Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 07:41, курсовая работа
Целью данной работы является изучение различных видов нетарифных ограничений, их эффективности. В условиях все более активного участия России в мирохозяйственных процессах актуализируется задача защиты национальных интересов, обеспечения экономической безопасности страны. Меры нетарифного регулирования внешней торговли не всегда находили должное применение, что в совокупности с другими причинами, вызвало резкое ухудшение социально-экономического положения в стране. Как показал опыт предшествующих лет, задачи регулирования внешней торговли с использованием нетарифных ограничений часто не решались продуманно и последовательно, а применению данных инструментов внешнеторговой политики в условиях либерализации ВЭД не уделялось должного внимания.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….....3
1. НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ........................................................................................6
1.1.Понятие и назначение нетарифных мер регулирования……….6
1.2.Классификация нетарифных мер регулирования………………9
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ ……………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….....35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.………………
Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.
«Добровольное» ограничение экспорта – количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.
С начала 70-х гг. широкое
распространение получила особая форма
количественного ограничения
В принципе ДЭО представляют
собой ту же квоту, но вводимую не страной-импортером,
а страной-экспортером. Однако последствия
такой меры по ограничению внешней
торговли для экономики страны-
«Добровольное» ограничение
экспорта являются частью более широкой
группы мер, относящихся к понятию
ограничительной деловой
Наряду с тарифными методами государства используют нетарифные методы торговой политики, для количественной квалификации которых используются индексы частности, покрытия торговли и воздействия на цены. В политическом плане нетарифные методы торговой политики зачастую считаются предпочтительными для правительств, поскольку не накладывают дополнительное налоговое бремя на население. Количественные ограничения являются основным нетарифным методом торговой политики и включает квотирование, лицензирование и “добровольное” ограничение экспорта. Квота определяет количество и номенклатуру товаров разрешенных к экспорту или импорту. Экономическое различие между тарифом и квотой заключается в разном содержании перераспределительного эффекта и в разной силе ограничительного воздействия, которое тариф и квота оказывают на импорт. Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования внешней торговли. Лицензии бывают разовые, генеральные, глобальные и автоматические, а их распределение между экспортерами или импортерами происходит на основе либо конкурса, либо явных предпочтений или на внеценовой основе. “Добровольное” ограничение экспорта представляет собой экспортную квоту, в одностороннем порядке вводимую правительством экспортирующей страны под политическим давлением со стороны импортера. Общий экономический эффект для импортера от использования “добровольных” ограничений экспорта экспортером отрицателен, хотя размер потерь уменьшается в результате наращивания импорта аналогичных товаров из стран, не наложивших “добровольные” ограничения на их экспорт.
2. Скрытые методы торговой политики.
Наряду с количественными
По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе:
Технические барьеры далеко не всегда являются методом протекционизма. Во многих случаях их введения продиктовано не сколько желанием оградить внутренний рынок, сколько заботой о защите населения. Например, в странах Европейского союза с 1993 года действует директива о защите потребителей, обязывающая производителей потребительских товаров выпускать на рынок только те товары, которые не представляют угрозы для жизни и здоровья людей. Изготовитель обязан информировать потребителей о всех возможных рисках использования товаров в инструкции, при маркировке, на этикетки.
Методы скрытого протекционизма
представляют собой разнообразные
барьеры нетаможенного
3. Финансовые методы торговой политики.
Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотаций производителю при его выходе на внешний рынок) и косвенными (путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.).
Если правительство считает
необходимым стимулировать
Субсидия – денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта. По характеру выплат субсидии делятся на:
Прямые – непосредственные выплат экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на внешний рынок.
Косвенные – скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.
Субсидии могут
Внутренняя субсидия – наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.
Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам.
Экспортная субсидия – финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.
Субсидирование экспорта
одновременно является также и субсидированием
импорта. Это происходит из-за того,
что экспортные субсидии способствуют
повышению обменного курса
Часто скрытое субсидирование экспорта осуществляется через экспортное кредитование.
Информация о работе Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли