Характеристика внешней торговли Чехии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы состоит в характеристике внешней торговли Чехии в целом. В работе были использованы статистический, корреляционный и сравнительный методы исследования.
Основными вопросами, инкорпорированными в курсовую работу являются:
1. Чехия как один из ведущих мировых экспортеров
2. Торговая структура чешского экспорта
3. Географическая структура чешского экспорта и импорта
Новизна данной курсовой работы в том, что в ней представлены статистические данные за 2010-2011 период, а также за текущий 2012 год.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….3
1. Чехия как один из ведущих мировых экспортеров…………………4
1.1 Динамика объектов внешней торговли……………………….....4
1.2 Значение экспорта для чешской экономики……………………..7
1.3 Конкурентные преимущества чешского экспорта…………..….9
2. Торговая структура чешского экспорта……………...………............13
2.1 Характеристика товарной структуры в целом……………..……13
2.2 Ведущие позиции в экспорте машиностроения……...…………16
2.3 Прочие активные экспортные позиции………………………….18
3. Географическая структура чешского экспорта и импорта…….......20
3.1 Торговля с основными странами - партнерами………………..20
3.2 Роль Белоруссии в торговле с Чехией .………………………….22
3.3 Торгово-экономическое сотрудничество России и Чехии……..24
Заключение……………………………………………………….…..30
Список использованной литературы …………………..…………..32

Вложенные файлы: 1 файл

MEO_kursach.docx

— 240.95 Кб (Скачать файл)

Высокими темпами развивалась, прежде всего, перерабатывающая промышленность, рост которой был обусловлен увеличением  потребительского и инвестиционного  спроса, а также благоприятной  внешней конъюнктурой.

Структурная перестройка  промышленности, направленная на постепенное  свёртывание избыточных производственных мощностей в добывающей, тяжёлой и лёгкой промышленности, и наращивание объёмов производства в таких отраслях, как автомобилестроение, производство оптических и электрических приборов, электроники, резинотехническая, целлюлозно-бумажная промышленность, производство транспортных средств и автокомпонентов, дает положительные результаты.

Росту промышленности способствовало наращивание выпуска продукции  на новых производственных мощностях, особенно, в автомобилестроении, электротехнике, энергетическом машиностроении и смежных  с ними промышленных секторах.

Наиболее высокие темпы  роста в 2007 г. отмечались в производстве транспортных средств (21,2%), станков  и оборудования (11,8%), производство электротехнических и оптических приборов (11,2%) и резинотехнических  изделий (13,5%).

Одной из важнейших отраслей экономики Чешской Республики является автомобильная промышленность, в  которой занято около 110 тыс. человек. Автомобилестроение продолжает оставаться самой динамичной отраслью чешской  экономики, двигающей вперед всю  промышленность. В автомобильной  индустрии задействованы смежные  отрасли: сталелитейная, химическая, резинотехническая  и электротехническая. В настоящее  время автопром выпускает более 21% всей промышленной продукции и  обеспечивает 22% всего объема экспорта страны.

Доминирующее положение  в автомобильной отрасли занимает производство легковых автомобилей. Основным производителем легковых автомобилей  является компания «Шкода Ауто», г. Млада Болеслав, входящая в немецкий концерн «Фольксваген» и выпускающая 10-ю часть всего объема продукции концерна. Компания, стремясь удержать конкурентоспособность, разрабатывает новые и постоянно модернизирует действующие модели автомобилей, которые все более специализирует для конкретных потребностей покупателей.

Чехия является важным элементом  европейской транспортной системы, где проходят основные магистрали перемещения  товаров из портов Балтийского моря в направлении Центральной и  Восточной Европы. Чехия также  имеет важное значение для поставок грузов в Германию, Польшу, Австрию, Словакию и Венгрию. Правительство последовательно реализует программу развития транспортных сетей Чешской Республики на период до 2013г., основной целью которой является модернизация национальной транспортной инфраструктуры в соответствии с нормами ЕС и ее интеграция в общеевропейскую транспортную систему.

Водный транспорт служит в основном для перевозки объемных неразборных грузов. Доля так называемого  грузового судоходства используются реки Лаба, Влтава и Бероунка, длина которых составляет больше 300 километров. Перемещение по воде очень экономично и дает возможность использовать большие европейские порты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ЧЕШСКОГО ЭКСПОРТА

2.1 Характеристика  товарной структуры в целом

Особое значение для Чехии, как сравнительно небольшого государства  с разносторонней и вместе с тем  специализированной экономикой, нуждающийся в импорте многих видов сырья, имеют внешнеэкономические связи.

 

Таблица 2.1-Структура импорта Чехии, 2010 г.

Код

Товарная группа

Структура, %

85

Электрические машины и оборудование, их части

17.9

84

Ядерные реакторы, котлы, оборудование и механические устройства и их части

17.4

27

Минеральное топливо, минеральные  масла и продукты перегонки, битуминозные вещества, минеральные воски

9.6

87

Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного  подвижного состава, их части и принадлежности

7.7

39

Пластмассы и изделия  из них

5.0

прочее

 

42.4


 В импорте Чехии преобладают топливно  -  сырьевые  товары  в основном нефте - газового комплекса. Сырая нефть и природный газ поступают в Чехию в основном из Российской Федерации по трубопроводам, построенным еще в рамках Совета экономической взаимопомощи стран социалистического лагеря. В больших количествах также ввозятся  машины  и оборудование.  Импорт  прогрессивной техники способствует ускоренному развитию промышленности страны.

Рис.2.1 – структура импорта  Чехии, 2010 г.

 

В структуре экспорта Чехии  основным составляющими являются машины, транспортные средства и промышленные товары широкого потребления. Их удельный вес - свыше 70%.

 

Таблица 2.2 - Структура экспорта Чехии, 2010 г.

Код

 Товарная группа 

 Структура, %

84

 Ядерные реакторы, котлы,  оборудование и механические  устройства и их части

19.6

85

 Электрические машины  и оборудование, их части 

17.2

87

 Средства наземного  транспорта, кроме железнодорожного  или трамвайного подвижного состава,  их части и принадлежности 

17.2

73

 Изделия из черных  металлов 

4.0

27

 Минеральное топливо,  минеральные масла и продукты  перегонки, битуминозные вещества, минеральные воски 

3.7

 прочее 

 

38.2


 

В широкой номенклатуре экспорта продукции машиностроения преобладало  комплектное оборудование - прокатные  станы для черной и цветной  металлургии, тяжелое энергетическое оборудование, оборудование для сахарных и пивоваренных заводов. Идут на экспорт  также металлорежущие станки, грузовые и легковые автомобили, тракторы и  электровозы.

 

Рис.2.2 – структура экспорта Чехии, 2010 г.

Самыми крупными товарными  статьями в чешском экспорте за последние пять лет были следующие: легковые автомобили и другие транспортные средства для перевозки пассажиров (1,3 млрд.ч.кр., т.е. 6,9% общего объема чешского экспорта в Российскую Федерацию), транспортные средства для грузовых перевозок, фармацевтическая продукция и продукция неорганической химии (каждая из этих статей - почти 0,8 млрд. долл. и 42%), бумага, картон и изделия из них (более 0,6 млрд. и 3,5%) керамические изделия (0,6 млрд. и 2,9%), масло и другие животные жиры (почти 0,5 млрд. и 2,5%).

2.2 Ведущие позиции  в экспорте машиностроения

Одна из наиболее динамичных отраслей чешской промышленности благодаря  крупным вливаниям иностранного капитала — автомобильная промышленность, в которой работает 5,4% занятых  в народном хозяйстве и производится 9,2% валовой добавленной стоимости.

Машиностроение относится  к отраслям, которые в Чешской  Республике имеют долгую и хорошую  традицию. Сегодня эта отрасль  представлена во всех частях республики и отличается самым равномерным  расположением. Кроме больших машиностроительных существует много мелких заводов. Слабым местом является очень широкий ассортимент  производства (60 % мирового ассортимента) и распыление на множество заводов. Чешская Республика всегда относилась к передовым производителям транспортных средств и со своей традицией  в области производства автомобилей  и своим выгодным положением, является привлекательной страной с точки  зрения инвестиций, кроме того, долгое время в этой области отмечается высокий рост продаж и продуктивности труда. Чешское производство автомобилей  значительным образом принимает  участие в общих экономических  результатах Чешской Республики. Автомобильная промышленность уже  несколько лет относится к  очень производительным и чрезвычайно значительным областям чешской экономики.

Однозначно доминантное  положение в производстве транспортных средств имеет производство легковых автомобилей, далее следует производство автобусов и грузовых автомобилей. Самым значительным "автомобильным" регионом является Среднечешская область. Это объясняется тем, что здесь расположен самый значительный финальный производитель Шкода Авто.

Предприятие «Шкода Авто», входящее в автомобильный концерн Volkswagen Group, — самый крупный чешский экспортёр, на долю которого приходится 7% совокупного экспорта, штаб-квартира которой находится в г. Млада-Болеслав.

Компания «Шкода» была основанна в 1925 году на базе исвестной  чешской компании «Лаурин и Клемент». В середине  90-х  годовфирма  «Шкода»  вошла  в немецкий  концерн  Volkswagen  и   с   этого   момента   началась   активная деятельность  фирмы в Европе.  В настоящее время 30%   акций   компании принадлежат правительству Чехии и 70% акций немецкому концерну Volkswagen  и ведутся переговоры о приобретении концерном доли правительства Чехии.

Компанией  выпускается  целый  ряд  моделей  современных  автомобилей (Scoda  Oktavia,  Scoda  Felicia,  Scoda  Fabia),  отвечающих  международным стандартам и пользующихся большой популярностью во многих странах Европы,  в том числе и в России.

Увеличению значения Среднечешской области как региона со значительными автопроизводителями поможет новый автозавод TPCA, который строится в Колине. Производством автомобилей коммерческого назначения в Чехии занимаются фирмы Кароса - Ирисбус (автобусы, а в сотрудничестве со Шкода Пльзень - троллейбусы), а тяжелые грузовые автомобили производит Татра. В 2005 году на территории Чешской Республики производится примерно 450 тыс. легковых автомобилей в год. К значительным машиностроительным областям в Чехии относится производство железнодорожных транспортных средств, их ремонт и модернизация. К самым важным производителям относятся: ЧКД Вагонка,ДПО Инекон, Крновске оправны и строирны, Бонатранс, Парс Нова, Шкода Пльзень и Сименс Рельсовые ТО. Авиационное производство относится к современным областям машиностроения, которые при использовании новейших знаний науки и техники, технологий производственных процессов и использовании новых материалов становится инициатором технического прогресса в ряде отраслей. Значительную позицию занимает производство реактивных учебных и легких боевых самолетов, региональных самолетов, учебных и спортивных самолетов, планеров, авиационных компонентов, а в последнее время прогрессивно развивается производство ультралёгких самолетов. К значительным производителям турбин мирового масштаба относится предприятие Шкода Пльзень. Чехия также является производителем обрабатывающих и формовочных станков, к их производителям относятся, например, фирмы Таймак-ЗПС, Ковосвит и Мас Бомар, к производителям электрического ручного инструмента мирового качества относится Нарекс.

 

2.3 Прочие активные экспортные позиции

Быстрыми темпами развивалась  в Чехии химическая промышленность. Развитие этой отрасли осложнялось недостаточностью или отсутствием многих видов сырья, известной напряженностью энергетического баланса. Преодоление этих трудностей в значительной мере облегчается благодаря тесному экономическому сотрудничеству с другими странами, в частности с Российской Федерацией, поставляющим в Чехию необходимое количество нефти, природного газа и других видов сырья. Основные центры химической промышленности в Чехии сосредоточенны в Центральной и Северной Чехии.

 

Традиционно высоким уровнем  развития отличается легкая чешская  промышленность - текстильная, стекольная и обувное производства. В настоящее время чешская текстильная промышленность выпускает широкий ассортимент тканей на основе натуральных волокон (вискозный шелк, полиамидные и полиэфирные волокна), а также так называемых смешанных тканей, изготовляемых из комбинации синтетических и натуральных волокон.

Чешская стекольная, керамическая и фарфоровая промышленности издавна  получили мировую известность. Производство стекла сконцентрировано главным образом  в городах Яблонец-на-Нисе, Новы Бор, Подебрады, Карловы Бары. Цешры керамической и фарфоровой промышленности находятся в Южной Моравии и Западной Чехии. Особую мировую известность проиобрело так называемой «чешское» стекло выпускаемое на стекольном заводе «Богемия» в горде Подебрады. Это крупное предприятие, специализирующееся исключительно на производстве обрабатываемого вручную свинцового хрусталя.

 Издавна в стане  развито пивоварение. Среди всего  многообразия сортов пива, которые  варятся в пивоварнях Чехии,  Плъзенское пиво «Праздой» пользуется высокой репутацией еще со средних веков. Во многих странах пытались производить свое «пльзенское пиво», но это не удавалось. Только сочетание высококачественного хмеля, ячменного солода и особой воды из артезианских скважин позволяют сварить настоящий «Праздой».

Пиво с давних времен было у чехов любимым народным напитком, и изготовлялось оно в точном соответствии со строго установленными правилами, за наблюдением которых следили городские советники. Качество пива проверялось довольно своеобразно. Пиво выливалось на отполированную дубовую скамью. Пивовар садился на разлитое пиво в своих «фирменных» кожаных штанах и сидел до тех пор, пока пиво не высохнет. Потом вставал, и если скамья поднималась вместе с ним, то признавалось, что пиво хорошего качества.

3. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ  СТРУКТУРА ЧЕШСКОГО ЭКСПОРТА И ИМПОРТА

Информация о работе Характеристика внешней торговли Чехии