Теории международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 11:20, реферат

Краткое описание

Развитие международной торговли создало экономические условия для развития машинного производства, которое могло расти на базе импортного сырья и массового заморского спроса. Международная торговля занимает ведущее место в системе всемирных экономических отношений. На протяжении всего послевоенного периода объемы мировой торговли быстро увеличивались, а их среднегодовые темпы роста в 1,5 раза превышали темпы роста мирового объема производства.

Содержание

Введение
Понятие международной торговли
Теории международной торговли
1 Классическая теория международной торговли
2 Теория сравнительных преимуществ
3 Меркантилиститская теория международной торговли
4 Теория абсолютных преимуществ
5 Тeopuя Хекшера - Олина - Самуэльсона
6 Теория международной торговли Леонтьева
7 Неотехнологическая теория внешней торговли
8 Теория Фирмы
9 Теория международной конкурентоспособности нации
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

международные отношения.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)
  1. Теория международной конкурентоспособности нации

     Теория  разработана американским исследователем М. Портером. Он пришел к  заключению, что место каждой страны и ее конкретных производителей на мировом рынке определяется четырьмя основными условиями: количеством и качеством различных факторов производства, спросом на внутреннем рынке, наличием смежных и обслуживающих отраслей, стратегией фирмы и внутренней конкуренцией.

     Портер  считал наличие факторов производства определяющим в обеспечении сравнительных преимуществ. Он не огpаничивался факторами, дарованными природой или перешедшими от предшествующих поколений, а считал необходимым постепенное совершенствование и развитие этих факторов в процессе расширенного воспроизводства. Этим объясняется ускоренное развитие промышленности Японии, основанной на материалосберегающей и энергocберегающей технологиях,  вызванных к жизни ограниченными ресурсами страны.

     1. технологии и их продукты, рождение которых обусловлено внутренними условиями страны,  которые получили широкое распространение по всему миру, а их производители стали крупнейшими поставщиками своей продукции на мировом рынке.

     2.  наличие смежных и обслуживающих·  отраслей  является важным дополнительным стимулом совершенствования продукции.

     3. стратегия фирмы и наличие конкуренции на внутреннем рынке заставляют фирмы постоянно совершенствовать свое производство· и искать новых покупателей. Любая фирма ориентирована на завоевание прочных позиций на рынке, поэтому она должна постоянно искать новые пути  к снижению издержек производства и совершенствования продукции.

 

     Заключение 

     Международная торговля это обмен товарами и  услугами, с помощью которого страны удовлетворяют свои безграничные потребности на основе развития общественного разделения труда. Основные теории международной торговли были заложены в конце XVIII начале XIX в. выдающимися экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо. А. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» 1776г. сформулировал теорию абсолютного преимущества и, полемизируя с меркантилистами, показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, и могут выигрывать от нее независимо от того, являются они экспортерами или импортерами. Д. Рикардо в работе начала политической экономии и налогового обложения 1817г. доказал, что принцип преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества. При анализе теорий внешней торговли следует учитывать два обстоятельства: экономические ресурсы материальные, природные, трудовые и др. распределены между странами неравномерно,  и  эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов. Экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. т.е. преимущества, как абсолютные, так и сравнительные, которыми обладают страны, не являются раз и навсегда данными. Теория абсолютного преимущества. Суть теории абсолютного преимущества состоит в следующем: если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом:

     . Развитие и усложнение международной торговли нашло отражение в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого процесса. В современных условиях различия в международной специализации можно проанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей международного разделения труда.

     1. Теория Д. Рикардо о сравнительных  преимуществах и её современные  модификации позволяют объяснить  направленность той части международного  товарного обмена, которая связана,  в первую очередь, с различиям  отдельных стран в наделённости  природно-климатическими и минеральными ресурсами. Модель Хекшера - Олина - Самуэльсона - те направления специализации, преимущественно межотраслевой, которые связаны с использованием квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, капитала и сельскохозяйственных угодий. Неотехнологические теории наиболее приемлемы для анализа международной торговли наукоёмкими товарами, в том числе внутриотраслевой торговли различными товарами.

     2. Обмен сходными, близкими по своим  характеристикам, но не идентичными  товарами связан, прежде всего, с необходимостью более полно удовлетворять дифференцированные потребности, с учётом различий в спросе и вкусах отдельных категорий потребителей.

     3. Фирмы и корпорации, активно использующие  технологические нововведения, создают  новые источники специализации, а страны, в экономике которых существенные позиции занимают такие предприятия, могут подорвать сравнительные преимущества, некогда приобретённые другими развитыми странами.

     Теории  ·международной торговли как классические, так и современные, хотя и не  могут дать ответа на весь комплекс вопросов, возникающих в процессе развития внешнеторговых отношений,  но показывают условия возникновения тех преимуществ, благодаря которым отдельные страны и компании завоевывают прочные позиции на мировом рынке.

 

     Литература 

     
  1. А.С. Булатов, «Мировая экономика», М.,  «Экономистъ» 2005г.;
  2. И.П. Николаева «Мировая экономика», М., 2003г.;
  3. Е.Ф. Авдушин «Международные экономические отношения», «Юристъ» 1999г.;
  4. О.Д. Давыдов «Внешняя торговля-время перемен», М., 1998г.;
  5. С.И. Долгова, И.И. Кретова «Предприятие на внешних рынках», 1997г.;
  6. А.С. Булатов «Экономика внешних связей России», М., 1999г.;
  7. И.И. Дюмулен «Всемирная торговая организация», М., 1997г.;
  8. М. Пебро «Международные экономические,  валютные  и финансовые отношения» М., 2001г.;
  9. Д. Рикардо «Начало политической экономии и налогового обложения». Соч. Т.1. М., 1955г.
  10. П. Х . Линдерт «Экономика мирохозяйственных связей» М., 1992.
  11. «Современные теории внешнеэкономических отношений». Сборник статей. М., ИНИОН, 1992.

Информация о работе Теории международной торговли