Экономика Республики Косово

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 09:07, контрольная работа

Краткое описание

Балканский регион в 90-е годы ХХ века стал ареной жесткой радикализации этнонациональных проектов, заставивших весь мир по-новому взглянуть на проблемы национализма, сепаратизма, экстремизма, терроризма, обеспечения прав меньшинств. События, происходящие здесь в последние два десятилетия, – едва ли не центральная тема средств массовой информации всего мира, популярный объект исследования ученых разного профиля на многие годы. При этом авторы подавляющего большинства публикаций сосредотачиваются на макропроцессах, протекающих в этом регионе, на их общих закономерностях и возможных последствиях для мирового сообщества в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Причины и источники конфликта в Косово…………………………………..4
2 Влияние ситуации в Косово на международный бизнес……………………..7
3 Экономика Республики Косово……………………………………………….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….13
Список использованных источников…………………………………………...14

Вложенные файлы: 1 файл

Косово.docx

— 43.25 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1 Причины и источники конфликта в Косово…………………………………..4

2 Влияние ситуации в Косово на международный бизнес……………………..7

3 Экономика Республики Косово……………………………………………….10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….13

Список использованных источников…………………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Война в Косово закончилась два с половиной года назад. Однако это событие до сих пор не потеряло значения, и не только как новейший пример империалистической агрессии. История этого конфликта служит подтверждением теории государственного капитализма, а война заставляет еще раз вспомнить о пролетарском интернационализме.

Чтобы понять, откуда в Югославии развился национализм, нужно четко уяснить каков был ее общественный строй. Как и в Советском Союзе никакого социализма в Югославии не было, ее общественный строй — капитализм, где государство играет роль совокупного капиталиста. Правда, в отличие от нашей страны, у югославов государственный капитализм почти никогда не существовал в чистом виде. С первой половины 50-х годов в среде господствующего класса появились прослойки, не относящиеся к государственной буржуазии.

Балканский регион в 90-е годы ХХ века стал ареной жесткой радикализации этнонациональных проектов, заставивших весь мир по-новому взглянуть на проблемы национализма, сепаратизма, экстремизма, терроризма, обеспечения прав меньшинств. События, происходящие здесь в последние два десятилетия, – едва ли не центральная тема средств массовой информации всего мира, популярный объект исследования ученых разного профиля на многие годы. При этом авторы подавляющего большинства публикаций сосредотачиваются на макропроцессах, протекающих в этом регионе, на их общих закономерностях и возможных последствиях для мирового сообщества в целом.

 

 

 

 

 

 

1 Причины и  источники конфликта в Косово

Косово – согласно юрисдикции властей, фактически контролирующих большую часть региона – Республика Косово, согласно юрисдикции Сербии – Автономный край Косово и Метохия в составе Сербии. В настоящее время край населен преимущественно албанцами (свыше 90 %). Из двухмиллионного населения Косово сербы составляют около 100 тыс. (6%) с национальным центром в Косовской Митровице.

Исторически албанцы давно проживали в Косово, но не составляли существенной части населения вплоть до начала XX века. В значительной мере этнический состав края начал меняться после Второй мировой войны, когда Иосип Броз Тито разрешил албанцам, оказавшимся в ходе войны на территории Югославии, остаться в Косово. Впервые территория Косово была выделена в автономную область в составе Сербии в рамках Федеративной Народной Республики Югославии в 1945 году. Конституция Югославии 1974 года предоставила входящим в состав Сербии краям фактический статус республик за исключением права на отделение. Косово как автономный социалистический край получило свою собственную конституцию, законодательство, высшие органы власти, а также своих представителей во всех основных союзных органах.

Однако в конце 1980-х годов итогом внутриполитического кризиса, повлекшего всплеск насилия и крупные экономические трудности, стало упразднение автономного статуса Косово. Был принят новый основной закон Сербии, вступивший в силу 28 сентября 1990 года и восстановивший верховенство республиканских законов над краевыми на всей территории республики. Косово была оставлена лишь территориальная и культурная автономия.

Косовские албанцы не признали новую конституцию; стали создаваться параллельные албанские структуры власти. В 1991 году в Косово был проведен нелегальный референдум, одобривший независимость Косово. Косовские националисты провозгласили непризнанную "Республику Косово", избрали президентом Ибрагима Ругову. Для борьбы за независимость в 1996 году была создана "Освободительная армия Косово" (ОАК).

В 1998 году межэтнический конфликт перерос в кровопролитные вооруженные столкновения. 9 сентября 1998 года Совет НАТО утвердил план военного вмешательства в косовский конфликт. 24 марта 1999 года без санкции ООН началась военная операция НАТО под названием "Союзническая сила". Массированным бомбардировкам были подвергнуты югославские города и военные объекты.

В результате сербское правительство было вынуждено согласиться на ввод в Косово военного контингента НАТО и переход края под управление ООН. В соответствии с резолюцией ООН от 10 июня 1999 года центральная роль в мирном процессе была закреплена за ООН и ее Советом Безопасности, а в крае развернуты гражданская Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) и Силы для Косово (СДК) численностью 16,5 тыс. военнослужащих.

24 октября 2005 года Совет  Безопасности ООН в форме заявления  его председателя дал «зеленый  свет» процессу определения будущего  статуса Косово. Спецпосланником  Генерального секретаря ООН по  статусному процессу стал Марти Ахтисаари (Финляндия). На состоявшемся в Вашингтоне 2 ноября 2005 года заседании Контактной группы на уровне заместителей министров иностранных дел были утверждены «Руководящие принципы» по выработке будущего статуса Косово. В документе зафиксированы приоритет переговорного решения, руководящая роль Совета Безопасности ООН на всех этапах статусного процесса, рассмотрение всех статусных опций за исключением раздела Косово, а также возвращения ситуации в крае к периоду до 1999 года и объединения с другими территориями.

Одним из факторов, оказавшим влияние на выработку решения о статусе края, стала конституция Сербии, принятая в результате общенародного референдума 28–29 октября 2006 года. В ее преамбуле содержится положение о том, что Косово является неотъемлемой частью Сербии.

Россия поддерживала международные усилия, нацеленные на построение в Косово демократического мультиэтнического общества. Россия активно участвовала в решении косовской проблемы в рамках Совета Безопасности ООН и Контактной группы (Россия, Великобритания, Германия, Италия, США, Франция). При этом российская сторона отстаивала приоритетность переговорного урегулирования, принципы универсальности и многовариантности решения вопроса о статусе Косово, отводя тезис о безальтернативности независимости края. Россия предложила выработать «дорожную карту», в рамках которой могли бы быть учтены обоснованные интересы сторон и приоритеты ведущих международных факторов косовского урегулирования, обозначены вехи движения сторон к согласию, в том числе на путях их евроинтеграционной перспективы. США считали, что единственный выход из тупика – «план Ахтисаари», предполагающий независимый статус края под международным контролем. Представители США и Европейского Союза заявляли, что переговоры исчерпали себя, и статус края будет определен в рамках ЕС и НАТО.

17 февраля 2008 года парламент  Косово проголосовал за принятие  декларации о независимости края. 9 апреля 2008 года парламент Косово одобрил «конституцию», которая вступила в силу 15 июня.

По инициативе Сербии Генассамблея ООН 8 октября 2008 года рассмотрела и вынесла резолюцию об обращении к Международному суду выдать консультативное заключение о законности или незаконности одностороннего провозглашения независимости Косово.

Международный суд определил 17 апреля 2009 года в качестве крайнего срока представления любыми заинтересованными государствами письменных заявлений, содержащих информацию, имеющую отношение к одностороннему провозглашению независимости Косово.

Россия представила суду мнение о том, что односторонний шаг косовских албанцев является нелегитимным и грубейшим образом нарушает нормы международного права.

Решение Международного суда не будет иметь обязывающего характера, но в Белграде полагают, что возможное вынесенное отрицательное заключение поможет санкционировать новые переговоры вокруг статуса косовской автономии.

В настоящее время ситуацию в крае формально контролируют два международных органа: Миссия ООН по делам временной администрации в Косово и Миссия Евросоюза. Первая передала часть своих функций второй, на что было согласие властей Сербии. После этого представители Евросоюза приступили к работе в албанских районах Косово, осуществляя там управление в сфере законности, правопорядка и соблюдения прав человека. В то же время в Сербии верховенство останется за МООНК.

Косовские власти уже во второй раз официально обращаются к Совбезу с просьбой принять решение о прекращении работы миссии ООН, поскольку считают, что она выполнила свой мандат по временному управлению в крае и что теперь все бразды правления должны взять косовские власти, на основании «Конституции Республики Косово».

По данным на 10 августа 2009 года самопровозглашенное государство признали 62 страны. Не намерены признавать Косово Россия, Китай, Индия и т.д. в общей сложности – 44 государства твердо «против» Косово.

 

2 Влияние ситуации  в Косово на международный бизнес

Соединенные Штаты установили дипломатические отношения с Косово в 2008 году, после провозглашения независимости от Сербии.

К США присоединились почти 100 стран в признании Косово как независимого, суверенного государства. Соединенные Штаты по-прежнему привержены к сотрудничеству с правительством Косово и международными партнерами для укрепления институтов Косово, верховенства закона и экономики и чтобы построить демократическое, законопослушное, мультиэтническое, толерантное государство. Приоритетами политики страны являются: поощрение экономического роста, обеспечение того, чтобы общество и правительство Косово прочно базировалось на власти закона; укрепление институтов правительства Косово и гражданского общества, необходимого для сильного демократического общества. 

В 2008 году Соединенные Штаты стали членом Международной руководящей группы (ISG), способствуя сотрудникам Международного гражданского управления (ICO), которое руководило правительством реализации Косово всеобъемлющего урегулирования. Предложение, широко известно как план «Ахтисаари». В сентябре 2012 года, Соединенные Штаты присоединились к нашим ISG партнерам в признании огромного прогресса Косово достигнутого, в том числе отстаиванием своих обязательств по реализации положений, закрепленных в плане «Ахтисаари» и закрепление их в законе Косово, тем самым объявив конец контролируемой независимости и роспуска из ICO.

С 1999 года Соединенные Штаты выделили войска в НАТО для Косово (СДК), поручено поддерживать спокойную и безопасную обстановку и свободу передвижения для всех граждан Косово. С момента своего развертывания в 2008 году, Соединенные Штаты также способствовали EULEX. EULEX работает с правительством Косово для усиления верховенства закона на всей территории страны и помогает следить и консультировать косовских полицейских.

С 2011 года Европейский союз (ЕС) способствовал диалогу между Сербией и Косово по практическим вопросам, чтобы улучшить жизнь граждан и продвигать их в своих европейских перспективах, процесс, который поддерживает США. 19 апреля 2013 года, правительства Косово и Сербии заключили знаковое первое соглашение о нормализации отношений, правовых и институциональных рамок Косово. ЕС продолжает содействовать проведению переговоров по реализации соглашения, и по соответствующим вопросам нормализации. 28 июня 2013 года, государства-члены ЕС решили начать переговоры с Косово по Соглашению о стабилизации и ассоциации, ключевой шаг на пути к членству в Европейском Союзе.

Американские инвесторы в Косово участвуют с проектами в строительных, энергетических, и по развитию недвижимости секторах. Косово был назначен в качестве страны-бенефициара в рамках Всеобщей системы программы преференций (ВСП), в соответствии с которым, Косово может стремиться к экспорту, имея, право на беспошлинный ввоз в США. Хотя есть несколько компаний, которые имели преимущество в этом обозначении, программа GSP дает стимул для инвесторов, чтобы производить в Косово и экспортировать отдельные виды продукции беспошлинно на рынок США.

Что касается международных организаций, то Косово присоединилось к Международному валютному фонду и Всемирному банку в 2009 году, позже стало членом Европейского банка реконструкции и развития. Кроме того, с 2012 года Косово не является членом Организации Объединенных Наций. Косово имеет ряд дипломатических представительств и консульских учреждений во всем мире.

Реакция Российской Федерации на возникновение самостоятельного косовского государства была резко отрицательной. С одной стороны, она указывала на противоправность такого решения. С другой стороны, она предупреждала о возможном косовском прецеденте, который может стать причиной роста стремлений у непризнанных государств получить независимость по примеру Косово.

Какое же будущее имеет российская политика отказа признавать независимость Косова? Россия не ориентируется на союз с Сербией, а её главной целью является "попытка выторговать определённые уступки в обмен на неблокирование признания независимости Косово. Прежде всего, речь идёт о согласии ЕС и США считать независимость Косово прецедентом, который, возможно, можно будет применять и в отношении других стран, которые в одностороннем порядке объявили независимость. Этим Россия получила бы значительный и совершенно законный инструмент для геополитического давления, с помощью которого она могла бы влиять на соседние страны, с которыми у неё сложились напряжённые отношения.

Вне зависимости от того, как в будущем будет выглядеть карта Балканского полуострова, очевидно, что Российская Федерация здесь обладает незначительным влиянием, которое в ближайшем будущем едва ли увеличится.

 

3 Экономика Республики Косово

Несмотря на солидные инвестиции со стороны республик бывшей Югославии, Косово является наиболее бедной провинцией этой страны. В 1990-е годы, из-за постоянных международных санкций и этнических конфликтов, в стране был экономический кризис. В настоящее время экономика края продолжает находиться в плачевном состоянии: большинство шахт, ГОКов и перерабатывающих предприятий не работают. В упадке находится основная отрасль экономики - сельское хозяйство, некогда очень хорошо развитое.

На данный момент прирост ВВП страны составляет немногим более 3% ежегодно. В то же время, более 70 % ВВП составляет сектор услуг. Инфляция невысока, что поддерживается высочайшим (около 50 %) уровнем безработицы. Показатели безработицы высоки — две трети молодёжи не имеют работы – потому, что сектор «серой» экономики огромен. Однако многие работают за границей и посылают деньги оставшимся дома семьям. Целые поколения косоваров трудились в качестве гастарбайтеров в разных частях Европы. Сегодня их пенсии и пособия — значительный вклад в поддержку Косова.

Все товары, которые импортируются краем, проходят 10 % пошлинный сбор на всех границах, включая Сербию. Внешний долг Косова огромен. Он составляет 1,2 млрд. долл. — 35 % от ВВП. Погашая этот долг, Сербия выплатила 218 млн. долл. Импорт Косова составляет около 1,3 млрд. евро (1,9 млрд. долл.) в год, а экспорт — всего лишь 90-130 млн. евро. Основным импортным и экспортным партнёром края является Македония (приблизительно 220,9 млн. евро), далее идут Сербия (111,5 млн.), Германия и Турция.

Информация о работе Экономика Республики Косово