Россия и ВТО: проблемы вступления и перспективы участия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2012 в 21:21, реферат

Краткое описание

Насчет нестандартных условий, которые, по заявлению Владимира Путина, нам пытались навязать представители ВТО, все понятно — дискриминировать себя мы не позволим: в конце концов, даже те выгоды от присоедине­ния к ВТО, которые сегодня кажутся бесспор­ными, не оправдывают очередного унижения России перед всем миром и краха потенциаль­но конкурентоспособных секторов хозяйства, не готовых прямо сейчас на равных ввязаться в рыночный бой с иностранцами.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Основные цели и структура ВТО…………………………………………..5
2. Этапы и ход присоединения России к ВТО……………………………….16
3. Выгоды и издержки присоединения России к ВТО………………………23
4. Поддержка России по присоединению к ВТО…………………………….30
Заключение………………………………………………………………………..32
Библиография……………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Россия и ВТО.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)


ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТРАН АТР

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

КУРСОВОЙ РЕФЕРАТ

На тему

«Россия и ВТО: проблемы вступления и перспективы участия»

Студента группы 1137 А Кандинского

Александра Александровича

                     Научный руководитель: Середенко Оксана Владимировна,

ассистент кафедры

Подпись________________

«Допущен к защите.                                      «Защищена с оценкой_____________»

Зав. кафедрой                                                              

______________ (Подпись)                                               ______________ (Подпись) Дата «___» _____________                                                Дата «___» _____________

Владивосток

2004 г.

Содержание

 

                                                                                                                стр.

Введение………………………………………………………………………….3

1.      Основные цели и структура ВТО…………………………………………..5

2.      Этапы и ход присоединения России к ВТО……………………………….16

3.      Выгоды и издержки присоединения России к ВТО………………………23

4.      Поддержка России по присоединению к ВТО…………………………….30

Заключение………………………………………………………………………..32

Библиография……………………………………………………………………...35

 

ВВЕДЕНИЕ

Мы твердо приняли ре­шение двигаться в нап­равлении вступления в ВТО. и это решение бу­дет реализовано», — за­явил Владимир Путин на выездной сессии Всемирного экономического форума в Мос­кве, состоявшейся в октябре 2001 г. Но, подтвердив в очередной раз решимость Рос­сии присоединиться к ВТО, президент тут же отметил, что все действия в этом направ­лении будут сопоставляться с интересами на­циональной экономики. В частности, как подчеркнул глава российского государства, «мы но согласимся ни при каких обстоятельствах на вступление в ВТО на нестандартных условиях».

Насчет нестандартных условий, которые, по заявлению Владимира Путина, нам пытались навязать представители ВТО, все понятно — дискриминировать себя мы не позволим: в конце концов, даже те выгоды от присоедине­ния к ВТО, которые сегодня кажутся бесспор­ными, не оправдывают очередного унижения России перед всем миром и краха потенциаль­но конкурентоспособных секторов хозяйства, не готовых прямо сейчас на равных ввязаться в рыночный бой с иностранцами.

Ключевой вопрос переговоров о вступле­нии в ВТО — где находится предел уступок, перейдя который мы не сможем компенси­ровать потери от присоединения к ВТО вы­годами. Причем ответить на этот вопрос, не анализируя в деталях ситуацию в различных секторах российского хозяйства, в принци­пе невозможно.

Сегодня можно достаточно точно назвать как отрасли, которые выиграют от вступле­ния в ВТО (например, черная металлургия и химическая промышленность, в отношении которых то и дело затеваются антидемпинговые расследования), так и отрасли, кото­рым это сулит немалые проблемы (автомо­билестроение, банковский и страховой сектора и практически все производства импортозаменяющей продукции). Однако даже среди специалистов нет единства в ком­плексной оценке последствий вступления России в ВТО. Другими словами, отрасле­вые интересы сегодня очевидны, а вот о на­циональных говорить весьма сложно.

«Одним из негативных моментов вступ­ления в ВТО является то, что наша наука не очень хорошо анализирует эти вещи, для анализа экономического явления должна сложиться школа, накопиться знания.  У нас в силу ряда обсто­ятельств такой школы не сложилось, нес­мотря на титанические усилия отдельных людей. Специалистов, способных понимать все это в целом, в комплексе, к сожалению, нет, поэтому мы в своих действиях основы­ваемся прежде всего на диалоге с предста­вителями реальной экономики, а не на ре­комендациях и оценках нашей науки».

Отметим, что невозможность комплексной оценки последствий присоединения России к ВТО обусловлена и еще одной, гораздо бо­лее важной причиной — атмосферой тайны, сопровождающей переговоры. Государственные чиновники, входящие в состав комиссии по переговорам о вступле­нии России в ВТО, предпочитают не распространяться даже о тех позици­ях, по которым достигнуты конкрет­ные договоренности. Хотя очевид­но, что российским бизнесменам жизненно важно знать, на каких ус­ловиях им придется конкурировать с иностранными фирмами на нашем же рынке через два-три года.

 

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И СТРУКТУРА ВТО

Всемирная торговая организация (ВТО) была учреждена 8 де­кабря 1994 г. и начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО является правопреемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), существовавшего с 1947 по 1995 г.

Всемирная торговая организация представляет собой свое­образный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется подавляющая часть мировой торговли товарами и услугами.

К основным многосторонним соглашениям ВТО относятся сле­дующие:

I. Многосторонние соглашения по торговле товарами, среди ко­торых основными являются:

·  Генеральное соглашение по тарифам и торговле (в редакции 1994г.);

·  Соглашение по сельскому хозяйству;

·  Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;

·  Соглашение по текстильным изделиям и одежде;

·  Соглашение по техническим барьерам в торговле;

·  Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМс);

·  Соглашение по применению статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпин­говая пошлина);

·  Соглашение по применению статьи VII ГАТТ-94 (Оценка това­ров в таможенных целях);

·  Соглашение по предотгрузочной инспекции;

·  Соглашение по правилам происхождения;

·  Соглашение по процедурам импортного лицензирования;

·  Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;

·  Соглашение по (чрезвычайным) защитным мерам.

II. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

III. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

IV. Соглашение по правилам и процедурам, регулирующим раз­решение споров.

V. Механизм обзора торговой политики.

VI.  Плюрилатеральные соглашения (с ограниченным кругом участников, т. е. не обязательное для всех членов ВТО): Соглаше­ние по торговле гражданской авиатехникой и Соглашение по пра­вительственным закупкам[1].

 

Структура Всемирной торговой организации.

Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая пред­ставителей всех участников ВТО. Сессии собираются по крайне мере каждые два года.

Между сессиями по необходимости созывается Генеральный совет (ГС), состоящий также из представителей стран-членов ВТО.

Кроме того, Генеральный совет администрирует деятельность по урегулированию споров и Орган по обзору торговой политики. Под руководством ГС работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав на интел­лектуальную собственность.

Министерская конференция создает Комитет по торговле и раз­витию, Комитет по ограничениям в целях обеспечении равновесия платежного баланса, Комитет по бюджету, финансам и администра­ции, Комитет по торговле и окружающей среде, а также комитет по региональным торговым соглашениям. Членство в советах и коми­тетах открыто для всех участников ВТО.

Министерская конференция назначает Генерального дирек­тора ВТО. Гендиректор назначает сотрудников Секретариата ВТО и определяет их обязанности и условия прохождения службы в соот­ветствии с положениями, принятыми Министерской конференцией[2].

В ВТО практикуется принятие решений консенсусом. При его отсутствии решение принимается большинством голосов, если друго­го не предусмотрено. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, интеллектуальной собственности, освобождение от приня­тых обязательств (вейвер) принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов.

По состоянию на начало 2001 г. полноправными участниками ВТО являлись 140 стран, еще более тридцати государств находятся на различных стадиях процесса присоединения к ВТО. Среди этих пре­тендентов — Россия, Китай, Тайвань, Саудовская Аравия и Украи­на, а также большинство стран СНГ. Еще около 60 международных организаций имеют статус наблюдателя при ВТО.

Необходимо отметить, что процесс присоединения достаточно долгая и сложная процедура. В частности, серьезные проблемы для ВТО связаны с приемом Китая, переговоры с которым продолжа­ются уже около 15 лет. Однако до сих пор Китай не соглашается открыть свой гигантский рынок в той степени, как того требуют США, ЕС и другие ключевые игроки ВТО.

6.2. Перспективные направления деятельности ВТО

В настоящее время правилами ВТО регулируется почти 95% стоимостного объема мировой торговли.

Одной из основных тенденций в развитии мировой торговли яв­ляется ее либерализация и глобализация.

Завершение переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ (1986—1994 гг.) дало возможность к началу третьего тысячелетия уменьшить средний уровень таможенного обложения товаров в ми­ровой торговле:

• для промышленно развитых стран с 6,3% до 3,9%,

• для стран с переходной экономикой с 8,6% до 6,0%,

• для развивающихся государств с 15,3% до 12,3% (средний уровень российских ввозных пошлин в 2000 г. составлял пример­но 12%).

Кроме того, планируется значительно либерализовать торговлю услугами, ужесточить меры по защите интеллектуальной собствен­ности.

Глобализация экономической активности прежде всего прояв­ляется в том, что большинство товаров поступает на мировой рынок либо через внешнюю торговлю, либо изготовляется в стране с ис­пользованием иностранного компонента.

С точки зрения политики, глобализация означает, что правитель­ства должны учиться сотрудничать в более широком круге облас­тей, чем в прошлом.

По мере совершенствования международных правил сокраща­ется поле для внутренней политики. Действительным выражением

суверенитета в современном мире является способность демокра­тически избранных правительств четко выражать интересы избира­телей посредством переговоров и международных обязательств.

Процесс глобализации не проходит безболезненно. Неизбежны социальные издержки в связи с экономической интеграцией и тор­говой либерализацией, но в целом этот процесс приносит выгоды.

Повышается эффективность производства за счет углубления специализации, благодаря росту торговли усиливается экономичес­кая активность и новые рабочие места создаются в большей мере, чем сокращаются старые.

Начальный период деятельности ВТО можно охарактеризовать как сочетание позитивных итогов с обязательствами, которые еще предстоит выполнить. Среди позитивных итогов следует выделить следующие:

•  реализация соглашений Уругвайского раунда переговоров (в результате переговоров было подписано свыше 50 документов — соглашений, решений, деклараций, протоколов и пр.);

• разрешение торговых споров (создан уникальный и достаточно эффективный механизм их разрешения и значительная часть подан­ных в ВТО жалоб была урегулирована без обращения в высший арбитражный орган этой организации, т. е. в процессе консульта­ций заинтересованных сторон);

• создание апелляционного органа;

• расширение числа членов организаций;

• торговля и окружающая среда (ВТО разработала широкомас­штабную программу деятельности в этом направлении)[3].

В то же время медленно идут переговоры в таких секторах сферы услуг, как финансовые, телекоммуникационные, перемещение через границу физических лиц, предоставляющих услуги, морское судо­ходство. Хотя первоначально установленные сроки прошли, но диа­лог продолжается и может привести к взаимоприемлемой догово­ренности.

На министерской конференции (являющейся высшим органом ВТО), прошедшей в декабре 1996 г. в Сингапуре, были определены перспективные цели Всемирной торговой организации.

В качестве основной цели следует выделить либерализацию торговли товарами и услугами через совершенствование тор­говых правил.

Проблема заключается прежде всего в разном понимании этой цели. Одна группа стран не проявляет заинтересованности в уве­личении своих обязательств по либерализации, взятых во время Уругвайского раунда, тогда как другая, наоборот, предлагает ускорить и расширить снижение таможенных тарифов, проработать возможность либерализации торговли профессиональными видами услуг (имеются в виду услуги врачей, юристов, артистов, ученых и т. д.), больше гармонизировать технические стандарты и упростить правила определения происхождения товаров.

К этому следует добавить договоренность на Уругвайском раунде о том, чтобы до конца столетия начать переговоры о дополнитель­ных обязательствах по так называемой встроенной повестке в сфере сельского хозяйства и услуг, ряда других Соглашений ВТО, продол­жить рассмотрение проблем взаимосвязи торговли и окружающей среды, регулирования инвестиций и конкурентной политики, трудо­вых стандартов, региональных торговых соглашений и т. д.

Информация о работе Россия и ВТО: проблемы вступления и перспективы участия