Развитие международных отношений в 2001-2011 годах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:23, реферат

Краткое описание

Начало XXI века в сфере международных отношений характеризуется еще большим расширением перечня акторов, влияющих на развитие мировой ситуации.

Вложенные файлы: 1 файл

семинар 10.docx

— 21.82 Кб (Скачать файл)

Развитие международных отношений в 2001-2011 годах.

Павлова Александра

Начало XXI века в сфере  международных отношений характеризуется  еще большим расширением перечня  акторов, влияющих на развитие мировой ситуации.

По-прежнему основными акторами международных отношений являются США, не смотря на то, что их влияние немного ослабевает; Европейский Союз в целом, а в частности, ведущие страны, такие как Германия и Франция. В последнее время усиливается роль азиатских стран, таких как Япония, Китай и пр. Влияние России, по мнениям разных ученых, весьма неоднозначное. Некоторые пишут о том, что Россия усиливает свои позиции на международной арене, однако большинство исследователей склоняются к тому, что в мировой политике с мнением России считаются только потому, что она является носителем ядерного оружия, на самом же деле, ее влияние сейчас минимальное.

Кроме того, усиливается  влияние Южноамериканского и  Североафриканского регионов. Их роль значительно меньше, чем, скажем, у  США, но тем не менее. Они являются активными участниками международных  отношений.

США

В начале XXI века Соединенные  Штаты сделали двойную ставку. Во-первых, «на неконтролируемую дестабилизацию»  международных отношений и возможность  использовать в этой ситуации свое военное превосходство. Во-вторых, на демократизацию Большого Ближнего Востока  с целью уменьшить угрозу терроризма и усилить собственные позиции  в регионе.

Но попытка добиться этих целей, в частности, путем вторжения  в Ирак оказалась неудачной. Иракская операция связала Вашингтону руки, ограничив его возможности воздействовать на другие кризисы (Иран, Северная Корея, палестино-израильский конфликт). Впервые за последние десятилетия американская элита раскололась по вопросу внешней политики. Выясняется, что у Соединенных Штатов достаточно военной мощи, чтобы выиграть любую войну, но не хватает ресурсов для достижения политических целей, «выигрывания мира», выгодного хотя бы им самим. Трагические события в Новом Орлеане продемонстрировали неэффективность американской государственной машины перед лицом природного катаклизма на собственной территории и показали границы возможностей единственной сверхдержавы.

Хотя США и Европа остаются частями одной политико-экономической  и культурной цивилизации, расхождение  между ними преодолеть не удалось  и уже вряд ли удастся. Вашингтон  практически не скрывает своего намерения  препятствовать такой европейской  интеграции, которая сделала бы Старый Свет военно-политическим игроком мирового класса. Соединенные Штаты все  более явственно отказываются от ориентации на Европу как на ключевого  партнера, делая перспективную ставку на Азию. По всей вероятности, именно азиатское  направление станет в ближайшие  годы системообразующим в американской политике.

Скорее всего, Америка  столкнется с серьезными экономическими проблемами, однако в обозримом будущем  останется наиболее динамичным обществом  и главной мировой сверхдержавой  в экономическом, военном, дипломатическом да и в идеологическом смысле. Отказ Соединенных Штатов от активной глобальной роли маловероятен: нынешнюю энергичную интервенционистскую политику поддерживают и те круги, которые традиционно отстаивают изоляционистскую идеологию. Попытки использовать относительную непопулярность и частичное ослабление США крайне опасны: в будущем это дорого обойдется любому государству.

Европейский Союз

В мире, где фактор военной  силы вновь приобретает весомое  значение, ЕС создает «поствоенные вооруженные силы», насчитывающие  миллион человек, но фактически не способные  не только воевать, но и эффективно участвовать в большинстве даже миротворческих операций. Распространяется точка зрения, что Старый Свет, сохранив культурную привлекательность, становится неуместным с точки зрения будущей  глобальной политики, во всяком случае, утратил экономическую динамику.

В этих условиях Евросоюз, несмотря на дружественную риторику, сделал ставку на де-факто замораживание  процесса сближения с Россией  и начал проводить политику «мирного сосуществования», а то и жесткой  конкуренции в экономической  сфере. На фоне ряда не до конца решенных проблем, связанных с сельскохозяйственными  субсидиями, ценами на энергоносители, калининградским транзитом, предпринимаются  попытки подорвать конкурентоспособность  российской гражданской авиации  и авиапрома, раздаются угрозы выйти  из договоренности по ВТО. И это после  того, как Россия откликнулась на просьбу  Брюсселя и согласилась подписать  Киотский протокол. За счет России Европейский  союз стремится создать впечатление, будто единая внешняя политика у  него все-таки есть и даже эффективна.

Сложные взаимоотношения  России и Европы вызваны как трудностями  внутри ЕС, так и растущим расхождением векторов их внутреннего развития. Политика, которую проводит Москва, была характерна для западноевропейских государств несколько десятилетий (от 40 до 70 лет) назад. Но эти различия преодолимы, тем более что отказ  России от европейского пути, наиболее соответствующего российскому менталитету  и традициям страны, крайне маловероятен и означал бы саморазрушение нации.

Азия

Большинство аналитиков приходят к выводу, что темпы развития Китая  останутся высокими и страна «обречена» превратиться в ближайшие 20 лет во вторую державу мира по основным показателям. Она и сейчас является таковой с точки зрения покупательной способности ВВП. Один только объем ценных бумаг США, имеющихся в распоряжении КНР, дает стране серьезные возможности воздействия на Соединенные Штаты и мировую финансовую систему. Многие, правда, предсказывают, что слишком быстрые реформы приведут Пекин к неизбежному кризису, но такие пророчества звучат уже два десятилетия.

В начале XXI века египетско-китайские  отношения приобрели многоуровневый характер, между двумя странами осуществляются интенсивные политические контакты.

Египет и Китай опубликовали совместное коммюнике по случаю 50-й  годовщины установления дипотношений между двумя странами. В нем  отмечалось, что это событие сыграло  позитивную и важную роль в установлении дипотношений между Китаем, с одной  стороны, и арабскими и африканскими странами, с другой. Стороны заявили  о решимости продолжить общие  усилия для углубления двусторонних отношений стратегического сотрудничества, поиска эффективных форм трехстороннего сотрудничества Китая, арабского мира и Африки. Египет и Китай подчеркнули, что торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество – самая важная составляющая часть двусторонних отношений, и  обе страны будут прилагать активные усилия к расширению сфер такого сотрудничества, принимая эффективные меры для стимулирования сбалансированного развития двусторонней торговли, поощряя взаимные инвестиции.

Египетские исследователи  и эксперты в области внешней  политики и международных отношений  уделяют повышенное внимание Китаю. Общий смысл их высказываний сводится к тому, что «Китай имеет богатый  опыт, который заслуживает внимательного изучения и заимствования египтянами». Авторитетный египетский англоязычный еженедельник «Аль-Ахрам Уикли» отмечал, что на сегодняшний день Китай – это экономическая супердержава, способная помочь африканским странам решить их насущные социально-экономические проблемы. По мнению ведущих экономистов, происходит усиление роли Китая в качестве крупного партнера ближневосточных и африканских стран под воздействием стремления КНР обеспечить надежный и устойчивый доступ к природным ресурсам развивающихся государств и превратить ряд китайских государственных компаний в ведущих участников мировой торговли и трансграничной инвестиционной деятельности. Динамичное развитие египетско-китайских отношений на рубеже XX–XXI веков позволяет говорить о том, что Каир придает огромное значение развитию стратегического сотрудничества с Китаем и хочет использовать его в целях экономического развития и упрочения своего положения на Ближнем Востоке, в арабском мире, Африке и в целом на международной арене.

 

Стремительный прорыв в высшую лигу мировых держав совершает Индия. За последние 10 лет ее экономика росла в среднем на 8 % в год, причем этот рост, который обеспечивается за счет преимущественно внутренних, а не иностранных инвестиций, считается более стабильным и здоровым, чем в Китае. Индия превращается в один из двигателей мирового технологического прогресса, а через 20–30 лет она, согласно прогнозам, станет третьей мировой державой после США и Китая. Индия – один из главных всемирных поставщиков программного обеспечения и ряда других высоких технологий. Здесь сформировался мощный средний класс, который более многочислен, чем в Европейском союзе.

Насколько можно судить, главная цель Индии – стать  важнейшим фактором влияния во всей Азии, в том числе и в ее нестабильных частях («расширенный» Ближний Восток, особенно Иран и страны Персидского  залива). Проводя курс постепенного сближения с Китаем, Дели одновременно стремится играть роль противовеса Пекину, хотя и не намерен превращаться в инструмент его «сдерживания».

В Южной и Юго-Восточной  Азии находится группа успешно развивающихся  «азиатских тигров». Высоких показателей  роста достигла Южная Корея, выходит  из долгосрочного кризиса Япония. В свете вышесказанного не подлежит сомнению, что соревнование за влияние  на Азиатский регион становится (как  в прошлые века борьба за Европу) главной составляющей международной  политики.

 Азии налицо тенденция  к формированию регионального  экономического центра – мягкого  интеграционного блока, способного  через десятилетие стать мощнейшим  средоточием экономической силы. Такой блок может основываться  на Ассоциации государств Юго-Восточной  Азии (АСЕАН). Не исключено, что  подобного рода альянс в конце концов перерастет в формальное интеграционное объединение наподобие Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) или Европейского экономического сообщества (ЕЭС) прошлых лет. Возможно усиление юаня, иены и рупии за счет доллара. Так или иначе, становлению нового объединения будет оказано серьезное противодействие (в первую очередь со стороны США), однако, этот процесс едва ли удастся остановить.

Возможные сценарии дальнейшего  развития событий

 В силу того, что  сейчас остается заметным противостояние  Запад-Восток, первой мыслью по  данному вопросу является: а не  начнется ли Третья мировая?  Такой вопрос не безоснователен. Если предположить такое развитие  международных отношений, то нужно  понимать, что эта война будет  носить иной характер. Практически  все понимают, что человеческие  жертвы совершенно не нужны.  На современном этапе, международные  конфликты будут носить скорее  экономический характер. Поскольку  все в мире взаимосвязано, «убить» страну экономически гораздо предусмотрительней, чем вводить войска.

Принято считать, что холодная война закончилась с распадом СССР. Однако уже сейчас можно судить о том, что эта война не прекращалась. Просто сейчас вместо Советского Союза  выступает Российская Федерация. Войска НАТО вплотную приблизились к границам России. Глупо было бы полагать, что  это делается «просто так». Это  является примером влияния на страну  помощью угрозы силы. Но «Сила» не обязательно  военная. Экономическая сила бывает гораздо опаснее.

Что касается Азиатского региона, то нет никаких серьезных причин прекращать свое развитие в области  Международных отношении. За исключением, пожалуй, Японии. Дело в том, что Японская экономика серьезно пошатнулась  из-за землетрясений, которые произошли  не так давно. И теперь Японии приходится направлять все силы на восстановление внутреннего беспорядка, отодвинув  на второй план важность международного влияния.


Информация о работе Развитие международных отношений в 2001-2011 годах