Украина в ситеме мирохозяйственных связей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 23:01, реферат

Краткое описание

Участие в работе различных международных организаций, в первую очередь экономических, является одним из основных путей построения многостороннего экономического сотрудничества. Со времени обретения независимости Украина стала членом более 20 различных международных организаций, среди которых Организация Объединенных Наций, Всемирная Торговая Организация, Совет Европы. Подробный перечень всех организаций, в составе которых состоит Украина представлен ниже:

Вложенные файлы: 1 файл

Украина в системе мирохозяйственных связей.docx

— 1.07 Мб (Скачать файл)

 

Сотрудничество Украины и Международного Валютного Фонда

МВФ (Международный валютный фонд) - это валютно-финансовая организация межправительственного сотрудничества. Ее политика и деятельность регулируются уставом (Хартия МВФ). Специфика Фонда по сравнению с другими межправительственными организациями заключается в том, что в своей деятельности он объединяет функции регулирования, финансирования, надзора и консультирования государств-членов в сфере валютно-финансовых отношений.

МВФ был создан 27 декабря 1945 после подписания 29-ю государствами соглашения, разработанного на Конференции ООН по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года. В 1947 году фонд начал свою деятельность и стал органической частью Бреттон-Вудской валютной системы.

Основная задача МВФ - содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, поддержания устойчивости валютных паритетов, разработки многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений, а тж. предоставления кредитных ресурсов своим членам при валютных затруднениях, связанных с неуравновешенностью платежных балансов.

Украина стала членом МВФ в 1992 г. в соответствии с Законом Украины "О вступлении Украины в Международный валютный фонд. Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития и Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций", который был принят 3 июня 1992 года. В настоящее время квота Украины в Фонде составляет 1 млрд 372 млн СДР. С 1994 г. сотрудничество Украины с МВФ было активизировано по таким программам, как: STF, Stand-by и "Механизм расширенного финансирования" (EFF), средства по ним в основном направляются на финансирование дефицитов платежного и торгового балансов страны. Важным направлением использования кредитов МВФ является также формирование валютных резервов. В частности, за счет кредитов МВФ Украине удалось успешно провести денежную реформу и ввести конвертируемость гривны по текущим операциям. В общем, в рамках сотрудничества с МВФ в течение 2008 - 2012 лет Украина получила 9250 млн. СДР (эквивалент 14 430 млн. дол. США). 28 июля 2010 Совет директоров МВФ принял решение о начале новой программы сотрудничества для Украины, в рамках которой Украине в течение 2010-2013 гг планировалось предоставить кредит в размере 15,15 млрд долл. США.

На сегодняшний день помощь МВФ является для Украины одним из первых путей выхода из кризиса. 23 апреля 2014 года в газете "Ведомости" было опубликовано, что во второй половине апреля Международный валютный фонд, вероятно, примет окончательное решение о предоставлении еще одного пакета финансовой помощи Украине, на этот раз составляющего  15 млрд долларов.

Предполагается, что переговоры продлятся еще несколько дней и закончатся во вторник.

Как сообщили представители Международного валютного фонда, они значительно продвинулись в вопросах, касающихся предоставления Украине пакета финансовой помощи.

МВФ утверждает, что через 2-3 недели программа помощи Украине может быть одобрена правлением фонда.

 

 

 

Группа Всемирного Банка

Всемирный банк — международная финансовая организация, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам.

В процессе своего развития Всемирный банк претерпевал различные структурные изменения, поэтому под термином Всемирный банк на разных этапах понимались разные организации.

В настоящее время под Всемирным банком фактически понимают две организации:

  • Международный банк реконструкции и развития
  • Международная ассоциация развития

В разное время к ним присоединились созданные для решения задач Всемирного банка ещё три организации:

  • Международная финансовая корпорация
  • Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций
  • Международный центр по урегулированию инвестиционных споров

Все пять организаций входят в Группу организаций Всемирного банка и называются Группой Всемирного банка.

С Всемирным Банком Украина начала сотрудничать в 1992 году (одновременно с вступлением в МВФ); она является членом всех его структур. Среди международных кредитно-финансовых организаций Всемирный банк является вторым, после МВФ, кредитором Украины; его доля составляет 32,8 % всех ссуд. При этом наблюдается тенденция роста доли кредитов ВБ за счет уменьшения доли МВФ.

Займы Всемирного Банка для Украины более выгодные, чем займы из других источников, поскольку условия предоставления им кредита благоприятнее. По классификации ВБ, Украина относится к III категории стран (уровень доходов ниже среднего), поэтому срок погашения кредитов продлевается до 20 лет с льготным периодом 5 лет. Проценты за кредит выплачиваются по плавающей ставке и составляют около 6,5 % годовых.

За счет Мирового Банка в Украине реализуется 16 проектов на общую сумму 2895 млн долларов и 15 млн евро. Займы Всемирного Банка предоставляются в несколько траншей; каждый следующий предоставляется при выполнении определенных условий.

В структуре займов ВБ значительное место занимают займы на структурную перестройку и развитие топливно-энергетической отрасли. В частности, 300 млн долл. выделяется на реструктуризацию угольной промышленности. Проект предусматривает закрытие нерентабельных шахт и переоборудование перспективных. Кредит на этот проект выделяется двумя траншами по 150 млн долл. каждый. Первый транш получен в конце 1996 года, средства второго - в 1999 году.

Приоритетным направлением сотрудничества Украины со Всемирным банком становится получения средств на инвестиционные проекты, что позволит нашей стране более ощутимый импульс для развития экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Международная  промышленная кооперация

За последние годы в мировой экономике значительное развитие получила кооперация, которая придает сотрудничеству гибкость, маневренность и позволяет быстро включаться в процесс создания и производство новых товаров.

Промышленная кооперация - это форма длительных и устойчивых связей между хозяйствующими субъектами, занятыми совместным изготовлением определенной продукции на основе специализации их производства.

Промышленная кооперация включает три формы:

• научно-техническую;

• производственную;

• научно-производственную.

Научно-техническая кооперация означает сотрудничество в области проведения НИОКР по избранным темам на основе разделения труда между партнерами.

Производственная кооперация - это длительные связи между хозяйствующими субъектами при производстве массовой или серийной продукции.

Научно-производственная кооперация - это устойчивое сотрудничество по всему циклу "наука - техника - производство".

Нельзя сказать, что в Украине не понимают значение и важность промышленной кооперации. Иначе отечественные производители не стремились бы с такой силой к выходу на рынки других государств, прежде всего соседних. А украинские власти, несмотря на разные политические и цивилизационные пристрастия, не «зазывали» бы столь дружно инвесторов со всех стран и континентов.

Очень важно также то, что международная промышленная кооперация является актуальной для наукоемких, высокотехнологических отраслей. В частности, речь идет об аэрокосмической деятельности и авиастроении. Именно в этих отраслях Украина накопила большой позитивный опыт, сотрудничая с Европейским Союзом и Россией. Национальное космическое агентство Украины уже несколько лет активно разрабатывает совместные проекты с Европейским космическим агентством, с 2007 года стартовала программа российско-украинского сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Украина на мировом рынке трудовых ресурсов

Рост открытости украинского общества неизбежно приводит к всё большему втягиванию Украины в международный обмен рабочей силой. Переход к рыночной экономике создает реальные условия для формирования рынка труда. Одной из важных особенностей его становления является резкий рост миграционных процессов как внутри страны, так и за ее пределы. Усиление территориальной миграции населения обусловливается следующими причинами:

  • во-первых, структурной перестройкой экономики и связанным с ней ростом безработицы, процессами разгосударствления собственности и приватизации, сопровождающиеся увеличением мобильности капитала, его интенсивным межотраслевым и географическим переливанием;
  • во-вторых, неравномерностью в размещении производительных сил, существенными различиями в социально-экономических условиях жизни в селе и в городе, в различных регионах страны;
  • в-третьих, резким ухудшением экологической ситуации в отдельных регионах;
  • в-четвертых, интенсификацией миграционных процессов на национальной почве;
  • в-пятых, расширением внешнеэкономических связей Украины, а также либерализацией режима выезда граждан за границу.

Становление рыночных методов хозяйствования происходит в условиях острых кризисных явлений в экономической, социальной и политической жизни. Рыночная трансформация экономики Украины осуществляется крайне непоследовательно и бессистемно, что приводит к росту негативных явлений, углубление хозяйственного хаоса.

Чувство постоянного беспокойства у населения страны вызывают два фактора, угрожающих его физической и экономической безопасности, - это беспрецедентный рост бандитизма и надвигающаяся массовая безработица.

Объективных предпосылок для быстрого преодоления катастрофической ситуации, сложившейся в обществе, в данный момент нет. Возможности государства облегчить людям финансовые и материальные неурядицы крайне ограничены, прежде всего через огромный дефицит государственного бюджета.

Проблема массовой безработицы и обнищания широких масс населения может быть частично решена за счет миграции, выезда части граждан Украины за ее пределы в поисках работы и средств проживания. Не секрет, что через постоянное ухудшение социально-экономической и морально-психологической ситуации в Украине эмиграционные настроения у населения растут. Но если раньше основным мотивом эмиграции был этнический, то в последний период таким стал экономический фактор.

После снятия искусственных препятствий на пути воссоединения семей количество эмигрантов из Украины росло очень быстро. В основном эмигрировали евреи, немцы, венгры, греки.

По материалам прессы и оценкам экспертов, за рубежом сегодня работает от 1 до 3 млн. украинских граждан, большая часть которых устраивается на работу нелегально.

Общая численность эмигрантов из Украины до этого времени точно не известна, поскольку специальной статистики не ведется. Более того, не известно количество эмигрантов, выезжающих за рубеж на постоянную или временную работу. В целом в ближайшей перспективе есть основания ожидать беспрецедентного оттока за границу производительной рабочей силы из всех регионов Украины, что грозит подрывом трудового потенциала многих сфер производства, науки, культуры, образования, медицины.

Главные факторы массовой эмиграции:

· большая разница в условиях жизни и уровне заработной платы в Украине и странах Запада;

· отсутствие перспектив профессионального роста для многих способных людей;

· экономическая и политическая нестабильность в стране и неопределенность путей выхода из нее;

· отсутствие безопасности граждан.

Что касается Украины, то ее в ближайший период предстоит, скорее всего, судьба страны-поставщика рабочих рук на европейский и мировой рынок труда. Но и в этом качестве она может получить ряд экономических выгод:

· во-первых, снизить уровень безработицы и смягчить таким образом социальную напряженность в обществе;

· во-вторых, значительную часть заработной платы эмигранты будут переводить на родину, что пополнит валютный фонд страны (средства, пересылаемые иммигрантами на родину, составляют, по разным оценкам, 25--30 млрд. долл. США);

· в-третьих, разработанные МОТ решения дают Украине право ставить вопрос о получении компенсации за подготовку рабочей силы от стран-возможных пользователей ее трудовых ресурсов.

Кроме того, межгосударственные трудовые миграции -- важный фактор поступления в страну новых технологий, опыта работы, перестройки профессиональной и квалификационной структуры занятости, быстрого и эффективного приспособления к условиям мирового рынка.

Однако совершенно очевидно и то, что массовый отток производительной рабочей силы, особенно ученых и специалистов, принесет значительных экономических, интеллектуальных и моральных убытков. Выезд квалифицированных кадров, молодых специалистов негативно повлияет на профессиональную структуру трудоспособного населения, ухудшит его половозрастной состав. Эмиграция, как правило, сопровождается вынужденным разрывом, пусть и не окончательным, семейных связей, их ослаблением.

Миграционная политика Украины должна опираться на межгосударственные соглашения со странами-потенциальными пользователями нашей рабочей силы.

Информация о работе Украина в ситеме мирохозяйственных связей