Рынок оружия России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 12:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ состояния современного рынка вооружения, спроса и предложения на этом рынке, анализ стран экспортёров/импортёров вооружения. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
проанализировать статистические показатели мирового рынка вооружений;
проанализировать статистические данные по странам экспортёрам/импортёрам;
проанализировать рынок вооружения России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1. Мировой рынок оружия………………………………….…….……...……..3
1.1Страны-экспортёры оружия ……….……………………. ………………...6
1.2 Страны-импортёры оружия ……………………………………………….9
2. Рынок оружия России……………………………………………………….11
2.1 Стратегии военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами…………………………….…………………………………...…14
Заключение………………………………………………………………….……19
Библиографический список…………………………………………..…………20

Вложенные файлы: 1 файл

МИРОВОЙ РЫНОК ОРУЖИЯ.docx

— 290.04 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

1. Мировой рынок оружия………………………………….…….……...……..3

1.1Страны-экспортёры оружия ……….……………………. ………………...6

1.2 Страны-импортёры оружия ……………………………………………….9

2. Рынок оружия России……………………………………………………….11

2.1 Стратегии военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами…………………………….…………………………………...…14

Заключение………………………………………………………………….……19

Библиографический список…………………………………………..…………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

     В структуре мирового товарного рынка особое место принадлежит мировому рынку оружия, который служит своеобразным индикатором геополитической и стратегической обстановки в мире и в значительной мере определяет вектор развития общемировой системы безопасности. Этот рынок является предметом пристального внимания и объектом постоянного мониторинга, как со стороны правительственных органов, так и со стороны мировых экспертно-аналитических центров.

     Данная тема  довольно актуальна, так как постоянно действующим нециклическим фактором конъюнктуры мирового рынка оружия является политический. Обстановка в мире (вооруженные конфликты различной степени интенсивности, нестабильность в отдельных национально-государственных образованиях, дестабилизация обстановки в "горячих точках" и т.д.) оказывает решающее влияние на повышающийся или понижающийся тренд в развитии этого рынка.

     Пространственная структура мирового рынка оружия формируется региональными рынками, которые, в свою очередь, подразделяются на страновые. Рыночные контакты базируются на международных военно-экономических отношениях (МВЭО) как совокупности связей между национальными правительствами, а также хозяйствующими субъектами по поводу разработки, производства, распределения, обмена (обращения) и потребления военных товаров, работ и услуг.

     Целью работы является анализ состояния современного рынка вооружения, спроса и предложения на этом рынке, анализ стран экспортёров/импортёров вооружения. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: 

  1. проанализировать статистические показатели мирового рынка вооружений;
  2. проанализировать статистические данные по странам экспортёрам/импортёрам;
  3. проанализировать рынок вооружения России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Мировой рынок вооружения.

     Мировой рынок вооружений — это довольно сложная система международных военно-экономических связей. Торговля оружием позволяет экспортерам не только зарабатывать прибыль, но воздействовать на военно-политическую обстановку в различных регионах мира, на политический курс стран-импортеров; наращивать совокупный потенциал союзных государств; испытывать новые образцы вооружения, обеспечивать загрузку производственных мощностей военной промышленности.

     Мировой рынок вооружений имеет ряд особенностей. В отличие от обычных внешнеторговых связей экспорт вооружений военной техники, как правило, сильно привязывает страны-импортеры к поставщикам. Покупатели оружия оказываются заинтересованными в сервисном обслуживании, поставках запасных частей и боеприпасов, модернизации приобретенных ранее образцов и т.д. Между поставщиками и покупателями заключаются сделки обычно на длительный период.

     Другая особенность состоит в том, что торговля вооружением и военной техникой осуществляется, как правило, на основе межгосударственных соглашений. Правда, наряду с легальными формами торговли существует нелегальный рынок торговли оружием, размеры которого весьма значительны. Следует отметить две разновидности нелегального рынка: «серый» и «черный». На так называемом сером рынке поставки оружия ведутся с ведома правительственных организаций, но без широкой огласки.  

     Годовой объем реализации на сером рынке вооружений достигает 2 млрд долларов. Черный рынок представляет собой поставки вооружения и военной техники в обход существующих норм и международных соглашений. Этот рынок вооружений относительно невелик по объему; он существует и развивается как реакция на усиление ограничений и регламентации на открытом рынке.[1]

     В мировой торговле оружием все большую роль приобретают поставки не только готовых изделий, но и запасных частей, продажа лицензий на производство новейших образцов, заключение соглашений, предусматривающих модернизацию военной техники, создание инфраструктуры по ее обслуживанию. Финансовые трудности, испытываемые многими импортерами, заставляют их ориентироваться на закупки более дешевой продукции и участие в совместном производстве (например, сборке из импортных комплектующих), добиваться уступок при заключении контрактов. Экспортеры выдвигают дополнительные условия по предоставлению льготных кредитов, заключению бартерных соглашений.

     Мировой рынок оружия можно рассматривать и как сложно структурированную систему. На нижнем ее уровне - низкотехнологичные военные товары (отношение затрат на НИОКР к стоимости единицы произведенной продукции менее 1%). К ним относятся: легкое и стрелковое оружие и боеприпасы к нему; средства индивидуальной защиты и связи; снаряжение; отдельные приборы; часть конструктивно сложного, но морально устаревшего оружия; пороха; взрывчатые вещества и другие компоненты для производства боеприпасов; часть продукции производственно-технического назначения; стальные листы, болванки, заготовки, иное сырье и материалы, необходимые для производства оружия.

     Основное конкурентное преимущество в этом сегменте рынка дает ценовой фактор, так как тактико-технические характеристики военных товаров здесь примерно одинаковы. Под влиянием научно-технического прогресса в области производства ВВТ эта ниша мирового рынка оружия непрерывно сужается.

     Следующий уровень системы - рынок трудоемких финальных изделий и полуфабрикатов. На нем обращаются ВВТ среднетехнологичного уровня (отношение затрат на НИОКР к стоимости единицы произведенной продукции более 1%, но менее 4%). Это преимущественно вооружение тактического, оперативно-тактического и оперативного назначения (не входящее в класс высокоточного оружия), запасное имущество и принадлежности, отдельные узлы, агрегаты, приборы, специальные комплектующие, а также товары производственно-технического назначения, используемые для производства и сборки ВВТ, в том числе станки, технологическое оборудование и т.п. В этом сегменте мирового рынка оружия оперируют как ведущие мировые державы, так и страны с относительно невысоким уровнем развития ВПК.

     Верхний уровень системы занимает рынок высокотехнологичного оружия (отношение затрат на НИОКР к стоимости единицы произведенной продукции более 4%). Это преимущественно боевые платформы наземного, воздушного и морского назначения с многоканальными системами вооружения (в том числе и интеллектуального характера), позволяющие разведывать и поражать цели в алгоритме концепции боевого применения "выстрелил и забыл".

     Основные операторы на этом сегменте мирового рынка оружия - промышленно развитые страны с наукоемким ВПК. Для него характерны: эффективная система подготовки высококвалифицированных кадров; оперативное внедрение разработок, обеспечивающих повышенную конкурентоспособность; высокая динамичность производства; государственное стимулирование и поддержка (законодательная, финансовая и налоговая); активная и эффективная инвестиционная и инновационная деятельность; использование в производстве передовых технологий; длительный жизненный цикл многих видов продукции; высокие удельные затраты на НИОКР и ряд других факторов. Под влиянием достижений НТП этот сегмент мирового рынка оружия имеет устойчивую тенденцию к росту.

     Основным полем конкурентной борьбы для ведущих мировых экспортеров оружия на ближайшую и отдаленную перспективу, по прогнозам британских экспертов, останется Азия. Как ожидается, расходы на военные нужды в этом регионе могут значительно возрасти (с 200 млн. долл. в 2004 г. до 350 млн. - в 2050-м). Это обусловлено рядом причин, в том числе растущей региональной напряженностью, террористическими угрозами, усилением Китая и непредсказуемостью Северной Кореи. Военные расходы в других регионах мира останутся приблизительно на том же уровне.

     Крупнейшими поставщиками вооружений за рассматриваемый период оказались США с 29% от общего количества поставок. Второе место в общем рейтинге заняла Россия (27%). Места с третьего по пятое заняли Германия (7%), Китай (6%) и Франция (5%). Отмечается, что на эти пять стран приходится три четверти от общего мирового объема поставок вооружений и военной техники. Первые две страны рейтинга (США и Россия), в свою очередь, обеспечивают 56% мирового рынка. Специалисты института SIPRI отмечают, что Россия, несмотря на проблемы последних десятилетий, смогла сохранить свой производственный потенциал и постоянно наращивает объемы военно-технического сотрудничества с другими странами. Так, с 2009 по 2013 год российские предприятия передали оружие и технику армиям 52 государств.

     Объем международных поставок основных видов вооружения в 2009-2013 гг. вырос на 14% по сравнению с 2004-2008 гг.

Таблица 1. Лидеры по производству вооружения.[2]

Страна

Доля рынка в 2009-2013 гг.,%

Доля рынка в 2004-2008 гг.,%

Основные покупатели

США

29

30

Австралия, Южная Корея, ОАЭ

Россия

27

24

Индия, Китай, Алжир

Германия

7

10

США, Греция, Израиль

Китай

6

2

Пакистан, Бангладеш, Мьянма

Франция

5

9

Китай, Марокко, Сингапур

Великобритания

4

4

Саудовская Аравия, США, Индия

Испания

3

2

Норвегия, Австралия, Венесуэла

Украина

3

2

Китай, Пакистан, Россия

Италия

3

2

Индия, ОАЭ, США

Израиль,

2

2

Индия, Турция, Колумбия


 
     Крупнейшим импортером оружия за прошедшие пять лет стала Индия. В сравнении с предыдущей «пятилеткой» это государство увеличило объемы закупок на 111%. Благодаря этому доля индийского импорта увеличилась вдвое и достигла 14% от общего объема рынка. Второе и третье места по объему закупок занимают Пакистан и Китай, доля которых на рынке не превышает 4-5 процентов. Следует отметить, что в 2009-2013 годах Пакистан показал еще больший рост импорта, чем Индия. За этот период пакистанские затраты на импортную продукцию увеличились на 119%. 
Для удобства сравнения страны мира были поделены на пять групп в соответствии с их географическим положением: Азия и Океания, Африка, Ближний Восток, Европа, Северная и Южная Америки. Как и в 2004-2008 годах, Азия и Океания занимают первое место по импорту вооружений и военной техники. При этом за последние пять лет доля Азии и Океании в мировом импорте выросла с 40% до 47%. Второе место занимает Ближний Восток с 19% от мировых закупок. Первую тройку регионов-импортеров замыкает Европа, на которую пришлось 14% всех закупок. Интересно, что в предыдущие пять лет доли Ближнего Востока и Европы были равны – по 21%. Две Америки и Африка в 2008-2013 годах совершили лишь 10% и 9% закупок соответственно. В случае с Северной и Южной Америкой наблюдается небольшое уменьшение доли (всего на 1%), а Африка, в свою очередь, нарастила объемы импорта на 2%.[1]

     Военные расходы США (лидера по вливаниям средств в оборонку) резко снизились -- с 677,2 млрд в 2012 году до 631,4 млрд долларов в 2013 году.

Стоит вспомнить и европейского лидера по армейскому бюджету – Великобританию, которая также сокращает свои расходы на армию. В 2013 году расходы снизились на 1% и составили около 59 млрд долларов. 

Россия тратит на оборонку около 70 млрд. долларов.

 

    1. Страны-экспортёры вооружения.

Таблица 2. Лидеры по экспорту вооружения в 2009-2013гг. [2] 

 

 

США.

     Крупнейшим экспортером вооружений и военной техники по-прежнему остались Соединенные Штаты. Эта страна в одиночку провела 29% от всех мировых поставок за рассматриваемый период. В сравнении с 2004-2008 годами объемы американского военного экспорта выросли на 11%. При этом, однако, американская доля на мировом рынке сократилась на 1%.

     Основным покупателем американского оружия стали страны Азии и Океании, доля экспорта на страны данного региона составила 47%. 
     Основой американского военного экспорта стали самолеты. Более 250 самолетов были поставлены или заказаны у США за последние пять лет. Эта техника составила 61% от американских экспортных поставок. В дальнейшем большая доля самолетов в структуре экспорта должна сохраниться, чему поспособствуют новейшие истребители Lockheed Martin F-35 Lightning II. Различные страны предполагают приобрести большое количество таких самолетов, имеющих достаточно высокую цену. Именно сочетание количества и цены этой техники должно сказаться на структуре американского военного экспорта.

     Важной статьей американских доходов является поставка различных систем противовоздушной обороны. За последние пять лет США передали такую продукцию Германии, Японии, Нидерландам, Тайваню и ОАЭ. Кроме того, подписаны контракты на поставку подобной техники Кувейту, Саудовской Аравии и Южной Корее.[3]

          Германия.

     В 2009-2013 годах, как и за предыдущий пятилетний  период, Германия сохранила за  собой третье место в рейтинге  крупнейших поставщиков вооружений  и техники. Доля немецкой оборонной  промышленности на мировом рынке  составила 7%, однако объемы продаж  упали на 24%. Крупнейшим покупателем  военной техники и оружия, произведенного  в Германии, стали США (10% от немецкого  экспорта). Второе и третье место  получили Греция и Израиль, доли  этих стран немногим более 8%. Европейские  государства общими усилиями  приобрели 32% экспортной немецкой  продукции. Доля Азии и Океании  достигла 29%, Северной и Южной  Америк – 22%.

Информация о работе Рынок оружия России