Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 15:29, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие сущности таможенного контроля.
Задачами данной работы являются:
- Определение понятия «таможенный контроль»;
- Выделение основных его форм;
- обозначить роль системы управления рисками в таможенном контроле;
- Раскрытие значимости таможенного контроля.
Введение
3
Основная часть:
Глава 1. Понятие таможенного контроля
4
Глава 2. Сущность форм таможенного контроля и роль СУР при его осуществлении
12
Заключение
27
Список использованных источников
29
Содержание
|
2 |
|
3 |
|
|
|
4 |
|
12 |
|
27 |
|
29 |
Введение
В рыночной экономике государственное
регулирование внешнеэкономической деятельности
осуществляется прежде всего экономическими
методами.
Таможенный контроль является одним из
средств реализации таможенной политики
Республики Беларусь, представляющий
собой совокупность мер, осуществляемых
таможенными органами в целях обеспечения
соблюдения таможенного законодательства
Республики Беларусь. Его основная цель
- определение с помощью различного рода
проверок соответствия проводимых участниками
таможенно-правовых отношений операций
и действий в сфере таможенного дела требованиям
норм таможенного законодательства и
выявление на основе этого таможенных
нарушений.
Целью данной работы является раскрытие сущности таможенного контроля.
Задачами данной работы являются:
- Определение понятия «таможенный контроль»;
- Выделение основных его форм;
- обозначить роль системы
управления рисками в
- Раскрытие значимости
таможенного контроля.
Данная работа состоит
из 2 глав. В 1 главе «Понятие таможенного
контроля» дано определение
Практическая значимость данной работы состоит в том, что таможенный контроль во всех своих проявлениях играет ключевую роль во внешнеэкономической деятельности любого государства, и правильное его осуществление способствует гармоничному развитию государства.
Глава 1. Понятие таможенного контроля
Тема таможенного контроля в наши дни является одной из важнейших в сфере таможенного дела. Таможенный контроль во многом определяет характер и содержание деятельности таможенных органов.
С 1 июля 2010 г. на территории Республики Беларусь введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, нормы которого имеют прямое действие. В его основу заложены положения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 1973 г.). Таможенный кодекс РБ (ТК РБ) до его отмены действует в части, не противоречащей ТКТС. Таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза. [9, c.3]
Таможенный контроль Таможенного союза содержит значительное количество изменений и нововведений. Помимо изменений Кодекс предусматривает принципиально новое регулирование ряда правоотношений в сфере таможенного дела.
В соответствии со статьёй 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза. [9, c.12]
В Разделе 3 «Таможенный контроль» Таможенного Кодекса Таможенного союза урегулированы также такие вопросы, как формы и порядок проведения таможенного контроля (статьи 110-122), взаимная административная помощь таможенных органов (статьи 123-126), система управления рисками (статьи 127-130), порядок проведения таможенных проверок (статьи 131-136), таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля (статьи 137-144) и задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля (статьи 145-149).
Исходя из конституционных принципов таможенного контроля необходимо подчеркнуть их специфическую особенность:
Принцип законности – все действия участников таможенного контроля не должны противоречить международно-правовым нормам, а также таможенному и иному законодательству Республики Беларусь. Таможенные органы обязаны придерживаться конституционного постулата "все, что не запрещено законом, – разрешено". [5, c.34]
Принцип уважения прав и свобод субъектов внешнеэкономической деятельности – уважение должностными лицами таможенных органов законных интересов подконтрольных субъектов. В процессе осуществления таможенного контроля не допускаются действия, сопряженные с умалением человеческих прав и их достоинства. Кроме того, должностные лица таможенных органов не должны причинять неправомерный вред лицам, их товарам и транспортным средствам при проведении таможенного контроля. В противном случае они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь. [5, c.35]
Принцип выборочности таможенного контроля – использование должностными лицами таможенных органов только тех форм таможенного контроля, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства Республики Беларусь. Иными словами, должностное лицо таможенного органа вправе выбрать, в каком направлении он будет производить таможенный контроль. Однако неприменение других форм контроля либо освобождение от них не означает, что субъекты внешнеторговой деятельности могут не исполнять требования, установленные законодательством Республики Беларусь. [5, c.35]
Принцип гуманности – применение в процессе таможенного контроля только тех технических средств, которые безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений, а также не причиняют ущерба товарам, транспортным средствам и лицам. [5, c.35]
Принцип оперативности – установление Правительством Республики Беларусь и подчиненным ему властным органам наиболее и сравнительно коротких сроков для установления и реализации необходимых (в конкретных случаях) форм таможенного контроля. [5, c.35]
Принцип сотрудничества таможенных органов с соответствующими органами иностранных государств – взаимодействие белорусских таможенных органов с таможенными службами стран-партнеров посредством проведения совместных мероприятий по выявлению и предупреждению неправомерных деяний субъектов внешнеторговой деятельности, заключения с ними соглашений о взаимной помощи, информирования и консультирования по отдельным проблемам. [5, c.36]
Принцип эффективности – таможенные органы стремятся к взаимодействию с участниками субъектов внешнеторговой деятельности, брокерами, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, их профессиональными объединениями (ассоциациями). [5, c.36]
При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками.
При проведении таможенного контроля таможенные органы Республики Беларусь исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Республики Беларусь. Исходя из указанного принципа выбор должностным лицом таможенного органа соответствующей формы таможенного контроля обусловлен необходимостью предотвращения нарушений таможенного законодательства Республики Беларусь:
- имеющих устойчивый характер;
- связанных с уклонением
от уплаты таможенных пошлин,
налогов в значительных
- подрывающих
- затрагивающих другие интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы. [11, c.52]
При осуществлении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Республики Беларусь.
Требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и осуществления деятельности в сфере таможенного регулирования в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства Российской Федерации. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.
В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками внешнеэкономической деятельности, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциациями).
Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.
Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:
1) товаров, в том числе
транспортных средств, перемещаемых
через таможенную границу и (или)
подлежащих декларированию в
соответствии с настоящим
2) таможенной декларации,
документов и сведений о
3) деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;
4) лиц, пересекающих таможенную границу. [11, c.51]
Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.
Согласно ст. 6 Таможенного кодекса ТС, таможенный контроль является одной из основных задач таможенных органов. В соответствии со статьей 150 ТК ТС, товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза. [9, c.17]
В отличие от ранее действовавшей практически тотальной системы таможенного контроля, в основе проведения таможенного контроля по действующему законодательству лежат следующие международные принципы таможенного администрирования:
Какими бы не были формы, виды, способы и средства проведения таможенного контроля, следует помнить, что таможенный контроль может проводиться исключительно таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.
Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу ТС, будь то таможенные представители, владельцы СВХ или таможенные перевозчики, обязаны представить в таможенные органы документы и сведения, установленные законодательством, для осуществления надлежащего таможенного контроля. При этом таможенные органы вправе запросить документы не только у лиц, проходящих таможенное оформление, но и любых других лиц, имеющих отношение к операциям с товарами.
Для правильного понимания полномочий таможенного органа в вопросах таможенного контроля, следует в первую очередь разделять понятия о том, что относится к документам и сведениям для таможенного оформления, и какие документы и сведения будут необходимы для таможенного контроля. Второе будет выступать более обобщающим понятием, включая в себя документы и сведения, которые не требуются для осуществления таможенного оформления, но могут быть запрошены в рамках осуществления таможенного контроля.
Статьей 99 ТК ТС, предусмотрена возможность проверки достоверности указанных сведений таможенными органами после фактического выпуска товаров или транспортных средств на протяжении трех лет со дня утраты товарами статуса находящимся под таможенным контролем. Законодательством государств - членов Таможенного союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, но не более пяти лет. [9, c.93]