Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:35, реферат
В начальной школе изучают японский язык, обществоведение, арифметику, естествознание, музыку, рисование и ремесла, домашнее творчество, этику, занимаются физической культурой. Есть также такой предмет, как "специальная деятельность", включающий клубную работу, собрания, спортивные мероприятия, экскурсии, церемонии и пр. В младшей средней школе к этим предметом прибавляются иностранный язык, сельское хозяйство или углубленный курс математики.
Организация учебного процесса в японских университетах предполагает разграничение общенаучных и специальных дисциплин.
Продолжительность стандартного
обучения в университете – четыре
года: первые два года посвящены
общеобразовательной
По окончании обучения выпускнику присваивается степень бакалавра. Для получения степени магистра понадобится еще два года, а степени доктора наук – еще три года. Учитывается и количество полученных баллов и некоторые, если можно так выразиться, «дополнительные усилия». Так, для степени бакалавра требуется от 124 до 150 баллов. На соискание степени магистра необходимо набрать 30 баллов, сдать экзамены и защитить диссертацию. А получение степени доктора наук потребует 50-и баллов, сдачи экзаменов и защиты диссертации, основанной на научной работе, собственных исследованиях.
-
Общее образование в Японии имеет свою весьма четкую структуру: начальная школа с шестилетним обучением, трехлетняя средняя школа первой ступени и трехлетняя средняя школа второй ступени. Таким образом, общее образование в стране представлено тремя школами, через которые, начиная с шестилетнего возраста, проходит теперь большинство японцев. Закончив школу в возрасте 18 лет, японская молодежь устремляется в университеты (четыре года обучения) или в колледжи (двухгодичное обучение). Часть школьников после окончания средней школы первой ступени (в возрасте 15 лет) на пять лет поступает в технические колледжи. Следует также отметить, что большая часть японских детей с трех и до шести лет воспитывается в детских садах.
В структурном плане
система общего образования в
Японии во многом напоминает американскую.
Однако это относится в основном
к формальному построению школы.
По своему содержанию, а особенно по
духу японская школа уникальна. Японцы
настойчиво шли к созданию своей
собственной системы
Считается, что история современной японской школы начинается со второй половины XIX в. Но ее философская основа своими корнями уходит в глубь веков.
Японцы всегда отличались
своей устремленностью к
После реставрации Мэйдзи, когда Япония стала усиленно развивать свою экономику, потребовалось большое количество формально обученных работников. В стране впервые за ее историю была создана единая система образования, включающая начальную, среднюю и высшую школы. В правительственном акте 1872 года указывалось: «Мы надеемся, что наступит такое время, когда неграмотных не будет ни в одном селе, ни в одном доме» [244, с. 147]. Всеобщее обязательное четырехлетнее обучение было провозглашено в Японии еще за три десятилетия до XX века. В 1907 году правительство ввело шестилетнее обязательное обучение. Уже в первые десятилетия XX века шестилетнее образование получали до 99% детей. Только через сорок лет после этого, т. е. в 1974 году, Япония перешла к обязательному девятилетнему обучению.
Немного статистики. Японский учебный год начинается 1 апреля, а заканчивается в марте. Он разделен на три семестра с 40-дневными каникулами в июле и августе и с зимними каникулами в конце декабря. Японские дети посещают школу 240 дней в году, включая занятия по субботам (в США учебный год длится 180 учебных дней). Классы в японских школах по установленной норме могут доходить до 45 человек. В 1970 году 56,7% японцев заканчивали среднюю школу первой и 34,1 % — среднюю школу второй ступени, 8,9% получали высшее образование. Неграмотных в это время насчитывалось 0,3%. В 1982 году 94,2% учащихся поступили в среднюю школу второй ступени и 37,4% — в университеты и колледжи [244, с. 151].
Как видим, цифровые
показатели довольно внушительны. Однако
главное — в другом. Японская
школа культивирует национальный дух
японцев, формирует у своих
В предвоенное время
в японской школе господствовала
система «сусин», которая нацеливала
учителей на воспитание у школьников
целой системы
Японская начальная
школа шаг за шагом переносит
добродетели семейного
В школе воспитывается также и вежливое отношение к товарищам. Наиболее эффективно оно культивируется на тех ступенях школьной жизни, когда учащиеся вступают в подростковый или юношеский возраст.
Японские подростки и юноши обучаются в школе групповому поведению. Именно в школе у них формируются ростки группизма, которые потом перерастают в устойчивые стереотипы поведения. Для этого учащихся вовлекают в групповые беседы, где каждый обязан открываться перед другими и объясняться по поводу допущенных проступков.
Обычно конфликты, возникающие вследствие ребячьих шалостей, улаживаются между самими сверстниками. Учитель берет на себя решение только наиболее сложных вопросов. Нередко в дело включаются и родительские советы класса.
Нужно сказать, что групповое воспитание в японской школе — это альфа и омега работы с учащимися. В школе стараются подчинить групповому общению всю жизнь школьника — и сам процесс обучения, и все его свободное время. Так, учащиеся вовлекаются в разработку различных групповых проектов, в организацию и проведение совместных туристских походов, в клубную деятельность. Все это делается для того, чтобы научить учащихся уважать друг друга и быть преданными своей группе. В связи с этим в школах учащихся не делят (как, например, в США) на способных, малоспособных и неспособных.
Японские педагоги считают, что все школьники могут успешно осваивать предлагаемую в школах программу. И если кто-либо отстает, то ему советуют быть внимательнее в школе и больше времени проводить за книгами дома. Общепризнанно, что учащиеся старших классов в Японии на выполнение домашних заданий тратят не менее пяти часов. Японская школа функционирует под девизом: «Успеха добиваются упорным трудом», «Если ты отстаешь, упорнее работай над собой». В школе господствует принцип — «Работать на пределе своих возможностей». Требования этого принципа реализуются через единое учебно-методическое руководство, принятое впервые в 1958 г. и модернизированное в 1968 и 1978 годах [274, с. 168]. В этом руководстве определяются довольно напряженные цели обучения.
Так, согласно руководству,
второклассник должен «с восхищением
слушать чтение детского рассказа и
сказки; понимать развитие событий
при слушании короткого рассказа;
передавать содержание услышанного
своими словами, вычленяя главную мысль;
уметь выступать перед всем классом;
при пересказе соблюдать
Такие же разработки целей и задач обучения положены в основу программ в старших классах средней школы второй ступени по изучению работ китайских и японских классиков, линейной алгебры, неорганической химии, механики, электроники, статистики, вычислительной математики и т. д. Не менее полно описаны цели и задачи профессионального обучения. Японские учащиеся получают в школе вполне сносные политехнические знания, различного рода практические навыки. Следует подчеркнуть, что японские фирмы охотнее всего нанимают молодежь, хорошо подготовленную в общеобразовательном отношении. В связи с этим школа, занимаясь общей подготовкой учащихся, развивает у них трудовые наклонности общего плана и высокий уровень прилежания. Самое лучшее, считают японские педагоги, если ребенок в школе научится неподдельному усердию. Тогда ему и на производстве будет легче.
Во всяком случае,
успехи японских школьников в овладении
основами наук отменные. Об этом свидетельствуют
межкультурные обследования. Так, в
1964 году на тестовых испытаниях тринадцатилетних
подростков из 12 стран японские школьники
заняли второе место по математике.
В 1970 году десятилетние японские школьники
заняли первое место по географии, химии
и биологии, а четырнадцатилетние
— первое место по физике и химии
и второе по биологии. Все они
показали весьма высокие знания и
умение в области прикладных аспектов
обучения [271, с. 159]. Приведенные факты
свидетельствуют о достаточно высоком
уровне естественнонаучного
Известно, что в
Японии действуют как государственные,
так и частные школы. Расходы
на образование в частных школах
значительно превышают расходы
на образование в государственных.
Так, посещение двумя детьми государственной
средней школы второй ступени
обходится семье в 13,7% ее месячного
бюджета, а частной — в 29,6% [111,
с. 212]. Тем не менее родители во многих
случаях, не считаясь с расходами, отдают
своих детей в частные школы.
Помимо всего прочего частные
школы более престижны, а престиж
в Японии расценивается весьма высоко.
Нередко вопрос о том, поступит или
не поступит выпускник в высшее учебное
заведение, зависит от того, какую
школу он закончил. Поступление в
университет для многих японцев
— одна из главных жизненных целей.
Тяга к университетскому образованию
в Японии год от года увеличивается.
В современных условиях, как справедливо
отмечает советский ученый И. А. Латышев,
«помыслы, направленные на предоставление
детям максимально высокого образования,
образуют в большинстве семей
страны ту духовную ось, вокруг которой
вращается практически вся их
будничная жизнь» [111, с. 210]. С этими
помыслами связаны и основные
бюджетные проблемы многих японских
семей. Однако, чтобы поступить в
университет, японскому школьнику
надо пройти через рогатки «
Японский школьник сдает жесткие вступительные экзамены в среднюю школу второй ступени, в колледж, в университет. Экзамены постоянно преследуют его и в ходе обучения. Поэтому учебный процесс в японских школах ориентирован не на творческое овладение знаниями, а на запоминание, т. е. на приобретение такой информации (например, даты битв, химические формулы и т. д.), которая может понадобиться па экзаменах. Обучение в представлении многих японцев выглядит лишь как подготовка к экзаменам. Это обусловливает и массовое посещение различных частных курсов. В Японии процветают «домашние» курсы («дзюку»), обеспечивающие подготовку учащихся к экзаменам, на квартирах преподавателей. По данным печати, «дзюку» посещают 5% учащихся первых классов начальной школы, 20% учеников старших классов начальных школ, 40% учеников средних школ первой ступени. В Токио же на таких курсах занимаются в некоторых школах до 80% учащихся [111, с. 213]. С конца 60-х годов в крупных городах Японии функционируют посреднические бюро и даже центры, которые в соответствии с поступающими заявками рекомендуют нужных репетиторов. Все это, конечно, далеко не всегда решает проблемы успешного прохождения учениками «экзаменационного ада». Срывы на экзаменах ведут к нервно-психическим расстройствам детей, к материальному ущербу для родителей. Нередки случаи, когда «провалившиеся» на экзаменах школьники кончают жизнь самоубийством.