Эволюция экономической дипломатии на международной арене

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 17:53, реферат

Краткое описание

Экономическую дипломатию невозможно рассматривать в отрыве от традиционной, классической дипломатии. Само слово «дипломатия» имеет греческое происхождение. Словом diplõma назывались в Древней Греции сдвоенные дощечки с нанесёнными на них письменами, выдававшиеся посланниками на месте прибытия в качестве верительных грамот и документов, подтверждавших их полномочия. Дипломатия как явление прошла эволюционный путь развития от «примитивной» ещё до нашей эры в Индии, Китае и Египте во времена первобытнообщинного строя – до дипломатии античных Греции, Рима и средневековой Византии, оказавшей влияние на другие государства, особенно города–республики на Апеннинах (Венеция, Генуя, Милан, Рим, Флоренция) и на Савойю. Из-за отдалённости Востока от Запада, дипломатия стран Азии и Африки не оказала большого влияния на мировую дипломатию, как это сделали Греция, Рим и Византия. Греческая дипломатия, хотя и дала многое для последующей методологии внешних отношений, но всё время открыто связывалась с обманом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Понятие «дипломатия» и его сущность…………………………………………....4
Эволюция экономической дипломатии в странах мира…………………………..6
Экономическая дипломатия как часть международных отношений…………..13
Заключение………………………………………………………………………….15
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

эволюция эконом.дипломатии на межд.арене.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

Подписание 9 июня 1815 года Заключительного (Генерального) акта Венского конгресса закрепило мир в Европе после наполеоновских войн и укрепило «дипломатию посредством конференций» или конференционную дипломатию в международных отношениях.  Генеральный акт содержал и особые статьи, которые касались экономических взаимоотношений между европейскими странами. В связи с этим, были установлены правила сбора торговых пошлин при пересечении сухопутных границ и судоходства по пограничным и международным рекам, определялись принципы свободного судоходства, в приложении говорилось о запрещении торговли неграми. Нововведения по «Венскому регламенту» стали нормой международного права и надолго вошли в дипломатическую практику.

Примерно к середине XIX века вопросы торговли в посольствах некоторых европейских стран вновь стали играть большую роль, хотя сопротивление дипломатов было упорным и длилось ещё несколько десятилетий. Соединённые Штаты, получившие независимость в конце XVIII века, наоборот, недооценивали в то время значение дипломатии в международных торговых отношениях, считая, что кораблестроители, купцы, нефтяные компании могут самостоятельно вступать в переговоры с иностранными государствами, и для этого вполне достаточно одного консула, который занимался бы продвижением экономических интересов за границей. В Европе с помощью дипломатов создавались многочисленные торговые компании, определялись сферы влияния одних государств над другими, договаривались о предоставлении эксклюзивных прав на эксплуатацию недр. С началом глобализации, в эпоху колониальных захватов, сразу за войсками колонизаторов шли торговцы, а дипломаты спешили закрепить за метрополией новые приобретения в форме концессионных соглашений или договоров. 

В тот период имело место реформирование внешнеполитических институтов некоторых государств. Так, во внешнеполитическом ведомстве Сардинского королевства во главе с правителями Дома Савойских в 1850 году появилось Управление по коммерции и консульским делам, которое вскоре было разделено на два отдела, коммерческий и консульский. Впоследствии эта реформа легла в основу Министерства иностранных дел объединённой Италии. Коммерческие департаменты с корпусом коммерческих атташе возникали во внешнеполитических ведомствах и загранпредставительствах Англии, Франции, Германии, Австро-Венгрии, Испании и Бельгии. В Российской империи на смену Коммерц-коллегии ещё в конце XVIII века пришло Министерство коммерции. Торговая и финансовая политика постепенно превращалась в составную часть профессиональной дипломатии.

К 70-м годам XIX века политические границы в Европе почти полностью совпадали с экономическими. Стихийное развитие мирового рынка, где товары, услуги, деньги, капиталы, люди перемещались, несмотря на границы, сделало необходимым влияние государства на внешнеэкономические связи. На правительство государств возлагалась обязанность обеспечить безопасность торговых путей, завоевание и удержание колоний, поскольку экономическая экспансия и колониальная торговля рассматривались, как свидетельство национального величия. Правительству вменялось в обязанность создание или расширение сфер экономического влияния, на него возлагалось заключение торговых соглашений и активная поддержка собственных предпринимателей.[4]

Рубежом в развитии старой и новой дипломатии считают Первую мировую войну. Если до 1914 года, благодаря торговле и капиталовложениям, в мире наблюдался экономический прогресс, то период между Первой и Второй мировыми войнами стал настоящим крахом экономических взаимоотношений между государствами. Достаточно наглядным, например, явилось развитие торгово-экономических связей между СССР и США на неофициальной основе. При полном отсутствии дипломатических отношений между двумя странами до ноября 1933 года, объём американского экспорта в СССР сократился в 1932 году со 103,7 млн. долл. до 12,6 млн. долл., а в 1933 году достиг ещё меньших размеров – всего около 9 млн. долларов.  Этому во многом способствовала и начавшаяся в Америке Великая депрессия.

На первый план мирового экономического развития вышли проблемы, связанные с осознанием важности сырьевых ресурсов на планете. Нефть стала геостратегическим сырьём. Нестабильность и дезорганизация мировых энергетических рынков, когда цена на нефть то повышалась, то понижалась, привели при поддержке Правительства США, Англии и Франции к образованию картеля «Семь сестёр», члены которого заключили Соглашение о правилах конкуренции и ценовом режиме. Правительства выступили в качестве акционеров нефтяных компаний, в некоторых из них приобрели контрольный пакет акций.

В ходе двух мировых войн роль дипломатии и экономического сотрудничества особенно возрастала. Закупка вооружений, военного обмундирования, поставки продовольствия и другие вопросы политики и экономики на международной арене постоянно находились в центре внимания правительств и внешнеполитических институтов, прежде всего, воюющих государств. В этот период международная политика резко экономизировалась. После 1945 года к конференционной дипломатии и экономической дипломатии на двусторонней основе прибавились коллективная дипломатия, отражавшая позиции отдельных групп стран, и дипломатия на многосторонней основе путём участия в международных организациях с заключением многосторонних соглашений между государствами, или дипломатия международных организаций.

Мир находился в поиске равновесия и решения макроэкономических проблем. Свободный товарообмен, конвертация основных денежных валют, рыночные экономические отношения, глобализация мировых процессов, а также противоборство двух общественно-политических систем побуждало мировое сообщество находить приемлемые формы сотрудничества между капиталистическими и социалистическими странами в обход политическому противостоянию. Таковой стала экономическая дипломатия XX века, политический фактор всегда оставался при этом довольно сильным.

Доминирование сбалансированного, комплексного подхода к экономической и политической деятельности страны в обеспечении интересов государства на мировой арене в последней четверти XX века явилось основной причиной «очередной волны» экономической дипломатии как в практическом осуществлении внешней политики, так и в теоретическом плане. Регулирование правовых вопросов международной жизни до сих пор происходит с помощью специальных документов, принятых на основе норм и принципов международного права, прежде всего, Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года, а также постановлений Совета Безопасности ООН, положений ВТО и других международных организаций.

В настоящее время экономическую дипломатию иногда ошибочно воспринимают, как количественный показатель в торгово-экономическом сотрудничестве одной страны с другой. Неправильно думать, что если товарооборот значителен, то и экономическая дипломатия находится на высоком уровне. Неверно также представление и о том, что если в зарубежной стране открыто торговое представительство, то с экономической дипломатией всё обстоит благополучно.[5]

 

3. Экономическая  дипломатия как часть международных  отношений

Как особый, приоритетный вид дипломатии, экономическая дипломатия находится в области пересечения внешней политики, внешнеэкономического курса и внешнеэкономической деятельности государства и является средством реализации внешней политики государства.

Экономическая дипломатия предназначена для использования возможностей традиционной дипломатии и структур бизнес-сообщества в достижении одновременно внешнеэкономических и политических целей. В отстаивании своих экономических интересов внутри страны и за рубежом государство использует свои внутренние ресурсы, традиционные приёмы и методы дипломатии, её инфраструктуру и инструментарий, а также современные информационные средства путём публикаций и выступлений. Эмоциональная среда способствует усилению чувствительности у властных структур и вызывает реакцию другой стороны или международного сообщества.

Экономическая дипломатия опирается на три фундаментальных блока: государственный и международный опыт, а также арсенал приёмов, средств и методов традиционной дипломатии; материальные, финансовые и научно-технические ресурсы государства, без которых участие в экономической дипломатии невозможно; институты и инфраструктуры внешнеэкономической деятельности в стране и за рубежом, активно используя которые можно добиться положительного эффекта. Поскольку современная международная жизнь развивается в условиях всё более глобализирующегося мира, интеграции национальных экономик в мировое хозяйство, усиливающейся конкуренции на мировом рынке, кризиса международной финансовой системы и мировой экономической нестабильности, всё это создаёт определённые трудности в достижении сравнительно быстрых и позитивных результатов экономической дипломатии.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, из вышеизложенного следует, что экономическая дипломатия является особым, приоритетным видом дипломатии. Между ними наблюдается самая активная связь, поскольку базой для экономической дипломатии служит традиционная дипломатия со всем своим арсеналом приёмов, средств и методов.

Экономическая дипломатия – это важнейшее средство внешней политики, определяющее оптимальный и наиболее благоприятный выбор государством своих методов при принятии политических решений, основанных на общности экономических и стратегических интересов двух и более стран, общечеловеческих ценностях и международном праве.

С середины XVIII столетия по начало 2-го десятилетия XXI века – периода зарождения экономической дипломатии по наши дни – глобально и качественно менялась международная среда, как сфера использования экономической дипломатии. На международной арене развивалась и сама экономическая дипломатия: совершенствовался арсенал её средств и методов, расширялась её ресурсная база, создавалась соответствующая инфраструктура. В результате этого экономическая дипломатия эволюционировала и на каждом последовавшем этапе решала всё более сложные задачи. Основным критерием экономической дипломатии стало слияние, взаимное проникновение политики и экономики государства в осуществлении его внешнеэкономического курса и всей внешнеполитической деятельности в целях обеспечения своих стратегических и экономических интересов дипломатическими средствами.

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Российский энциклопедический словарь. Книга 1. А–Н / Главный редактор А.М.Прохоров. – М., 2001.
  2. Дегтярев Д.А. Экономическая дипломатия: экономика, политика, право. – М., 2010.
  3. Никольсон Г. Дипломатическое искусство. – М., 1962.
  4. Зонова Т.В. Роль экономического фактора в истории дипломатии. 2005.
  5. Савойский А.Г. Экономическая дипломатия как средство внешней политики (на примере экономической дипломатии России в отношении Соединённых Штатов Америки: 1992 – 2008 гг.)
  6. Попов В.И. Современная дипломатия: теория и практика.

Информация о работе Эволюция экономической дипломатии на международной арене