Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 09:26, доклад
С развитием международных факторинговых операций стало ясно, что фактор - фирмы для более успешного развития данного бизнеса призваны объединиться в организационную структуру, чтобы различные препятствия устранялись быстрее.
В России, а также в других странах СНГ развитие факторинговых хозяйственных операций происходило не столь быстрыми темпами, которые в основном предопределялись темпами либерализации экономики.
Многое мешает рациональному применению банками механизмов факторинга в работе самих банков, многие из которых ориентируются не на реальный сектор, а на операции спекулятивного характера. Исследования, проведенные компанией «Клиффорд Чейнз» свидетельствует, в частности, о несовершенстве банковского законодательства, отсутствии строгих критериев выдачи лицензий, о сложности отзыва лицензий, на еще мягкие требования к размеру капитала и оценке рисков, отсутствии методики оценки кредитоспособности заемщиков и т.д.
Известно, что факторинговые операции относятся к категории высокого риска. Центральный банк России относит факторинг к операциям с повышенным риском.
Кровоточащая рана в организме нашей экономики – невозвраты кредитов. В этой связи банки при оказании факторинговых услуг предъявляют дополнительные требования по обеспечению возвратности факторинговых кредитов.
Банкам приходится тщательнее оценивать имущественное положение, как клиентов (поставщиков), так и их контрагентов. Этому, однако, мешает еще довольно низкий уровень используемых банковских технологий, недостаточная компетентность большинства работников банков в проведении качественного финансового анализа, при оценке кредитоспособности клиентов и т.д.
Из-за больших объемов задолженности предприятий многие банки нередко удлиняют сроки расчетов, и предоставляют дружественным предприятиям дополнительные денежные ресурсы, что мешает поддержке успешно функционирующих на рынке предприятий.
Английский экономист Г. Мэллоу подчеркивает, что «со всей энергией и инициативой российские банки способны развиваться лишь в той мере, в которой им позволяют экономические и политические неурядицы в стране, что банки занимаются действиями по защите от резких колебаний процентных ставок и курса рубля, тогда как традиционный банковский бизнес идет у них «тонким ручейком».
Крупные российские банки – «Менатеп», «Онексимбанк», «Мосбизнесбанк», «Альфа-банк», «Российский кредит», «ММБ» - создали в 1992-1995 гг., в своих структурах специализированные факторинговые подразделения. При проведении операций в сфере международного факторинга, российские банки основывались на положениях «Кодекса международных факторинговых обычаев».
Имелись надежды, что наиболее быстро в России будет развиваться экспортный факторинг компаний в целях лучшего финансирования российского экспорта. Факторинговое обслуживание было призвано помочь российским экспортерам интенсивнее осваивать зарубежные рынки сбыта их продукции, а импортерам – увеличить закупки товаров у зарубежных поставщиков. Преимущества, которые дает экспортеру факторинг, позволяли оптимистически оценивать его роль для российских предприятий, вывозящих свою продукцию за границу, поскольку экспортер сразу получает основную часть выручки за отгруженный импортеру товар и немедленно может пустить ее в оборот. Кроме того, факторинговая фирма (факторинговый отдел банка) информирует поставщика о финансовом положении потенциального импортера.
К сожалению, к настоящему времени после «дефолта» у нас факторинг практически не используется. Главными причинами отказа в России от прогрессивной и весьма привлекательной и эффективной для экспорта такой формы косвенного кредитования как факторинг были:
- отсутствие необходимой банковской инфраструктуры по территории РФ;
- необходимость использования
факторинга, прежде всего для
средних и мелких компаний, доля
которых в экспорте составляет
не более 5-7% и отказ большинства
коммерческих банков
- отсутствие необходимой правовой базы;
- недостаток профессионального
опыта по работе с
Главной причиной негативного восприятия факторинга в отечественной внешней торговле было непонимание его сути как со стороны факторинговых компаний, так и клиентов, сложившаяся ментальность в оценке экономической эффективности объемов и направлений экспортных сделок.
Внедрение факторинга в механизм регулирования экспорта в России позволяет не только увеличить его объемы за счет привлечения дополнительного количества экспортных компаний, но и повысить валютную и экономическую эффективность экспорта порядка на 7-9% за счет ускорения оборачиваемости финансовых средств. В свою очередь повысятся отчисления в доходную часть государственного бюджета, что позитивно отразится на экономическом положении Российской Федерации в целом.
Заключение.
Итак, можно констатировать следующее:
1. Практическое использование факторинга должно происходить на основе анализа специфики современного этапа развития нашей экономики, находящейся в переходной к цивилизованному рынку стадии, и учета в полной мере ее особенностей.
2. Внедрение факторинга
будет эффективно лишь на
3. Основные потенциалы факторинг ныне имеет у нас в сфере внешней торговли, особенно в экспортных операциях.
4. Во внутреннем факторинге
наибольшие перспективы в
5. Уже накопленный отечественный
опыт и прогнозирование
Можно охарактеризовать и основные предпосылки дальнейшего развития практики факторинга в нашей стране.
- Широкомасштабное
- Наряду с международным
факторингом предстоит сделать
упор на активное развитие
и внутреннего факторинга, возможности
которого пока используются
- Поскольку выполнение
факторинговых операций
- Факторинговые звенья
банков и фактор – фирм имеют
большие резервы повышения
- В практику факторинга
важно последовательно
- Предстоит постоянно
улучшать и правовую основу
практики факторинга, устраняя все
то, что мешает ее
- Для дальнейшего развития
факторинга в нашем отечестве
очень важную роль призвано
сыграть восстановление