Шведской членство в ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 21:21, реферат

Краткое описание

Швеция вступила в ЕС в 1995 году. Дорога к членству начался 1 июля 1991 года, когда правительство Швеции представило заявку на членство тогдашнего Европейского сообщества. В Швеции 1994 состоялся референдум по членству в ЕС. Результат был, да, и на 1 января 1995 года Швеция вступила в ЕС.

Вложенные файлы: 1 файл

Швеция.docx

— 44.26 Кб (Скачать файл)

 

    Особое  внимание в ней уделено малозаселённым районам в Северной Швеции и городам.    

Инновации и обновление будут повышать региональную конкурентоспособность, помогая превращению Швеции в более инновационную и процветающую страну.    

В настоящее время инвестиции компаний направляются в те регионы и страны, которые предлагают наилучшие условия. Для адаптации к ужесточающейся международной конкуренции компании должны разрабатывать новые товары, услуги и производственные методы. Шведский потенциал в области инноваций уже очень высок, поэтому необходимо добиваться большей отдачи от новых разработок. Вместе с тем шведская система инноваций не всегда способна превратить высококачественные результаты исследований и патенты в новые компании и рост занятости. Это особенно важно для малых и средних предприятий.     

Обновление  тесно связано с предпринимательством. Конкурентные преимущества Швеции в  глобализированной экономике заключаются  в производстве наукоёмких товаров  и услуг.     

Исключительно важным конкурентным преимуществом  для регионов становится повышение  квалификации рабочей силы.    

Соответствующие рекомендации Европейского совета для  Швеции включают вопросы улучшения условий труда с целью сокращения числа отсутствующих на работе по болезни, лучшей интеграции на рынке труда таких "слабых" групп, как иммигранты и молодёжь, и устранение препятствий в разрыве знаний между предложением и спросом на рабочую силу. Шведское правительство согласно с этими выводами. Во многих отношениях страна уже имеет хорошо подготовленную рабочую силу, но быстрое технологическое развитие диктует необходимость некоторых изменений и совершенствования политики государства на рынке труда.    

Ещё один немаловажный аспект - это  доступность рабочих мест и мест предоставления услуг. Глобальная и, в  определенной степени, европейская  доступность, естественно, ниже для  такой периферийной страны, как Швеция. В преодолении этих трудностей важную роль играет развитие транспортной сети. В рамках деятельности ЕС по созданию трансъевропейских транспортных сетей, которые включают автомобильные  и железные дороги, аэропорты, порты, внутренние водные и морские пути, из 30 проектов Швеция участвует в  трёх: мост через Эресунд (завершён в 2000 г.), Северный треугольник и балтийские морские пути. Транспортный коридор "Северный треугольник" является одним из приоритетных проектов развития общеевропейской транспортной сети. Он разрабатывается Швецией и Финляндией в сотрудничестве с другими Скандинавскими странами. Этот проект определяет приоритеты национального долгосрочного планирования строительства автомобильных и железных дорог в течение 2004-2015 годов для улучшения прежде всего доступности в городах, а также сообщения между городами - например, посредством строительства железнодорожного туннеля в Мальме, железнодорожной линии вдоль западного побережья между Мальме и Гётеборгом и дороги через Бохюслэн. Проект же балтийских морских путей нацелен на повышение эффективности морского транспорта путём развития инфраструктуры: создания ледоколов, информационных систем, инфраструктуры портов и организации сообщения с портами как с наземной, так и морской стороны.    

Доступность существенно улучшается и благодаря  информационным технологиям, которые уменьшают расстояния внутри Швеции, компенсируя отдалённость от услуг или рынков и помогая ведению бизнеса и жизни в малонаселённых и сельских районах.     

Особое  внимание государство уделяет положению  в малонаселённых районах Северной Швеции, условиям жизни в городах и их роли в повышении региональной и национальной конкурентоспособности. Столь пристальное внимание к этой части Швеции объясняется тем, что условия развития здесь уникальны для Западной Европы. Сочетание исключительно низкой плотности населения, больших расстояний и холодного климата сдерживает развитие промышленности и рост конкурентоспособности. С учётом таких условий для Севера Швеции на период 2007-2013 годов было выделено дополнительное финансирование для районов с низкой плотностью населения. Не оставлены без внимания и пригороды вокруг крупнейших городов, часто составляющие почти одно целое с ними.        

Швеция  участвует не менее чем в 10, из которых межрегиональная и транснациональная программы Балтийского моря охватывают всю Швецию, в то время как трансграничная - некоторые части страны.        

Немало  важным будет и расширение торговли с новыми членами ЕС и с соседними странами, а также создание благоприятных условий для шведских компаний на мировом рынке.     

Позитивным  окажется и  укрупнение регионов, поскольку  в глобализированной экономике преимущество, конечно, имеют крупные районы с большим разнообразием отраслей, значение которых в национальном хозяйстве увеличивается. Однако это справедливо не для всех. В северных и малонаселённых частях Швеции с отдалёнными или изолированными местными рынками труда расстояния во многих случаях настолько велики, что укрупнение вряд ли снимет проблему.    

В общем, в этом отношении предстоит  решить еще немало задач. Ведь по критериям  Европейской комиссии, на период 2007-2013 годов 15,3% населения Швеции включено в зоны, нуждающиеся в помощи. И несомненно, что шведское государство  сделает всё, чтобы реализовать  дополнительные возможности, предоставляемые  Евросоюзом на этот период, для преодоления  проблем, с которыми ещё сталкивается ряд регионов.  
 

Влияние Швеции на политику ЕС

 

 

    После 14 лет пребывания Швеции в Европейском союзе можно  с уверенностью сказать, что принципы демократии, характерные для этой страны и сложившиеся на протяжении многих лет, а может быть, и столетий, оказали определенное влияние на эту международную организацию. Особенно успешно действовали шведские политики, когда в 2001 г. Швеция председательствовала в Евросоюзе. Именно тогда знаменитый шведский«принцип гласности» или, как он еще называется, принцип свободного доступа к официальным общественным документам, которым справедливо гордятся шведы (существует с 1766 г.), был принят Евросоюзом и стал правилом. Открытость и прозрачность процесса принятия решений, по убеждению шведов, - одно из условий функционирования демократического общества. Это дает возможность контроля над деятельностью политиков и чиновников, сокращает вероятность коррупции и облегчает работу общественных организаций и средств массовой информации, дает, наконец, возможность оказывать влияние на процесс принятия политических решений. Свободный доступ к официальным документам (без грифа секретности), имеют не только шведские граждане, но и иностранцы, при этом они могут не сообщать цель ознакомления с документами и оставить в тайне свое имя. Доступны не только официальные протоколы или решения властей, но и частная переписка чиновников, касающаяся их профессиональной деятельности. Даже письма, посланные на домашний адрес чиновника или политика, должны быть достоянием гласности.    

Швеция  - бюрократическая страна, и это подчас вызывает недовольство ее жителей, но вместе с тем они признают эффективность своей бюрократии, организация и работа которой вызывала восхищение ещё Петра I.    

Следует отметить, что принятие на вооружение Евросоюзом шведского принципа гласности шло совсем не гладко, и переговоры по этому вопросу были трудными и длительными. Когда Швеция еще только подала заявку о вступлении в Европейский союз, единственным пунктом, по которому шведские политики не были готовы идти на компромисс, был именно принцип гласности. Было даже заявлено, что если это предварительное условие не будет принято европейскими политиками, то вступление Швеции в ЕС станет невозможным.     

В 1997 х. этот принцип все же был  принят в ЕС. Теперь следовало приспособить европейскую юридическую практику к новому закону. В конечном итоге  компромисс был найден, но с поправками шведского варианта.    

Надо  сказать, что правило свободного доступа к информации не является чисто теоретическим. Наоборот, в последние 20 лет в Швеции достоянием общественности стали дела, связанные с коррупцией, использованием служебного положения в корыстных целях, несвоевременной уплатой налогов, использованием общественных средств на личные нужды благодаря применению на практике принципа свободного доступа к информации.    

В некоторых случаях эти правонарушения были серьезными, но иногда – просто смешными, даже с точки зрения западноевропейских политиков. «Практически во всех скандалах были замешаны лица из высшего эшелона власти. Наиболее нашумевшим стал скандал с кандидатом на пост премьер-министра страны, популярной женщиной-политиком Моной Салин, которая пострадала за то, что использовала служебную кредитную карточку для незначительных личных покупок»7. Тогда это лишило ее реальной возможности стать главой правительства. И хотя ходили слухи, что она пострадала из-за того, что в Швеции не хотели видеть женщину на посту премьер-министра и использовали первый шанс для ее отстранения, большинство простых шведов с уверенностью утверждали, что «честность политика превыше всего и прозрачность политического пространства - порука этой честности»8

 

 

     Еще одним важным направлением европейской  политики Швеции стало ее участие  в программе «Северное измерение».    

Идея  «Северного измерения» возникла в 1997 г., а реально оно развивается с 1999 г. В странах, участвующих в программе проживает около 80 млн человек, в том числе 24 млн - в Скандинавских странах и Финляндии.     

Регион  отличает огромный природно-ресурсный  потенциал: здесь расположены на шельфе Баренцева моря мощные нефте- и газоносные месторождения, на Кольском полуострове - крупные месторождения цветных металлов, минералов, а также регион богат лесными и рыбными ресурсами. Большая часть природных ресурсов располагается в российской части североевропейского региона. Например, Штокмановское газоконденсатное месторождение, по оценкам экспертов, считается пятым по величине в мире. Если по большинству видов первичных природных ресурсов преобладает Российская Федерация, то по важнейшим экономическим показателям (таким, как: уровень ВВП на душу населения, а также объем и доступность финансовых ресурсов) преобладают ее партнеры.    

Первоначально идея «Северного измерения» была высказана  премьер-министром Финляндии Пааво Липпоненом, а Швеция поддержала тогда финскую инициативу. Замысел «Северного измерения» состоял в том, чтобы привлечь финансовые ресурсы и организационные возможности ЕС для развития на паритетных началах североевропейского региона как единого целого. В конце концов, 31 мая 1999 г. очередное заседание Совета определило направления и приоритеты политики «Северного измерения».    

В отличие от отношений между ЕС и РФ, «Северное измерение» в настоящее время находится на подъеме, что связано с действием следующих факторов.    

«Северное измерение» начиналось как  политика ЕС, направленная на север  европейского региона и России, но теперь оно рассматривается как  равноправное сотрудничество четырех  равных сторон: России, EC (и Швеции в  составе Союза), Норвегии и Исландии. Постепенно в ЕС укрепилось понимание, что Россия является ключевым участником этого инструмента сотрудничества, и Швеция способствовала этому.    

Европейский совет в Гётеборге в июне 2001 г. (в период председательства Швеции в ЕС) рассмотрел первый полный отчет по реализации политики «Северного измерения», и были выбраны три приоритета:

  1. экология,
  2. проблема Калининградского анклава,
  3. борьба с преступностью.

 

    Что же такое «Северное  измерение»? Это программа Евросоюза, имеющая ряд своих особенностей. Она представляет собой политику ЕС в определенном географическом направлении. «Северное измерение» - это инструмент сотрудничества - по терминологии Самюэля Хантингтона - через цивилизационный разлом; и в этом смысле ее можно сравнить с Хельсинкским процессом, который был направлен на преодоление раскола Европы путем наведения мостов между Западом и Востоком. «Северное измерение» открыло возможности развитию нового европейского региона, рамки которого определяются не национальными границами, а экономическими соображениями»9.      

 «Северное измерение» - это возможность скоординировать различные инициативы на Севере Европы (североевропейские региональные организации и программы ЕС), для которых такая политика должна выполнять роль интегратора. В конце концов, все это должно привести к повышению эффективности работы организаций и программ, объединяя их вокруг единой цели - развития нового европейского экономического региона, объединяющего территорию Балтийского и Баренцева морей в некое новое экономическое пространство. В этом смысле регион «Северного измерения» сравнивают с европейскими мегарегионами, которые образуются на стыке национальных границ. Например, такое образование возникло между территориями датского города Хельсингер и шведских городов Хельсинборг-Мальмё, где стал складываться еврорегион после строительства моста через пролив Эресунн и т.д.    

Расширение сотрудничества между  ЕС и Россией на Севере Европы несет  для всех участвующих стран решение  их насущных проблем:

  • расширение ресурсной базы для ЕС;
  • содействие экономическому развитию на Севере Европы, особенно в тех ее регионах (в Швеции, Норвегии и Финляндии) где уровень безработицы наиболее высок;
  • улучшение экологической ситуации в России и Западной Европе;
  • улучшение условий жизни коренных народов Севера Европы, новые возможности для сохранения традиционного уклада их жизни.

 

    «Поскольку «Северное  измерение» не имеет собственных  источников и особых инструментов финансирования, то его реализация вынуждена опираться  на сочетание различных механизмов:

  • национальные ресурсы,
  • международные финансовые институты и организации,
  • координацию различных международных программ. 

 

        Следует отметить, что перед вступлением  Польши в ЕС стояла задача подготовить ее и страны Балтии к присоединению, поэтому основной поток финансовых ресурсов в тот период шел в направлении стран-кандидатов. Таким образом, проявилась конкуренция между разными европейскими мегарегионами: Североевропейским, Центрально-Европейским и Средиземноморским. Произошел крен в сторону проблем, возникающих в рамках Балтийского региона.    

В данный момент вопрос в том, что практические результаты и перспективы развития «Северного измерения», в конечном итоге, будут определяться тем, в каких масштабах оно способно привести к переориентации финансовых потоков. Этот регион богат природными ресурсами и полезными ископаемыми, но беден финансовыми ресурсами, так как здесь нет крупных финансовых центров международного значения и наблюдается дефицит внутрирегиональных инвесторов. Без привлечения дополнительных инвестиций ввести в хозяйственный оборот те природные, людские и научно-технические ресурсы, которыми регион обладает, не представляется возможным.    

Итак, «Северное измерение» политики ЕС представляет собой многоплановую и уникальную концепцию, являясь одновременно инструментом региональной политики, средством соединения восточной и западной частей Европы, а также координационным механизмом для ряда программ и отдельных проектов. Идея «Северного измерения» несет в себе потенциальные возможности для повышения безопасности всего североевропейского региона в разных его аспектах: военно-политическом, экономическом, энергетическом, экологическом, социальном и т.д. Практическая реализация политики «Северного измерения» может служить предпосылкой налаживания новых торговых путей (сухопутных и морских), связывающих Европу и Азию через территорию России, которые требуют формирования всеобъемлющей трансконтинентальной инфраструктуры, что создало бы мощные импульсы для развития российской экономики.     

Информация о работе Шведской членство в ЕС