Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 17:06, курсовая работа
Во все времена военная политика России была предметом повышенного интереса мирового сообщества, так как она напрямую влияла на безопасность не только собственно России, но и ее соседей, как ближних, так и дальних. В этом и заключается актуальность проблемы исследования.
Задачи исследования:
1. Изучение исторического аспекта развития и эволюции военно-политических отношений.
2. Выявление современных тенденций влияния военного фактора на систему международных отношений.
3. Исследование характера военной политики России на современном этапе, выявление перспективы его развития и изменения.
4. Изучение и выявление ключевых моментов Указа Президента Российской Федерации № 146 "О Военной доктрине Российской Федерации"3.
Введение………………………………………………………………….стр. 3-5
1. Военная сила в политике. Исторический аспект…………………….стр. 6-14
2. Роль военного фактора в современных международно-политических отношениях……………………………………………………………..стр. 15-19
3. Россия в системе военно-политических отношений: характер, направление политики, перспективы развития………………...…………………….стр. 20-26
Заключение…………………………………………..…………………..стр. 27-30
Список используемой литературы…………...……………………………стр. 31
Транснациональный характер
растущих угроз от террористической
деятельности и преступного экстремизма
ставит на повестку дня необходимость
международного сотрудничества России,
прежде всего с государствами-
Сегодня государства СНГ в силу их геополитического положения оказались на переднем крае борьбы с международным терроризмом, что подтверждают события на Северном Кавказе и в Центрально-Азиатском регионе. Ситуация может значительно осложниться в связи с крахом далеко идущих планов экстремистов на Северном Кавказе и сосредоточении основных сил джихада на Центрально-Азиатском направлении. Это не виртуальные сценарии, а вполне конкретные замыслы радикальной «перекройки» политической карты целого региона.
Реализация террористических целей силами международного терроризма и религиозного экстремизма может привести к коренному изменению геополитической ситуации в Центральной Азии с непредсказуемыми последствиями. Речь идет не просто о сохранении стратегической стабильности в регионе, а об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации и стран СНГ.
В-пятых, существенно повысилось значение негосударственных участников системы международных отношений для определения характера внешнеполитических приоритетов различных государств мира. Неправительственные организации, международные движения и сообщества, межгосударственные организации и неформальные «клубы» оказывают широкое, порой противоречивое воздействие на политику отдельных государств. Россия стремится к активному участию в основных межгосударственных и международных организациях для обеспечения различных аспектов своих внешнеполитических интересов и интересов в сфере безопасности.
3. Россия в системе
военно-политических отношений:
Во все времена военная политика России была предметом повышенного интереса мирового сообщества, так как она напрямую влияла на безопасность не только собственно России, но и ее соседей, как ближних, так и дальних. Сегодня военная политика России опять в фокусе всеобщего внимания.
Сущность современной
внешней военной политики России
не может рассматриваться в
1. Главными факторами,
определяющими характер
Новая система международных
отношений, обеспечивающая равную безопасность
всех государств, в ближайшие годы
создана не будет. В действующей
системе международной
2. Военный потенциал страны
продолжает оставаться главным
ресурсом обеспечения
Поэтому военная политика
России в целом не выходит за рамки
«национальной обороны». Не растут
показатели технического, научного, демографического
и духовного потенциалов
Главная составляющая современного
военного конфликта – информационно-
3. Теория и практика
военной политики России
Военная теория не дает практике реальных ответов на вопросы:
· каков возможный характер военных конфликтов будущего и сценарии участия в них России;
· какие государства являются потенциальными противники, а какие союзниками;
· в чем сущность новых способов и форм применения группировок ВС РФ;
· каковы современные особенности
организации взаимодействия всех элементов
военной организации
· какие негосударственные субъекты международных отношений могут обладать потенциалом вооруженного насилия и т.д.
Практика военного строительства, в том числе последняя реформа ВС РФ, пока не дает военной науке практических примеров, требующих научного обоснования и внедрения.
4. Результаты первого
этапа реформы Вооруженных Сил
не способствовали повышению
уровня военной безопасности
государства. Потребуется еще
несколько лет, прежде чем
Некоторые проблемы военной безопасности (повышение авторитета вооруженных сил как надежного института государства, повышение авторитета самого государства, определение нового статуса Вооруженных Сил в российском обществе) не могут быть решены в рамках военной организации государства, поскольку сегодня военная организация РФ не является системой в классическом ее понимании. Это, скорее, набор отдельных элементов без эффективных функциональных связей.
Совершенствование военной
организации РФ не стало действенным
механизмом развития политической и
экономической системы
Понимание базовых национальных
интересов России и основных инструментов
их обеспечения неразрывно связанно
со сложившимся местом России в системе
глобальных военно-политических отношений.
Сегодняшняя глобальная военно-политическая
обстановка характеризуется сочетанием
двух основных тенденций: с одной
стороны, стремления сформировать новую,
более справедливую и демократичную
систему международных
В данных условиях сохраняется значение военной силы как инструмента внешней политики и обеспечения национальных интересов того или иного государства.
Россия последовательно
выступает за создание такой системы
международных отношений, в которой
значение военной силы будет минимизировано
и ее функции сведены к задаче
сдерживания вооруженных
Обозначившийся с начала нового века выход России из состояния политического и экономического кризиса и существенное укрепление ее позиций на мировой арене в последнее время является важнейшей мировой тенденцией13. Это дает возможность говорить о необходимости формулирования новых приоритетов ее внешней политики, учитывающих новые реалии, но также и объективные геополитические потребности Российской Федерации, связанные с необходимостью обеспечения благоприятных условий для ее развития в качестве одного из ведущих государств мира.
Важнейшим аспектом, определяющим подходы к строительству и развитию военного потенциала России, является понимание характера отношений нашей страны с наиболее значимыми элементами современной системы международных отношений.
Анализ военно-политической ситуации в мире позволяет сделать вывод, что для России существуют реальные угрозы ее национальным интересам: внешние, внутренние и трансграничные.
К внешним угрозам относятся14:
- развертывание группировок сил и средств, имеющих цель военного нападения на Россию или ее союзников;
- территориальные претензии
к Российской Федерации,
- осуществление государствами,
организациями и движениями
- вмешательство во внутренние
дела Российской Федерации
- демонстрация военной
силы вблизи границ России, проведение
учений с провокационными
- наличие вблизи границ
Российской Федерации или
- нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;
наращивание группировок
войск, ведущее к нарушению
- расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности России или ее союзников;
- деятельность международных
радикальных группировок,
- ввод иностранных войск
(без согласия Российской
- вооруженные провокации,
включая нападения на военные
объекты Российской Федерации,
расположенные на территории
зарубежных государств, а также
на объекты и сооружения на
государственной границе
- действия, препятствующие
работе российских систем
- действия, затрудняющие
доступ России к стратегически
важным транспортным
- дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;
- распространение оборудования,
технологий и компонентов,
Таким образом, исходя из сложившихся военно-политических отношений Российской Федерации с другими странами и того, что высшим приоритетом государственной политики России является защита интересов личности, общества и государства, необходимо обозначить основные цели военной политики России на современном этапе:
1. Обеспечение надежной
безопасности страны, сохранение
и укрепление ее суверенитета
и территориальной целостности,
2. Воздействие на общемировые
процессы в целях формирования
стабильного, справедливого и
демократического миропорядка,
3. Создание благоприятных
внешних условий для
4. Формирование пояса
стабильности по периметру
5. Поиск согласия и
совпадающих интересов с
Информация о работе Роль военного фактора в современных международных отношениях