Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:56, доклад
Основной линией развития государственного строя Англии в XVIII веке продолжает оставаться оформление конституционной, ограниченной парламентом, монархии. В Англии не было единого законодательного акта, который бы определял основы государственного строя и закреплял принципы взаимоотношений между различными ветвями власти. То, что могло быть названо английской конституцией представляло собой совокупность законов ("Magna Charta Libertatum", "Habeas corpus act", "Билль о правах", "Трехгодичный акт", "Акт об устроении"), составивших писанную часть конституции, и устных (неписаных) соглашений конституционных обычаев
Основной линией развития государственного строя Англии в XVIII веке продолжает оставаться оформление конституционной, ограниченной парламентом, монархии. В Англии не было единого законодательного акта, который бы определял основы государственного строя и закреплял принципы взаимоотношений между различными ветвями власти. То, что могло быть названо английской конституцией представляло собой совокупность законов ("Magna Charta Libertatum", "Habeas corpus act", "Билль о правах", "Трехгодичный акт", "Акт об устроении"), составивших писанную часть конституции, и устных (неписаных) соглашений конституционных обычаев. Установление системы неписаных соглашений определило конституционное развитие Англии 18 века, главными особенностями которого стали:
ü возрастание роли парламента;
ü дальнейшее ослабление власти короля;
ü становление ответственного перед парламентом кабинета министров.
Рассмотрим систему органов государственной власти Англии XVIII века.
Парламент состоял из двух палат: верхней - палаты лордов и нижней - палаты общин. Социальный состав обеих был практически одинаковым: земельная и финансовая аристократия. Места занимались по наследству (потомки баронов - непосредственных вассалов короля); либо по должности (духовные лица англиканской церкви); либо по назначению короля.
Палата общин формировалась в результате выборов, но пассивное избирательное право было ограничено высоким имущественным цензом. По закону 1710 года правом быть избранными наделялись лишь состоятельные лица, имевшие доход от недвижимой собственности в размере 300 ф.с. в городах и 600 ф.с. в сельской местности. Кроме этого социальный состав нижней палаты консервировался средневековой избирательной системой, сохранявшейся до 1832 года. В соответствии с ней количество депутатов от города или графства определялось не числом избирателей, а старинными королевскими грамотами. За 150 лет существования этой системы экономическая и политическая география Англии значительно изменилась: одни города и районы развились и выросли, а другие пришли в упадок. Однако ни один город за эти годы вновь не приобрел право избирать своих представителей в парламент, тогда как почти исчезнувшие, мало населенные пункты, сохранили за собой эту привилегию. Именно они "выбирали" основную массу депутатов нижней палаты (467 из 658). Некоторые из них - "карманные местечки", принадлежали крупным дворянам, которые определяли ход выборов. В других - "гнилых местечках", право голоса принадлежало только корпорациям или владельцам недвижимостью. Таким образом, высокий имущественный ценз и средневековая избирательная система выравнивали социальный состав нижней и верхней палат парламента. Полномочия парламента определялись в основном писаной частью английской конституции, сложившейся к XVII веку. К главным из них по-прежнему относились:
ü верховенство парламента в законодательной сфере;
ü исключительное право в решение вопросов бюджета;
ü отстранение судей от должности.
ü в XVIII веке парламент добивается права контроля над исполнительной властью.
Король по-прежнему являлся
главой государства. Королевские прерогативы,
несмотря на их ограничение парламентом
после "славной революции", оставались
достаточно широкими. Король считался
носителем исполнительной власти; верховным
судьей с правом прекращения процесса
и помилования; главнокомандующим
вооруженными силами; светским главой
государственной англиканской церкви.
Оставались у королевской власти
и полномочия в законодательной
сфере. Без его подписи ни один
акт не становился законом. Однако в
XVIII веке продолжилась тенденция к
ограничению королевских
Кабинет министров. В XVIII веке
в Англии происходит становление
нового органа государственной власти
- кабинета министров. Специального законодательного
акта, оформляющего его создание, не
было. Первоначально из тайного совета
выделялась группа влиятельных лиц,
которым король поручал непосредственное
управление. Позднее эта коллегия
стала формироваться из руководителей
основных ведомств. Совокупность такого
рода лиц и составила кабинет
министров. Практически в начале
появления кабинета министров прослеживается
тенденция ослабления королевского
и усиление парламентского контроля
над ним, что достигалось не через
законодательную сферу, а через
установление неписаных правил - конституционных
обычаев. Одним из первых неписаных
соглашений стало правило "кабинет
заседает без короля". Его происхождение
связано с именем короля Ганноверской
династии Георга I, прибывшего из небольшого
германского княжества. Георг I не владел
английским языком и поэтому отказался
от присутствия на заседаниях кабинета
министров, что привело к возрастанию
самостоятельности органа и формированию
должности премьер-министра. Этому
способствовало и установление принципа
безответственности монарха, выраженного
формулой: "король не может быть не
прав", что увеличивало
ü Установление "Актом об устроении" 1701 года принципа контрассигнатуры, согласно которому любой акт короля считался недействительным без подписи соответствующего министра.
ü Утверждение в постановлении палаты лордов от 1711 года правила индивидуальной политической и юридической ответственности министра за подписанный документ, явившегося дополнением к принципу контрассигнатуры.
ü Оформление к концу XVIII века принципа солидарной ответственности кабинета министров перед палатой общин, суть которого заключалась в том, что публичные выступления и практическая деятельность каждого министра не должны расходиться с политикой кабинета в целом.
ü Формирование к концу XVIII века принципа, определяющего основу взаимоотношения кабинета министров с парламентом: кабинет находится у власти до тех пор, пока его поддерживает большинство палаты общин.
Таким образом, в Англии XVIII века с ограничением прав короля в различных сферах осуществления государственной власти происходит постепенное перерастание дуалистической монархии в парламентскую.
В 1707 г. актом об унии с
Англией были объединена Шотландия,
парламент которой был
2. Формирование конституционной монархии в Англии в ХVIII - начале ХIХ в.
В конституционном развитии Англии в 18 веке можно выделить два основных направления: возвышение парламента и становление кабинета министров.
Парламент двухпалатный . Верхняя (палата лордов) состоит из лиц, занимающих места либо по наследству, либо по должности, либо по назначению короля. Нижняя (палата общин) формируется на основе избирательного права.
Политическое господство
аристократии в парламенте обеспечивалось
путем ограничения круга
По закону 1710 г. избранными в парламент могли быть лица, имеющие доход от недвижимости в размере 500 фунтов стерлингов в городах.
Лидерство аристократии в парламенте обеспечивала и старая средневековая избирательная система. Главной опорой аристократов были так называемые "карманные" и "гнилые" местечки, они посылали своих представителей в парламент в соответствии с королевскими грамотами, полученными еще в средние века.
Возвышение парламента. С
1707 г. королевская власть перестала
пользоваться правом вето, передав
тем самым всю полноту
В 1716 г. принят закон, увеличивший
срок полномочий нижней палаты с трех
до семи лет, что обеспечивало известную
независимость парламента от избирателей.
Парламентские заседания
В ХУШ веке в Англии оформляется кабинет министров. Лишив короля законодательной власти, парламент стремится ограничить его деятельность в области исполнительной тоже, поставив деятельность министров под свой контроль.
Этому способствует ряд неписаных конституционных правил:
а) С середины 20-х годов ХVIII в. король не посещает заседания кабинета министров, что освобождает его членов от непосредственного королевского давления и способствует формированию должности премьер-министра.
б) Утверждение принципа неответственности монарха. Начало этому было положено правилом контрасигнатуры (Акт об устроении 1701 г.) и положением 1711 г. о том, что за подписанный документ ответственность несет министр. Перенос ответственности на членов кабинета привел к контролю над ним парламента. Это выражалось в отставке члена кабинета, не устраивавшего палату общин.
в) Ограничение королевского права назначения и увольнения высших государственных должностных лиц.
г) В первой половине ХVIII в. формируется принцип, по которому кабинет министров прибывает у власти только, пока он имеет поддержку большинства палаты общин. (В 1782 г. кабинет Норса целиком вышел в отставку вследствие политического расхождения с палатой общин).
Таким образом, в течение ХVIII в. английский кабинет министров становится обособленным от короля высшим органом государственного управления. Он состоит из основных должностных лиц государства и несет коллективную ответственность перед палатой общин. Ответственное правительство - это отличительный признак парламентской системы, которая и сложилась в Англии к концу ХVIII в.
Информация о работе Развитие государственного строя в Англии