системах.

Информационные ресурсы отраслей материального производства

Информационные ресурсы отраслей материального производства достаточно развиты. Электронные массивы информации имеют все предприятия гражданских отраслей промышленности, все предприятия военно-промышленного комплекса, 47 % предприятий агропромышленного комплекса. Основу информационных ресурсов предприятий отраслей материального производства составляют электронные массивы информации (банки и базы данных, вспомогательные информационные файлы разного рода значений и другое) и традиционные справочно-информационные фонды.

Информация о природных ресурсах, явлениях и процессах.

Такого рода информация требуется для решения множества экономических и социальных задач. Для ее представления используются геоинформационные системы (ГИС). Значительную часть работ в этой сфере ведут местные органы государственной власти. ГИС разного территориального охвата и назначения создаются в университетах, исследовательских институтах Академии наук, отраслевых научно – производственных организациях и учреждениях. Этой работой занимаются и коммерческие фирмы. Основные задачи в этой сфере еще предстоит решить. К ним относятся: перевод в электронную форму информации о недропользовании, геологических фондах, фондах эталонов минерального сырья, гидрометеорологической информации, экологической информации и другое. Объем информации такого рода огромен (измеряется тысячами гигабайт), а формы ее представления весьма разнородны.

Информационные ресурсы социальной сферы

Информационные ресурсы социальной сферы связаны со следующими сферами деятельности:

Образованием;

Здравоохранением;

Службами занятости и социального обеспечения;

Миграционной службой;

Системами пенсионного обеспечения;

Системами медицинского и социального страхования и другое.

В вышеуказанных областях в последнее время много сделано для перевода информации на современные носители и создания современных информационных систем.

Основой системы информационных ресурсов в области образования являются более 500 российских вузов с общим фондом свыше 300 миллионов единиц. Вузы уже создали современные электронные каталоги, к которым открывается дистанционный доступ. Создана и функционирует федеральная телекоммуникационная университетская сеть (RBNet), быстро активируется дистанционное образование.

Современные формы представления информационных ресурсов в других подразделениях социальной сферы создаются в основном на ведомственном уровне и доступны лишь внутри соответствующих ведомств. Создается парадоксальная ситуация: информация о населении оказывается малодоступной широким слоям населения.

Информационные ресурсы в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности поддерживаются соответствующими государственными ведомствами.[9, с. 456].

 

2.2 Правовое регулирование  информационного рынка в России

 

Информационный рынок давно рассматривается государствами и международным сообществом как объект правовых отношений. Очень широк круг проблем, связанных с информацией. Он включает в себя следующие вопросы:

Информация и результаты интеллектуальной деятельности;

Информационные ресурсы как объект правового регулирования;

Базы и банки данных в структуре информационных ресурсов;

Конфиденциальность информации;

Коммерческая информация, служебные, персональные и профессиональные данные;

Массовая информация и массмедиа;

Субъекты информационной деятельности;

Информационные сети и электронные документы;

Договорные связи в информационных отношениях;

Информационные ресурсы органов государственной власти и другое.

Первые правовые акты по регулированию проблем, относящихся к охране прав собственности на информацию, появились еще в XIX веке, то есть задолго до появления первых признаков информационного общества и формирования информационного рынка. Первыми шагами на этом пути были охрана авторских прав и регулирование патентных отношений. В настоящее время данные вопросы регулируются Законом «Об авторском праве и смежных правах», принятым в 1993 году. Уже на ранних этапах продвижения к информационному обществу проблемы правового информационного регулирования значительно обострились. Каждая страна идет в данном направлении своим путем, но с другой стороны правительствами и международными организациями прилагаются усилия по созданию в этой сфере международных признанных всеми правил. Юридические вопросы, связанные с информационной сферой, сложны и запутанны. Поэтому законодательства, решающего все соответствующие проблемы, нет ни в одной стране мира.

В 1995 году был принят Закон «Об информации, информатизации и защите информации». Данный закон частично разрешает вопросы правового регулирования на информационном рынке: проблему защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанного с порчей, уничтожением «персональной» информации. Закон создает условия для включения РФ в международный информационный обмен, закладывает основы предотвращения бесхозяйственного отношения к информационным ресурсам и информатизации, частично обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. В данном законе информационные ресурсы рассматриваются в двух аспектах:

Как материальный продукт, который можно покупать и продавать;

Как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право.

Наиболее важные статьи из данного закона:

Статья 4. Основы правового режима информационных ресурсов.

Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.

Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими:

Порядок документирования информации;

Право собственности на отдельные документы и на отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;

Категорию информации по уровню доступа к ней;

Порядок правовой защиты информации.

Второй пункт содержит ссылки на многочисленные нормы, которые не устанавливаются самим законом. Часть норм не выработана и в настоящее время. Это подчеркивает сложность правового регулирования в информационной сфере.

Статья 6. Информационные ресурсы как элемент состава имущества и объект права собственности

Физические и юридические лица являются собственниками тех документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования.

Информационные ресурсы, являющиеся собственностью организаций, включаются в состав их имущества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Право собственности на средства обработки информации не создает права собственности на информационные ресурсы, принадлежащие другим собственникам.

Положения из данной статьи порождают юридическую основу для прав собственности на информацию и товарные отношения в этой сфере.

Статья 10. Информационные ресурсы по категориям доступа.

Государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.

Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

Законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их регистрации;

Документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне.

Статья 11. Информация о гражданах (персональные данные)

Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации.

Не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан Российской Федерации на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с законодательством.

Статья 12. Реализация права на доступ к информации из информационных ресурсов.

Пользователи – граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения – обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации.

Статья 13. Гарантии предоставления информации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития информационного рынка