Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 14:26, курсовая работа
В данной курсовой работе будут рассмотрены интеграционные процессы, протекающие в странах азиатско-тихоокеанского региона, отличающимся не только как один из наиболее быстро развивающихся в мировой экономике, но также выделяющимся высокой интенсивностью и разнонаправленностью интеграционных процессов. Сейчас этот регион вызывает особенно высокий интерес своей устойчивостью во время финансового кризиса и наличием сразу трех крупных экономических центров – США, Китай, включающий в себя Гонконг, и Япония, традиционно поддерживающая высокий уровень экспорта и импорта. Таким образом, целью данной работы является изучение и анализ интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
Введение
1. Теоретические основы формирования интеграционных процессов
1.1 Сущность, понятие и виды МЭИ
1.2 Определяющие факторы интеграционных процессов
1.3 МЭИ как основа глобализации
2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В АТР
2.1 Основные структуры и их место в структуре АТР
2.2 Валютный аспект интеграции в АТР
2.3 Экспортно-импортные связи стран АТЭС
2.4 Место Дальнего Востока Российской Федерации в структуре АТР
3. Текущее состояние и прогнозирование процессов МЭИ в АТР
3.1 АТР в период финансового кризиса
3.2 Влияние мирового финансового кризиса на процессы МЭИ в АТР
Заключение
Библиографический список
Основная цель Ассоциации
Региональных Администраций стран
Северо-Восточной Азии (The Association of North
Основные виды деятельности Ассоциации следующие:
В настоящее время членами АРАССВА являются 65 регионов из 6-ти стран Северо-Восточной Азии.
АРАССВА происходит от Региональной Конференции стран СВА, проводившейся в течение 3 лет – с 1993 по 1996 гг. Главы органов местного управления впервые собрались для разработки совместной политики развития Северо-Восточной Азии на Первой Конференции стран СВА, которая прошла 8 октября 1993 г. в г. Мацу, префектура Симане, Япония. В Конференции принимали участие представители 11-ти администраций из 4-х стран.
Шестая Конференция АРАССВА состоялась 12-15 сентября 2006 г. в г. Пусан (Республика Корея). В Конференции приняли участие 87 представителей из 24 регионов СВА. На конференции был заслушан отчет о деятельности АРАССВА и подкомиссий, принята эмблема АРАССВА. По предложению провинции Кенги-до принято решение о создании подкомиссии по науке и технологиям. Провинция Кенги-до взяла на себя обязанности постоянного координатора вновь созданной подкомиссии. В связи с окончанием у Хабаровского края срока полномочий координатора подкомиссии АРАССВА по приграничному сотрудничеству, обязанности координатора подкомиссии на 2007-2008 гг. были переданы Амурской области.
На заседании было принято
решение принять в члены
Тихоокеанская конференция по торговле и развитию (Pacific Trade and Development Conference), была основана в 1968 году как серия академических конференций, проводимых с целью продвижения вопросов исследования и обсуждения вопросов экономической политики, касающихся Тихоокеанского региона. С 1968 года ПАФТАД был движущей силой развития мысли по вопросам торговли и развития Тихоокеанского региона, а также по важным вопросам экономической политики, с которыми сталкивается регион. Тем не менее, сегодня ПАФТАД это не просто ряд конференций, но все в большей степени движущей силой становится структура частной, неформальной неправительственной организации – сеть ведущих экономистов АТР.
Цели организации:
Финансирование организации осуществляется через целый ряд фондов, высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений и экономических ассоциаций стран АТР. Среди многочисленных спонсоров ПАФТАД – Фонды Форда и братьев Рокфеллеров, Ассоциации Кейданрен и Канкейрен, Университет Торонто и Австралийский Национальный Университет, другие известные организации.
Тихоокеанский экономический совет (Pacific Basin Economic Council – PBEC) создан в 1967 г. и является международной неправительственной организацией, объединяющей крупные компании, деятельность которых охватывает весь Азиатско-Тихоокеанский регион.
Инициаторами создания и основателями ТЭС стали 5 стран АТР – Австралия, Канада, Япония, Новая Зеландия и США, чей суммарный ВНП к тому времени уже сравнялся с Европейским экономическим сообществом. В этом же году 5 стран ЮВА (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд) учредили АСЕАН – первую в АТР региональную экономическую организацию развивающихся стран.
Бурное экономическое
развитие АТР обуславливало
Число стран-участниц ТЭС
постепенно увеличивалось, в 1970-х годах
в ТЭС вступили Республика Корея,
Гонконг, Сингапур, Филиппины и Чили.
В конце 1980-х годов к ТЭС
присоединились еще семь стран. В
начале 1990-х годов к ТЭС
Уникальность ТЭС как организации заключалась в том, что все страны-участницы (как развитые, так и развивающиеся, а также страны с переходными экономиками) имели равное право голоса. Аналогичной организации в АТР не существовало.
В сентябре 2005 года ТЭС перешёл
на модель прямого корпоративного участия,
практически отказавшись от системы
национальных комитетов. Данная модель
предусматривает
Отказавшись от системы национальных комитетов, ТЭС лишился многих компаний-участниц. По состоянию на настоящий момент, в ТЭС напрямую участвуют чуть больше 100 компаний, не считая 174 компании в рамках национальных комитетов России и КНР.
В центре внимания ТЭС продолжает оставаться блок важных экономических и социальных вопросов, разрабатываются новые инициативы совместно с другими международными организациями региона.
Неправительственная организация Совет по Тихоокеанскому Экономическому Сотрудничеству (СТЭС) была создана в 1980 году по инициативе бывшего премьер-министра Японии Охира и премьер-министра Австралии Фразера с целью определения и координации составляющих Тихоокеанского экономического сотрудничества.
Начав работу как организация с 12 членами, СТЭС превратился в одну из крупнейших организаций региона, включающих как государства Северо-Восточной Азии, Океании, так и государства Тихоокеанского побережья Южной Америки. Всего в организации насчитывается 26 членов: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, Китай, Колумбия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Форум островных государств южной части Тихого океана, Перу, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань (Китайский Тайбэй), Филиппины, Чили, Эквадор, Южная Корея, Япония, а также два ассоциированных члена (Тихоокеанские территории Франции и Монгольский национальный комитет по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству) и два члена с правом совещательного голоса – Тихоокеанский экономический совет (ТЭС) и Тихоокеанская конференция по торговле и развитию (ПАФТАД).
Таблица 1 – Взаимоотношения АТЭС и СТЭС
Характеристика АТЭС |
Общие черты |
Характеристика СТЭС |
1 |
2 |
3 |
АТЭС представляет собой сеть правительственных министерств стран-экономик |
Секретариаты АТЭС и СТЭС располагаются в Сингапуре |
СТЭС представляет собой сеть правительственных министерств, деловых кругов и научных институтов |
Встречи Министров Встречи Старших Должностных Лиц |
Встречи Министров и Лидеров Промышленности |
Постоянный Комитет Координационная Группа |
Специальные Комитеты Рабочие Группы Экспертные Группы |
Проекты и Встречи |
Специальные Группы и Форумы Экспертные Группы |
Ежегодные встречи лидеров АТЭС |
взаимодействие |
Деловой Консультативный
Совет АТЭС: Состоит из трех представителей
деловых кругов из каждой экономики.
Консультативный Совет |
Через данную модель сотрудничества СТЭС намерен обеспечить Азиатско-Тихоокеанскому региону мощное лидерство и сформировать глобальную экономическую систему XXI века.
Концепция "открытого региона" была выдвинута в Канберре в 1980 г. в период создания СТЭС. Ванкуверская декларация развила эту концепцию, определив условия и методы взаимодействия членов СТЭС в процессе создания "открытого Тихоокеанского региона". Укреплению концепции послужило создание межправительственной организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Сеульская декларация 1991 г. зафиксировала принятие АТЭС концепции открытого региона и открыла возможности плодотворного сотрудничества рабочих групп СТЭС и ATЭC. По сравнению с другими главными регионами мира Тихоокеанский бассейн находится в более выгодных условиях. Здесь экономическая инициатива бизнеса превалирует над политикой. В результате этого в настоящее время происходит открытый и приносящий выгоды процесс экономической интеграции. Страны АСЕАН приняли соглашение о свободной торговле. Подписано Северо-Американское соглашение о свободной торговле, снявшее торговые барьеры между США, Канадой и Мексикой.
Важной характеристикой
конференции СТЭС является ее независимый,
неофициальный статус, который позволяет
работать без сдерживания со стороны
правительства, а также ее трехсторонняя
природа, т.е. взаимодействие трех сил:
правительственных, деловых и научных.
СТЭС – это консультативная
В 2003 году в международных секретариатах ТЭС и СТЭС активно обсуждалась идея совместного размещения секретариатов ТЭС и СТЭС в Гонконге, а также проведение этими международными организациями объединенных Генсессий. Россия поддерживала идею объединения международных секретариатов, это позволило бы существенно снизить финансовое бремя на участников Советов и усилить прямое сотрудничество по ряду направлений. Недавно СТЭС перенёс офис Секретариата в новое здание рядом с Секретариатом АТЭС в кампусе Национального Университета Сингапура. В связи с этим, идея об объединении Секретариатов вновь активно обсуждается представителями ТЭС и СТЭС, но уже с упором на размещение в Сингапуре. На сегодняшний день СТЭС сконцентрировался на оказании поддержки АТЭС, а ТЭС – на развитии бизнес-контактов в регионе АТР.
Российское участие в
Тихоокеанском экономическом
Итак, как мы уже упоминали выше, высший уровень интеграционных процессов в азиатском регионе проявляется в деятельности АТЭС. Первоначально в АТЭС вошли 12 стран – 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Южная Корея, Новая Зеландия, США, Япония, Канада) и 6 развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины). К 1997 г в АТЭС входили уже почти все основные страны тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг (1993), КНР (1993), Мексика (1994), Папуа-Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993), Чили (1995). В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов – России, Вьетнама и Перу – введен десятилетний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. На долю АТЭС приходится свыше 60 процентов мирового ВНП и около половины мирового экспорта, здесь сосредоточено около 2/5 населения мира. В регионе АТЭС находятся три из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН (США, Китай, Россия), а также Япония [14, раздел путеводитель].
Формирование форума АТЭС началось в ноябре 1989 года, когда в Канберре состоялась встреча министров иностранных дел и торговли десяти стран АТР. Правильнее сказать, что тогда произошел скорее обмен мнениями между государствами региона, имевшими сходные взгляды на то, в каком направлении развивать региональное экономическое сотрудничество.
США, Япония, Южная Корея и Австралия, принимавшие наиболее активное участие в подготовке этой встречи, ближе других государств подошли к пониманию того, что в регионе необходимо установить межправительственное взаимодействие по вопросам международных экономических отношений. В Канберре было решено, что новая организация будет иметь консультативный статус, а ее участники будут добиваться своевременного завершения Уругвайского раунда ГАТТ. Также предполагалось, что АТЭС, работая в тесном контакте с деловыми кругами стран АТР, будет определять главные направления и сферы экономического сотрудничества в регионе в 21 веке и содействовать частному капиталу как главной движущей силе регионального экономического развития.
Была утверждена и программа
сотрудничества, основу которого составили
такие принципы, как либерализация
торговли и инвестиций, содействие
торговле, экономическое и техническое
сотрудничество. Было также определено,
что в мероприятиях АТЭС могут
участвовать международные
Информация о работе Текущее состояние и прогнозирование процессов МЭИ в АТР