Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 21:55, реферат
Осознавая факт возможного существенного воздействия участия страны в мировой торговле на национальную экономику в целом и на отдельные ее сектора, государственные органы разрабатывают внешнеэкономическую политику адекватно сложившейся ситуации как внутри страны, так и на мировых рынках. В связи с этим условно можно выделить два подхода к регулированию внешнеэкономических связей и прежде всего торговли: протекционизм и либерализм.
Протекционистская и либеральная внешнеэкономическая политика.
Осознавая факт возможного
существенного воздействия участия страны
в мировой торговле на национальную экономику
в целом и на отдельные ее сектора, государственные
органы разрабатывают внешнеэкономичес
Различные стадии мирового экономического развития характеризовались превалированием одной из этих моделей внешнеторговой политики.
Протекционизм — это политика
защиты внутреннего рынка от иностранной
конкуренции через систему
Протекционизм возник в эпоху первоначального накопления капитала в Европе (XVI-XVIII вв.).
Осуществляется посредством введения комплекса прямых и косвенных ограничений импорта – таможенных тарифов, контингентирования, нетарифных барьеров, валютных ограничений, компенсационных пошлин, внутренних налогов и сборов, особого режима государственных закупок, "добровольных" ограничений экспорта и т.п. Важнейшими чертами импортного протекционизма развитых капиталистических стран в настоящее время являются повышение роли нетарифных ограничений и селективный характер протекционистских мер – защищается не внутреннее производство в целом, а отдельные отрасли. Протекционистские меры все чаще вводятся в качестве элемента структурной политики, нацеленной на приспособление национальных производителей к происходящим во всемирном хозяйстве сдвигам. Развитие интеграционных процессов привело к появлению "коллективного протекционизма" – образованию замкнутых группировок, практикующих защиту своих рынков от товаров стран, не входящих в данное интеграционное объединение.
В экономической теории одним из главных аргументов протекционизма является критика теории внешней торговли с позиций защиты национального благосостояния, которая вытекает непосредственно из анализа выигрышей и потерь. Прибыль от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена налоговым и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения как производителей, так и потребителей. Главная предпосылка улучшения условий торговли от введения пошлины – наличие у страны рыночной власти, т.е. способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и/или цены импорта.
К типичным направлениям протекционистской деятельности относятся:
- повышение рыночных цен на иностранные товары;
- снижение затрат национальных производителей или ограничение доступа зарубежных производителей на отраслевой рынок товаров.
К основным средствам протекционизма относятся пошлины, квоты, ограничения административного характера, субсидии и валютный контроль.
Тарифы – это налоги, которыми облагаются товары, ввозимые в страну из-за рубежа. Наивысшей величины таможенные тарифы США достигли в XX в. после принятия в 1930 г. тарифов Смута-Холи.
Квоты – количественные ограничения продаж для импортеров на внутреннем рынке в течение определенного периода времени. В последнее время обычной практикой стало заключение соглашений о торговле или добровольные ограничения экспорта. В качестве примера можно привести заключенное в 1980 г. соглашение между США и Страной восходящего солнца, касавшееся автомобилей.
Административные ограничения часто включаются в Таможенный кодекс. Одной из форм таких ограничений является введение товарных стандартов.
Предоставление субсидий иногда связывается с отраслью или экспортной активностью отрасли. Такие субсидии получала судостроительная промышленность США, они включали в себя программы кредитования, специальные налоговые стимулы и непосредственное субсидирование. Валютный контроль ограничивает доступ к иностранной валюте, необходимой для покупки зарубежных товаров. Валютный курс может регулироваться народным банком, осуществляющим покупку иностранной валюты на национальную.
Основные виды протекционизма:
- Селективный протекционизм — защита от конкретного продукта, или против конкретного государства;
- Отраслевой протекционизм государства – защита конкретной отрасли;
- Коллективный
протекционизм — взаимная
- Скрытый протекционизм — протекционизм при помощи нетаможенных методов.
В пользу сохранения в ближайшем будущем протекционистских мер можно привести следующие аргументы:
- необходимость обеспечения
экономической безопасности
- специфика отдельных
регионов и необходимость для
их поддержки
- в условиях спада производства
– сохранение необходимых
- в условиях
экономического кризиса
Либерализм (политика свободной торговли, или фритредерство) — это политика на устранение барьеров на пути международного обмена.
В современных условиях доминирующей тенденцией является либерализация внешней торговли, хотя отдельные элементы протекционизма, особенно в области защиты сельского хозяйства, сохраняются до сих пор.
В основе либерализации внешней торговли заложены принципы сравнительных издержек и преимуществ, а также свободной конкуренции. При этом предполагается, что в результате открытости национальных экономик непременно все страны — участницы мировой торговли выигрывают.
Свобода торговли — внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не применяют какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику обычно проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства.
В случае либерализации торговли в краткосрочном периоде может произойти снижение занятости из-за уменьшения стимулов к развитию государствообразующих отраслей, так и, возможно, отраслей, не вовлеченных непосредственно во внешнюю торговлю, но которые оказались затронутыми процессом либерализации. И даже резкое увеличение занятости в экспортном секторе не сможет немедленно компенсировать ее падение в других секторах. Предприятия экспортного сектора могут не успевать поглощать высвобождающуюся из других секторов рабочую силу, к примеру, из-за запаздывания осуществления новых инвестиций или медленной профессиональной переориентации и ограниченной мобильности трудовых ресурсов.
На основании вышеперечисленного можно
прийти к выводу, что необходимы серьёзные
изменения во внешнеэкономической деятельности
нашей страны. Необходимо диверсифицировать
структуру экспорта в сторону более высокотехнологичной
продукции. Определённые шаги в этом направлении
делаются: производятся попытки по поднятию авиастроительного комплекса,
создаются государственные корпорации,
целью которых является производство
именно высокотехнологичной продукции. Однако
данные меры на данный момент являются
недостаточными. Необходимо пос
Информация о работе Протекционистская и либеральная внешнеэкономическая политика.