Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 12:41, курсовая работа
Цель курсовой работы:
– исследовать роль транснациональных корпораций в экономике различных групп стран: развитых, развивающихся, с переходной экономикой;
– исследовать проблемы контроля деятельности транснациональных корпораций.
Задачи курсовой работы:
– изучить содержание и сущность ТНК;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ……………………………………………………………………..…..3
1.1. Понятие и сущность транснациональных корпораций ……………………3
1.2. Эволюция и особенности развития ТНК …………………………………...8
1.3. Классификация ТНК …………………………………………………….....13
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОЛИ ТНК В СТРАНАХ С РАЗНЫМ ТИПОМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ ………………...……………15
2.1. Роль ТНК в экономике развитых стран ………………………………...…15
2.2. Влияние ТНК на экономическое развитие на примере развивающихся стран ………………………………………………………………...………..19
2.3. Проблемы функционирования ТНК в странах с переходной экономикой (Россия) ………………………………………………………………………......22
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ……………….……………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………
Таким образом, проблемами внутригосударственного регулирования деятельности ТНК выступают, во-первых, стремление стран базирования ТНК распространить внутреннее законодательство на зарубежные отделения компаний; во-вторых, недостаточность институтов национального законодательства принимающих государств.
Второй уровень регулирования составляют двусторонние инвестиционные соглашения, которые заключаются между заинтересованными государствами.
В своем исследовании В. В. Наталуха приводит следующие цифры. В 1971 - 1975 годах было подписано 75 соглашений, в 1976 -1980 гг. – 55, а 1981-1982 гг. – 26. Таким образом с 1948 по 1982 гг. их стало 202.
В научной литературе дается неоднозначная оценка подобным договорам. Так, Г.К. Дмитриева отмечает тенденцию к унификации содержащихся в них норм, которая подтверждается наличием большого числа соглашений, содержащих часто аналогичные, хотя и не идентичные нормы. Эксперты ООН говорят о подтверждении международного обычая, или, по крайней мере, расширяющейся государственной практике, которая в значительной мере содействует развитию международного права в области экономического сотрудничества. Однако есть авторы, придерживающиеся иной точки зрения. В частности, В. В. Наталуха указывает, что наименее развитые страны, нуждающиеся в притоке инвестиций, заключают подобные соглашения непосредственно с ТНК, тем самым предоставляя широкие льготы для иностранного капитала. Этим закрепляется неравенство сторон и подрывается стабильность международных экономических отношений. Тем не менее, практика показывает, что в настоящий момент наиболее распространенным способом регулирования деятельности ТНК является именно заключение договоров между принимающей страной и страной базирования.
Кроме того, следует подчеркнуть, что особая природа ТНК осложняет надзор за ними со стороны отдельных стран или даже групп стран. Сегодня ни одно государство не может утверждать, что оно обладает юрисдикцией над всеми частями одной ТНК в целом. Поэтому очевидно, что для эффективного регулирования деятельности транснациональных корпораций необходимы совместные действия всех государств.
Наконец, третьим уровнем регулирования деятельности ТНК выступают многосторонние международные договоры, которые в зависимости от числа участвующих в них стран, могут быть универсальными, региональными и субрегиональными.
Универсальное регулирование предпринимается под эгидой ООН на основании рекомендаций специально созданных органов – Межправительственной Комиссии по ТНК и Центра по ТНК. В 1975 году ими был разработан Кодекс поведения ТНК, положения которого запрещают применять дискриминационные меры в отношении партнера, закрепляют обязанности ТНК содействовать развитию научно-технического потенциала принимающей страны, предоставлять отчеты о своей деятельности, соблюдать требования финансового и налогового характера. Однако Кодекс до сих пор не принят. Основной причиной этому, как считает В.В. Наталуха, выступали расхождения между позициями основных групп участников переговоров по вопросам определения ТНК; соотношения между обязательствами ТНК и государств; возможности предоставления национального режима филиалам иностранных ТНК; применения обычного международного права в отношении деятельности ТНК; правил национализации имущества ТНК; юрисдикции при урегулировании споров. Например, если развивающиеся страны считали, что нормы кодекса должны носить императивный характер и содержать главным образом обязательства ТНК по отношению к принимающим государствам, то страны базирования ТНК настаивали на включении в документ взаимных обязательств ТНК и их партнеров. Более того, для эффективной реализации Кодекса поведения ТНК необходимо создание органа, полномочного выносить постановления, и международного механизма для применения соответствующих санкций.
Региональное регулирование деятельности ТНК предпринимается в рамках ЕС (Европейского сообщества), ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), ЛАЭС (Латиноамериканской экономической системы), СНГ (Содружества Независимых Государств) и ряда других организаций. В 1976 г. были приняты «Руководящие принципы для многонациональных предприятий ОЭСР», касавшиеся различных аспектов деятельности ТНК (обнародование информации, конкуренция и др.). Принципы регулирования деятельности ТНК в ЕС были сформулированы в докладе Комиссии ЕЭС «Многонациональные предприятия и законодательство сообщества» 1973 г. Фактически регулирование в рамках этих организаций свелось к регулированию правил конкуренции и защите свободной торговли. Позиция стран Латинской Америки по рассматриваемой проблеме была выражена в принципах, сформулированных на Х1Х сессии Экономической комиссии ООН. В них содержались требования, предъявляемые к ТНК на территории принимающего государства. Следует отметить, что принятые документы внесли позитивный вклад в сближение латиноамериканских стран, но не оказали практического воздействия на деятельность ТНК.
Более конкретный результат был достигнут странами-участницами Андского пакта (Колумбия, Венесуэла, Боливия, Эквадор, Перу и Чили), которые приняли решение 220 «Общий режим использования иностранного капитала, товарных знаков, патентов и лицензий», ориентирующее иностранный капитал на достижение целей иностранного развития, и решение № 46 «Режим многонациональных предприятий и регулирование использования субрегионального капитала», создавшее правовую основу для учреждения многонациональных компаний (МНК) латиноамериканских стран, которые должны были способствовать дальнейшему процессу интеграции в регионе и оказывать особое содействие в противоборстве с международным капиталом. Эти документы создали базу для дальнейшего развития законодательства в области регулирования деятельности иностранных и многонациональных предприятий, действующих в странах Андской группы.
Особое внимание следует уделить
правовому регулированию деятельности
ТНК в рамках СНГ, которое направлено на
создание многонациональных компаний
как важнейшего компонента интеграции
и инвестиционной деятельности. Одной
из основных проблем, сдерживающих развитие
ТНК в странах Содружества и не решенных
на сегодняшний день, является наличие
расхождений в национальных законодательствах.
Поэтому важным условием развития единого
постсоветского экономического пространства
должна стать гармонизация законодательства
по ТНК. Первым нормативно-правовым документом
по созданию ТНК в рамках СНГ было «Соглашение
о содействии в создании и развитии производственных,
коммерческих, кредитно-финансовых и смешанных
объединений» от 15 апреля 1994 года, которое
послужило основанием для принятия ряда
документов о формировании ТНК между правительствами
Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана,
Таджикистана и России. В марте 1998 г. была
подписана Конвенция о ТНК, которая констатирует
правовые основы сотрудничества стран
СНГ в области регулирования создания
и деятельности ТНК. Как отмечает В. Комаров,
сегодня на территории СНГ действует несколько
ТНК («Белорусско-Российско-
Подытоживая вышесказанное, сделаем выводы. Экономическая мощь ТНК, их влияние на мировую политику предопределило появление концепций о признании за ТНК международной правосубъектности, о необходимости формирования международного права корпораций.
Представляется, что для более эффективного правового регулирования ТНК наиболее перспективным является международно-правовая унификация норм, регулирующих создание и деятельность транснациональных корпораций. Это означает, что унифицированные нормы, включенные в соответствующие универсальные международные договоры, имплементируются в национальные правовые системы стран-участниц.
Надлежащее правовое регулирование ТНК может быть осуществлено только на основе взаимной увязки и согласования национальных и международных правопорядков на внутригосударственном, региональном и универсальном уровнях. Основой для этого на универсальном уровне является не признание ТНК субъектами международного права и придание их договорам с государствами международно-правового характера, считают некоторые специалисты, а тот факт, что они не теряют принадлежность к государству. Несмотря на глобальную деятельность ТНК, центр принятия решения остается национальным. Стало быть, деятельность ТНК должна регулироваться через государство. Что касается международного права, то оно призвано вырабатывать нормы, которые обязывали бы государства регулировать деятельность ТНК.
Пока не принято каких-либо универсальных правил; существующие международные нормативные акты носят декларативный характер, поскольку не хватает механизмов реализации. По моему мнению, наиболее эффективным должен стать именно международный уровень регулирования и контроля за деятельностью ТНК. Это та проблема, над которой еще предстоит много работать и теоретикам, и практикам.
Заключение
Транснациональные корпорации сегодня являются важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. ТНК представляет собой экономически и интеллектуально мощнейшие многоотраслевые компании с филиальной системой организации, обладающие высоким уровнем централизации, им свойственна международная территориальная и отраслевая подвижность капитала. ТНК располагают дочерними компаниями в 2-х или нескольких странах, независимо от юридической формы или сферы деятельности этих компаний, которые связаны между собой через отношения собственности и оказывают влияние на деятельность других компаний. Также ТНК имеют систему принятия решений, которая позволяет осуществлять согласованную политику и общую стратегию из одного или нескольких центров.
Транснациональные корпорации зародились относительно недавно, прошли три этапа развития, однако прошли достаточно сложный путь становления. ТНК появились в связи с процессами капитализации, глобализации, интернационализации и интеграции. На сегодняшний день ТНК занимают лидирующие позиции в системе бизнеса, что позволяет диктовать условия дальнейшего своего развития. Существует несколько типов ТНК: многонациональные, интернациональные, транснациональные и глобальные компании.
Что касается развитых стран, то современные ТНК играют не малую роль в их развитии. Они учувствуют в развития мирового хозяйства, процессов международного разделения труда, объективно регулируют мирохозяйственные отношения, осуществляя свои операции в целях извлечения высокой прибыли. В США, Япония, Норвегия, Швеция, Франция и других развитых странах сегодня существует приблизительно 35 тысяч ТНК развитых стран, контролирующих около 170 тысяч иностранных филиалов. 100 наиболее крупных ТНК развитых стран имеют 40-50 % всех зарубежных активов. ТНК развитых стран проникают в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли производства, которые требуют огромных инвестиций и высококвалифицированных работников.
Влияние ТНК на развивающиеся страны значительно. Они пополняют бюджет стран, захватывают и ускоряют процессы инноваций, обеспечивают занятость, улучшают социальные услуги рабочих, способствуют развитию НТП. С другой стороны ТНК подавляют своей мощью местные фирмы, устанавливает монопольные цены. Также они нарушают баланс заработной платы между работниками ТНК и местными фирмами и оказывают негативное влияние на окружающую среду. На примере американского влияния на такие страны как Гонконг, Сингапур , Индонезию, Тайвань Швейцарию, Италия, отражается реальность влияния ТНК на экономический прогресс, тем что высокоразвитые страны заинтересованы в социально-экономическом развитии периферии мирового хозяйства.
Страны с переходной экономикой отличаются от развитых и развивающихся стран тем, что их путь зарубежного инвестирования опирается на продвинутые технологические базы и технический уровень собственного управленческого персонала. Пример российских ТНК отражает недавний взлет корпораций по сравнению с другими странами в связи с нехваткой инвестиционных средств. Основная проблема, с которыми компании сталкиваются на первых порах за рубежом это первоначальная реакция на их инвестиционную активность со стороны принимающих государств ТНК стран с переходной экономикой. В течение буквально нескольких последних лет накопленный объем российских прямых инвестиций за рубежом практически вышел на уровень самых активных в этой области развивающихся стран. Анализ деятельности ТНК стран с переходной экономикой свидетельствует о том, что он становится серьезной силой на динамично меняющемся поле глобальной конкуренции.
Список используемой литературы
1. Авдокушин, Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. − 4-е изд., перераб. и доп.м / Е. Ф. Авдокушин. − М.: ИВЦ «Маркетинг», 2006 − 264 с.
2. Ада Авдокушин, Е. Ф. Некоторые особенности взаимодействия развивающихся стран с транснациональными корпорациями, Е. Ф. Авдокушин // [Электронный ресурс] : www. polbu.ru
3. Адаптация российских в различных странах // [Электронный ресурс] : www.vedomosti.ru
4. Березной,
А. Транснационализация
5. Булатова, А. С. Мировая экономика: учебник / А. С. Булатова. − М.: Юристъ, 2007. – 359 с.
6. Владимирова,
И. Г. Исследование уровня
7. Влияние ТНК на мировой экономический процесс // [Электронный ресурс] : www.eup.ru
8. Долгов, С. И. Транснациональные корпорации и прямые иностранные инвестиции как основа глобализации: учебник / С. И. Долгов. − М., 2007. – 201 с.
9. Зоны экономического влияния // [Электронный ресурс] : www. geopub.narod.ru
10. Инвестор получает
долю зарубежных активов
11. Казаков, И. А. Транснациональные корпорации и элементы регулирования в мировом экономическом пространстве / И. А. Казаков // Вестник МГ. Сер. 6, Экономика. − 2008. – № 6. − с.71.
12. Количество открывавшихся
американских заграничных
13. Кузнецов, А. В. Инвестиционные рекорды ТНК / А. В. Кузнецов. // [Электронный ресурс] : www.perspektivy.
14. Либман, А. Мировые
процессы транснационализации
15. Ломакин, В. К. Мировая экономика: учебник / В. К. Ломакин. − М.: Юнити − Дана, 2008. –359с.
16. Макконелл, К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика Т. 1. / К. Р. Макконелл, С. Л. Брю – М. : Республика, 2006. – 401с.
17. Международные отношения и мировая экономика // [Электронный ресурс] : revolution.allbest.ru
18. Миронов, А. А Концепции
развития транснациональных
19. Мовсесян, А. Б. Современные
тенденции в развитии и
20. О мировых инвестициях // [Электронный ресурс] : www.mid.ru
21. Окопова, Е. С. Мировая
экономика и международные
22. Роль ТНК в
экономической стратегии
23. Российские ТНК
в семействе международных
24. Тeмниченко, М. Ю. Транснациональные компании / М. Ю. Темниченко // Экономист. − 2003. − № 1, № 2.
25. Транснациональная корпорация // [Электронный ресурс] : www.krugosvet.ru
26. Федорченко, А. Российские ТНК / А. Федорченко // [Электронный ресурс] : www.mgimo.ru