Роль России на мировом рынке услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынке – это поступающие на внешний рынок услуги, т.е. потребительские стоимости.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……2
1. Мировой рынок услуг…………………………………………….…..4
1.1Состав мирового рынка услуг…………………………………………..….4
1.2Регулирование рынка услуг…………………………………………….…..8
2.Структура и динамика мирового рынкау услуг………………….…13
3.Роль России на мировом рынке услуг. …………………………...…19
3.1Основные показатели экспорта и импорта……………………………….19
Заключение……………………………………………………...………40
Список использованных источников…………………………….……42

Вложенные файлы: 1 файл

мэмэо.docx

— 295.62 Кб (Скачать файл)

 

Увеличение объёмов импорта  происходило в равной степени  как за счет роста физического  объёма импорта на 1,3%, так и в  результате роста цен на 1,3%. При  этом физический объем импорта из стран дальнего зарубежья повысился  на 2,9%, из стран СНГ – спад на 9,3%. Средние импортные цены в торговле со странами дальнего зарубежья повысились на 3,0%, со странами СНГ – спад на 8,9%.

В наибольшей степени увеличились  физические объемы ввоза мяса птицы  – на 9,0%, сливочного масла – на 20,0%, сыров и творога – на 10,7%, цитрусовых плодов – на 8,8%, кофе –  на 24,0%, пшеницы и меслина –  на 31,3%, сахара-сырца – в 3,5 раза, алкогольных  и безалкогольных напитков – на 6,9%, сигарет – более чем в 1,7 раза, электроэнергии – почти в 2 раза, антибиотиков – на 26,6%, медикаментов – на 11,6%, удобрений – на 19,7%, химических средств защиты растений – на 16,0%, каучука – на 18,1%, тканей хлопчатобумажных – на 22,6%, труб стальных – на 16,1%, мебели – на 10,0%.

 

Наиболее существенно  снизились поставки по импорту молока и сливок несгущенных – на 31,8%, молока и сливок сгущенных – на 12,4%, ячменя – на 62,8%, масла подсолнечного  – на 35,1%, консервов из мяса –  на 24,1%, руд и концентратов алюминиевых  – на 70,9%,, угля каменного – на 41,4%, нефти – на 17,5%, нефтепродуктов – на 68,6%, проката плоского – на 27,0%, автомобилей грузовых – на 22,1%.

 

Таблица 6

Импорт основных потребительских  товаров

 

2011 г

2012 г.

Январь-март 2013

Млн. долл.

%

Млн. долл.

%

Млн. долл.

%

Автомобили легковые

19222,4

6,4

20216,5

6,5

4222,2

6,0

Медикаменты

10963,1

3,7

10758,8

3,4

2821,5

4,0

Одежда

948,6

0,3

7963,6

2,5

2113,7

3,0

Мясо свежемороженое

5282,3

1,8

5455,7

1,7

887,3

1.3

Цитрусовые

1577,8

0,5

1499,3

0,5

625,6

0.9

Мебель

2972,8

1,0

3246,5

1,0

750,0

1,1

Обувь кожаная

2283,0

0,8

2081,9

0,7

681,7

1,0

Рыба свежемороженая

1886,7

0,6

1952,6

0,6

528,6

0.8

Алкогольные и безалкогольные напитки

2764,0

0,9

3092,6

1,0

571,0

0.8

Чай

625,6

0,2

630,4

0,2

167,2

0,2

Мясо птицы

749,7

0,3

839,6

0,3

150,2

0,2

Сахар-сырец

1711,0

0,6

298,7

0,1

93,8

0,1

Сигареты

103,7

0,0

86,5

0,0

25,0

0,0

Сахар белый

206,3

0,1

42,1

0,0

8,6

0,0

Масло подсолнечное

126,0

0,0

22,5

0,0

1,0

0,0


В процентах к общему импорту.

Источник: по данным таможенной статистики

В отчетном периоде импорт машин, оборудования и транспортных средств увеличился по стоимости на 0,1% и составил 33637,4 млн. долларов, в том числе поставки из стран дальнего зарубежья увеличились  на 2,9%, из стран СНГ – спад на 22,3%. Физический объем импорта машинотехнической  продукции снизился на 3,2%, цены выросли  на 2,4%.

В суммарном импорте страны доля машинотехнической продукции в  январе-марте 2013 г. составила 47,8% (в январе-марте 2012 г. – 48,9%), в общем импорте из стран дальнего зарубежья – 49,6% (51,1%), из стран СНГ – 34,6% (36,8%).

Тенденции к повышению в развитии импорта в отчетном периоде наблюдались  по многим позициям товарной номенклатуры. Особенно заметно вырос импорт драгоценных  камней, драгоценных металлов и изделий  из них (на 29,3%), кожевенного сырья, пушнины  и изделий из них (на 12,0%), продукции  химической промышленности, каучука (на 9,6%), древесины и целлюлозно-бумажных изделий (на 8,4%), текстиля, текстильных  изделий и обуви – на 7,3%, продовольственных  товаров (на 5,9%).

Снизился стоимостной объем  ввоза минеральных продуктов (на 29,7%).

На этом фоне удельный вес продовольственных  товаров вырос с 13,2% в январе-марте 2012 г. до 13,6% в январе-марте 2013 г., текстиля, текстильных изделий и обуви  с 6,6% до 6,9%, продукции химической промышленности с 15,0% до 16,0%, древесины и целлюлозно-бумажных изделий – с 1,8% до 1,9. Снизилась  доля минеральных продуктов с 3,0% до 2,1%, машин, оборудования и транспортных средств с 48,9% до 47,8%.

сокращению стоимостного объема экспорта на 5,2%.

 

В импортной деятельности, в отчетном периоде 50,2% прироста произошло  за счет увеличения импортных цен  и 49,8% обеспечивалось в результате роста  физического объема ввоза.

 

В географическом распределении  товарных потоков торговли в январе-марте 2013 г. в экспорте товаров в страны дальнего зарубежья увеличение физического  объема вывоза не перекрыло снижение экспортных цен. В результате стоимость  российских поставок в страны дальнего зарубежья снизилась на 3,5%. В страны СНГ 75,6% падения стоимостного объема экспорта обеспечивалось снижением  физического объема вывоза и 24,4% за счет снижения цен. В импорте из стран дальнего зарубежья 48,6% прироста происходило за счет увеличения физических объемов ввоза и 51,4% - за счет роста цен. В страны СНГ падение стоимости импорта на 53,4% происходило в результате снижения физического объема ввоза и 46,6% - за счет снижения цен.

 

Рассмотрение факторов изменения  стоимостных объемов внешней  торговли свидетельствует, что в  условиях снижения стоимостных объемов  экспорта в результате понижательной  динамики экспортных цен (-4,2% в январе-марте 2013 г.) и снижения физических объемов  вывоза (-0,1%) наблюдается рост объемов  импорта за счет повышательной динамики физического объема импорта (+1,3%) в  условиях роста цен (+1,3%).

Мониторинг

В январе-марте 2013 г. против января-марта 2012 г. стоимостной объем  внешнеторгового оборота снизился на 2,6% (прирост на 15,5% в январе-марте 2012 г.), при этом объем экспорта снизился на 5,2% (прирост на 17,1% в январе-марте 2012 г.), импортные поставки выросли  на 2,5% (прирост на 12,4% в январе-марте 2012 г.).

 

В январе-марте 2013 г. против января-марта 2012 г. наблюдалась понижательная  тенденция в развитии российского  экспорта. Это связано в целом  со снижением экспортных цен и  снижением физических объемов вывоза.

 

Увеличение стоимости  импорта РФ по общему объему в январе-марте 2013 г. обеспечивалось в равной степени  за счет роста физических объемов  вывоза и цен.

 

Таблица 1

Индексы стоимости, физического  объема и внешнеторговых цен в  январе-марте 2013 г.

(январь-март 2012 г. = 100)

 

Индекс стоимости

Индекс физического объема

Индекс цен

ЭКСПОРТ

     

Всего

94,8

99,0

95,8

Дальнее зарубежье

96,5

100,9

95,7

СНГ

84,6

88,4

95,7

ИМПОРТ

     

Всего

102,5

 

101,3

Дальнее зарубежье

106,1

 

103,0

СНГ

82,6

90,7

91,1


 

В отчетном периоде отмечалось небольшое снижение товарооборота  со странами дальнего зарубежья (-0,2% против прироста на 18,0% в январе-марте 2012 г.), в том числе спад стоимости  экспорта (-3,5% против +20,5%) и увеличение импорта (+6,1%  против +13,5%).

 

В торговле со странами СНГ  наблюдается спад стоимостного объема товарооборота (-16,1% в январе-марте 2013 г. и +2,6% в январе-марте 2012 г.), снижение стоимостных объемов экспорта (-15,4% против +0,6% в январе-марте 2012 г.) и падение объемов импорта (-17,4% в январе-марте 2013 г. и +6,6% в январе-марте 2012 г.).

 

Географическое распределение  внешнеторгового оборота характеризовалось  повышением доли стран дальнего зарубежья  с 85,2% в январе-марте 2012 г. до 87,3% в  январе-марте 2013 г. и снижением доли стран СНГ с 14,8% до 12,7%.

 

Активное сальдо торгового  баланса составило 54,0 млрд. долл. и  снизилось по сравнению с январем-мартом 2012 г. на 8,6 млрд. долл. При этом несбалансированность торговли (доля сальдо в обороте) составила 27,7% и снизилась по сравнению с  январем-мартом 2012 г. на 3,6 п.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Роль международной  торговли, ее значимость в хозяйственных  связях определяется тем, что она  опосредует практически все виды МРТ, связывает  все страны мира в единое хозяйственное  целое. Международная торговля имеет, важнейшее значение для экономического роста и развития отдельных стран  в динамично развивающейся мировой  экономике.

В перспективе доминирующее положение в международной торговле услугами занимают и будут занимать услуги, связанные в основном с  обслуживанием трудовой деятельности.

Существуют механизмы  совершения сделок международной торговли услугами. Например, такие, как мобильность  продавца и мобильность покупателя. В целом можно сделать вывод  о том, что механизмы совершения сделок международной торговли услугами в настоящее имеют существенное значение и являются значимыми как  для покупателя, так и для продавца, поскольку они определяют возможность  и порядок предоставления услуги.

Также, исходя из рассмотрения структуры международной торговли услугами, можно определить, что  она весьма разнообразна. Существует довольно много классификаций международной  структуры услуг. Не обходимо отметить, что географически международная  торговля услугами является крайне неравномерной, поскольку на мировом рынке услуг  доминируют те страны, экономика которых  является развитой и принимает рыночный характер. Как уже говорилось, в  наибольшей степени спросом пользуются транспортные услуги и международный  туризм.

В настоящее время  можно  проследить растущую динамику международной  торговли услугами. Например, такими как: образовательные услуги, транспортные, международный туризм, деловые услуги, услуги связи и  пр.

 В целом можно с  уверенностью констатировать, что  с развитием высоких технологий  в области компьютеризации, а  также с развитием экономики  многих стран спрос на услуги  существенно возрастет.

 связи с развитием   международных отношений такая   сфера как международная торговля  услугами требует организации.  Поэтому с целью организации  совершения сделок международной  торговли услугами создано «Генеральное  соглашение о торговле услугами»  (ГАТС), которое регулирует различные  организационные и правовые вопросы  международной торговли услугами. Деятельность ГАТС является мощным  стимулом развития и оптимизации  международных отношений в сфере  торговли услугами.

Международная статистика свидетельствует  о том, что мировая  торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства.

Наибольшее значение в  международной торговле услугами имеют  транспорт и международный  туризм, поскольку эти виды услуг  пользуются наибольшим спросом.

В связи с особенностями  развития сферы услуг России можно  сказать следующее. В силу исторических особенностей, а также отчасти  в силу географических и экономических  особенностей, Россия является весьма молодым продавцом в международной  торговле услугами. Несмотря на вышеперечисленные  факторы, Россия имеет достаточно высокий  потенциал в международной торговле услугами, причем в таких отраслях, в которых может предоставить свои услуги далеко не каждое государство. Например, фундаментальные научные  исследования, качественное образование, высокие технологии, а также в  области освоения космоса. К тому же в силу географических особенностей Россия имеет большое значение как  государство, производящее транзитные перевозки грузов. В последнее  время у России также существует потенциал в развитии международного туризма.

Список использованных источников

  1. Ломакин, В. К.  Мировая экономика [Текст] : Учебник / В. К. Ломакин. - М. : Финансы : ЮНИТИ, 1998. - 727 с.
  2. Агапова, Т. А.     Макроэкономика [Текст] : Учебник / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина. - М. : Дело и сервис, 1997. - 416 с.
  3. Спиридонов, И. А.     Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России М. : ИНФРА-М, 1997. - 170 с.
  4. Зубченко Л.А. Проблемы включения России в глобальную систему мирового хозяйства // Экономические и социальные проблемы России, 2004, №2 (158). - С.158-178.
  5. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 510 с.
  6. Мировая экономика: учебник для студентов вузов / Под ред. Ю.А. Щербанина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 415 с.
  7. Симонов Ю.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 504 с.
  8. Шишков Ю. Международное разделение производственного процесса меняет облик мировой экономики // МЭИМО, 2004, №10. - С.15-25.
  9. Грачев Ю.Н., Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций. Раздел Х. Международная торговля услугами. Учебно-практическое пособие. - М.: ЗАО "Бизнес-школа", 2001 г.
  10. 2. Рыбалкин В.Е., Международные экономические отношения. Раздел III. Глава 11. Международная торговля товарами и услугами. Основные характеристики и показатели. Учебник для вузов / В.Е. Рыбалкин, Ю.А. Щербанин, Л.В. Балдин и др. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001 г.
  11. Панкратьева Н. Система статистических показателей сферы услуг как сектора экономики // Вопросы статистики. 2006. №4
  12. Яновский А. Современные формы международной торговли. //Универсал Маркет. 2004.
  13. Шейнов В. Искусство торговли. Эффективная продажа товаров и услуг. – М.: Издательство «Харвест», 2005. – 254 с.

Информация о работе Роль России на мировом рынке услуг