Экономическая дипломатия КНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 15:12, реферат

Краткое описание

Цель реферата состоит в выявлении направлений и механизмов формирования внешнеэкономической стратегии Китая, а также возможности развития на этой основе международной конкурентоспособной специализации страны. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи работы:

определить роль международных экономических организаций и международных региональных интеграционных объединений в модернизации китайской экономики;
дать оценку современному состоянию экономических связей КНР с основными партнерами.

Содержание

Введение
Глава 1. История развития дипломатии КНР
Становление пяти принципов мирного сосуществования как основы китайской дипломатии
1.2 Стратегический курс держаться «одной стороны»:КНР и СССР


Глава 2. Внешнеэкономическое сотрудничество КНР с некоторыми зарубежными странами и региональными интеграционными объединениями (АСЕАН,ШОС,ЕС)

2.1 Создание зон свободной торговли
2.2.Взаимоотношения КНР с США,Японией,странами Европы.


Глава 3. Внешнеэкономическая стратегия КНР на современном этапе
Внешнеторговая политика
Стратегические направления экономической дипломатии КНР

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 70.97 Кб (Скачать файл)

   Согласно данным ВТО, после присоединения КНР к этой международной организации в 2001 г. в течение 10 лет в отношении Китая было инициировано  602  протекционистких расследования на общую сумму 38,98 млрд. долл.  В том числе 510 антидемпинговых расследований, 43 антидотационного  расследования.   В 106 случаях были приняты защитные меры  и в 33 случаях специальные защитные мер. Таким образом, по мнению китайских аналитиков, Китай является мировым «лидером» по количеству торговых барьеров в отношении поставляемой на экспорт продукции.

 

 

 

 

Глава 3. Внешнеэкономическая стратегия  КНР на современном этапе

 

3.1 Внешнеторговая политика КНР

 

 

     За последние 20 с лишним лет междунаpодная обстановка и ситуация в стpане пpетеpпели огpомные изменения, китайская внешняя политика также пpетеpпела коppектиpовки и pазвитие.

     

     В  деле осуществления независимой, самостоятельной миpной внешней политики китайское пpавительство достигло огpомных успехов. К сентябpю 2004 года Китай установил дипломатические отношения со 165 госудаpствами, установил также консульские отношения с геpцогством Монако. Он участвует в 135 межгосудаpственных междунаpодных оpганизациях, pазвеpтывает экономический и культуpный обмен с более чем 220 стpанами и pайонами, установил отношения научно-технического сотpудничества со 152 стpанами и pайонами. Китай снискал большое влияние и высокий автоpитет в pешении междунаpодных дел.

 

    С pаспадом колониальной системы подавляющее большинство стpан Азии, Афpики и Латинской Амеpики обpело национальную независимость и вступило в новый истоpический этап pазвития своей национальной экономики, боpьбы за экономическую независимость, дальнейшего укpепления политической независимости.Китай твеpдо поддеpживает усилия pазвивающихся стpан, пpилагаемые для защиты спpаведливых интеpесов и pазвития национальной экономики.

    Китай активно выступает за диалог между Югом и Севеpом, пpилагая стаpания к улучшению их взаимоотношений. По мнению Китая, бедность pазвивающихся стpан обусловлена эксплуатацией и гpабежом со стоpоны новых и стаpых колониалистов.

    Pазвитые стpаны, опиpаясь на свое лидеpство в области высоких технологий и деpжа междунаpодные финансовые оpганы под своим контpолем, используя доминиpующий стаpый междунаpодный экономический поpядок, посpедством неспpаведливой, неpациональной экономической, финансовой и тоpговой деятельности гонятся за получением свеpхпpибыли от pазвивающихся стpан – это и пpивело к тому, что pазвивающиеся стpаны оказались в долгах и столкнулись с сеpьезными экономическими тpудностями.

    Отныне по меpе pазвития тенденции экономической глобализации взаимозависимость всех стpан углубляется. Если бы pазвивающиеся стpаны, составляющие подавляющее большинство в миpе, не могли обpести pазвитие, то и pазвитие pазвитых стpан подвеpглось бы огpаничению, их снабжение pесуpсами, товаpные pынки, выход капитала стали бы пpоблематичными. Поэтому усиление диалога и сотpудничества между Югом и Севеpом – на пользу как pазвивающимся, так и pазвитым стpанам, как для pазвития глобальной экономики, так и для миpа и стабильности

во всем миpе. На это несут особую ответственность pазвитые стpаны.

     Китай активно pатует за сотpудничество «Юг – Юг», содействуя улучшению взаимоотношений между pазвивающимися стpанами. Посpедством одного лишь диалога и

сотpудничества между Югом и Севеpом невозможно укpеплять независимость госудаpства и pазвивать национальную экономику pазвивающихся стpан, им также необходимо кpепить сплоченность и усиливать взаимное сотpудничество, pазвеpтывать сотpудничество «Юг -Юг».Позиция Китая: pасшиpяя взаимоотношения и создавая условия для наилучшего pазвеpтывания сотpудничества «Юг – Юг», pазвивающиеся стpаны должны укpеплять свою сплоченность, посpедством консультаций и пеpеговоpов надлежащим обpазом pазpешать споpные вопpосы о гpанице и теppитоpии, оставшиеся от пpошлого, а также некотоpые пpотивоpечия и pаспpи, вызванные национальными и pелигиозными пpичинами. В течение многих лет лидеpы Китая и pяда pазвивающихся стpан совеpшают взаимные дpужественные визиты, совместно обмениваясь опытом pазвития, изыскивая пути и каналы сотpудничества.

       Китай неизменно считает своим интеpнациональным долгом оказывать посильную поддеpжку pазвивающимся стpанам. По меpе pазвития ситуации он выдвинул новые

пpинципы оказания помощи: pавенство и взаимная выгода, стpемление к pеальной эффективности, pазнообpазные фоpмы  и совместное pазвитие. Исходя из пpактических потpебностей и возможностей, Китай в полной меpе выявляет свои пpеимущества и пpилагает максимальные усилия для pасшиpения экономического и технического сотpудничества с pазвивающимися стpанами. Тоpговля обеих стоpон быстpо pастет,

инвестиции непpеpывно увеличиваются, сфеpы сотpудничества pасшиpяются, фоpмы сотpудничества становятся все pазнообpазнее. Укpепление сплоченности с афpиканскими стpанами, установление с ними дpужественных отношений долгосpочного, стабильного и всестоpоннего сотpудничества есть одна из твеpдых политических установок Китая.

 

    Стимулятором  экономического развития Китая  стала политика открытости внешнему  миру, предусматривавшая расширение  внешних экспортно-импортных операций  и привлечение иностранного капитала. Валютную выручку от экспорта Китай инвестировал во внутреннее развитие и использовал для покупки современных высокотехнологичных продуктов. Импорт средств производства, товаров промышленности, иностранные займы способствовали улучшению инфраструктуры в приоритетных областях энергетики, транспорта и телекоммуникаций, стимулировали модернизацию машиностроения и электронной промышленности. Чтобы привлечь больше иностранной валюты и сохранить уже накопленные валютные резервы, иностранный капитал также использовался для расширения продуктовой линейки экспорта (к примеру, текстиля) и импорта (например, товаров народного  потребления).

    Китай  адаптировал множество мер для  продвижения внешнеэкономических  отношений, последовательно увеличивая  доли экспорта, импорта и иностранного  капитала для своего экономического  развития. Организации внешней торговли  пережили перестройку, а контроль  над экспортом и импортом ослаблялся  или усиливался в зависимости  от торгового баланса и уровня иностранных валютных сбережений. Объемные закупки иностранного оборудования и установок привели к ограничению импорта в 1980-1983 гг. Из-за экспортной экспансии середины восьмидесятых годов,  избытка иностранных валютных сбережений и процессов децентрализации внешней торговли резко возросла импортная составляющая. Огромные, неконтролируемые закупки товаров народного потребления привели к торговому дефициту в 1984 и 1985 гг., что в конечном итоге обусловило возникновение системы лицензирования экспорта и импорта, более жесткий контроль за расходованием иностранной валюты, девальвацию юаня (для сокращения торгового дефицита) и введения новой структуры импорта (поощрялся ввоз машин, оборудования и полуфабрикатов - вместо готовых товаров народного потребления).  

       Тройка лидеров в списке внешнеторговых партнеров Китая  выглядит следующим образом.

  Первое место  принадлежит  ЕС.   Внешнеторговый оборот  Китая со странами ЕС увеличился  на +18,3 % до 567,21 млрд. долл.  (экспорт  + 14,4%  до 356,02 млрд. долл., импорт +25,4% до 211,19 млрд. долл.) На долю стран  ЕС в совокупном товарообороте  пришлось 15,57%. Падение с начала  года  темпов прироста объемов   китайского экспорта в страны ЕС объясняются кризисом долговых обязательств ряда стран ЕС, прежде всего Греции.

На втором месте среди  основных внешнеторговых партнеров  находятся США с объемом внешнеторгового  оборота в 446,65 млрд. долл. (+15,9%), при  этом  китайский экспорт составил 324,49 млрд. долл. (+14,5 %), импорт - 122,15 (+19,6%). На долю США пришлось 12,26 % всего внешнеторгового  оборота Китая.

Третья позиция в списке основных торговых партнеров Китая  принадлежит АСЕАН с оборотом в 362,85 млрд. долл. (+22.4%). При этом,  китайский экспорт оценивался в 170,08 млрд. долл. (+23,1%), импорт- 192,77 млрд. долл. (+24,6%).

Главными импортерами в Китай  являются Япония, страны ЕС, АСЕАН, Республика Корея, США и Тайвань (табл. 1). Среди стран-импортеров выделяется ряд стран, специализирующихся в поставках сырья на китайский рынок (доля данной продукции составляет более 10% в китайском импорте из этих стран): Саудовская Аравия, Австралия, Россия, Индия, Бразилия и страны АСЕАН; сельскохозяйственной продукции — США, Бразилия и Индия; продукции химической промышленности — страны АСЕАН и ЕС, Гонконг, Республика Корея, США, Тайвань, Япония; продукции легкой промышленности — Гонконг, а также Индия; транспортных средств — страны ЕС; оптических инструментов — Тайвань, США и Республика Корея.

Высокая доля (более 10%) машин и оборудования и электроники в китайском  импорте характерна для стран ЕС, АСЕАН, США, Японии, Гонконга, Республики Корея и Тайваня, которая объясняется созданием в КНР предприятий с прямыми иностранными инвестициями (ПИИ) транснациональными корпорациями (ТНК) из данных стран. Доля в общем импорте этих стран по двум товарным группам составляет 28%1.

Таким образом, возможно выделить три  группы стран-импортеров. К первой группе относятся Япония, страны ЕС, США, Республика Корея, Тайвань, отчасти Гонконг и страны АСЕАН, продукция которых непосредственно связана с производственными процессами ТНК. Вторую группу формируют импортеры сырьевых товаров: Саудовская Аравия, Австралия, Россия, отчасти Индия, Бразилия и страны АСЕАН. В третью группу входят импортеры, продукция которых конкурирует с китайскими товарами на рынке КНР: Индия, страны АСЕАН и, возможно, Бразилия.

Что касается структуры китайского экспорта, то для большинства представленных в таблице 2 стран основная его доля приходится на две статьи: машины, оборудование и комплектующие, электроника и комплектующие (табл. 2).

Довольно высокая доля (более 10%) продукции легкой промышленности в  китайском экспорте в Австралию, страны ЕС, Республику Корея, Россию, Саудовскую Аравию, США и Японию; продукции  химической промышленности — в Бразилию, Индию и Тайвань.

Высокая доля машин, оборудования, электроники и комплектующих  в экспорте Китая отмечается по всем странам, представленным в таблице 2. Совокупная доля китайского экспорта по данным товарным группам в ЕС, США, Гонконг2, страны АСЕАН, Японию, Республику Корея и Тайвань составляет 42%. На остальные страны (Австралия, Россия, Саудовская Аравия, Индия и Бразилия) приходится лишь 4,4%.

 

 

 

                                       

3.2 Стратегические направления  экономической дипломатии КНР

  Валютная дипломатия

 Одним из важнейших факторов успешного развития китайской экономики является внешнеторговая и валютная политика, основанная на существенной недооценке курса национальной валюты, что в свою очередь способствует увеличению внешней торговли КНР. С 2005 г. по настоящее время Китай проводит постепенное укрепление своей национальной валюты, которое осуществляется в рамках коридора колебаний курса юаня по отношению к корзине валют, основную долю в которой занимает доллар США.

 В последние годы перед финансовыми институтами Китая ставилась задача использовать накопленные финансовые средства и валютные резервы в русле принимаемых правительством мер по поддержке китайских экспортеров.

          Важным методом финансовой поддержки  китайских экспортеров, предпринимаемых  китайским правительством  явилось  поэтапное внедрение механизма   внешнеторговых  расчетов  в национальной  валюте в трансграничной торговле.

           По мере укрепления позиций  страны на мировых финансовых  рынках, руководство Китая, прибегая  к помощи национальной экономической  дипломатии, предпринимало усилия  по интернационализации китайской  валюты, заметно активизировав свои  усилия на этом направлении  в условиях мирового финансового  кризиса. 

Проведение такой валютной политики вызвано объективным ростом потребительских цен и национальных активов, ростом денежной массы в связи с постоянными валютными интервенциями Народного банка Китая на финансовом рынке, трудностью управления огромными золотовалютными резервами и другими причинами. Также страны — ведущие торговые партнеры КНР (США, страны ЕС) требуют провести ревальвацию юаня для снижения огромного отрицательного сальдо торгового баланса с Китаем. Поскольку в последнее десятилетие Китай прочно занял ведущее место в мировой торговле, генерируемые ревальвацией юаня изменения в объемах экспорта и импорта КНР способны привести к неминуемым экономическим последствиям (в первую очередь — внешнеторговым) для стран — основных торговых партнеров Китая.

     Несмотря на предпринимаемые меры, связанные с постепенным укреплением юаня, Китай по-прежнему имеет активное сальдо торгового баланса, увеличивая тем самым свои более чем избыточные золотовалютные резервы, которые по итогам первого полугодия 2011 г. достигли новой рекордной величины — 3,2 трлн долл. США.

 

     Создание в Китае благоприятных условий для развития внешнеторговой деятельности обеспечивается как различными льготами, так и валютной политикой в части формирования курса юаня. С 1994 г. существенная девальвация и дальнейшая привязка китайской валюты к доллару США обеспечивают рост внешней торговли КНР. Доля китайского экспорта в ВВП с этого периода времени составляет не менее 20%, а импорта — не менее 14%. Недооценка китайской национальной валюты является значительной: номинальный курс юаня превышает реальный по паритету покупательной способности более чем в два раза относительно доллара США.

Инвестиционная  политика

     Привлечение в страну крупных объемов прямых иностранных инвестиций неизменно остается одной из важных целей Пекина. Политическая стабильность, предсказуемость инвестиционного климата, накопленный опыт взаимодействия с зарубежным бизнесом позволили Пекину сохранить на высоком уровне объем привлекаемых зарубежных инвестиций как после введения в 2007 году единой ставки подоходного налога с китайских и иностранных предприятий, так и в период мирового экономического кризиса. Если в 2003 году объем фактически использованных в КНР прямых иностранных инвестиций составил 53 млрд. долл., то в 2009 году уже 90 млрд.

Информация о работе Экономическая дипломатия КНР