Региональная валютная система в современной мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение региональной валютной системы, проблем её функционирования в наше время, эволюции.
Постановка данной цели определяет следующие задачи:
1) Сравнительный анализ валютных систем;
2) Определение сущности региональной системы;
3) Определение причины расширения и последствия развития ЕВС.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Региональная валютная система в современной мировой экономике
1.1 Сравнительный анализ валютных систем
1.2 История создания и сущность региональной валютной системы
ГЛАВА 2. Эволюция Европейского валютного союза
2.1 Предпосылки создания ЕВС
2.2 Анализ состояния ЕВС
2.3 Причины расширения и последствия развития ЕВС
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курс работа.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

Введение «евро» - это стремлением поддержать стабильность, избежать очередного кризиса международной валютно-финансовой системы.

Международная роль «евро» проявляется в следующих  основных аспектах:

1) Использование «евро» в самом Европейском союзе, что сократила информационные и транзакционные издержки. При широком использовании «евро» в международных торговых операциях европейские экспортеры не  несут курсовые. «Евро» применяется в качестве валюты в коммерческих сделках, в которых не участвуют страны - члены Европейского валютного союза.

2) Европейский валютный союз сформировал один из самых широких в мире рынков государственных облигаций. С созданием Валютного союза любая эмиссия государственных облигаций стран-участниц  осуществляется в «евро». Вместе с тем европейские финансовые рынки, а значит и рынки государственных облигаций, сохраняют различия в налоговых системах.

3) Аспект связан со структурой активов инвесторов. Простой пересчет в «евро» активов, выраженных в европейских валютах, привел к тому, что более трети мирового портфеля данных активов деноминированы в «евро».

 

2.2 Анализ состояния  ЕВС

 

Курс евро за последние годы существенно укрепился  по отношению к ведущим мировым  валютам. Единая европейская валюта стала своеобразным противовесом американскому доллару.

Европейский центральный  банк (ЕЦБ) - ответственный за проведение кредитно-денежной политики в Еврозоне.  Первый в истории наднациональный  центральный банк. С переходом  большей части государств ЕС к  единой валюте евро ЕЦБ стоит во главе Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), которая включает все центральные банки стран ЕС. Центральные банки государств, входящие в зону евро, являются участниками ЕСЦБ с особым статусом: они не имеют права влиять на решения, которые действительны только для зоны евро.

Европейскому  центральному банку принадлежит  ключевая роль в осуществлении кредитно-денежной политики в рамках Европейской валютной системы. При этом его основная задача заключается в унификации требований, предъявляемых к финансовым инструментам и институтам в зоне евро, а также и методах проведения центральными банками кредитно-денежной политики. В частности, до создания ЕВС центральные банки отдельных государств использовали различные механизмы денежно-кредитного регулирования экономики. Различались механизмы рефинансирования кредитных институтов со стороны центральных банков.

Начавшийся в конце 2009г. кризис еврозоны продолжает набирать обороты. Долговые проблемы, зародившиеся в Греции, вскоре перекинулись на все южные государства Евросоюза. В результате власти союза были вынуждены вмешаться в происходящее и предоставить ряд стабилизационных кредитов – вначале Греции, а затем – Ирландии и Португалии.

Однако принятые  меры не остановили распространение кризиса. Европейские лидеры без устали собираются на экстренные заседания, но дело становится только хуже. Греции простили часть ее долгов, а остальные продлили на десятки лет в обмен на жесткие экономические меры, но в спасение страны рынки уже не верят. Примечательно, что ведущие агентства уже опустили ее рейтинг до дефолтного или преддефолтного состояния6.

Дело медленно, но верно движется к дефолту Греции и возможному исключению ее не только из еврозоны, но и всего ЕС, что  будет иметь самые плачевные  последствия как для Европы, так  и для единой европейской валюты. Ситуация усугубляется политическими кризисами, которые сотрясают проблемные государства еврозоны, и протестами населения, недовольного сокращением зарплат и социальных обязательств государства7.

Еврочиновники намерены лечить экономику Старого Света снижением бюджетного дефицита стран-участниц ЕС. Руководители 25 из 27 государств Евросоюза 2 марта 2012г. подписали так называемый Бюджетный пакт, предполагающий, что дефицит бюджета страны не должен превышать 0,5% номинального ВВП.

Для стран с низким уровнем госдолга этот потолок может быть увеличен до 1% ВВП. В отношении государств, чей годовой дефицит бюджеты превысит 3% ВВП, автоматически запускается процедура коррекции, отказаться от нее национальное правительство не в праве8.

Страны, подписавшие этот документ, берут на себя обязательство стремиться достичь этих показателей. По реалистичности и серьезности программ участники финансовых рынков смогут понять, насколько решительно государства настроены решать свои финансовые проблемы.

Собственно, успокоение финансовых рынков и биржевых спекулянтов – главная цель жесткой бюджетной дисциплины, то есть это своеобразный тактический шаг, призванный вернуть доверие инвесторов к еврозоне.

Благодаря тому, что Европейский  центральный банк проводил  долгосрочные операции рефинансирования, выдавая банкам льготные кредиты, МВФ теперь в меньшей степени нуждается в пополнении ресурсов, считают эксперты.

В декабре 2011г. страны еврозоны пообещали внести в МВФ 200 млрд. долл. для борьбы с кризисом суверенных долгов. Другие участники Евросоюза заявили о готовности выделить еще 50 млрд. долл. Кроме того, Япония и Китай ранее заявили о готовности сотрудничать по вопросу взносов в МВФ. По оценкам экспертов, их совместный взнос может составить 100 млрд. долл9.

Доклад «тройки» международных кредиторов (ЕС, МВФ, ЕЦБ), в котором приводится оценка действий Португалии по исполнению программы жесткой бюджетной экономии. В документе сказано, что страна неплохо справляется с реформированием своей экономики.

В 2011 году страна получила трехлетний заем объемом 78 млрд. евро от международных кредиторов. К экстренному финансированию «тройки» Португалию заставила обратиться чрезвычайно высокая стоимость заимствований, которая буквально отрезала страну от финансовых рынков. Инвесторы по-прежнему опасаются, что Лиссабон повторит сценарий Греции, учитывая высокий уровень госдолга страны и слабую возможность его погасить из-за медленного роста экономики10.

В этих условиях для евро только один долгосрочный путь – вниз. Европейский экспортно-импортный партнер – Китай, продолжает замедляться. Цены в самой зоне евро растут не с такой скоростью, чтобы это вызвало реакцию регулятора. И, скорее всего, ЕЦБ будет продолжать сверхмягкую политику. Все это подорвет основы европейской валюты.

Евро оказался под  давлением. Участники фиксируют  длинные позиции, после того как  стало ясно, что Греция  спасена от неконтролируемого дефолта. В то же время в Европе разворачивается параллельная борьба за финансовое регулирование в еврозоне.

 

2.3 Причины расширения и последствия развития ЕВС

 
          На протяжении десятилетий европейская интеграция развивалась по принципу синхронности и консенсуса. Любые новшества вводились сразу на всей территории ЕС, который благодаря этому оставался единым экономическим и социокультурным пространством. При этом отстающим странам и регионам выделялись огромные средства, чтобы они догоняли развитых и могли на равных участвовать в жизни союза. Некоторая асинхронность возникла из-за создания в рамках ЕС валютного союза (еврозоны), а также шенгенского визового пространства. В этих важных инициативах участвуют не все члены ЕС. С этим пришлось смириться, но подразумевалось, что страны, не вошедшие в еврозону и шенген, просто еще не готовы к этому и в принципе стремятся туда.

          Теоретики европейской интеграции давно предусматривали такие сценарии развития, как «Европа разных скоростей» или «Европа концентрических кругов». Их суть – в разделении ЕС на «ядро», осуществляющее самые смелые интеграционные проекты, и отстающую периферию. Имелось в виду, что этой периферией будут наименее развитые страны-члены, которые попросту не смогут угнаться за экономическими лидерами. Однако реальность, как всегда, оказалась шире всех наших представлений о ней. Например, экономическая отсталость (по европейским меркам) Греции и Испании не помешали им войти в интеграционное ядро ЕС – еврозону. А третья по величине и едва ли не самая конкурентоспособная экономика Европы – Великобритания – оказалась периферией интеграции. По собственному желанию.

Последние годы показали, что недоинтегрированная Европа способна порождать кризисы. Наличие единой валюты и отсутствие единой или сближенной бюджетной политики является фактором риска. Иными словами, важна даже не конкретная цифра предельного размера дефицита бюджета, а то, что этот показатель будет единым и обязательным для всех.

Евросоюз  дал большую свободу передвижения людей, товаров, услуг. Раньше деньги передвигались свободно, а работники и товары - нет. Но слишком разные страны входят в его состав.

Страны ЕС под мощным давлением одна за другой отказывались от национальных валют, но сохраняли  в неприкосновенности собственные  финансовые институты в виде Центробанков и госбюджетов. Это не могло не привести к перекосам, когда бюджетные дыры одних стран латались за счет более успевающих членов зоны евро.

В результате зародившийся в Греции кризис рынка гособлигаций превратился сейчас в системный кризис всей еврозоны. В условиях отсутствия у Евросоюза необходимых сил и средств для борьбы с ним, кризис носит неуправляемый характер, быстро распространяется на различные области экономики, включая  политический и социальный кризис стран еврозоны11.

Более того, кризис зоны евро грозит распространиться и на всю мировую экономику, вызвав в ней новые и тяжелые потрясения.

Жесткая бюджетная политика и сокращение госрасходов могут  привести к замедлению экономики, а  значит – к консервации или  усугублению кризисных явлений. 

Европа переживает экономический  и демографический спад. Доля ЕС в мировой торговле стабильно  падает, особенно экспорт. Его стареющее население оказывает давление на щедрые программы социального обеспечения и пенсий, что ведет к росту суверенного долга12.

Кризис евро коренится глубоко в несбалансированности между севером и югом, богатыми и бедными, экономиками, ориентированными на экспорт и на услуги, связанными между собой одной валютой и многочисленными правилами.

Проблема, которая  лежит в основе европейского кризиса, - потеря конкурентоспособности ряда стран еврозоны. После того, как была создана еврозона, затраты на рабочую силу в расчете на единицу продукции в Греции и ряде других периферийных стран сильно выросли, сделав их неконкурентоспособными. Но дешевизна займов позволяла правительствам привлекать на рынках столько денег, сколько они хотели. В прошлом проблему конкурентоспособности решали путем изменения валютного курса и прочими мерами внутри одной страны. Сейчас это невозможно.

Один из вариантов  последствий европейского кризиса - частичный выход некоторых стран  из еврозоны, к примеру, Греции, Португалии и Италии, и возможный отказ от евровалюты во избежание дефолта по своим обязательствам. Частичное списание долга ряда французских и немецких банков - это уже первый звоночек претворения в жизнь подобного алгоритма. Кроме того, «евротройку» могут наделить дополнительными функциями, в том числе задачей привлечения финансирования МВФ, предоставления гарантий и попытками оздоровить промышленность этих стран, что вряд ли возможно, поскольку рынки уже давно поделены между крупными глобальными концернами.

Еще один вариант - осуществление экспортных поставок в валюте альтернативной евро, но в определенных зонах.

И еще одно последствие - сворачивание банковской системы, что мы сейчас наблюдаем, резкое сжатие денежной массы и сворачивание рынка межбанковского кредитования, отсутствие денежной поддержки от американских банков европейским.

Конец евро — это конец  общего рынка внутри ЕС, потому что  продукция разных стран дорожает, появляются таможенные и валютные барьеры. Валюту на границах придется менять, а это стоит денег. Все подорожает, Европа станет неконкурентоспособной в глобальной экономике. Чтобы Европа создала рынок, состоящий из полумиллиарда человек, с общим потреблением и валютой для соперничества с другими, новыми центрами силы13.

Страны зоны евро обязались ужесточить соблюдение Пакта стабильности и роста, который лимитирует бюджетный дефицит государств сообщества тремя процентами национального валового внутреннего продукта, и госдолг - 60 процентами ВВП. Кроме того, в итоговом заявлении саммита было объявлено об усилении «регулирования и контроля за финансовыми рынками»14.

Между тем, Европа сегодня  просит об увеличении финансовой помощи через МВФ для создания европейской  системы финансовой защиты. В частности, директор-распорядитель МВФ Кристин  Лагард в своей речи в Берлине 23 января 2012 заявила, что Европа нуждается в более высоком экономическом росте, более прочных системах защиты и более глубокой интеграции, но при этом добавила, что другие страны мира должны также сыграть важную роль в восстановлении сбалансированного глобального экономического роста. Что касается многостороннего компонента, то Лагард заявила, что МВФ готов оказать помощь и стремится увеличить свои кредитные ресурсы на сумму до 500 млрд. долларов.

Государственный долг еврозоны в 2011 году достиг рекордной отметки за всю историю существования валюты евро.

Госдолг 17 стран –  членов зоны евро возрос до 87,2% ВВВ в 2011 году с 85,3% годом ранее. 

Наибольший госдолг зафиксирован у Греции (165,3% ВВП), наименьший –  в Эстонии (6% ВВП). 

Германия оказалась единственной страной в Европе, продемонстрировавшей снижение госдолга (с 83% до 81,2%). 
За финансовой помощью к Евросоюзу и Международному валютному фонду уже обратились три страны: Греция, Португалия и Ирландия. Теперь в наихудшем положении в еврозоне находятся Испания и Италия15.

Япония и Китай уже  заявили о том, что они совместно  будут рассматривать возможность  предоставления денежных ресурсов МВФ  при наличии официального запроса.

Информация о работе Региональная валютная система в современной мировой экономике