Союзное государство Беларуси и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 14:25, реферат

Краткое описание

«Курс на создание Союзного государства – это стратегическое направление российско-белорусского взаимодействия» - сказал Президент Российской Федерации, выступая в Минске на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства. И далее он отметил, что строительство Союзного государства идет далеко не просто.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Предпосылки к объединению России и Белоруссии в союз………………………...4
Этапы формирования Союзного государства России и Белоруссии……………….6
Союзное государство России и Белоруссии. Современное состояние……………11
Основные направления сотрудничества союза России и Белоруссии…………….13
Перспективы Союзного государства России и Белоруссии………………………..16
Единая валюта………………………………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………………...18
Список используемой литературы…………………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 52.87 Кб (Скачать файл)

                                                     Учреждение образования    

                       Белорусский Государственный Экономический Университет

 

 

 

 

 

                 

 

                  Союзное государство Беларуси и России

                  Реферат по интегрированному модулю "Политология"

 

          

 

                                                                                                         

 

 

                                                                                                         

 

 

                                                    г. Минск

                                                        2013

 

 

 

 

                                                 Содержание

    Введение…………………………………………………………………………3

  1. Предпосылки к объединению России и Белоруссии в союз………………………...4
  2. Этапы формирования Союзного государства России и Белоруссии……………….6
  3. Союзное государство России и Белоруссии. Современное состояние……………11
  4. Основные направления сотрудничества союза России и Белоруссии…………….13
  5. Перспективы Союзного государства России и Белоруссии………………………..16
  6. Единая валюта………………………………………………………………………….17
  7. Заключение……………………………………………………………………………...18
  8. Список используемой литературы…………………………………………………….19

                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Курс на создание Союзного государства – это стратегическое направление российско-белорусского взаимодействия» - сказал Президент  Российской Федерации, выступая в Минске на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства. И далее  он отметил, что строительство Союзного государства идет далеко не просто.

Желание обеих сторон на соединение в единое государство можно объяснить следующим: для Белоруссии – это огромный финансовый и ресурсный потенциал России; приток инвестиций, так как Белоруссия становится своего рода «окном в Европу». Для России - решение проблемы «изоляции» России, в связи с расширением НАТО и ослаблением влияния России в Европе.

   Уровень интеграции  России и Белоруссии достаточно  высок, партнеры выходят на  решение таких задач, которые  и по существу, и по содержанию  являются на постсоветском пространстве  уникальными.

Российско-белорусские отношения играют значительную роль в интеграционных связях в рамках как СНГ, так и мирового сообщества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предпосылки  к объединению России и Белоруссии  в союз.

 При рассмотрении вопроса  о создании российско-белорусского  союза следует принимать во  внимание несколько факторов, повлиявших  на развитие объединительной  инициативы:

1) стремление ослабить  кризис в СНГ и закрепить  интеграционные тенденции в Содружестве;

2) решить проблему «изоляции»  России, в связи с расширением  НАТО и ослаблением влияния России в Европе;

3) претворить в жизнь  идею «избирательного» подхода  к интеграции на постсоветском  пространстве, перейти к двусторонней  модели межгосударственных отношений,  как более перспективной форме интеграции;

4) хотя бы частично  осуществить идею создания «славянского  союза» из стран наиболее близких  России по политическому, экономическому  и культурному развитию.

1.1 Экономические предпосылки формирования союза России и Белоруссии

Проблемы в белорусской  экономике: глубокая экономическая  депрессия, отбросила страну на 116 место  по уровню платежеспособности — дальше Казахстана, Украины и Узбекистана. Прежде всего, это полная зависимость  от иностранных (т.е. российских) поставок энергии, цены на которые Москва (с  некоторыми послаблениями для Минска) подняла до мирового уровня, и которые  Белоруссия была не в состоянии.

 Кроме того после  установления таможенных границ  между странами СНГ белорусский  экспорт в Россию резко сократился  и заключенный позднее таможенный  союз с Россией скорее способствовал  экспорту из России в Белоруссию, чем наоборот. Таким образом, Белоруссия  до конца 1996 г. имела дефицит  внешнеторгового баланса. В то  же время из-за низкой конкурентоспособности  белорусской продукции возможна  была лишь ограниченная переориентировка  на западные рынки.

      Еще один  впечатляющий пример распада  экономики — взаимные задолженности  предприятий, которые к концу  1995 г. достигли 57% ВНП.

      Исходя  из приведенных данных, можно  говорить о том, что объединение  двух государств могло способствовать  восстановлению баланса экономики  Белоруссии.

      Для России  же Белоруссия обладает целым  рядом факторов, благоприятствующих  динамичному развитию экономики  страны. Это и ее чрезвычайно  выгодное геоэкономическое положение,  поскольку через территорию Белоруссии  проходят сухопутные транзитные  пути, связывающие Россию, страны  Центральной Азии и Закавказье  с Европой. Кроме того, в республике  сохранилась относительно развитая  коммуникационная инфраструктура, квалифицированная и относительно  дешевая рабочая сила, достаточно  высокий научно-технический потенциал,  производственные мощности для  выпуска целого ряда конкурентоспособной  на российском рынке и на  рынке третьих стран продукции,  развитый агропромышленный сектор.

 

1.2 Политические предпосылки образования Союзного государства

С точки зрения определенных военно-политических кругов, в российском руководстве объединение России с Белоруссией представляет собой  адекватный ответ на запланированное  расширение НАТО на восток и предоставляет  в распоряжение России военно-стратегическое предполье на западе.

      Для Белоруссии  объединение с Россией в военно-политическом  плане означает следующее: Россия  берет на себя обслуживание  и уничтожение оружия, находящегося  на территории Беларуси; обеспечивает  демонтаж и вывод российского  ядерного оружия и стратегических  ракетных вооружений с территории  Белоруссии; Россия становится мощной  силовой поддержкой в случае  конфликтных ситуаций.

      Союз с  Белоруссией обеспечивает России  прямой доступ к Калининградскому  анклаву, сохраняет открытыми  ворота в Европу, экономит значительные  средства, необходимые для создания  системы военно-стратегического  сдерживания на западной границе  России, поскольку объекты ПВО  на территории Белоруссии обеспечивают  безопасность всего пространства  Союза РФ с РБ.  Про Российская позиция Белоруссии также «разрывает» Балто-Черноморский коридор, который в противном случае может отгородить Россию от основных магистралей транспортировки нефти через Латвию и Литву в Балтийское море и через Украину - в Черное.

      С образованием  Союзного государства создаются  реальные предпосылки дальнейшей  интеграции России и Белоруссии  в единое общеевропейское пространство, качественного укрепления их  позиций на международной арене.  Таким образом, обе страны выигрывают  от сближения, как в экономическом,  так и в политическом плане.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Этапы формирования Союзного государства России и Белоруссии.

Известно, что с 1994 г. Россия и Белоруссия идут по пути интеграции. Для всестороннего сотрудничества была создана соответствующая правовая база.

      К числу  главных документов, отражающих  политическое взаимодействие Российской  Федерации и Республики Беларусь, следует отнести те, которые появились  в 1996 г. и последующие годы. Это: Договор о создании Сообщества (1996 г.). Договор о создании Союза  России и Белоруссии и Устав  Союза России и Белоруссии (1997 г.). Договор о создании Союзного  государства и Программа по  реализации Союзного договора  от 8 декабря 1999 г. Проект Конституционного  акта Союзного государства России  и Белоруссии ("Принципы Конституционного  акта Союзного государства"  от 1 февраля 2002 г.) и др.

      I этап: Подписание Договора об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 г. В Договоре стороны поставили перед собой следующие задачи:

  • формирование единого экономического пространства;
  • синхронизация проводимых реформ;
  • восстановление объединенных транспортной и энергетической систем, общего научно-технологического и информационного пространств;
  • формирование единой законодательной и нормативно-правовой базы;
  • проведение унификации денежно-кредитной и бюджетной систем;
  • создание условий для введения общей валюты;
  • завершение создания общего таможенного пространства с единой системой управления;
  • согласование своей внешней политики, позиций по основным международным вопросам;
  • взаимодействие в обеспечении безопасности, охране границ, борьбе с преступностью.

      Договор  об образовании Сообщества специально  оговаривал неприкосновенность  суверенитета, независимости, территориальной  целостности Белоруссии и России. Оставаясь субъектами международного  права, эти государства самостоятельно  действуют на международной арене.

      В соответствии  с Договором на паритетной  основе начали действовать межгосударственные  органы и отраслевые органы  управления. В качестве представительного  органа начало работать Парламентское  Собрание, которое формировалось  из равного числа парламентариев  России и Белоруссии.

      Договор  был открыт для присоединения  других государств, разделяющих  его принципы. Дальнейшее развитие  Сообщества и его устройство  должны были определяться референдумами.  День 2 апреля объявлялся в России  и Белоруссии праздником Единства  народов.

      II этап: 2 апреля 1997 г. Президенты двух стран подписали Договор о Союзе Беларуси и России. Документ был основан на Договоре об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 г., развивал его положения в целях достижения действенной интеграции в экономической и других областях общественной жизни.

      Неотъемлемой  частью Договора должен был  стать Устав Союза. 23 мая 1997 г.  на заседании Высшего Совета  Сообщества России и Белоруссии  Устав и оговор были одобрены  и в тот же день, подписаны  Президентами. После чего были  переданы на ратификацию в  парламенты, которыми они вскоре  были одобрены.

      Договор,  преобразуя Сообщество Беларуси  и России в Союз Беларуси  и России, дает возможность поднять  российско-белорусские отношения  на новый качественный уровень,  обозначает политическую перспективу  дальнейшего развития этих отношений.

      По данным  социологического вопроса около  80% россиян высказались за Союз  с Белоруссией. Несколько больший  процент выступающих за Союз  был выявлен в Беларуси.

      Устав Союза  Беларуси и России уравнивал  в правах граждан обоих государств. В соответствии с ним был  введен институт гражданства  Союза. Предусматривалось постепенное  формирование унифицированной валютной  системы. Согласно решению Высшего  Совета Союза ранее созданные  органы Сообщества были преобразованы  в органы Союза.

      III этап: В конце декабря 1998 г. Президентами двух стран была подписана Декларации о дальнейшем единении России и Белоруссии. В ней были сформулированы основные задачи по созданию Союзного государства:

  • разработка и вынесение на всенародное обсуждение проекта соответствующего договора;
  • формирование союзных органов государственной власти и управления;
  • выработка механизма проведения общей политики в международных делах;
  • вопросы обороны и безопасности.

      В экономической сфере предполагалось создание единого экономического пространства,  в социально-гуманитарной  сближение социальных стандартов и обеспечение соблюдения прав граждан в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Информация о работе Союзное государство Беларуси и России