Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 10:13, доклад
Значительным прогрессом в развитии мирового сообщества в XX веке явилось понимание ценности человеческой личности, ее достоинства в неразрывной связи с необходимостью обеспечения минимальных гарантий существования и свободного развития индивида. Практическим выражением этого стало стремление передовой мировой общественности определить общечеловеческий минимум прав и свобод, который был бы обеспечен любому человеку и в любой стране. Основным средством утверждения этих прав и свобод стали разработка и принятие соответствующих международно-правовых документов, обязательных для исполнения государствами, добровольно признавшими их юридическую, политическую и моральную силу.
Введение. 3
Становление и развитие международного сотрудничества в сфере прав человек 5
Заключение. 18
Использованная литература. 20
Содержание
Введение. 3
Становление и развитие международного
сотрудничества в сфере прав человек 5
Заключение. 18
Использованная литература. 20
Введение
Значительным прогрессом в развитии
мирового сообщества в XX веке явилось
понимание ценности человеческой личности,
ее достоинства в неразрывной
связи с необходимостью обеспечения
минимальных гарантий существования
и свободного развития индивида. Практическим
выражением этого стало стремление
передовой мировой
В 1945 году был принят Устав ООН, провозгласивший
в качестве одной из целей этой организации
осуществление международного сотрудничества
в гуманитарной сфере, поощрение и развитие
уважения к правам человека и основным
свободам всех людей без исключения. Этот
документ явился политическим и юридическим
фундаментом для последующего сотрудничества
суверенных государств и народов в области
прав и свобод человека. Другим важным
документом явилась Всеобщая Декларация
прав человека1948 г. Декларация определила
минимальный объем прав и свобод, которым
должен обладать любой человек в политической,
экономической, социальной и культурной
сферах общественной жизни. Дав перечень
конкретных прав, создатели Декларации
провозгласили некий общечеловеческий
минимум прав и свобод, исходя из своего
понимания уровня развития человеческой
цивилизации в целом. Декларация не является
юридически обязательным документом и
имеет характер рекомендации всем народам
и государствам мира. Тем не менее ее практическое
значение очень велико. Именно на основе
Декларации и в развитие ее положений
в последующем были приняты юридически
обязательные международные документы
по правам человека. Самыми значительными
из них являются Пакт о гражданских и политических
правах и Пакт об экономических, социальных
и культурных правах. Оба пакта приняты
в 1966 году и вступили в силу, в том числе
для СССР и России, в 1976 году. В настоящее
время действуют и многие другие международные
соглашения по правам человека.
Становление и развитие международного сотрудничества в сфере прав человека
Как свидетельствует опыт современных
международных отношений, проблема
международного сотрудничества в области
поощрения и защиты прав и свобод
человека (и в равной степени сопряженный
с ней вопрос о международном
контроле в правозащитной сфере)
является наиболее сложной и противоречивой.
Пожалуй, ни одна другая дискуссия в
рамках ООН не характеризуется таким
накалом страстей, такой степенью
политизации, как полемика по правозащитным
вопросам. Для того чтобы убедиться
в справедливости данного тезиса,
достаточно взглянуть на деятельность
Комиссии ООН по правам человека, а также
так называемых "договорных органов
по правам человека" - специальных контрольных
механизмов, созданных в целях проведения
мониторинга соблюдения государствами
своих обязательств по основным универсальным
международным правозащитным договорам.
Так, Комиссия ООН по правам человека (далее
- Комиссия) является главным межправительственным
органом системы Организации Объединенных
Наций, призванным содействовать развитию
международного сотрудничества в сфере
поощрения и защиты прав и свобод человека.
Более того, Комиссия является единственной
из числа так называемых "функциональных
комиссий" Экономического и Социального
Совета ООН (ЭКОСОС), создание которой
было предусмотрено уже в самом Уставе
Организации.
Ежегодно в Женеве в марте - апреле проводятся
очередные сессии Комиссии продолжительностью
6 недель. В ходе указанных сессий принимаются
более ста резолюций и решений по широчайшему
кругу проблем, который за последние несколько
лет неуклонно увеличивается. Причем многие
из таких проблем с большой натяжкой можно
отнести к строго правозащитным. Например,
перевозка токсичных отходов, разоружение,
доступ к легкому и стрелковому оружию,
международная торговля и т.д. Подобное
стремление со стороны отдельных государств
"объять необъятное" и заставить
Комиссию, по сути, выйти за пределы своей
компетенции, тем самым нарушить собственный
мандат, далеко не всегда способствует
повышению авторитета этого органа, а
также эффективности его деятельности.
Кроме того, внесение на рассмотрение
Комиссии заведомо конфронтационных проектов
резолюций и решений неизбежно приводит
к политизации дискуссии, усилению взаимного
недоверия государств. Возникает ситуация,
при которой обсуждение проблематики
поощрения и защиты прав и свобод человека
содействует не объединению, а разобщению
стран, результату, прямо противоположному
целям и принципам ООН. Более того, это
противоречит и мандату, и предназначению
самой Комиссии. Такая ситуация является,
несомненно, парадоксальной и неприемлемой.
Анализ деятельности так называемых "договорных
органов по правам человека" - контрольных
институтов, созданных для осуществления
мониторинга выполнения государствами
своих обязательств по основным международным
договорам в сфере прав человека[1], - рисует
следующую картину. По сути, ни один из
названных договоров не является подлинно
универсальным по количеству участвующих
в нем государств. Следовательно, не являются
универсальными и созданные в соответствии
с такими договорами контрольные механизмы.
Более того, согласно большинству указанных
договоров отдельные контрольные функции
соответствующих механизмов являются
факультативными. В частности, согласно
Международному пакту о гражданских и
политических правах полномочия Комитета
по правам человека получать и рассматривать
индивидуальные петиции регулируются
положениями Факультативного протокола
к данному Пакту. Согласно Конвенции против
пыток и других жестоких, бесчеловечных
или унижающих достоинство видов обращения
и наказания такой же факультативной является
функция Комитета против пыток проводить
расследование на территории государства
- участника Конвенции.
Таким образом, международная система
в области поощрения и защиты прав человека
носит во многом "мягкий" характер.
Многие наблюдатели, в частности представители
неправительственных правозащитных организаций
(НПО), аналогичную мягкость ассоциируют
с неэффективностью этой системы. Даже,
скорее, говорят о "мягкости" в качестве
синонима неэффективности. Но такая характеристика,
с точки зрения автора данной публикации,
является преувеличенной и в значительной
степени эмоциональной. Ведь в условиях,
когда тема прав и свобод человека активно
используется в политических целях, в
том числе в качестве рычага давления
в международных отношениях, иная ситуация
просто невозможна.
Вместе с тем изложенное отнюдь не умаляет
того, чего удалось добиться международному
сообществу в сфере поощрения и защиты
прав и свобод человека в мировом масштабе.
Действительно, еще в 50-х гг. XX века вряд
ли кто-нибудь мог предположить, что государства
смогут не только согласовать тексты важных
международных договоров в правозащитной
области, но и создать независимые международные
контрольные механизмы, в функции которых
входило бы осуществление мониторинга
деятельности государств, в той или иной
степени затрагивающей права человека.
Тогда это казалось чем-то из области фантастики.
Но жизнь доказала, что консенсус возможен
и в данной сфере.
Приступая к анализу современного состояния
международного сотрудничества в правозащитной
сфере, следует прежде всего сделать несколько
замечаний общего характера.
Во-первых, взаимодействие государств
в области поощрения и защиты прав человека
осуществляется на двух основных уровнях:
универсальном и региональном. В первом
случае речь идет прежде всего об Организации
Объединенных Наций. Во втором - о различных
региональных организациях, таких, как
Совет Европы, Организация американских
государств, Африканский Союз (ранее -
Организация африканского единства), Организация
по безопасности и сотрудничеству в Европе
и др.
Во-вторых, даже на универсальном уровне
степень сотрудничества и его эффективность
по отдельным аспектам имеют ярко выраженную
специфику. Во многом это детерминировано
тем, что определенные проблемы всегда
считались более "деликатными", "чувствительными",
чем другие. Поэтому и координировать
свои действия, договариваться о контроле
по данным вопросам и для правительств
соответствующих государств было куда
сложнее, чем по другим.
Ранее уже говорилось о том, что к настоящему
моменту международное сообщество выработало
значительный массив нормативных документов
в области поощрения и защиты прав человека.
В контексте ограниченного объема данной
статьи не представляется оптимальным
подробное описание содержания всех базовых
международных правозащитных договоров,
а также раскрытие сущности закрепленных
в них стандартов. Это уже в достаточной
степени комплексно и всесторонне отражено
в трудах отечественных и зарубежных ученых
и практиков. Думается, что более интересной
(и куда менее изученной) является проблема
международного контроля в сфере прав
человека, на которой автор настоящей
публикации хотел бы остановиться более
подробно.
Необходимо подчеркнуть, что проблема
международного контроля в целом и тема
контроля в области поощрения и защиты
прав и свобод человека в частности являются
одними из наиболее актуальных в международном
праве. Известно, что одним из общепризнанных
принципов международного права является
принцип добросовестного выполнения международных
договоров. В этой связи международный
контроль следует рассматривать в качестве
одного из основных способов применения,
реализации данного принципа на практике.
Любой международный договор, в том числе
касающийся проблематики прав и свобод
человека, останется не более чем декларацией
о намерениях, если не будет предусмотрен
механизм мониторинга выполнения положений
первого участвующими в таком договоре
государствами. О возрастающем значении
института контроля для достижения эффективности
международно-правовых норм свидетельствует
тот факт, что практика заключения международных
договоров, в особенности многосторонних,
стала в последние десятилетия всецело
развиваться путем закрепления в них норм
соответствующих положений о контроле
за их соблюдением. Это же отмечает, в частности,
известный юрист-международник Р.М. Валеев
в своем всеобъемлющем исследовании, посвященном
теме осуществления и создания действенных
механизмов контроля в современном международном
праве[2].
Необходимо подчеркнуть, что рассмотрение
проблемы международного контроля исключительно
в аспекте развития и эволюции договорного
права было бы намеренным сужением предмета.
В частности, речь идет о том, что международное
сообщество движется по пути параллельного
развития договорных (комитеты по правам
человека) и внедоговорных (Комиссия ООН
по правам человека и ее специальные процедуры,
Подкомиссия по поощрению и защите прав
человека и т.д.) институтов контроля в
области поощрения и защиты прав человека.
До недавнего времени российская (советская)
правовая наука уделяла недостаточно
внимания рассматриваемой проблематике.
Ей посвящались в основном отдельные статьи
в журналах и различных сборниках, а также
фрагментарные упоминания в трудах, посвященных
другим вопросам и проблемам.
В концептуальном плане это было обусловлено
тем, что в отечественной (советской) науке
международного права в недавнем прошлом
преобладало негативное отношение к теме
прав человека. Достаточно привести следующие
примеры: "Права человека как таковые
лежат за пределами международного права.
Предоставление этих прав своему населению
и конкретным лицам - внутреннее дело государств".
"Только при грубых и массовых нарушениях
прав человека сами эти нарушения, представляя
угрозу международному миру, перестают
быть внутренним делом государств и влекут
за собой международную ответственность".
Ранее любые попытки активизировать международное
сотрудничество в области поощрения и
защиты прав человека, в частности путем
усиления международного контроля и развития
соответствующих институтов, неизбежно
"натыкались" на ссылки о приоритете
принципа невмешательства во внутренние
дела государств. Говоря о сочетании данного
принципа с указанным аспектом межгосударственного
сотрудничества, Я.А. Островский отмечал,
что "ни одна из... форм сотрудничества,
составляющих международный аспект проблемы
защиты основных свобод и прав человека,
в свете требований статьи 2 (7) Устава,
не должна приобретать характера вмешательства
во внутренние дела государств и затрагивать
их суверенные прерогативы. Поэтому никакая
деятельность в рамках ООН не может подменять
или дополнять юрисдикцию государств.
Она может лишь способствовать тому, чтобы
их юрисдикция в данной области осуществлялась
должным образом в соответствии с положениями
Устава ООН и других международных документов
относительно защиты основных свобод
и прав человека".
В данный момент все большее количество
стран, в том числе и Россия, заявляют о
стремлении построить правовое демократическое
государство, одним из основных принципов
которого должно стать неукоснительное
соблюдение прав и свобод человека. Более
того, в Конституции РФ (1993 г.) предусматривается
возможность при соблюдении определенных
условий обращения в международные органы
по защите прав человека, а само наше государство
является участником значительного числа
универсальных и региональных договоров
в правозащитной области. Таким образом,
в настоящее время Россия на практике
признает важность международного контроля
в сфере поощрения и защиты прав и свобод
человека.
Вряд ли кто-нибудь станет оспаривать
тот факт, что система контроля в современном
международном праве прав человека (в
силу своей природы и выполняемых функций)
является весомой гарантией соблюдения
государствами своих обязательств по
основным международным правозащитным
договорам. В определенной степени она
играет роль фактора стабильности в межгосударственном
сотрудничестве в гуманитарной сфере.
С учетом того, что нормативную базу в
международном праве прав человека можно
считать в основном сформировавшейся,
акцент в межгосударственном сотрудничестве
будет со временем (данный процесс можно
считать уже начавшимся) все больше смещаться
в сферу обеспечения выполнения государствами
своих обязательств в правозащитной области.
В этой связи следует ожидать повышения
важности контрольного аспекта в функционировании
основных международных систем и договоров
в сфере прав человека. В частности, нельзя
исключать активизации разработки новых
договоров, основной целью которых будет
не дополнение нормативного содержания
уже закрепленных прав и свобод человека,
а создание дополнительных органов контроля
либо расширение функций уже имеющихся
контрольных механизмов. В последнем случае
речь идет, в частности, о так называемых
"договорных органах по правам человека",
созданных в соответствии с Международным
пактом о гражданских и политических правах,
Международной конвенцией о ликвидации
всех форм расовой дискриминации, Конвенцией
о правах ребенка и др.
Современная система контроля в области
прав человека находится в значительной
степени в кризисном состоянии. Ее более
или менее сносное функционирование связано
(хотя это и звучит парадоксально) с тем,
что государства-участники основных международных
правозащитных договоров не соблюдают
свои обязательства по своевременному
представлению периодических докладов
о выполнении положений указанных договоров.
Такую ситуацию следует признать однозначно
неприемлемой, поскольку система должна
функционировать не вопреки, а в силу заложенных
в нее принципов.
В то же время следует ожидать, что постепенно
будет расти количество контрольных органов,
выполняющих схожие либо дублирующие
функции, или же контрольных органов, занимающихся
анализом аналогичных групп прав и свобод
человека. В этой связи возрастет значение
деятельности, направленной на максимальное
снижение дублирования и параллелизма
в функционировании таких контрольных
механизмов.
Как показывает практика, на региональном
уровне зачастую удается принимать международные
договоры в сфере прав человека, в соответствии
с которыми создаются весьма эффективные
и сильные контрольные механизмы. Кроме
того, на региональном уровне удается
намного лучше учитывать специфические
интересы тех или иных отдельных государств
или групп государств, в связи с чем они
готовы пойти на существенные уступки
в плане закрепления и установления механизмов
такого контроля.
Однако любые попытки механически перенести
опыт, пусть даже самый положительный,
на "неготовую" для этого почву или
же попытки навязать свои представления
о "наилучшей и более современной форме
контроля" способны обернуться неудачей.
Более того, подобным путем невозможно
будет достичь универсальности разрабатываемых
документов. Напротив, в таком случае (это
подтверждает пример принятого не так
давно Факультативного протокола к Конвенции
против пыток и других жестоких, бесчеловечных
или унижающих достоинство видов обращения
и наказания) участниками указанных договоров
становится достаточно ограниченное число
государств, причем зачастую речь идет
о государствах, уже участвующих в аналогичном
договоре, но на региональном уровне. Расширения
круга участников не получается.
В контексте изложенного думается, что
единственный путь достижения универсальности,
в том числе универсальности контроля,
- наиболее скрупулезный учет точек зрения
всех заинтересованных сторон на стадии
разработки соответствующих механизмов.
Еще один путь заключается в увеличении
количества факультативных положений
по наиболее сложным и "чувствительным"
аспектам контроля, что было показано
на примере уже упоминавшегося Факультативного
протокола к Конвенции против пыток. В
подобном случае государства с большей
готовностью пойдут на подписание, ратификацию
и присоединение к тем или иным международным
договорам в области прав человека. В этом
же ряду находится и предложение о том,
чтобы соответствующими договорами допускались
оговорки к ним (например, США никогда
не становятся участниками договоров,
если ими не предусмотрена возможность
делать к ним оговорки).
Как представляется, международный контроль
в области прав человека подчиняется,
в сущности, тем же принципам, что и контроль
в других областях международного права
(разоружение, экологическое право и другие).
Вместе с тем он имеет целый ряд отличительных
черт, характерных только для контрольной
деятельности в правозащитной сфере. Как
показывает практика, формы, способы и
методы контроля в области прав человека
во многом взаимосвязаны и взаимозависимы.
Данный тезис означает, в частности, что
одни формы, способы и методы могут применяться
и использоваться одновременно с другими,
а на определенном этапе - и переходить
(трансформироваться) в другие.
Международный контроль в области прав
человека всегда был и остается одной
из основных сфер, в которых наблюдаются
зачастую непримиримые противоречия между
различными государствами и группами
государств. О причинах такого противостояния
уже говорилось ранее, поэтому хотелось
бы добавить, что по мере развития международных
отношений эта тенденция будет сохраняться,
хотя и в таком случае будет наблюдаться
все более усиливающаяся взаимосвязанность
государств, региональных и субрегиональных
объединений.
Безусловно, большинство современных
механизмов контроля в области прав человека
не являются наднациональными по своей
природе. Пожалуй, единственным исключением
является Европейский Суд по правам человека.
Вместе с тем очевидно, что по мере эволюции
международной системы защиты прав и свобод
человека могут появиться новые контрольные
механизмы, которые будут обладать чертами
наднациональности. Изложенное может
относиться как к новым механизмам, так
и к уже существующим, если в силу модификации
имеющейся договорно-правовой базы им
будут придаваться дополнительные функции,
свойственные наднациональным механизмам.
Как показывает практика, одной из основных
функций международного контроля в области
прав человека является выработка единых
представлений, критериев, стандартов
о содержании тех или иных договорных
норм в сфере прав и свобод человека. Иными
словами, контрольные органы и механизмы
выполняют задачу определения целей, к
которым государства должны стремиться
в процессе реализации своей "правозащитной
политики".
Необходимо подчеркнуть, что в действительности
добиться от всех государств приверженности
неким общим правозащитным ценностям,
даже в рамках одного международного договора
в области прав человека, вряд ли возможно.
Для этого необходима унификация целого
ряда факторов, что представляется недостижимым
на многостороннем уровне. Как показывает
анализ реализации правовых норм в рамках
отдельного государства, уровень такой
реализации будет неодинаков даже на межобластном,
межрайонном уровнях.
Одной из современных тенденций эволюции
контроля в области прав человека является,
по сути, отказ от такого его основополагающего
качества, как субсидиарность. Контрольные
органы и целый ряд государств выступают
за то, чтобы международные контрольные
механизмы и институты были задействованы
на как можно более ранней стадии, фактически
еще до вынесения последнего решения национальными
органами. Думается, что данная тенденция
противоречит сущности международного
контроля в области прав человека - тем
принципам, на основе которых эта система
создавалась изначально. Именно в данном
контексте следует рассматривать, в частности,
предложение Парламентской Ассамблеи
Совета Европы о создании поста Прокурора
при Европейском Суде по правам человека,
который был бы наделен целым рядом контрольных
функций и полномочий в рамках механизма
по Европейской конвенции о защите прав
человека и основных свобод.
Эволюция международной контрольной деятельности
в области прав человека ясно свидетельствует
если не об отказе, то, по крайней мере,
о существенном ограничении действия
и сужении сферы применения принципа невмешательства
во внутренние дела государств в том, что
касается международного права прав человека.
Следует предположить, что данная тенденция
будет сохранена и в будущем. К любом случае
политика и практика государства в правозащитной
области уже не могут рассматриваться
как относящиеся исключительно к сфере
внутренней компетенции. Функционирование
систем контроля в области защиты прав
человека является подтверждением правильности
вывода Всемирной конференции по правам
человека 1993 г. о том, что "поощрение
и защита прав человека являются предметом
законной обеспокоенности международного
сообщества".
В последние десятилетия наблюдается
процесс появления новых государств -
субъектов международного права. Одновременно
как "старые", так и "новые" государства
все активнее рассматривают вопрос об
участии в международных договорах в сфере
прав человека. По мнению автора данной
публикации, включение новых государств
в диапазон действия различных систем
международного контроля в области прав
человека приведет или же может привести
к трем основным последствиям. Во-первых,
это будет способствовать процессу гармонизации
их внутреннего законодательства и правоприменительной
практики в соответствии с общими для
данной конкретной системы стандартами.
Во-вторых, новым участникам системы придется
проходить названную ранее адаптацию
за достаточно короткий период, что потребует
значительных национальных усилий и помощи
со стороны других участников системы.
В-третьих, различия в историко-правовом
развитии и правовых традициях старых
и новых участников системы способны привести
к ее определенному "обогащению".
С другой стороны, отставание отдельных
стран в опыте защиты прав и свобод человека
может вылиться в увеличение нагрузки
на контрольные органы. Не исключено, что
указанное различие в развитии и традициях
сможет отчасти "затормозить" развитие
той или иной системы международного контроля.
Нельзя также не упомянуть, что одной из
основных проблем современного международного
контроля в области прав человека является
отсутствие подлинной универсальности
соответствующей категории межгосударственных
договоров. Как представляется, с учетом
усиливающейся тенденции глобализации
международных отношений, без достижения
цели универсального участия государств
в основных международных правозащитных
договорах (такая цель в рамках ООН уже
провозглашена) речь не может идти о создании
подлинной системы международного контроля
в данной сфере. Исключением из этого правила
является региональная система защиты
прав человека в рамках Совета Европы,
когда участие государств в его главных
соглашениях (прежде всего в Европейской
конвенции о защите прав человека и основных
свобод) является одним из условий членства
в данной Организации.
Автор настоящей статьи уже не раз указывал,
что, по его мнению, региональный формат
защиты прав человека (в том числе в рамках
Совета Европы) в настоящее время с наибольшей
полезностью и эффективностью позволяет
выполнять указанную задачу защиты, потому
что региональная модель позволяет лучше
учитывать особенности конкретных участников
международного общения, а также их динамику
развития.
Заключение
В заключение хотелось бы еще
раз подчеркнуть, что важное значение,
которое придается государствами защите
и поощрению прав и свобод человека, делает
необходимым тесное международное сотрудничество
в этой области, в том числе при помощи
укрепления режима международного контроля.
Такое сотрудничество на данный момент
стало важным фактором международных
отношений и одним из компонентов всеобщей
безопасности.
Одновременно следует иметь в виду, что
современные институты и механизмы международного
контроля в области прав человека, за исключением,
пожалуй, регионального измерения, являются
продуктом правового, а зачастую и политического
компромисса. На специфику такого контроля
сильнейшее воздействие оказало деление
мира на два полюса, противостояние между
социалистической и капиталистической
системами - в прошлом, а также развитых
и развивающихся стран - в современный
исторический момент. В этой связи международный
контроль в области прав человека в настоящих
условиях носит во многом мягкий, непревентивный
характер (своеобразный контроль post-factum).
Думается, что данная особенность развития
международных контрольных правозащитных
механизмов будет сохраняться до тех пор,
пока на практике, в действительности
не изменится подход различных государств
и групп государств к межгосударственному
сотрудничеству в рассматриваемой области.
В последние годы все более актуальным
вопросом становится реформа договорных
органов ООН по правам человека, которые
представляют собой краеугольный камень
международного контроля в русле универсальной
системы защиты прав и свобод человека.
Вместе с тем автор настоящей статьи убежден,
что любые меры, направленные на реформирование
соответствующих механизмов, не должны
вести к трансформации договорных органов
в квазисудебные или (тем более) в судебные
органы. Всегда следует помнить, что главное
назначение правозащитных конвенционных
комитетов заключается в оказании содействия
государствам - участникам основных международных
договоров в области прав человека в выполнении
ими добровольно взятых на себя обязательств.
В этом - основа и будущее развития международного
сотрудничества в правозащитной сфере.
Для воплощения в жизнь внутри государства
юридических норм, содержащихся в международных
соглашениях по правам и свободам человека,
необходима не только трансформация их
содержания во внутреннее законодательство
страны, но и, прежде всего, требуется проведение
соответствующей социально-экономической
политики, направленной на создание условий
для фактического осуществления содержащихся
в них требований. В противном случае ценность
международно-правовых норм о правах человека
остается минимальной, а соответствующее
государство, не обеспечивающее условий
для реализации прав и свобод, должно оцениваться
государствами - участниками соглашения
как уклоняющееся от взятых на себя обязательств.
Использованная литература
1. Бирюков П.Н. Нормы международного уголовно-процессуального
права в правовой системе Российской Федерации.
Воронеж, 2000.
2. К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные
органы: Учебник / Под ред. К.Ф. Гуценко.
М., 2006.
3. Правоохранительные органы Российской
Федерации: Учебное пособие. В 2 – х томах.
Т.1. / Под общ. Ред Ю.Ф. Кваши. М., 2000.
4. Международное право: Учебник / Под ред.
Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунова. М., 2009.
5. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Указ. соч.
6. Губанов А.В. Полиция зарубежных стран.
Организационно – правовые основы, стратегия
и тактика деятельности. М., 1999.
[1] К основным международным договорам в сфере прав человека относятся следующие: Международный пакт по гражданским и политическим правам; Международный пакт по экономическим, социальным и культурным правам; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Международная конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; Международная конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения или наказания; Конвенция о правах ребенка и Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.
[2] См.: Валеев Р.М. Контроль в современном
международном праве. Казань, 2001. С. 6.
Изложенное в полной мере относится к
международному праву в области прав человека
относительно развития договорного права
в этой сфере, поскольку ни один современный
договор в области поощрения и защиты
прав и свобод человека не обходится без
закрепления в нем соответствующих статей
и разделов. Данная черта характерна и
для упомянутых ранее семи правозащитных
договоров, которые принято квалифицировать
в качестве основных.
Информация о работе Становление и развитие международного сотрудничества