Управление бизнес-проектами в спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 13:39, курсовая работа

Краткое описание

Спорт стал восприниматься обществом как бизнес сравнительно недавно. Стабильное финансирование, партнерские отношения со спонсорами, управление бюджетами, рекламные кампании и спортивные бренды - все это лавиной сошло на рынок, и это лишь начало.
Спорт бывает двух видов: профессиональный и любительский. Без финансирования и поддержки спонсоров никакой из них не может существовать. На всех стадиях развития спортсменов происходят финансовые отношения, требующие контроль и управления.

Вложенные файлы: 1 файл

пчельников.docx

— 33.79 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

 

 

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине

ЭКОНОМИКА ИНДУСТРИИ СПОРТА

на тему: «Управление бизнес-проектами в спорте»

 

 

Выполнил:

Пчельников А. А.

ДМС-301

Научный руководитель:

Гужов В. В.

 

 

 

 

 

 

Москва,

2013

Оглавление

 

 

Введение

Спорт стал восприниматься обществом как бизнес сравнительно недавно. Стабильное финансирование, партнерские отношения со спонсорами, управление бюджетами, рекламные кампании и спортивные бренды - все это лавиной сошло на рынок, и это лишь начало.

Спорт бывает двух видов: профессиональный и любительский. Без финансирования и поддержки спонсоров никакой из них не может существовать. На всех стадиях развития спортсменов происходят финансовые отношения, требующие контроль и управления.

За последние годы экономические отношения в области спорта и спортивной индустрии России претерпели существенные изменения: радикальным образом преобразована макроэкономическая среда, качественно изменены отношения собственности в системе спортивных организаций и их инфраструктуре, поставлена на рыночную основу деятельность многих спортивных клубов, команд и федераций. Причем процессы коренных преобразований в российском спорте далеко не закончены, многое еще только предстоит сделать, чтобы вывести отечественную индустрию спорта на лидирующие позиции.

Сложные задачи по повышению эффективности физической культуры и спорта на всех уровнях предстоит решать спортивным предпринимателям и менеджерам новой генерации. Естественно, что модернизировать сложившуюся систему экономических отношений в спорте, качественно улучшить параметры ее функционирования, могут лишь высококлассные и отлично профессионально подготовленные специалисты в области физической культуры и спорта. В свою очередь, подготовить таких специалистов невозможно без современных знаний, в первую очередь, знания экономики спорта и предпринимательства, так как именно эти сферы являются определяющими для процветания спортивного бизнеса и спорта в целом.

 

Глава 1. Спорт как отрасль экономики и бизнеса

1.1 Роль и значение физической культуры и спорта для экономики и общества

По мере развития общества физическая активность и спорт все шире проникают во все сферы жизни людей, становятся все более значимой и неотъемлемой частью жизнедеятельности мировой цивилизации. В настоящее время миллионы людей во всех странах мира ведут здоровый образ жизни, составной частью которого являются занятия физическими упражнениями и оздоровительной гимнастикой, участие в спортивных соревнованиях. Гигантскими темпами развивается в последние десятилетия и спорт высших достижений, постепенно превращаясь в целую индустрию спортивных и зрелищно-массовых мероприятий. Физическая культура и спорт в современном обществе являются важнейшим фактором поддержания и укрепления здоровья людей, совершенствования их культуры, способом общения, активного проведения досуга, альтернативой вредным привычкам и пристрастиям.

Вместе с тем, физкультура и спорт интенсивно воздействуют на экономическую сферу жизни государства и общества - на качество рабочей силы, на структуру потребления и спроса, на поведение потребителей, на внешнеэкономические связи, туризм и другие показатели экономической системы.

Остановимся более подробно на роли и значении физкультуры и спорта для экономики и общества. Экономическая роль физкультуры и спорта наиболее рельефно проявляется по нескольким основным направлениям:

Во-первых, физическая активность и оздоровительно-массовый спорт способствуют минимизации экономических потерь практи-чески во всех сферах жизнедеятельности общества, выступают альтернативой вредным привычкам;

Во-вторых, физическая активность выступает значимым фактором увеличения продолжительности жизни населения, позитивно влияет на увеличение трудоспособного возраста людей;

В-третьих, физкультура и спорт являются одним из основных компонентов подготовки качественных трудовых ресурсов, а, следовательно, и фактором обеспечения экономического роста;

В-четвертых, физическая активность, спорт и туризм являются в настоящее время важнейшей сферой обширной предпринимательской деятельности, которая обеспечивает, с одной стороны, занятость многих людей в отраслях спортивной индустрии и туристического комплекса; с другой стороны, указанные отрасли предпринимательства пополняют федеральные и местные бюджеты за счет налоговых поступлений, что позволяет государству оперативно решать социальные проблемы населения.

Обратимся к рассмотрению механизма воздействия физкультуры и спорта на экономику по каждому из отмеченных нами направлений.

1.2 Воздействие физической культуры и спорта на экономический рост

Как известно из экономической теории, повысить благосостояние граждан какой-либо страны возможно только за счет неуклонного экономического роста. Для обеспечения стабильного экономического роста правительство может избрать два основных пути-либо продвигаясь в направлении использования большего количества факторов производства - труда, земли и капитала, либо используя более совершенную технику и технологию, внедряя в производство новейшие научные достижения, повышая качественный уровень рабочей силы и производительность труда.

Очевидно, что с точки зрения ограниченности и редкости ресурсов наиболее целесообразно ориентироваться на вариант интенсивного экономического роста. В то же время желательно знать конкретные количественные критерии, характеризующие долю каждого из факторов производства в экономическом росте в контексте вклада тех компонентов, которые связаны с использованием трудовых ресурсов. Опираясь на экономические исследования, проведенные в этой области - в частности, труды известного американского экономиста Э. Денисона, приведем следующие результаты.

Данные диаграммы свидетельствуют, что повышение производительности труда является наиболее важным фактором, обеспечивающим рост реального продукта и дохода. Увеличение трудозатрат дает 13 прироста обеспечиваются повышением производительности труда. Последнее объясняется научно-техническим прогрессом, то есть интенсивными факторами. В других странах с развитой рыночной экономикой были получены примерно такие же результаты.

В свою очередь, производительность труда зависит от качества рабочей силы - от физических и интеллектуальных возможностей рабочих и служащих, их жизненной активности и творческой инициативы. Обеспечивая гармоничное физическое развитие, физкультура и спорт способствуют усилению естественных защитных сил организма, повышению его сопротивляемости большинству болезней. Таким образом, в результате регулярных занятий физкультурой и спортом в экономической системе снижается общее количество невыходов на работу по болезни, что оказывает несомненное позитивное влияние на рост ВВП и благосостояние общества.

Систематические занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом и другими видами физической культуры, существенно повышая физическую работоспособность человека, сказываются благоприятно и на умственной деятельности. По мнению экспертов, во многих случаях это связано с широким, неспецифическим спектром влияния физической деятельности на организм человека, способствующим развитию общей выносливости организма, укреплению здоровья, совершенствованию волевых и моральных качеств, созданию положительного эмоционального фона, то есть тех качеств, которые при прочих равных условиях способствуют успешной трудовой деятельности, в том числе и при умственном труде. Многочисленные экспериментальные и эмпирические данные свидетельствуют, что физкультура и спорт значительно продляют трудоспособный возраст человека, увеличивают продолжительность его жизни. В современных условиях, когда население многих стран неуклонно стареет, а количество родившихся детей имеет постоянную тенденцию к снижению, проблемы продления трудоспособного возраста, которые напрямую связаны с проблемами пенсионного обеспечения граждан, имеют первостепенное значение.

Тип экономического роста, его устойчивость и динамика во многом зависят и от конкурентоспособности рабочей силы - ее дисциплинированности, аккуратности, целеустремленности и работоспособности. Все эти характеристики представляют собой существенные конкурентные преимущества трудящихся во всех сферах экономики: в промышленности, на транспорте, в строительстве, в сельском хозяйстве и других отраслях хозяйственной деятельности. И напротив, неорганизованность, недобросовестность и безответственность в трудовой деятельности и повседневной жизни - это большие недостатки, которые желательно в максимальной степени нивелировать или устранять. Сделать это можно лишь в процессе воспитания личности, формирования надлежащей производственной и бытовой культуры.

 

Глава 2. Финансовый менеджмент в спорте. Эффективное управление спортивным бизнесом

2.1 Задачи и функции финансового менеджера в спортивных организациях

Большинство современных спортивных организаций, как в России, так и за ее пределами получают финансовые ресурсы из самых разных источников, - из бюджетов всех уровней, от реализации спортивных лотерей, от продажи билетов, от рекламы, спонсорства, меценатства, от предпринимательской деятельности, от депозитных операций, от сдачи собственности в аренду и многих других видов деятельности. С другой стороны, спортивные организации расходуют полученные по разным каналам денежные средства на собственные нужды, выплачивают заработные платы и премиальные спортсменам и тренерам, рассчитываются по кредитам с коммерческими банками, осуществляют налоговые отчисления в федеральный и местный бюджеты. Таким образом, финансы спортивной организации не пребывают в статичном состоянии, они постоянно циркулируют от одного плательщика к другому. И даже временно свободные денежные средства не должны лежать мертвым грузом, а должны приносить спортивной организации доход, желательно максимально возможный.

В то же время и налоги должны выплачиваться спортивной организацией не огульно и бессистемно, а с учетом всех положенных льгот и специфики налогового законодательства в той или иной стране или регионе.

Естественно, что все эти задачи по управлению финансовыми потоками спортивной организации должны быть возложены на специальную экономическую службу, возглавлять которую должен компетентный специалист, хорошо разбирающийся как в спорте, так и в финансах. Специалиста такого профиля в мировой практике называют финансовым управляющим или финансовым менеджером. Это название происходит от английского слова manage - управлять, уметь обращаться. Финансовый менеджер в спортивных клубах и организациях выполняет следующие функции:

    • Осуществляет финансовый анализ и планирование;
    • Взаимодействует с коммерческими банками и разрабатывает кредитную политику;
    • Совместно с руководством спортивной организации планирует общую сумму трансфертов и объемы финансовых инвестиций;
    • Управляет потоками наличных денег;
    • Управляет налогами;
    • Осуществляет поиск и привлечение спонсоров;
    • Разрабатывает рекламную и маркетинговую стратегию спортивной организации.

Остановимся на указанных функциях более подробно.

2.2 Финансовый анализ и инвестиций

Для того чтобы спортивная организация была благополучной в финансовом плане, финансовому менеджеру и его службе необходимо:

Во-первых, тщательно анализировать предыдущие периоды финансовой деятельности спортивной организации, выявлять те статьи доходов, которые приносят высокую прибыль, а также статьи расходов, которые неоправданно велики и нуждаются в сокращении;

Во-вторых, осуществлять краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное финансовое планирование спортивной организации с целью упорядочения движения финансовых потоков и их взаимоувязки. Такое планирование необходимо для упорядоченного и целенаправленного расходования финансовых средств на рекламную кампанию, на представительские расходы, на работу с общественностью и т.д.;

В-третьих, осуществлять бизнес-планирование коммерческих проектов и отдельных бизнес-операций спортивной организации;

В-четвертых, создавать информационную базу для принятия финансовых решений администрацией спортивной организации.

Чтобы обеспечить выполнение поставленных задач, финансовому менеджеру требуется определенный механизм их реализации. Таким механизмом являются разнообразные финансовые инструменты - банковские депозиты, заемные и валютные операции, ценные бумаги. Кроме того, спортивная организация осуществляет вложения денежных средств в менеджеров, спортсменов и тренеров, которые в дальнейшем должны эти инвестиции окупить. Перед спортивной организацией или клубом также открыт широкий спектр возможностей по выгодному инвестированию средств в смежный бизнес, в покупку прибыльных предприятий из разных сфер экономики.

Смысл эффективного управления финансовыми активами спортивной организации состоит не в том, чтобы приобретать какие-либо финансовые инструменты в максимальном количестве, а в том, чтобы они обеспечивали:

    • Максимальную доходность;
    • Высокую надежность;
    • Приемлемую ликвидность.

Одновременное выполнение данных критериев - задача чрезвычайно сложная и подчас просто невыполнимая, - иногда критерии конфликтуют друг с другом. Например, высоконадежные инвестиции, как правило, имеют низкую доходность. Таким образом, чтобы увеличить доходность, приходится делать более рискованные финансовые вложения. Следовательно, первый и второй критерии вступают в конфликт. А это обстоятельство, в свою очередь, означает, что при выборе того или иного финансового инструмента необходим разумный компромисс.

Информация о работе Управление бизнес-проектами в спорте