Система экспортного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 22:56, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение правового обеспечения и развития системы экспортного контроля в Российской Федерации.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Экспортного контроля";
2.Сказать об актуальности проблемы "Экспортного контроля". в современных условиях;
3.Изложить возможности решения проблем "Экспортного контроля";
4.Обозначить тенденции развития тематики "Система экспортного контроля".

Вложенные файлы: 1 файл

Экспортный контроль.docx

— 39.94 Кб (Скачать файл)

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) является в настоящее время "специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля", который осуществляет организационно - техническое и информационное обеспечение деятельности Комиссии, а также осуществляет рассмотрение экспортных контрактов и процедуру лицензирования экспортируемой продукции.

Закон обязывает создавать внутрифирменные программы экспортного контроля (ВПЭК) все организации, "осуществляющие научную и (или) производственную деятельность по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации и систематически получающие доходы от внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями", включая их тем самым в единую национальную систему экспортного контроля. ФСТЭК России организует государственную аккредитацию организаций, создавших ВПЭК, и выдает им свидетельства о государственной аккредитации.

Таможенные органы осуществляют таможенный контроль и таможенное оформление контролируемых товаров и технологий, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. Таможня - тот рубеж, после которого нарушение требований экспортного контроля, влекущее административное наказание, превращается в контрабанду, влекущую уже уголовное наказание.

Нарушения в сфере экспортного контроля сначала расследуются сотрудниками оперативной таможни, а затем органами ФСБ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Правовая основа экспортного  контроля Российской Федерации

Правовую основу системы экспортного контроля Российской Федерации составляют федеральные законы и кодексы, ряд указов и постановлений, отражающих обязательства Российской Федерации как участника международных режимов экспортного контроля, а также документы, регламентирующих другие вопросы, относящиеся к сфере экспортного контроля.

Основные законы и кодексы Российской Федерации, касающиеся вопросов экспортного контроля:

- Федеральный закон "Об экспортном контроле";

- Федеральный закон "Об использовании атомной энергии". Данный закон регулирует отношения, возникающие при использовании атомной энергии в мирных целях. Поэтому объектами его применения являются ядерные установки, оборудование и материалы сугубо гражданского назначения. Закон включает несколько статей, имеющих отношение к экспортному контролю.

В статье 63 дано определение экспорта и импорта и методы их осуществления: "Экспорт и импорт включают в себя передачу, продажу или покупку ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов в коммерческих целях и их передачу некоммерческого характера (для демонстрации на выставках, проведения совместных работ и другого)".

В свою очередь, статья 64 определяет порядок осуществления экспорта и импорта ядерных товаров и технологий: "Экспорт и импорт ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов и услуг в области использования атомной энергии осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации по вопросам экспортного контроля на основании выданных разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии".

Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

Сферой применения данного закона являются отношения, связанные со всеми видами товаров и формами внешнеторговой деятельности. В статье 12 закона определены методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности:

1. таможенно-тарифное регулирование (метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин);

2. нетарифное регулирование (метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера);

3. запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

4. меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Другие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются (статья 12, часть 2). Поэтому в статье 1 (часть 3) специально отмечается, что регулирование экспорта и импорта продукции военного назначения, а также товаров и услуг, которые могут быть использованы при создании ОМП и средств его доставки, устанавливаются международными договорами и федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве и об экспортном контроле. А в статье 24 (часть 1) определены случаи, когда устанавливается лицензирование в сфере внешней торговли:

"1. Лицензирование в  сфере внешней торговли товарами (далее - лицензирование) устанавливается  в следующих случаях:

1. введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

2. реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

3. предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

4. выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

 Основанием для экспорта  и (или) импорта отдельных видов  товаров в случаях, указанных  в части 1 настоящей статьи, является  лицензия, выдаваемая федеральным  органом исполнительной власти, указанным в части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона.

Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами Российской Федерации".

Федеральный закон "О военно-техническом сотрудничестве".

Данный закон направлен на регулирование и финансирование деятельности, связанной с разработкой, производством, вывозом и ввозом продукции сугубо военного назначения. Все вопросы, связанные с военно-техническим сотрудничеством (ВТС), находятся в исключительном ведении органов государственной власти (государственная монополия). Закон также устанавливает систему экспортного контроля и лицензирование в отношении продукции военного назначения как один из методов осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в этой области.

Осуществлять военно-техническое сотрудничество могут только государственные посредники. В статье 12 "Закона о ВТС" установлено, что "Организациями, осуществляющими внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения, являются: государственные посредники, специализированные организации, созданные по решению Президента Российской Федерации в форме федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, либо в форме открытого акционерного общества, 100 процентов акций которого находится в федеральной собственности или передано некоммерческой организации, созданной Российской Федерацией в форме государственной корпорации.

Распоряжение указанными акциями (продажа и иные

способы отчуждения, передача в залог и в доверительное управление, а также иные обременения) осуществляется только на основании федерального закона;

Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии", созданная Российской Федерацией на основании федерального закона;

российские организации разработчики и производители продукции военного назначения, получившие в установленном порядке право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения".

Поэтому некоторые виды продукции двойного назначения, имеющие в настоящее время в основном гражданское применение, но ранее использовавшиеся в военной технике, могут экспортироваться только через предприятия государственные посредники, а не в рамках прямых контрактов между производителями и их иностранными партнерами.

Выдачу лицензий на ввоз и вывоз продукции военного назначения осуществляет Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС).

Федеральный закон "Об экспортном контроле" является в настоящее время основой законодательства Российской Федерации по экспортному контролю.

Сферой применения этого закона (статья 2) является внешнеэкономическая деятельность "в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, в части осуществления экспортного контроля в целях, установленных настоящим Федеральным законом".

В этой же статье отмечено, что экспортный контроль в отношении вооружения и военной техники, а также продукции военного назначения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества.

В законе подчеркнуто, что "вопросы обеспечения экспортного контроля находятся в исключительном ведении Российской Федерации".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы и перспективы экспортного контроля

3.1. Пути повышения эффективности  экспортного контроля

Дискуссии по повышению эффективности экспортного контроля начались с момента создания соответствующих режимов и никогда не прекращались. В годы биполярного мира и конфронтации военно-разведывательные ведомства США, обосновывая эффективность анализируемой политики, ставили во главу угла следующие вопросы: каковы дополнительные расходы СССР на поддержание военно-промышленного потенциала, растет ли разрыв в технологическом уровне по линии Восток - Запад в результате установления барьеров на трансферты передовых технологий в страны Варшавского договора и, как следствие, какова экономия на оборонные расходы стран НАТО? Однако уже во второй половине 80-х годов в исследовании, проведенном специальной комиссией под эгидой Американской академии наук, было подчеркнуто, что при оценке эффективности системы экспортного контроля следует учитывать общее воздействие ограничений на экономику США, принимая во внимание сокращение объема экспорта.

Сегодняшней актуальной задачей режимов экспортного контроля является предотвращения распространения ОМУ и его носителей, - то при ее решении еще труднее выработать количественные критерии эффективности режимов. Можно говорить лишь о замедлении процесса распространения ОМУ.

Существует ряд объективных факторов экономического характера, подрывающих результативность систем экспортного контроля и подводящих к необходимости пересмотра многих элементов этой политики. Во-первых, интернационализация научно-технических знаний и производства приводит к тому, что на мировой рынок выходят новые поставщики высокотехнологичных товаров, что облегчает получение аналогов нужных товаров и технологий на расширяющихся рынках товаров и технологий двойного назначения. Ограничения и санкции заставляют контрагента развивать собственное производство чувствительных товаров, используя знания национальных или иностранных специалистов, получивших образование в лучших университетах мира. Во-вторых, в условиях глобализации растет значение так называемых неосязаемых форм передачи технологий, которые очень трудно проконтролировать. Грань между ужесточением контроля в этой области и подрывом демократических свобод очень зыбка. В-третьих, гражданский сектор добился первенства в разработке ряда новейших технологий, имеющих одновременно важное военное значение. Поэтому ограничения и санкции затрагивают практически всех производителей наукоемкой продукции. В современных условиях лоббирование делового сообщества в направлении смягчения правил экспортного контроля активизировалось. Вопрос конкурентоспособности страны на мировых рынках оказывает огромное влияние и на позиции делегаций при обсуждении внесения изменений в международные контрольные списки в рамках многосторонних режимов экспортного контроля.

Ужесточение контроля не тождественно усилению его эффективности. Гармонизация национальных систем экспортного контроля рассматривается как магистральное направление повышения эффективности экспортного контроля в целях предотвращения распространения ОМУ. И этот резерв еще не исчерпал себя. Интеграция Китая в этот процесс - позитивный фактор укрепления соответствующих режимов.

На протяжении последнего десятилетия ведутся дискуссии об институциональной перестройке режимов экспортного контроля по ряду направлений: а) слияние всех многосторонних режимов в один комбинированный (пик этой дискуссии пришелся на годы демонтажа КОКОМ, сейчас она возобновилась); б) замена неформальных многосторонних договоренностей юридически обязывающими договорами; в) формирование международных норм поведения путем подписания новых договоров параллельно с совершенствованием неформальных соглашений.

Информация о работе Система экспортного контроля