Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 23:52, курсовая работа
Содружество Независимых Государств – интеграционное образование, созданное в 1991 г., куда вошли суверенные государства: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.
Говоря о целесообразности дальнейших усилий по созданию союза, следует отметить, что интеграция отвечает интересам этих стран. В противном случае большинство участников СНГ может быть просто «поглощено» другими группировками, где их интересы не будут учитываться в той же мере, как в СНГ, и они не смогут играть какую-либо значительную роль. Дальнейшее развитие интеграции выгодно и для Белорусии, которой нужны прочные экономические связи и стратегические партнеры. Между странами СНГ существуют давние не только экономические, но и политические и культурные связи, что при определенных условиях может ускорить и упростить интеграцию.
В данной работе рассматриваются теоретические аспекты интеграции, в особенности объективные предпосылки, возможность и необходимость интеграционных процессов. Отдельно разбираются формы интеграции, называемые более точно этапами интеграции, так как они являются последовательными шагами к достижению полной интеграции и даже созданию единого государства. Главенствующая роль в процессе интеграции принадлежит экономическим факторам. Безусловно, преодоление всяческих барьеров на пути сотрудничества стимулирует кооперацию между предприятиями стран, осуществляющих интеграцию. В процессе написания работы было важно изучить сегодняшнее положение дел в СНГ, разобраться с предпосылками и проблемами интеграции Содружества.
Методологической основой работы послужили труды белорусских и российских ученых экономистов в области рыночной экономики, данные статистических ежегодников Республики Беларусь за 2002-2010 годы, периодическая печать.
Перечень условных обозначений………………………………………………..3
Введение 4
1.Объективные предпосылки экономической интеграции стран СНГ. 5
2. Формы и механизмы интеграции стран СНГ.
3. Проблемы экономической интеграции и пути их решения.
4. Перспективы постсоветской интеграции.
Выводы
Литература
Монголия участвует в некоторых структурах СНГ в качестве наблюдателя.
Афганистан в 2008 году заявил о своём желании вступить в СНГ, является наблюдателем в Межпарламентской ассамблее.
О своём намерении войти в СНГ, заявляли, в разные годы, власти ряда непризнанных государств, автономных регионов, а также государств-членов ООН. Практического продолжения такие декларации до сих пор не имели. Заявления самопровозглашённых государственных образований, по всей вероятности, следует рассматривать как элемент борьбы этих государственных образований за получение самостоятельности, поскольку о реальной возможности осуществления такого шага говорить не приходится. Согласно Уставу СНГ, для принятия нового члена этой организации с самостоятельным статусом требуется согласие уже существующих участников, что фактически означало бы поощрение сепаратизма на территории государств-партнёров и могло привести к непредсказуемым последствиям.
СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому, — все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.
Основными целями организации являются:
сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;
обеспечение прав и свобод человека;
сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;
взаимная правовая помощь;
мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.
К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:
обеспечение прав и основных свобод человека;
координация внешнеполитической деятельности;
сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;
сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;
охрана здоровья и окружающей среды;
вопросы социальной и миграционной политики;
борьба с организованной преступностью;
сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.
Основная статья: Органы СНГ
Высшим органом
организации является Совет глав
государств СНГ, в котором представлены
все государства-члены и
СНГ как международная
организация имеет слишком
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан.
— Задача ОДКБ — координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Благодаря этой организации, созданной 7 октября 2002, Россия сохраняет своё военное присутствие в Центральной Азии.[8,с.129-138]
2.2 Формы и механизмы интеграции стран СНГ
Самая простая, начальная форма международной экономической интеграции - зоны свободной торговли. В этом случае отменяются торговые ограничения для стран - участниц интеграционной группировки, и, прежде всего, снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины. В результате создается преференциальная зона, характеризующаяся наличием в ней условий для свободной от тарифных и количественных ограничений международной торговли товарами и услугами. Соглашения о зонах свободной торговли соответствуют современной международной внешнеэкономической практике и концепции Всемирной торговой организации, направленным на либерализацию внешней торговли и стабилизацию торговой политики стран-участниц.
Как показывает практика, межгосударственные соглашения о создании зон свободной торговли обычно предусматривают постепенное, в течение ряда лет, взаимное снижение таможенных пошлин на промышленные товары и услуги вплоть до последующей их отмены, а также устранение нетарифных ограничений на эти товары и услуги. Часто на особом месте оказывается сельскохозяйственная продукция, по отношению к которой, как правило, интегрирующиеся государства проводят политику с определенной долей протекционизма в защиту национальных фермеров. Либерализация таможенных тарифов в части сельскохозяйственной продукции осуществляется дифференцированно по позициям.
Соглашения
о зонах свободной торговли
обычно предусматривают
Участие
в зонах свободной торговли
может осложнить положение
Формой более тесного сотрудничества является таможенный союз. Для него характерны наряду с отменой внешнеторговых ограничений внутри интеграционного объединения установление единого таможенного тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. В ряде случаев таможенный союз дополняется платежным союзом, предусматривающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной системы.
В
рамках таможенного союза,
Если устанавливаемый на внешних границах стран - участниц таможенного союза тариф на какой-либо товар становится выше средневзвешенного тарифа, существовавшего до создания интеграционной группировки, то страны-участницы ограничивают внешние источники снабжения с целью развития внутрисоюзных ресурсов. Тогда возможна совместная разработка природных ресурсов, новых материалов, технологий, наукоемких изделий, чтобы сократить зависимость от импорта.
В
случае установления уровня
При
дальнейшем развитии процесс
интеграции стран - членов группировки
достигает формы общего рынка.
Она знаменуется подписанием
договора, охватывающего «четыре
свободы» пересечения
Указанные
три формы международной
Наиболее
сложная форма международной
экономической интеграции с
Глава3
Проблемы экономической интеграции и пути их решения
3.1 Проблемы экономической интеграции и пути их решения
Факты
таковы, что в ареале СНГ
Исходя из накопленного
опыта интеграции учитывая
Таким образом,
сначала должны
С
созданием новых независимых
государств на постсоветском
пространстве произошёл
Рыночная
интеграция на микроуровне,
Основные
принципы новой стратегии –
прагматизм, увязка интересов,
Главный
стратегический ориентир –
1. определение
согласованных, максимально
2. совершенствование
тарифной политики, обеспечивающей
справедливую конкуренцию на
национальных рынках. Снятие необоснованных
ограничений во взаимной