Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 17:20, реферат
Предпосылки для установления партнерских отношений СССР со странами Африки сформировались в первое десятилетие после Второй мировой войны, когда в результате успехов национально-освободительного движения появились независимые государства Африканского континента. Так, в 1948 г. было заключено первое соглашение о торговле с Египтом, далее подобные соглашения заключались в 1957 г. – с Тунисом, в 1958 г. – с Марокко, в 1959 г. – с Ганой, Эфиопией, Гвинейской Республикой. В начале 60-х годов, когда на карте появилось 17 независимых африканских государств, Советский Союз одним из первых установил с ними дипломатические отношения. К концу 80-х гг. у Советского Союза насчитывалось более 40 государств-партнеров, с которыми были подписаны долгосрочные межправительственные соглашения о торговле, со многими странами – соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве. В целом, технико-экономическое сотрудничество СССР с африканским регионом составляло 18% общего объема советского сотрудничества с зарубежными странами (с Азией – 22%).
РОССИЯ И АФРИКА: ЭТАПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ
Российско-африканские отношения сравнительно молодые. Они насчитывают немногим более ста лет. Взаимные контакты долгое время носили ограниченный, зачастую эпизодический характер, дипломатические отношения поддерживались с небольшой группой стран: с Эфиопией (с 1898 г.), Египтом (с 1943 г.), ЮАР (консульские отношения с 1943 г.).
Предпосылки для установления партнерских отношений СССР со странами Африки сформировались в первое десятилетие после Второй мировой войны, когда в результате успехов национально-освободительного движения появились независимые государства Африканского континента. Так, в 1948 г. было заключено первое соглашение о торговле с Египтом, далее подобные соглашения заключались в 1957 г. – с Тунисом, в 1958 г. – с Марокко, в 1959 г. – с Ганой, Эфиопией, Гвинейской Республикой. В начале 60-х годов, когда на карте появилось 17 независимых африканских государств, Советский Союз одним из первых установил с ними дипломатические отношения. К концу 80-х гг. у Советского Союза насчитывалось более 40 государств-партнеров, с которыми были подписаны долгосрочные межправительственные соглашения о торговле, со многими странами – соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве. В целом, технико-экономическое сотрудничество СССР с африканским регионом составляло 18% общего объема советского сотрудничества с зарубежными странами (с Азией – 22%).
Многие предприятия, построенные при финансовом и техническом содействии СССР, занимали центральное место в соответствующих отраслях промышленности африканских стран, являлись главными производственными элементами государственного сектора. На промышленность и энергетику приходилось более 2/3 объема советского содействия африканскому региону. При этом в промышленности отдавалось предпочтение тяжелой отрасли. Это отвечало политике индустриализации, которую в 60-70 годы многие африканские страны Африки взяли на вооружение, особенно страны социалистической ориентации (это происходило не без влияния Советского Союза). В качестве примера можно привести бокситодобывающий комплекс в Киндии (Гвинея), нефтеперерабатывающий завод в Ассабе (Эфиопия), металлургические комбинаты в Эль-Хаджаре (Алжир) и Аджаокуте (Нигерия), цементный завод в Диаму (Мали). Особенно выделялся Асуанский гидротехнический комплекс в Египте. В период с 1960 по 1970 гг. в африканских странах создавались целые отрасли промышленности: станкостроительная, радиотехническая, индустриальная и другие в Египте, нефтеперерабатывающие заводы в Эфиопии, нефтегазовые заводы в Алжире и пр.
Для сотрудничества Советского Союза со странами Африки были характерны высокие темпы роста: за 60-е годы его объемы выросли более чем в три раза, за 70-е увеличились еще почти в 4 раза. Внешнеторговый оборот СССР со странами Африки увеличился с 270 млн. руб. (в 1960 г.) до 3,5 млрд. руб. (в 1984 г.), т.е. в 13 раз. К середине 80-х гг. Советский Союз имел межправительственные соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве с 34 африканскими государствами.
В соответствии с межправительственными соглашениями в начале 80-х гг. советские организации оказывали содействие в строительстве 600 объектов в государствах региона (из них более 200 – промышленные предприятия). К этому времени было также построено и сдано в эксплуатацию 280 объектов, в том числе более 120 промышленных предприятий, 24 объекта электроэнергетики, 15 - черной и цветной металлургии, а также горнодобывающей промышленности, 8 объектов нефтегазовой промышленности, 26 - по металлообработке и ремонту оборудования, 14 - пищевой промышленности и т.п. .
Советское содействие наблюдалось и в освоении минеральных ресурсов Африки. Особенно наглядно оно проявилось в области добычи бокситов в Гвинее. Советскими специалистами проводилась геологическая съемка территории этой страны, выявление месторождений бокситов и других полезных ископаемых в районах городов Киндиа, Пита, Лабе, Теллимеле, Газаль (а начиная с 1990 г. и в зоне Гвинейского залива). В то же время оказывалась помощь в создании Национальной геологической службы, Центральной геологической лаборатории Гвинеи и организации добычи бокситов, одного из важнейших национальных богатств страны, запасы которого составляют около половины всех мировых запасов этого сырья.
При этом следует отметить, что в целом по объему содействия Африке геология и разведка недр находилась на предпоследнем месте (почти 4%), ниже находились лишь транспорт и связь (3,7%).
В отличие от промышленности сельскому хозяйству уделялось меньше внимания. Согласно данным Государственного комитета по экономическому сотрудничеству (ГКЭС), на промышленность приходилось 75-78% советского содействия, а на сельское хозяйство, где была занята основная масса населения Африки, выделялось всего около 5-6%. В целом Советский Союз оказал помощь в создании около 100 сельскохозяйственных объектов, в том числе около 20 государственных хозяйств и ферм (Гвинея, Бенин, Мозамбик, Ангола, Танзания и др.) К сожалению, многие из этих объектов оказались нерентабельными, а некоторые вообще прекратили существование (например, две животноводческие фермы в Гвинее, занимавшиеся выведением новых улучшенных пород крупного рогатого скота). Основные причины подобного положения заключались в слабом знании местных реалий, отсутствии у советских организаций необходимого опыта растениеводства и животноводства в тропических условиях, нехватке необходимых запасных частей к используемой технике, проблемах в области транспортировки продукции некоторых хозяйств.
Более успешным было советское содействие в создании 30 объектов ирригации и освоении новых земель, бурении на воду (Мали, Замбия, Гвинея-Бисау, Эфиопия, Мозамбик и др.); в строительстве большого количества экскаваторов(?) и складов для хранения сельскохозяйственной продукции, ветеринарных лабораторий, опытных станций. С рядом африканских стран СССР успешно сотрудничал в развитии морского рыболовства, в том числе, поставлялись рыболовецкие сейнеры, готовились национальные кадры (Мозамбик, Гвинея-Бисау, Ангола и др.).
Одной из важнейших сфер советского сотрудничества со странами Африки была подготовка кадровразного уровня. При содействии Советского Союза было подготовлено около 500 тыс. специалистов и квалифицированных рабочих-африканцев, в том числе 170 тыс. непосредственно в ходе строительства и эксплуатации объектов, когда советские инженеры, техники и рабочие передавали свой опыт и знания местным гражданам, работавшим рядом с ними.
Особое место в российско-африканских отношениях занимало военно-техническое сотрудничество.Еще с 60-х годов СССР начал поставлять оружие и военно-технические услуги странам континента. Тогда это сотрудничество определялось не экономическими, а скорее идеологическими соображениями и поставлялось на безвозмездной основе. Поэтому Москва придавала большое значение поставкам в страны Африки оружия. Большую часть оружия получали страны, провозгласившие так называемую "социалистическую ориентацию". По словам одного советского военного специалиста: «Во время одного из очередных кризисов в Анголе оружие перебрасывалось туда самолетами и морем и измерялось тоннами».
Поток военной помощи различной мощности шел в Анголу, Эфиопию, Сомали, Йемен, Мозамбик, Намибию, Алжир, Конго, Гвинею, Гвинею-Бисау, Кабо-Верде, Мали, Гану, Мадагаскар, Ливию, Чад Уганду, Нигерию, Замбию. Значительная военная помощь оказывалась и некоторым политическим группировкам, часть из которых трансформировалась в правящие партии. Фактически во всех этих странах работали, а часто и принимали участие в боевых действиях советские военные специалисты и советники. В 1963 г. распоряжением Совета министров СССР № 2099-рс от 3 октября было принято решение об оказании технического содействия Республике Гана в строительстве военного аэродрома для базирования реактивных истребителей. А в 1964 г. распоряжением Совета министров СССР № 2307-рс от 21 октября было принято решение о поставках в Гану торпедных катеров с боеприпасами, торпедной мастерской и запасных частей. Однако последнее решение, вероятно, выполнено не было. Кроме того, небольшое количество ганских военных прошло обучение в Советском Союзе. В 1965 г. советская военная помощь составляла 241 млн. долл., а к 1974 г. достигла 3,3 млрд. долл. С начала 80-х годов на Черный континент было поставлено более 700 вертолетов, в том числе около 150 ударных Ми-24 и его модификации Ми-25 и Ми-35.
В 1975 г. ливийцы получили 30 современных советских истребителей МиГ-23 с советскими пилотами и техниками для использования и обслуживания их в ливийских Вооруженных силах. Кроме того, туда были поставлены бомбардировщики Ту-22, хотя у Ливии в то время фактически не было обученных ливийских летчиков, готовых летать на них. В 1977 г. начались поставки в Ливию советских кораблей. В военных учебных заведениях СССР в начале 1980-х гг. проходили обучение 100 ливийских военных моряков и 16 летчиков. Поставляемая Советским Союзом техника была сложной, советские моряки помогали ливийцам ее осваивать. Так, в 1977 – 1983 гг. на шести советских подлодках проекта 641К в течение длительного времени, помимо обученной в СССР ливийской команды, находилось по 12 советников на каждой из них. Всего же за период с 1973 по 1975 гг. в Ливию было командировано около 500 военных советников, специалистов и переводчиков. В дальнейшем оно достигло 1000 человек.
В 1962 г. в Советском Союзе было принято решение о предоставлении Сомали кредита в 32 млн долл. для модернизации армии и увеличения ее численности до 14000 человек. А в 1965 г. СССР начал создавать сомалийский военно-морской флот с использованием советской техники и специалистов.
Эфиопии оказывалась помощь для перевооружения национальной армии. Уже в декабре 1976 г. между СССР и Эфиопией было заключено секретное соглашение о военной помощи, объем которой оценивался в 100 млн долларов. В 1977 г. в Эфиопии к власти пришел Менгисту Хайле Мариам. В страну буквально «хлынули» широким потоком советские военные поставки. Первая крупная партия вооружения из Советского Союза оценивалась в 338 млн. долл. Она включала 48 истребителей различных модификаций, более 300 танков Т-54 и Т-55, установки залпового огня БМ-21 «Град», артиллерийские системы различного калибра. Советские воины принимали участие наряду с эфиопскими воинами участие в боевых действиях во время эфиопо-эритрейского вооруженного конфликта 1978 – 1991 гг. Однако к лету 1989 г. советские военные советники были выведены из состава эфиопских частей. Москва официально заявила, что участие во внутренних конфликтах не входит в сферу деятельности советников и специалистов. С этого момента военная вовлеченность СССР в вооруженную борьбу в Эфиопии стала снижаться.
По оценкам Лондонского международного института стратегических исследований, доля советских вооружений в арсеналах государств Африки к началу 90-х годов была очень высока: более 70% танков, 40% самолетов и 35 % вертолетов.
Смена в 90-х годах политического строя и затяжной социально-экономический кризис в России привели к кризису российско-африканских отношений, который обострился общим «уходом» России из стран третьего мира. Среди бесспорных причин ослабления связей можно назвать идеологизацию, отсутствие традиций экономического сотрудничества, а также недостаточное знание африканских реалий у тех советских руководителей, которые принимали решения.
С первых лет советско-африканского сотрудничества претворение в жизнь идеологических принципов столкнулось на практике с существенными препятствиями. Сама категория «стран социалистической ориентации», которые должны были превратиться, согласно советской концепции, в форпосты сотрудничества с Африкой, оказалась очень неустойчивой. Так, страны, которые в 60-х годах были провозглашены государствами социалистической ориентации – Египет, Гана, Мали, Гвинея, Судан в дальнейшем изменили свой политический курс. В то же время в 70-х годах другие страны региона - Эфиопия, Ангола, Мозамбик, Бенин, Сан-Томе и Принсипи встали на путь социалистической ориентации.
Несмотря на оказываемую технико-экономическую и финансовую помощь Советского Союза этим странам, в 70-х – 80-х гг. результаты их социально-экономического развития оставались на низком уровне, пожалуй, за исключением Египта и Алжира. В результате из 40 стран региона, с которыми были заключены межгосударственные соглашения, торгово-экономические отношения поддерживались лишь с ограниченной группой стран. Прежде всего, это более развитые страны Северной Африки – Алжир, Египет, Ливия, Марокко, Тунис, Судан, на которые в 1960-1990 гг. приходилось более двух третей торгового оборота СССР с Африкой. В субсахарской Африке крупные внешнеэкономические партнеры СССР довольно часто менялись, главным образом, по политическим мотивам. В 80-х годах это были Нигерия, Ангола, Мозамбик, Гана, Кот - д’Ивуар.
В целом основным препятствием для развития советско-африканских экономических отношений явилось нарушение их главного принципа – взаимной выгодности. «Престижные» проекты осуществлялись без критической оценки учета долгосрочных интересов.
Например, несмотря на масштабное сотрудничество с Гвинеей, эффективность экономических связей между двумя странами была низкой. Торговые организации СССР недостаточно изучали гвинейский рынок для обеспечения поставляемых изделий и их адаптации к местным условиям. Российский исследователь С.В.Мазов приводит такой пример. Корреспондент Московского радио в Конакри в частной беседе с американским журналистом в 1962 г. сообщил: «Мы давали им все, что они хотели, а они не знали, что с этим делать». Или другое меткое сравнение американского посла в Гвинее Уильяма Эттвуда, который занимал этот пост с мая 1961 по май 1963 гг.: «Гвинейцы относились к советским товарам, как к подаркам Санта-Клауса, и ни от чего не отказывались. В результате часть товаров широкого потребления оказывалась или ненужной вовсе или ненужной в поставляемых объемах, а транспортные средства и машинное оборудование простаивали или быстро выходили из строя из-за неумелой эксплуатации. Впечатления этого посла от посещения торговых складов и порта в Конакри: "Благодаря советским …кредитам на закупки товаров в Конакри поступал фантастический набор предметов. Склады были завалены бесчисленными унитазами (не было в Гвинее столько туалетов) и консервированным мясом крабов русского производства, которого хватило бы лет на пятьдесят. Наглядна реплика посетившего Гвинею в ноябре 1961 г. сотрудника Африканского отдела внешней разведки КГБ В.А.Кирпиченко: «Груды нашей ржавой техники повсеместно, в основном грузовых автомобилей. Здесь, как выяснилось поздно, нет людей, которые могут их обслуживать. Это нагромождение металла – достойный памятник нашей расточительной бесхозяйственности. А грузовики все гонят и гонят в Гвинею».
Информация о работе Россия и Африка: этапы сотрудничества и перспективы