Роль НАТО в обеспечении международной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы изучить деятельность Североатлантического союза, уделив особое внимание сотрудничеству НАТО с государствами-партнерами в рамках программы "Партнёрства ради мира", роли НАТО в укреплении международной безопасности.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть историю и современное состояние НАТО;
раскрыть структуру и функции организации;
показать стремление НАТО к повышению своего глобального влияния путем включения в свой состав новых членов из Восточной Европы и СНГ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...…….3
ГЛАВА 1 РОЛЬ НАТО В УКРЕПЛЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ…….………………………………………………………….5
ГЛАВА 2 НАТО В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЕВРОПЕ….………………………10
ГЛАВА 3 ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ НАТО……………………………………………………………….…….17
ГЛАВА 4 ПРОГРАММА НАТО "ПАРТНЕРСТВОРАДИ МИРА"….………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..………………….……...……25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..…...27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2014.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

4. основные принципы работы Североатлантического альянса включают в себя общие политические обязательства и приверженность практическому сотрудничеству между странами НАТО. Их общая безопасность неделима. Поэтому при решении проблем, связанных с угрозой безопасности, отдельным странам-членам теперь не приходится полагаться на собственные силы и экономические ресурсы. Однако в НАТО нет такой страны, которая отказалась бы от права выполнения своих обязательств перед собственным народом, и все они по-прежнему несут индивидуальную ответственность за свою оборону.

5. североатлантический альянс позволяет странам НАТО совместными усилиями расширить свои возможности в решении жизненно важных задач национальной безопасности. В результате, несмотря на различия в условиях и относительных военных потенциалах, у них возникает чувство равной безопасности, что способствует укреплению их общей стабильности.

НАТО не является наднациональной организацией, а альянсом, созданным с целью предоставить возможность международного сотрудничества между независимыми суверенными государствами на договорной основе. Внутри НАТО не существует ни одного центрального органа, который мог бы навязывать свои взгляды странам-участницам, и ни одна из стран-участниц не имеет права принуждать остальных членов подчиняться её желанию. Решения принимаются при единодушном согласии всех стран-участниц[3, с. 91].

Процесс принятия совместных решений достигается путём консенсуса и общего согласия, страны-члены Североатлантического альянса считаются с точкой зрения каждой из стран.

Вооружённые силы НАТО - это многонациональный контингент, который сформирован из войск предоставляемых государствами НАТО на добровольной основе. Вооружённые силы НАТО обеспечивают безопасность государств-членов, участвуют в поддержании стабильности, мира и равновесия в Европе, а также в кризисном урегулировании и, наконец, обеспечивают оборону стратегической зоны альянса, которую охватывает Североатлантический договор.

Основные военные операции НАТО

Босния и Герцеговина. " Обдуманная сила" - кодовое название воздушных бомбардировок авиацией НАТО позиций боснийских сербов во время Боснийской войны в 1995 году.

С 1994 года НАТО предприняла ряд ограниченных вооружённых акций против боснийских сербов, участвовавших в продолжавшейся гражданской войне в Боснии. Однако нерешительность руководства Альянса приводила к минимальным результатам этих одиночных авиаударов. После того, как миротворческий контингент ООН, получив лишь символическую поддержку авиации Альянса, не смог предотвратить взятие сербами мусульманского анклава Сребреница в июле 1995 года, был разработан план крупной воздушной наступательной операции, направленной на подрыв военного потенциала сербской стороны [12, с. 7].

По мандату ООН после подписания Дэйтонских мирных соглашений в декабре 1995 года, НАТО развернула в Боснии и Герцеговине многонациональные Силы реализации (IFOR), которые контролировали выполнение военных аспектов мирного соглашения. Миссией IFOR было прекращение боевых действий и разъединение конфликтующих сторон, которые представляли новообразовавшиеся административно-территориальные единицы расколотой войной страны: Федерацию Боснии и Герцеговины и Республику Сербскую; а также обеспечение передачи между ними захваченных территорий. На протяжении одного года силы IFOR выполнили свою задачу, и в декабре 1996 года они были заменены меньшими по размеру Силами стабилизации (SFOR).

Косово. В 1998 году вооруженный конфликт в югославской провинции Косово, заселенной преимущественно этническими албанцами, превратил в беженцев более 300 тысяч человек. Югославское руководство игнорировало многочисленные международные требования вывести сербские силы и начать переговоры с албанским населением. В октябре 1998 года НАТО предупредила, что в случае невыполнения президентом Югославии Слободаном Милошевичем требований международного сообщества, против его режима будет применена военная сила. Президент Милошевич согласился выполнить ультиматум. Организация из безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ) развернула в Косово наблюдателей. Со своей стороны, НАТО организовала воздушное наблюдение и развернула силы специального назначения в Македонии.

В начале 1999 года началась новая вспышка насилия. Настойчивые попытки международной дипломатии урегулировать конфликт потерпели поражение, и в марте миссия наблюдателей была эвакуирована. Вскоре НАТО начала воздушную кампанию, нацеленную на конкретные объекты в Союзной республике Югославия. После 78 суток воздушных ударов режим Милошевича согласился выполнить международные требования НАТО и ЕС.

В результате подписания Военно-технического соглашения между командующими НАТО и вооруженных сил Югославии и в соответствии с мандатом ООН в Косово были развернуты силы НАТО KFOR. Их задачей было предотвращение возобновления боевых действий, создание безопасной среды, демилитаризации Армии освобождения Косово, поддержке международной гуманитарной деятельности и работы миссии ООН. Первоначально силы KFOR насчитывали до 43 тысячи человек. В результате постепенного сокращения контингент уменьшился почти вдвое - приблизительно до 24 000. В состав KFOR входили формирования из большинства государств НАТО, 15 стран-партнеров, а также Аргентины, Марокко и Новой Зеландии[3, с. 93].

Южная Сербия. В начале 2001 года НАТО, Европейский Союз и ОБСЕ разработали стратегию мирного урегулирования вооруженного конфликта в Южной Сербии, который угрожал стабильности в регионе. Волнения начались в конце 2000 года в Долине Прешево, где большая община этнических албанцев находилась под прямым правлением сербов и имела ограниченные политические и социальные права. Вооруженные стрелковым оружием боевики из числа этнических албанцев осуществили серию нападений на сербские подразделения сил безопасности в приграничной зоне безопасности - пятикилометровом буферном секторе вдоль внутренней границы Косово с Сербией. Этот участок территории, в который югославская армия не имела доступа, находилась под контролем сил НАТО KFOR.

Македония. В 2001 году НАТО развернула миссию для урегулирования кризисной ситуации в Македонии по просьбе ее правительства. Внутренние волнения в этой стране начались весной 2001 года, когда вооруженные группировки этнических албанцев выступили против органов власти. НАТО осудила нападения повстанцев и усилила контроль на границе с Косово. Вместе с тем. Альянс потребовал от правительства страны проведения конституционных реформ, направленных на решение проблем, которые вызвали недовольство этнических албанцев. Ключевую роль в этом процессе сыграл генеральный секретарь НАТО.

НАТО согласилась удовлетворить официальную просьбу Македонии предоставить военную помощь для демилитаризации, так называемой Национальной освободительной армии, которая состояла из этнических албанцев. Условием предоставления такой помощи было прекращения огня и подписание плана мирного урегулирования конфликта. После начала реализации Рамочного плана примирения НАТО направила в Македонию контингент в составе 3,5 тысяч человек для выполнения миссии по разоружения этнических албанских повстанцев. С декабря 2003 года, благодаря успеху, достигнутому в стабилизации ситуации, военная миссия была прекращена и заменена полицейской миссией ЕС [12, с. 8].

Афганистан. 11 августа 2003 года НАТО приняла ответственность за Международные силы содействия безопасности (МССБ) в Афганистане с целью предоставления помощи Переходному правительству этой страны в обеспечении безопасности в Кабуле и близлежащих территориях.

Международные силы содействия безопасности  - возглавляемый НАТО международный воинский контингент, действующий на территории Афганистана с 2001 года.

Международные силы по поддержанию безопасности были созданы в соответствии с резолюцией № 1386 Совета Безопасности ООН от 20 декабря 2001 года.  Их присутствие в стране после свержения режима талибов было необходимо для "оказания помощи афганскому Временному органу в обеспечении безопасности в Кабуле и прилегающих к нему районах, с тем чтобы афганский Временный орган, а также персонал Организации Объединенных Наций могли действовать в условиях безопасности". 

Руководство первой миссией МССБ, которая выполнялась силами разных стран, преимущественно членов НАТО, осуществляла Великобритания. Ее сменила Турция, затем Германия и Нидерланды. В октябре 2003 года в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН мандат МССБ был расширен. НАТО согласилась расширить свою миссию в Афганистане, в частности путем временного развертывания подразделений за пределами Кабула и принятия на себя военного командования группами восстановления провинций (ГВП). НАТО обязалась сохранять свое присутствие в стране, сколько это будет необходимо [12, с. 9].

Операция "Анаконда" (Афганистан). "Анаконда" - военная операция, проводившаяся международной коалицией во главе с США против сил террористической организации "Аль-Каида" в Афганистане в марте 2002 года. Одна из наиболее значительных и известных операций глобальной войны с терроризмом. 

Первый год после падения режима талибов прошёл в Афганистане спокойно. Единственным заметным военным событием стало сражение в долине Шахи-Кот (район Гардеза), куда силы талибов отступили из Кабула и Тора-Боры. В марте 2002 года войска НАТО провели в долине операцию "Анаконда". Сопротивление талибов оказалось намного сильнее, чем ожидалось, и операция переросла в самое крупное сражение с начала войны. После занятия долины войсками коалиции уцелевшие отряды боевиков рассредоточились в горных районах на юге страны или ушли в Пакистан. В течение весны-лета американские войска и силы ISAF продолжали операции на юге, практически не встречая противника. Боевые акции талибов ограничивались редкими обстрелами баз и конвоев иностранных войск.

Операция "Ахиллес" (Афганистан). "Ахиллес" - кодовое название военной операции, проводившейся силами НАТО в ходе контртеррористической операции в Афганистане в 2007 году.

Операция "Ахиллес" была начата 6 марта 2007 года в 5 часов утра по афганскому времени. На этот момент она являлась крупнейшей наземной операцией сил НАТО в Афганистане за всё время их пребывания здесь.  Целью операции "Ахиллес" было восстановление контроля над южной афганской провинцией Гильменд. Осенью 2006 года войска США уже действовали в этом районе, нанеся движению "Талибан" значительный урон. Однако талибы воспользовались зимним перемирием с афганскими властями для перегруппировки, и в начале 2007 года захватили город Муса-Кала.

В операции принимали участие 4500 военнослужащих НАТО из состава контингентов Великобритании, Нидерландов, Канады, Дании, а также 1000 солдат афганской национальной армии. Объединёнными силами командовал генерал-майор Тон Ван Лоон (Нидерланды), 1 мая сменённый генерал-майором Джако Пэйджем (Великобритания).

Операция "Ахиллес" завершилась 30 мая 2007 года. В результате действий сил НАТО за три месяца, по официальным данным, было уничтожено более 1000 боевиков и 28 взято в плен. Погибло 16 солдат НАТО (6 британцев, 6 канадцев, 2 американца, 1 голландец, 1 датчанин) и 19 афганских солдат [3, с. 96].

Основные принципы работы Североатлантического альянса включают в себя общие политические обязательства и приверженность практическому сотрудничеству между странами НАТО. НАТО не является наднациональной организацией, а альянсом, созданным с целью предоставить возможность международного сотрудничества между независимыми суверенными государствами на договорной основе.

 

ГЛАВА 3

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ НАТО

В настоящее время в результате большой активности на глобальном нефтяном рынке и недавнего роста цен, не говоря уже об угрозе террористических актов на важнейших объектах инфраструктуры, вопрос энергетической безопасности вновь приобрел стратегическое значение. Ряд последних событий повысил осознание странами НАТО своей потенциальной уязвимости в этой области [14, с. 53].

Учитывая существование прямой связи между поставками энергоносителей и безопасностью союзников по НАТО, а также непосредственного характера некоторых из этих угроз, неудивительно, что энергетическая безопасность стала вопросом, также обсуждаемым в НАТО. Североатлантический совет уже провел расширенное заседание по этому вопросу с участием экспертов из разных стран. НАТО обязана обсуждать любой вопрос, касающийся союзников, и поскольку определенные союзники в большей степени, чем другие, зависят от импорта природного газа, вполне естественно, что они хотят рассмотреть этот вопрос в структурах НАТО. 

Следует сразу ясно указать, что такие дискуссии и консультации не подразумевают автоматическое соглашение о том, что НАТО перейдет к действиям, или что НАТО заявит, что она берет на себя ведущую роль в области энергетической безопасности. Очевидно, что защита важнейшей инфраструктуры или варианты кризисного реагирования, связанные с применением вооруженных сил, являются лишь частью комплекса инициатив, необходимых для гарантии безопасности поставок энергоносителей. Например, уже имеется ряд инициатив государств «большой восьмерки», ЕС, Международного энергетического агентства и других организаций, направленный на повышение энергетической безопасности. Главное внимание в них уделяется всеобщему признанию Энергетической хартии, открытию рынков для иностранных инвестиций и сокращению нашей зависимости от ископаемых видов топлива. [5, с. 6].

Ввиду особой важности Ближнего Востока создание в этом регионе реального прочного мира также стало не только политическим приоритетом, но и первостепенной задачей энергетической безопасности. 

При этом, однако, НАТО может также внести важный вклад в международные усилия в области повышения энергетической безопасности в ряде «незанятых» областей и заняться решением конкретным задач в особой обстановке. Следует отметить четыре возможные области деятельности, в которой может принять участие НАТО.

НАТО может создать постоянный контрольно-оценочный механизм для наблюдения за событиями, связанными с энергетической безопасностью. Он может включать региональные политические консультации с союзниками и государствами-партнерами, проводимые на основе совместных результатах анализа и разведсводок Международного секретариата и Международного военного штаба. Важную роль могут также сыграть доклады, презентации и сотрудничество с участием специалистов, представляющих, например, МЭА и ведущие энергетические компании. Одному из уже существующих главных комитетов НАТО можно было бы поручить контроль за этой работой. Такая группа может готовить вопросы для рассмотрения на заседаниях Североатлантического совета, высшего руководящего органа НАТО. Кроме того, ввиду существования прямых связей между тенденциями в области энергетической безопасности, экономики и рынка в поддержку этой инициативы могла бы быть задействована другая группа, занимающаяся преимущественно экономическими вопросами [11, с. 7].

Информация о работе Роль НАТО в обеспечении международной безопасности