Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 22:12, статья
Рассмотрение потенциала транспортного сотрудничества между Казахстаном и Китаем. Политические факторы, которые необходимо учитывать при анализе перспектив казахстанско-китайского экономического сотрудничества. Несмотря на наличие комплекса сложных вопросов, препятствующих максимальному использованию потенциала двустороннего сотрудничества, в настоящее время проводится активная работа по их разрешению.
Казахстан и Китай
Основная статья:
Казахстанско-китайские
Дипломатические отношения Республики Казахстан и Китайской Народной Республикой установлены 3 января 1992 г.[13] Отношения между странами, в основном связаны с экономическим интересом, нежели политическим. Примером тому являются крупные инвестиции в нефтегазовой сферу[14], постоянное участие китайских компаний в других сферах экономики Казахстана. На территории обеих стран имеются дипломатические представительства различного уровня:
В Республике
Казахстан есть
Астана (Посольство Китайской Народной Республики)[15]
Алматы (Генеральное
консульство)
В Китайской Народной Республике есть представительство Республики Казахстан:
Пекин (Посольство Республики Казахстан)
Гонконг (Генеральное консульство)
Шанхай (Генеральное консульство)
Урумчи (Паспортно-визовая
служба).
Транспортное сотрудничество Казахстана и Китая: перспективы развития.
Значение
транспортной составляющей непрерывно
возрастает на протяжении всей истории
казахстанско-китайского экономического
взаимодействия. Это связано с
ежегодным увеличением объемов
товарооборота, c расширением географии
и видов экономического сотрудничества.
Немаловажным фактором является также
повышение транзитного
Текущий мировой
кризис оказал существенное влияние
на динамику и перспективы развития
транспортного сотрудничества
Казахстана и Китая. Наибольшие коррективы
сложившаяся в экономике
Транспортное взаимодействие
между Казахстаном и Китаем включает
в себя два ключевых направления:
использование транзитного
Что касается развития транзитного потенциала, то данное направление представляет огромный интерес для обеих стран. Транзит грузов через Казахстан предоставляет КНР возможности для более быстрого и надежно- го выхода на рынки государств Евразийского континента, в первую очередь, стран Евросоюза, который на протяжении последних лет остается самым крупным торговым партнером Китая. Использование транспортной инфраструктуры Казахстана также даст КНР возможность, с одной стороны, диверсифицировать пути экспорта собственной продукции и, тем самым, придать дополнительный импульс развитию западных регионов страны. С другой стороны, использование транзитного потенциала РК, особенно с точки зрения расширения сети газо- и трубопроводов, позволит, хотя бы частично, снять зависимость от импорта энергоресурсов через морские пути.
Для Казахстана также принципиально важно повышать уровень интеграции собственной транспортной системы с мировой транспортной сетью. Как указано в Транспортной стратегии Республики Казахстан до 2015 год, в число стратегических задач развития транспортной системы РК входит «формирование единого внешне интегрированного транспортного пространства и создание современной перспективной национальной транспортной инфраструктуры на основе модифицированной модели меридионального и широтного расположения основных транспортных магистралей, связующих маршрутов и узлов по направлениям Восток-Запад и Север-Юг».
Кроме того, осуществление
транзита через собственную территорию
дает государству стабильный и довольно
высокий источник дохода. В настоящее
время, в связи с усугублением
последствий мирового экономического
кризиса, объем внутренних перевозок
значительно снизился и развитие
транзитных маршрутов представляет
собой возможность пополнения не
только государственного бюджета, но и
бюджетов национальных компаний. Приоритетным
транзитным проектом РК признан автомобильный
транзитный коридор
«Западная Европа – Западный Китай», сдача в эксплуатацию которого ожидается в 2012 году. Его протяженность составит 8445 км, в том числе 2787 км – по Казахстану и 3425 км по Китаю. Особенность коридора в том, что он является кратчайшим и обеспечивает транспортную связь стран Центральной Азии с Европой, а также выход из Китая и стран Юго- Восточной Азии в западные регионы России и далее в Европу. Общая стоимость проекта составляет $5,32 млрд., из них на внешние займы приходится $2,8 млрд. 30 марта было подписано соглашение о предоставлении соответствующего займа между Правительством Казахстана, с одной стороны, и Европейским банком реконструкции и развития и Азиатским банком развития, с другой.
В последнем Послании Президента народу Казахстана особое внимание было уделено именно реконструкции автодорожного коридора «Западная Европа – Западный Китай». По словам Главы государства: «В этом году… там будут работать 5 тыс. человек, а в 2010-2012 годах – до 50 тыс. человек. Это будет артерия, которая сделает Казахстан транзитным коридором от Европы в Азию».
Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию, в ближайшее время будет реализовываться только проект «Западная Европа
– Западный Китай», все другие крупные транспортные инициативы будут отложены. В числе подобных проектов: международный транспортный коридор ТРАСЕКА, железнодорожный транспортный коридор «N.E.W.-corridor» в направлении США – КНР, а также новая Евроазиатская автотранспортная инициатива
«NELTI» стран региона Великого шелкового пути.
Основными видом
двустороннего транспортного
По данным пресс-службы НК «КТЖ», общий объем перевозок через переход Достык - Алашанькоу составил 12,6 млн. тонн грузов, хотя в середине года озвучивались прогнозы о том, что до конца 2008 года будет выполнен план по грузообороту в размере 14 млн. тонн. Снижение запланированных показателей началось с ноября и продолжается до сих пор.
На 2009 год объем грузоперевозок железнодорожным транспортом запланирован в размере 13 млн. тонн, в том числе из Казахстана в Китай – 7 млн. тонн и из Китая в Казахстан – 6 млн. тонн.
Для развития железнодорожной
составляющей транспортного сотрудничества
в РК реализуются и проекты
на концессионной основе. В первую
очередь, это строительство
С китайской стороны проходит активное строительство железной дороги Цзинхэ – Инин
- Хоргос с проектной
мощностью транспортировки –
10 млн. тонн и протяженностью 285
км. Строительство этой первой
в Синьцзяне
Немаловажное значение имеет принятие решения о создании Казахстаном и Китаем на станциях Достык и Алашанькоу автоматизированной информационной системы, позволяющей производить обмен данными между казахстанской и китайской железными дорогами в объеме транспортной накладной. Это ускорит работу железнодорожников, пограничных и таможенных служб пограничного перехода, что положительно отразится на сроках доставки грузов. Другими перспективными направлениями развития казахстанско-китайского сотрудничества в области железнодорожного транспорта являются поставки железнодорожного оборудования и комплектующих из КНР. Транспортное взаимодействие между Казахстаном и Китаем несвободно от ряда проблемных тенденций. Часть из них лежит в организационной сфере. Для оптимизации собственного транзитного потенциала Казахстану необходимо внедрять прогрессивные технологии и современные механизмы логистического сервиса международного уровня, это требует времени, существенных материальных и организационных ресурсов.
Другой комплекс
проблем затрагивает
Наконец, говоря о
перспективах развития казахстанско-китайского
транспортного сотрудничества нельзя
не учитывать некоторых
Одним из таких факторов
является региональная конкуренция, угрожающая
закреплению положения
Другим политическим фактором, который необходимо учитывать при анализе перспектив казахстанско-китайского экономического сотрудничества, является заинтересованность Российской Федерации в своем параллельном присутствии, наряду с китайским, на транспортном рынке РК, а также в доминировании в транзитных проектах на евразийском пространстве. Кроме того, Россия является, с одной стороны конкурентом Казахстана, наращивая потенциал собственных транспортных магистралей с целью увеличения транзита китайских грузов в западном направлении. С другой стороны, идет серьезная конкуренция между непосредственно Россией и КНР за возможность использования собственной территории для транзита грузов между Европой и государствами АТР.
Подводя итог рассмотрению
потенциала транспортного сотрудничества
между Казахстаном и Китаем, необходимо
отметить, что, несмотря на наличие
комплекса сложных вопросов, препятствующих
максимальному использованию
Информация о работе Транспортное сотрудничество Казахстана и Китая: перспективы развития