Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:12, курсовая работа
Китай стабильно является одним из ведущих торговых партнеров Российской Федерации. Современные отношения России и Китая характеризуют никак иначе как стратегическое сотрудничество. Еще никогда в истории двух стран не было достигнуто столь тесного взаимопонимания не только в политическом, но и в экономическом отношении. Роль и значение обоих государств в мире делает их взаимодействие важнейшим компонентом всей мировой системы международных отношений, а также одним из регуляторов мировой политики. Масштабный выход России на рынок КНР в известном смысле может стать одним из важнейших, если не решающим этапом интеграции нашей страны в мировую экономику.
Введение……………………………………………………………………….3 - 6
Глава 1. История становления и современное состояние торговых связей России и Китая………………………………………………………………7 - 22
Этапы развития двусторонних отношений России и КНР………………7
Основные внешнеэкономические показатели современного российско-китайского экономического сотрудничества…………………………...14
Российско-китайское инвестиционное сотрудничество………………..18
Глава 2. Проблемы и перспективы торгово-экономического сотрудничества России и Китая………………………………………….23- 35
Анализ существующих проблем в торговом сотрудничестве России и КНР…………………………………………………….…………………..23
Перспективы торгово-экономического сотрудничества связей России и Китая……………………………………………………………………….31
Заключение…………………………………………………………………36 - 38
Библиографический список……………………………………………..39 - 41
В частности, свыше 85% китайского экспорта в Россию составляет готовая продукция, в то время как российский экспорт в Китай включает около 88% сырьевых ресурсов. Причем, наиболее важную роль в российских поставках в Китай играют энергоносители (свыше 65% российского экспорта в Китай).44
В свою очередь, инновационно-производственное и инвестиционное сотрудничество остается на крайне низком уровне и даже незаметно в общем контексте российско-китайских экономических связей. В настоящее время функционирует свыше 700 российско-китайских совместных предприятий. В основном это предприятия малого и среднего бизнеса, деятельность которых ориентирована на развитие инфраструктуры приграничной торговли и заготовку леса. Почти все вышеуказанные предприятия расположены вдоль российско-китайской границы, а их суммарный капитал находится в пределах 1,5 – 3 млрд. долларов. На фоне масштабов экономики и потенциалов России и, тем более Китая, это практически нулевой уровень.
При этом, Россия и Китай достаточно сильно зависят от внешних инвестиций, что вынуждает их конкурировать между собой за доступ к финансовым рынкам. Инвестиционный климат в Китае более привлекательный нежели в России, а процесс либерализации китайского фондового рынка может сделать отрыв от РФ по уровню инвестиционной привлекательности еще более значительным. В условиях нынешней, либеральной экономической модели глобального развития, это даст дополнительный импульс к вывозу российского капитала в Китай, что будет способствовать консервации сегодняшнего формата российско-китайского торгово-экономического сотрудничества.
В целом, отсутствие тесных экономических связей и растущая конкуренция за доступ к внешним инвестициям объективно делает российско-китайские отношения хрупкими, а перспективы их дальнейшего развития туманными. Только масштабное экономическое взаимодействие в целом ряде отраслей экономики между Россией и Китаем может стать гарантом поступательного и долгосрочного развития и укрепления российско-китайских отношений. Весьма показательным в данном плане мнение ряда ведущих китайских экспертов, что «лишь экономические отношения, основанные на тесной взаимной смычке и взаимной опоре способны обеспечить крепкий фундамент развития российско-китайских отношений, а уповать только на политические отношения – это питать необоснованные надежды».45
Более того, сегодня российско-китайские отношения сориентировались на узко торговый формат. Китай оказывает помощь России в освоении сырьевых ресурсов, главным образом это касается энергоносителей. Практическое воплощение получают в основном проекты по обеспечению добычи и экспорта энергоресурсов России в Китай (геологоразведка, добыча ресурсов, строительство трубопроводов, линий электропередач). При этом российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество подчинено краткосрочным узко корпоративным интересам сырьевых (преимущественно энергетических) компаний двух стран, что вряд ли будет способствовать становлению и развитию российско-китайского стратегического партнерства.
Во-вторых, налаживанию полноценного торгово-экономического сотрудничества между Россией и Китаем мешает еще и ряд других трудностей, которые связаны, прежде всего, с различными геоэкономическими условиями двух стран.
Крупнейшие промышленные центры России расположены в основном в европейской части страны, на Урале, в Западной Сибири, и к тому же значительно удалены от основных мировых морских коммуникаций и как следствие основных торговых и финансовых потоков. В свою очередь, крупнейшие промышленные центры Китая расположены в основном в южной и юго-восточной части КНР, непосредственно на побережье теплых морей, вблизи основных мировых торговых коммуникаций. В результате, сильная удаленность друг от друга российских и китайских промышленных центров ведет к повышенным финансовым затратам на чрезвычайно протяженные (от 7000 км и выше) сухопутные перевозки.
Необходимо учитывать еще и то, что промышленные центры Китая расположены в тропической и субтропической климатической зонах. В то же время, российские промышленные центры расположены в такой климатической зоне, для которой характерны значительно более низкие зимние температуры. В этой связи крайне показательны расчеты экспертов США (Институт Брукингса) относительно влияния зимних температур на эффективность экономической деятельности. Так, согласно этим расчетам, понижение так, например индекса «температуры на душу населения» на 1 градус приводит к фактическому уменьшению ВВП на 1,5-2,0% и сокращению динамики экономического роста на 3%.46
В результате, более высокая «природная энергоемкость» российских предприятий ведет к повышенным финансовым затратам, а производственные операции на территории России в целом обходятся дороже, нежели на территории Китая. Также можно отметить на порядок более низкую по сравнению с Россией стоимость рабочей силы в КНР, гораздо более привлекательный инвестиционный климат в Китае, включая меньшее, чем в России «коррупционное давление» на экономику.
В итоге, такая резкая дифференциация геоэкономических условий России и Китая в значительной степени осложняет, прежде всего, производственную, инвестиционную и технологическую кооперацию. Китайским компаниям, как правило, выгоднее вкладывать средства и размещать заказы на те или иные виды продукции внутри своей страны, нежели в России. Даже себестоимость добычи и транспортировки углеводородов в России является достаточно высокой, хотя здесь Китай уже руководствуется и соображениями стратегической диверсификации доступа к источникам сырья и его резервирования на долгосрочную перспективу. В свою очередь, российским компаниям, как правило, трудно пробиться на китайский рынок из-за объективно жесткой конкуренции, причем не только со стороны самих китайских компаний, но и компаний других стран.
В-третьих, и в России и Китае пока сохраняется недооценка того факта, что развитие долгосрочного и взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества немыслимо без формирования соответствующей стратегической и комплексной программы совместного развития. Как представляется, только данная программа может стать неким гарантом устойчивости взаимовыгодного сотрудничества в экономической сфере, так как между всеми отраслями экономики существует тесная взаимосвязь.
Например, машиностроение тесно связано с целым рядом отраслей современной промышленности: металлургией, металлообработкой, химической, электротехнической и электронной отраслями, станкостроением и приборостроением, прикладными научными исследованиями в самых различных сферах и т.п. По этой причине долгосрочное, эффективное и взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество РФ и КНР без тесной кооперации в различных отраслях экономики вряд ли будет реальным.
Однако выработка данной программы возможна только при условии наличия общности долгосрочных экономических интересов, целей и принципов, предпосылок к началу формирования чего пока тоже не просматривается. Построение системы общих долгосрочных экономических интересов немыслимо без консолидированной политической воли России и Китая, а главное – взаимного осознания необходимости и даже целесообразности жертвовать краткосрочными, в том числе коммерческими интересами ради поэтапного выстраивания долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества, в целом получения именно стратегических выгод и преимуществ в торгово-экономическом развитии.
В итоге современный формат торгово-экономических отношений между Россией и Китаем не только не способствует развитию взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, но и очевидно крайне невыгоден России и мало соответствует общим целям стратегического партнерства. По этой причине наблюдаемое в последние годы политическое сближение само по себе без полноценного экономического взаимодействия, не будет гарантией долгосрочного и неконфликтного развития двухсторонних отношений. Все это, а также набирающее обороты скрытое соперничество между Россией и Китаем, безусловно, будет негативно сказываться и на перспективах российско-китайского сотрудничества.
В то же время, одностороннее изменение Россией нынешнего формата российско-китайских отношений чревато недоразумениями, а также определенными осложнениями в двусторонних отношениях, пусть и краткосрочного характера.
Поэтому необходима высокая политическая воля и политическое доверие со стороны обоих стран для того, чтобы изменить уже запущенные алгоритмы торгово-экономических отношений, взаимное стремление к формированию общности долгосрочных торгово-экономических интересов, а на их основе – выработку комплексной программы полноценного торгово-экономического сотрудничества, которая была бы подчинена и общей стратегии развития долгосрочных партнерских отношений.
2.2. Перспективы торгово-экономического сотрудничества России и Китая
Несмотря на наличие проблем российско-китайские отношения находятся на высоком уровне и отличаются особым характером. За последние годы Россией и Китаем были достигнуты значительные успехи в плане активизации сотрудничества. Можно с уверенностью сказать, что торгово-экономическая составляющая стала по-настоящему весомой частью всего комплекса двустороннего взаимодействия.
Несмотря на достигнутое, Россия и Китай намерены и в дальнейшем укреплять и расширять двустороннее сотрудничество. 23 августа 2012 года Россия официально стала 154-м членом Всемирной торговой организации (ВТО). С момента вступления России в ВТО российско-китайские торгово-экономические отношения вступили в новый этап развития.
Положительные тенденции в развитии отношений между станами при вступлении России в ВТО:
Во-первых, вступление России в ВТО приведет к регламентации сотрудничества двух стран в торгово-экономической области. Постепенно будут исчезать такие незаконные способы торговли, как “серые схемы” таможенного декларирования, которые существовали много лет, в то же время будут повышаться предсказуемость и последовательность двустороннего сотрудничества, благодаря чему торгово-экономические отношения двух стран будут непрерывно углубляться.
Во-вторых, российско-китайское сотрудничество будет развиваться в более широком пространстве. Торговля России с Азиатско-тихоокеанским регионом будет развиваться ускоренными темпами. Можно предвидеть, что быстро будет увеличиваться как импорт в Россию промышленных продуктов из Китая и АТР, так и вывоз из России в данный регион таких видов продукции, как природные ресурсы. С учетом того, что российско-китайские торговые связи носят взаимодополняющий, а не конкурентный характер, при нынешней серьезной глобальной экономической ситуации у сотрудничества двух стран в торгово-экономической сфере появятся новые внутренние движущие силы и новые точки соприкосновения интересов, в результате будет ускоряться процесс перехода торгово-экономических отношений двух стран из «традиционного взаимодополняющего торгового партнерства к всеобъемлющему стратегическому партнерству».47
В-третьих, будет расширяться российско-китайское сотрудничество в области взаимных инвестиций. После вступления России в ВТО инвестиционная среда в этой стране должна неуклонно улучшаться. Правила ВТО предоставят соответствующий гарантийный механизм для осуществления «Программы российско-китайского инвестиционного сотрудничества». Китайские предприятия получат больше инвестиционных шансов в России, особенно в регионе Дальнего Востока.
Вместе с тем вступление России в ВТО поставит новые вызовы перед лицом китайских предприятий.
Во-первых, рыночная конкуренция будет обостряться для китайских предприятий, поставляющих такие товары с низкой техноемкостью и низкой добавленной стоимостью, как продукты легкой и текстильной промышленности. Во-вторых, после вступления в ВТО Россия предъявит более строгие требования к сертификации качества импортных товаров, и не исключено, что китайские товары столкнутся с более высокими зелеными критериями. В-третьих, в России будет усилена охрана права интеллектуальной собственности, что создаст новые трудности для китайских предприятий, желающих ввозить из этой страны новейшие и высокие технологии. В-четвертых, Россия будет привлекать больше прямых инвестиций и, по всей вероятности, станет для Китая конкурентом в этой области.48
Вообще говоря, вступление России в ВТО принесет торгово-экономическим связям двух стран больше пользы, чем вреда. Обе стороны должны, пользуясь благоприятным шансом, продолжать улучшать торговую структуру, наращивать сотрудничество в инвестиционной, экономической и технической областях, расширять сотрудничество в научно-технической и инновационной сферах, постоянно искать и культивировать новые точки развития двустороннего сотрудничества.
Стратегической задачей, стоящей перед Россией и Китаем, является конвертация достигнутого уровня политических отношений в результаты практического сотрудничества в экономической, гуманитарной и других сферах. В этих целях страны утвердили План действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (2013 – 2016 годы) и определили следующие приоритетные направления взаимодействия по повышению совокупной государственной мощи двух стран и их международной конкурентоспособности:49