Проблемы и перспективы развития экономики Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 00:32, курсовая работа

Краткое описание

Япония является великой экономической державой и занимает третье место в мире по номинальному ВВП и третье по ВВП, рассчитан-ному по паритету покупательной способности. Япония является четвёртым по величине экспортёром и шестым по величине импортёром. Банковские услуги, страхование, недвижимость, транспорт, розничная торговля, телекоммуникации и строительство играют значительную роль в экономике страны. Япония обладает крупными производственными мощностями, и в ней находятся несколько крупнейших производителей механических транспортных средств, электроники, станков, стали, судов, химических веществ, текстиля и пищевых продуктов.

Содержание

Введение.
1 Общая характеристика Японии.
1.1 Географическое положение страны, демография.
1.2 Природные ресурсы.
1.3 История развития экономики.
2 Структура экономики Японии.
2.1 Сектора экономики Японии.
2.2 Япония в международных экономических отношениях.
2.3 Показатели экономического развития Японии.
3 Проблемы и перспективы развития экономики Японии.
3.1 Государственный долг Японии.
3.2 Положение экономики в Японии после землетрясения, цунами и ядерной катастрофы.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

проблемы и перспективы развития экономики Японии.doc.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

Бытовая техника Японии, как и автомобили, получила мировое признание. Однако при отличном качестве и прекрасном дизайне некоторые виды техники из-за высокой цены не всегда находят покупателей. Поэтому Япония стремится строить цеха по сборке этой техники в других странах, где низка стоимость рабочей силы, с целью снижения цены на товары. Многие ведущие производители бытовой техники, например «Panasonic», «Sony», «Pioneer» завершили 2008 г. с крупными убытками и теперь вынуждены принимать меры по реструктуризации [26,4]. 

Производство компьютеров. Япония также производит и отличную компьютерную технику. Предпочтение отдается производству персональных компьютеров и ноутбуков. Их удельный вес достигает 98% общего количества производимых компьютеров. Япония уделяет большое внимание созданию и применению промышленных роботов. По количеству применяемых промышленных роботов Япония занимает первое место в мире. Сегодня Япония уделяет большое внимание использованию робототехники в быту. По прогнозу Международной федерации робототехники мировой парк сервисных роботов в 2008 г. достигал 5,43 млн. ед., а в 2011 этот показатель удвоится [17, 4]. 

Металлургия в Японии подразделяется на три группы: черная, производство цветных и легких металлов, производство металлоизделий. Япония как промышленно развитая страна уделяет большое внимание развитию металлургии, прежде всего проблемам повышения качества стали. По объему потребления стали Япония занимает третье место в мире, после США и КНР. Таким образом, несмотря на то, что Япония не добывает железную руду, она, тем не менее, является одним из мировых лидеров не только в потреблении стали, но и в области её производства. Объем производства стали и чугуна в Японии в течение многих лет имеет стабильный характер. По объему производства стали Япония занимает вторе место в мире, уступая КНР, а по производству чугуна – третье место после КНР и США. 

Легкая промышленность страны до Второй Мировой войны играла весьма важную роль. Однако после войны, с бурным развитием индустрии, интерес к легкой промышленности начал постепенно падать. С бурным развитием химии вместо натуральных волокон больше стало производиться синтетических волокон из нефти, древесины и других видов сырья. Снижение доли тканей из натуральной пряжи в определенной мере связано со свертыванием сельского хозяйства. 

Пищевая промышленность – Современная пищевая промышленность Японии имеет некоторые особенности. Во-первых, японцы потребляют ряд специфических видов пищи. Поэтому производство подобной пищи почти невозможно заменить импортом. Во-вторых, пищевая индустрия Японии сегодня производит продукты высшей степени готовности. Имеется масса блюд готовых к немедленному употреблению. В-третьих, в целях охраны здоровья при промышленном приготовлении пищевых продуктов применяют заменители соли, сахара, жиров и т.д., поскольку в Японии популярны малокалорийные продукты. Объем производства пищевых продуктов в Японии имеет относительно устойчивый характер, поскольку они в основном предназначены для внутреннего потребления и мало идут на экспорт. Это связано, прежде всего, со специфическими свойствами многих видов пищевых продуктов, которые привлекают только любителей и не пользуются массовым спросом. К тому же цена на них играет не последнюю роль. 

Химическая промышленность. В связи с тем, что в этой стране почти нет природных сырьевых ресурсов, она вынуждена развивать эту наукоемкую отрасль. Например, нефтехимическая промышленность на основе переработки нефти и природного газа производит синтетическую резину и пластик (она дает более 50% всей продукции химической промышленности Японии). [1, 84] Неплохи показатели у Японии в производстве серной кислоты, являющейся важнейшим компонентом для производства удобрений. Серная кислота широко применяется также в производстве лекарств. 

Бумажная промышленность для Японии является традиционной отраслью. По этому показателю она уступает лишь США. Несмотря на некоторые успехи в развитии японской бумажной промышленности, отрасль все же переживает определенные трудности. Дело в том, что традиционно бумагу изготовляли из древесины. Однако этот способ стал неразумным: во-первых, с точки зрения рационального использования природных ресурсов; во-вторых, в связи с проблемой экологии; в-третьих, из-за изменяющейся возможности вырубки дешевой древесины. В этих условиях в Японии в производстве бумаги стало активно использоваться вторичное сырье (макулатура). 

Строительство – В настоящее время в Японии немало проблем в строительной отрасли. Во-первых, существует тенденция снижения уровня рентабельности. Появилось немало фирм-банкротов. Во-вторых, наблюдается снижение жилищного строительства. В-третьих, происходит сокращение частных инвестиций в жилищное строительство. В этих условиях японцы ищут новые направления в строительном бизнесе. Одним из них является строительство домов по типу «barrier free», т.е. в строительстве таких домов, в которых были бы широкие и просторные комнаты с минимальным количеством перегородок, чтобы старикам и инвалидам было удобно передвигаться. Это направление в Японии является актуальным в связи с тем, что японские квартиры сравнительно небольшие, а в обществе растет доля пожилых людей. 

Отрасли третьего сектора экономики 

В третьем секторе занято более 60% всех работающих в национальной экономике Японии, и он дает 60% национального дохода. В этих отраслях действуют многочисленные фирмы, компании, магазины, рестораны, гостиницы. 

Торговля. В Японии система торговли имеет довольно сложное строение, и не всегда можно четко логически классифицировать её структуру. Это связано со следующими причинами: во-первых, люди могут заниматься не только оптовой торговлей, но одновременно и розничной торговлей; во-вторых, немало людей, занятых торговлей, для которых продажа товаров не является их основным занятием; в-третьих, нет четкой специализации торговой деятельности; в-четвертых, в этой сфере действуют различные посредники. В Японии применяют разнообразные виды торговли с целью увеличения товарооборота и более полного удовлетворения спроса потребителей [1, 120]  Оптовые фирмы - покупка товаров оптом у производителей или посредников и перепродажа розничной торговле. Рынки – продажа оптовикам, посредникам, нередко непосредственно розничной торговле свежих овощей, рыбы, мяса оптом. Также осуществляется продажа населению. Магазины - продажа товаров, купленных у оптовиков или посредников, непосредственно потребителям.  
Специализированные магазины – торговля такими однородными видами товаров, как одежда, обувь, книги, автомобили и др., требующими специальных консультаций для полного удовлетворения индивидуальной потребности потребителя.  
Универмаги – крупные магазины с широким ассортиментом товаров, где предоставляются различные дополнительные виды услуг. Супермаркеты (су-па) – крупные продовольственные магазины на самообслуживании, где цены относительно доступны. Прочие – продажа товаров по сети Интернет, почте; круглосуточные магазины и т.д. 

Банки, страховые и инвестиционные компании. В Японии функционируют следующие виды финансово-кредитных учреждений [1,132]: Банк Японии – ЦБ Японии. Выполняет эмиссионную функцию, кредитует коммерческие банки и хранит их временно свободные деньги. Коммерческие банки – эти банки обслуживают как фирмы, так и население, принимая их вклады и выдавая кредиты. Доверенные банки – один из видов коммерческих банков. По поручению клиентов осуществляют управление их капиталом и недвижимостью и создают доходы. Долгосрочные инвестиционные банки – Осуществляют кредитование долгосрочных проектов. 

Финансовые учреждения для малого и среднего бизнеса – Фонд доверия, Центральный фонд торгово-промышленного объединения, и др. финансовые учреждения призванные оказывать содействие малому и среднему бизнесу. 

Страхование, ценные бумаги – компании по страхованию жизни, компании имущественного страхования, компании по операциям с ценными бумагами. Они функционируют за счет взносов, акций и других ценных бумаг клиентов, используя эффективно свободные средства, создают прибыль. 

Государственные финансовые учреждения – Японский банк развития, Японский внешнеторговый банк, Фонд жилья и др. Они действуют в той сфере, где частному капиталу получить прибыль трудно. 

Банк каждого вида выполняет отдельную функцию. Но в целом назначение банка в любой стране – аккумулирование временно свободных денежных средств населения и предприятий и кредитование клиентов. Одним из основных видов деятельности банков является работа со сбережениями населения и предприятий. В Японии сбережения подразделяются на депозиты (еокин) и вклады (чекин). Устойчивый рост вкладов населения объяснялся следующими причинами: относительно высокая степень доверия банковской системе со стороны вкладчиков; наличие закона о государственной гарантии надежности вкладов населения; необходимость создания гарантированных материальных условий в будущем. 

Сфера услуг - «индустрия сервиса» является одной из крупнейших отраслей Японии. Интенсивное развитие произошло после того, как Япония создала эффективную модель национальной экономики, способной обеспечить высокий уровень производительности труда и в центре внимания социальной политики проблема свободного времени. 

Чтобы реально увеличить свободное время для отдыха, прежде всего, необходимо облегчить домашний труд. Поэтому в японской семье высока обеспеченность техникой (около 100%). Более этого в Японии создана огромная индустриальная сеть различных видов сервиса и развлечений. 

Транспорт и связь. Несмотря на то, что Япония по площади является небольшой страной, по объему грузооборота она занимает одно из ведущих мест и почти не уступает России. 

В сфере грузоперевозок более интенсивно развивался автомобильный транспорт. При перевозке пассажиров более высокими темпами развивался воздушный транспорт. Однако и здесь велика популярность автомобильного транспорта. Это обусловлено следующими причинами: в Японии прекрасные современные дороги, связывающие все населенные пункты страны; она имеет развитую автомобильную промышленность и достаточное количество всех видов машин; автомобильный транспорт является наиболее удобным видом перевозки не только людей, но и грузов. Он может организовать доставку «от двери до двери». 

В условия Японии – страны, окруженной морями, морской транспорт играет большую роль. Он относится к наиболее дешевым средствам перевозки. Особенно эффективно его использование при перевозке грузов крупными контейнеровозами. Однако при всех благоприятных условиях, тормозом для развития морского транспорта в современной Японии является стоимость перевозки (из-за сильного повышения заработной платы морякам произошло резкое удорожание себестоимости перевозок). 

Чтобы снизить стоимость перевозок, Япония стала арендовать суда у стран с более низкими налоговыми ставками и разрешили нанимать иностранных моряков которым можно было платить низкую заработную плату. Несмотря на это морской транспорт стал терять свои позиции. 

 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           2.2 Япония в международных экономических отношениях.

Япония занимает одно из ведущих мест в международных экономических отношениях. Она выступает одной из крупнейших капитало- и товароэкспортирующих стран. На нее приходится 4,1% мирового объема зарубежных прямых капиталовложений и 5,3% мирового экспорта. По объему экспорта товаров и услуг она уступает США,  Германии и КНР.

 Японское хозяйство не отличалось  открытостью своего внешнеэкономического порядка. По величине экспортной квоты, масштабам иностранного капитала она может быть отнесена к полуоткрытой экономике. За рубежом реализуется 12% ВВП. Последний показатель близок внешнеторговой квоте США, но в полтора раза уступает величине экспортной квоты ЕС. Ряд отраслей промышленности почти полностью работает на экспорт (производство часов, магнитофонов — 90%, кассовых аппаратов — 83, копировальных машин — 77%). Около 1/4 продукции машиностроения направляется на внешний рынок.

Темпы и структура внешней торговли. С конца 1990-х годов возросли темпы роста экспорта товаров и услуг-7,6% за 2000-2006 гг. темпы роста превосходили показатели всех развитых стран.

Повышению экспорта способствовало снижение доли труда в стоимости продукции - в среднем – 1,8% за 1997-2007 гг. во всех развитых странах произошло увеличение оплаты труда в стоимости продукции.  При этом произошедшее ухудшение условий торговли для всех развитых стран в связи с повышением цен на сырьевые товары на международных рынках затронуло Японию в большей степени.

Стоимостный компонент компенсирует отставание японских компаний в одном из важнейших факторов конкурентоспособности — производительности труда. По оценкам отдельных японских исследовательских организаций, Япония на 1/5 отстает от США по уровню производительности труда в обрабатывающей промышленности. Разрыв в этом показателе сократился (в 1975 г. он равнялся 50%), но остается значительным. Только в таких отраслях, как автомобилестроение и электротехника, основные металлы, уровень производительности труда превышает американский.

Отставание в уровне производительности труда во многом связано со стратегией большого числа японских фирм, уделявших первостепенное внимание не прибылям, а их доле на рынке. На общее состояние дел влияет и то обстоятельство, что производительность труда на мелких и средних предприятиях значительно уступает показателям крупных, составляя 40% от уровня последних. Это сдерживает общие показатели всей промышленности.

Япония долгое время занимала ведущее место по конкурентоспособности своих товаров на мировых рынках и хозяйства в целом. В середине десятилетия она опустилась на 16-е место, что отражало слабости развития внутренней экономики.

Существенные изменения претерпела структура экспорта. ПРи высокой доле автомобилей(16,3%) и бытовой электронике вперед стал выходить экспорт капитальных средств. Значительно возросла доля продукции общего машиностроения, научного оборудования, оптики. Доля наукоемкой продукции снизилась до 24% экспорта обрабатывающей промышленности. Среди развитых стран по этому показателю Япония уступает Южной Корее, Ирландии, США и Британии.

По отдельным видам продукции на долю японских компаний приходится весомая часть экспортных поставок в мире: суда — 25,6%, легковые автомобили — 17,9%, электромашиностроение —14,5%, сталь —17,4%, полупроводники — 12%, конторское оборудование — 9,4%, телекоммуникационное оборудование — 5,8%. Произошло значительное снижение доли конторского и телекоммуникационного оборудования.

Структура экспорта обрабатывающей промышленности имеет свои особенности в сравнении с другими ведущими странами. В нем большую долю занимают суда, черные металлы, продукция общего машиностроения, пластмассы и низка доля продукции тонкого химического синтеза.

Структура импорта отражает процессы международной специализации промышленности, интернационализации хозяйства и бедность минеральной отечественной базы. Японию отличает самая низкая среди развитых стран степень самообеспеченности сырьем и топливом, страна почти полностью зависит от ввоза многих видов минерального и сельскохозяйственного сырья. По многим видам минерального сырья она выступает крупным покупателем на мировых рынках. На неё приходится свыше 10% мирового импорта нефти, каменного угля, хлопка и шерсти, крупные позиции занимает рыба. В структуре импорта, как ив других ведущих развитых странах, основное место, но более низкое, занимает продукция машиностроения-32%, его доля значительно выросла. Снизилась доля импорта руд металла.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития экономики Японии