Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:08, контрольная работа
Современная Япония – одна из наиболее развитых стран мира. Несомненно, что сотрудничество с Японией является важным фактором экономической, социальной, культурной и политической жизни России.
В Концепции внешней политики России, утвержденной 28 июня 2000 года
Президентом В. В. Путиным, говорится, что «РФ выступает за устойчивое развитие отношений с Японией, за достижение подлинного добрососедства, отвечающего национальным интересам обеих стран». В настоящее время между странами существует целый ряд проблем, решение которых – необходимое условие развития сотрудничества.
Введение …………………………………………………………………………..3
РФ и Япония в 90-е годы
Тенденции развития российско-японских отношений ………………4
Экономическое сотрудничество стран ………………………………..5
Деятельность Японии по содействию России ………………………..9
РФ и Япония с 2000 года ………………………………………………...12
Перспектива партнерства России и Японии ……………………………21
Заключение ………………………………………………………………………22
Список используемой литературы …………
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..
Заключение ………………………………………………………………………22
Список используемой литературы ……………………………………………..23
Приложения ……………………………………………………………………..24
Введение
Современная Япония – одна из наиболее развитых стран мира. Несомненно, что сотрудничество с Японией является важным фактором экономической, социальной, культурной и политической жизни России.
В Концепции внешней
политики России, утвержденной 28 июня
2000 года
Президентом В. В. Путиным, говорится, что «РФ
выступает за устойчивое развитие отношений
с Японией, за достижение подлинного добрососедства,
отвечающего национальным интересам обеих
стран». В настоящее время между странами
существует целый ряд проблем, решение
которых – необходимое условие развития
сотрудничества.
Большинство геополитиков относят
Японию к государствам-центрам силы.
Здесь следует учесть следующий факт.
Япония – асимметричная великая держава,
поскольку ее экономическая мощь не соответствует
ее военному и политическому весу и влиянию.
Но она располагает возможностями для
существенного увеличения военных расходов,
а о растущих политических амбициях Страны
восходящего солнца свидетельствуют ее
претензии на место в Совете Безопасности
ООН в качестве постоянного члена. И если
существующая асимметричность будет преодолена,
то это может вызвать революционные изменения
во всем мире.
Цель данной работы – осветить наиболее актуальные проблемы взаимоотношений и проследить тенденции развития сотрудничества стран.
1. РФ и Япония в 90-е годы.
1.1. Тенденции развития российско-японских отношений.
Появление в 1991 году на международной арене новой России как суверенного государства, провозгласившего путь демократических и рыночных преобразований, обусловило становление принципиально иного по сравнению с предшествующим периодом характера отношений нашей страны с ее дальневосточным соседом–Японией. С распадом СССР и началом реформ в России исчезла причина военно-политической и идеологической конфронтации с Японией как неизбежного следствия прежнего советско-американского соперничества. Наряду с этим с учетом тенденции к формированию многополярного мира Россия стала подходить к Японии как к крупной самостоятельной экономической державе с растущим потенциалом политического влияния в международных делах.
Японское правительство в декабре 1991 года одним из первых признало Российскую Федерацию в качестве государства – продолжателя СССР и заявило о своей поддержке российских реформ в качестве долгосрочного стратегического курса, поскольку, как подчеркивали в Токио, успех преобразований в России отвечает интересам всего международного сообщества, включая Японию.
Однако процесс налаживания отношений между странами шел достаточно вяло, несмотря на то, что японское руководство отошло от прежней жесткой увязки всего и вся в российско-японских отношениях с прогрессом в решении территориальной проблемы и стало придерживаться более гибкой, реалистичной линии, предполагающей активное развитие отношений с Россией параллельно с продолжением переговоров по мирному договору.
Крупным событием на пути
налаживания взаимоотношений
1.2. Экономическое сотрудничество стран.
Экономическое сотрудничество России и Японии является одним из наиболее важных аспектов выгодных взаимоотношений двух стран. История развития экономических отношений стран развивалась параллельно подъему российско- японских отношений на более высокий уровень. Первый важный шаг в налаживании экономических отношений был сделан в ноябре 1994 года: стороны договорились о создании Российско-японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам, которую возглавляют заместитель председателя правительства России и министр иностранных дел Японии.
В ходе различных контактов между руководством стран был заключен ряд договоренностей по вопросам экономики. Наиболее рациональным будет осветить экономическую сторону переговоров В. Путина и И. Мори, так как в ходе этих переговоров была подведена черта всем предыдущим контактам стран по экономическим вопросам. Итак, в ходе переговоров была подписана Программа углубления сотрудничества в торгово-экономической области между двумя странами. Этот документ определяет основные направления российско-японского сотрудничества в экономической сфере: поощрение взаимной торговли и японских инвестиций в российскую экономику, взаимодействие в освоении энергоресурсов Сибири и Дальнего Востока в целях стабилизации энергоснабжения в АТР, транспорт, наука и технологии, атомная энергетика, освоение космоса, содействие интеграции российской экономики в мирохозяйственные связи, поддержка экономических реформ России, включая подготовку кадров для рыночного хозяйства, и т. д.
Президент России подтвердил
глубокую заинтересованность российской
стороны в активизации
Чрезвычайно важную роль для развития двусторонних экономических отношений в долгосрочном плане играют экономические связи Японии с районами Дальнего Востока и Сибири. На мой взгляд, Дальний Восток - это важнейший геополитический район и к нему не нужно относиться пренебрежительно. Для экономики России принципиальным является одно обстоятельство - сумеем ли мы наладить систему сотрудничества между Дальним Востоком России и АТР, подключить его к региональной экономике и придать тем самым Дальнему Востоку динамичный характер развития Азиатско-Тихоокеанского региона. Представители Дальнего Востока возлагают большие надежды на Японию и на сотрудничество с этой страной. И наоборот, японские предприниматели должны обратить внимание на район Дальнего Востока. Это важно не только в контексте общего развития двусторонних отношений, но и для общего развития между Дальним Востоком и Японией. Я считаю, что Россия не должна ослаблять своих усилий по налаживанию дальнейших экономических связей с Японией, ведь Япония является главным мировым кредитором, и ее экономический потенциал сравним с потенциалом Соединенных Штатов.
Некоторые подвижки в этой области имеют место. Обе стороны договорились вести в регионе совместную хозяйственную деятельность. Были выработаны соглашения о культивировании морского ежа и некоторых видов моллюсков. В 1999 году японским рыбакам для промысла в территориальном море России было выделена квота - около 2 тыс. тонн минтая, терпуга, осьминога и других объектов, за что японские рыбаки выплачивают денежную компенсацию в размере 190000 долларов. Таким образом, район Южных Курил становится постепенно районом совместного промысла морских ресурсов и районом совместного хозяйственного освоения.
Кроме того, улучшение отношений с Японией необходимо для решения более конкретных задач: эффективного задействования потенциала российско-японского экономического партнерства для социально-экономического подъема районов Дальнего Востока и России.
В целом, можно сказать, что экономические отношения России и Японии находятся в благоприятном положении и развиваются в сторону взаимовыгодного сотрудничества.
Торговля с Россией понесла очень большой ущерб из-за прекращения транзитных контейнерных перевозок через Транссибирскую магистраль. В настоящее время российский импорт из Японии поддерживается программами экономического содействия. Именно в результате осуществления этих программ Япония имеет отрицательный баланс торговли с Россией.
В России выполняется ряд инвестиционных проектов под финансирование японского правительства. Самые крупные – сахалинские нефтегазовые проекты, Южно-Якутский угольный проект, реконструкция радиорелейной линии Москва – Хабаровск. Торгово-экономические связи между Россией и Японией всё больше концентрируются на российском Дальнем Востоке (см. Приложение 1,табл.1).
Торгово-экономические отношения между Японией и Россией как в области двусторонней торговли, так и в области инвестиций, находятся пока на уровне, отстающем от экономического потенциала обеих стран. Так, японо - российский внешнеторговый оборот в 1998 году составил всего 4,2 млрд. долларов, что меньше 1% от общего внешнеторгового оборота Японии. Японские инвестиции, привлеченные Россией, также находятся на низком уровне. В 1998 году импорт российской продукции в Японию сократился на 27%, а экспорт из Японии в Россию - на 4%. Главная причина этого, по - видимому, связана с тем, что многие японские компании не могли не пересмотреть свое отношение к бизнесу с Россией после экономического кризиса в России в августе 1998 года и были вынуждены сократить его масштабы. С другой стороны, можно сказать, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе японская экономика очевидно существенно важна для России, да и для японских предприятий Россия является привлекательным партнером ввиду ее потенциально большого рынка, богатых природных ресурсов и высокого технологического уровня.
Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, правительство Японии постоянно проводит различные консультации с российским правительством, направленные на развитие экономических отношений между двумя странами, а также прилагает усилия по формированию условий для двусторонней торговли и улучшению инвестиционного климата. Особенно важное значение имеют консультации; проводимые в рамках Японо- Российской межправительственной комиссии по торгово - экономическим вопросам, сопредседателями которой являются министр иностранных дел Японии и вице - премьер правительства России, в ходе которых ведется обмен мнениями по всему спектру вопросов торговых и экономических отношений между нашими странами.
Последнее заседание состоялось в Токио в сентябре 1999 года по случаю визита в Японию первого вице - премьера правительства России В. Христенко. Кроме того, в марте 1997 года в Южно - Сахалинске и в марте 1999 года в Токио были проведены заседания дальневосточной подкомиссии этой комиссии, параллельно с которыми состоялись также экономические конференции с участием частных компаний.
Во время официального визита премьер - министра Японии К. Обути в Россию в ноябре 1998 года было подписано Японо - российское соглашение о поощрении и защите инвестиций, и в мае 2000 года оно вступило в силу.
1.3. Деятельность Японии по содействию России
Японское правительство, полагая, что успех реформ в России принесет огромную пользу не только в деле развития японо - российских отношений, но и в деле обеспечения безопасности и процветания международного сообщества в целом, последовательно поддерживает усилия российского правительства , направленные на (1) демократизацию политической жизни, (2) переход к рыночной экономике и (3) международное сотрудничество в области внешней политики. Содействие России со стороны Японии вскоре после распада Советского Союза было сосредоточено на экстренной гуманитарной помощи незащищенным слоям населения. В этих целях с использованием практики "монетизации" продовольствия (системы, при которой безвозмездно поставляемое продовольствие реализуется по ценам, более низким, чем рыночные цены, а вырученные средства используются для развития объектов социальной инфраструктуры) оснащались учреждения и объекты социального обеспечения, производились поставки медикаментов первой необходимости, медицинского оборудования для педиатрических клиник и родильных домов и т. д.
Вместе с тем, в период с 1990 года по 1993 год Экспортно-импортным банком Японии (ныне -Японский банк международного сотрудничества) были выделены кредиты для России на общую сумму 1,2 млрд. долларов с целью наладить торгово-экономическую деятельность между Японией и Россией. Выделенные в рамках этого кредита средства используются в проектах в области связи и энергетики, для развития малого и среднего предпринимательства, в приватизационных проектах. Была также выделена квота по страхованию внешнеторговых операций в размере 2,9 млрд, долларов, что позволяет надеяться на модернизацию ключевых отраслей российской промышленности и расширение торговли между Японией и Россией.
Кроме того, в феврале 1998 года во время визита К. Обути в Россию в ранге министра иностранных дел было заявлено о предоставлении России несвязанного кредита на 1,5 млрд. долларов от Экспортно-импортного банка Японии. Это финансирование осуществляется в координации с Всемирным банком и направлено на содействие экономическим реформам в России. Хотя предоставление этого несвязанного кредита было временно приостановлено под влиянием экономического кризиса, возникшего в России летом 1998 года, в сентябре 1999 года оно возобновилось, после того как МВФ и Всемирный банк официально подтвердили поддержку России и было достигнуто согласие между ведущими странами-кредиторами в рамках Парижского клуба об отсрочке погашения российских долгов. Тем самым были созданы условия для возобновления кредитования. С того времени идет последовательное освоение средств данного кредита, и к настоящему времени (по состоянию на май 2000 года) уже выделено 1,025 млрд. долларов.
Информация о работе Экономические взаимоотношения России и Японии