Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 14:45, курсовая работа
Целью данной работы является изучение правового обеспечения и развития системы экспортного контроля в Российской Федерации.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Экспортного контроля" ;
2. Сказать об актуальности проблемы "Экспортного контроля". в современных условиях;
3. Изложить возможности решения проблем "Экспортного контроля" ;
4. Обозначить тенденции развития тематики "Система экспортного контроля".
Введение..........................................................................................................3-4
Глава 1. Особенности экспортного контроля в РФ...................................5-11
1.1 Понятие и сущность системы экспортного контроля...........................5-7
1.2 Особенности функционирования системы экспортного контроля.....7-9
1.3 Цели и методы экспортного контроля...............................................10-11
Глава 2. Правовая основа экспортного контроля....................................12-18
2.1 Структура экспортного контроля Российской Федерации..............12-13
2.2 Правовая основа экспортного контроля Российской Федерации....13-18
Глава 3. Проблемы и перспективы экспортного контроля....................19-26
3.1.Пути повышения эффективности экспортного контроля.................19-22
3.2. Пути совершенствования экспортного контроля.............................22-26
Заключение......................................................................................................27
Список использованной литературы............................................................28
1.3 Цели и методы экспортного контроля
Основными целями экспортного контроля являются:
- защита интересов Российской Федерации;
- реализация требований
- создание условий для
- противодействие
Экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя:
- идентификацию контролируемых
товаров и технологий, то есть
установление соответствия
- разрешительный порядок
- таможенный контроль при
- организацию и проведение проверок соблюдения российскими участниками внешнеэкономической деятельности требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в отношении порядка осуществления внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов, и принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений указанных требований. [1]
Глава 2. Правовая основа экспортного контроля
2. 1. Структура
экспортного контроля
В соответствии с Федеральным законом «Об экспортном контроле» и последними изменениями в структуре федеральных органов исполнительной власти структуру национальной системы экспортного контроля можно представить в виде 6 уровней.
Закон определяет также полномочия Президента и федеральных органов исполнительной власти в системе экспортного контроля России.
Президент определяет основные
направления государственной
Правительство Российской
Федерации организует реализацию государственной
политики в области экспортного
контроля, в том числе в отношении
международных режимов
Комиссия по экспортному контролю РФ (КЭК России) –Межведомственный координационный орган по экспортному контролю. Функции данного органа – обеспечение реализации государственной политики в области экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов ЭК; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и организационно - методическое руководство работами по ЭК в Российской Федерации.
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) является в настоящее время «специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля», который осуществляет организационно - техническое и информационное обеспечение деятельности Комиссии, а также осуществляет рассмотрение экспортных контрактов и процедуру лицензирования экспортируемой продукции. [1]
Экспортеры.
Закон обязывает создавать
внутрифирменные программы
Таможенные органы осуществляют таможенный контроль и таможенное оформление контролируемых товаров и технологий, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. Таможня – тот рубеж, после которого нарушение требований экспортного контроля, влекущее административное наказание, превращается в контрабанду, влекущую уже уголовное наказание.
Правоохранительные органы.
Нарушения в сфере экспортного контроля сначала расследуются сотрудниками оперативной таможни, а затем органами ФСБ.
2.2 Правовая основа экспортного контроля Российской Федерации
Правовую основу системы экспортного контроля Российской Федерации составляют федеральные законы и кодексы, ряд указов и постановлений, отражающих обязательства Российской Федерации как участника международных режимов экспортного контроля, а также документы, регламентирующих другие вопросы, относящиеся к сфере экспортного контроля.
Основные законы и кодексы Российской Федерации, касающиеся вопросов экспортного контроля:
Федеральный закон "Об экспортном контроле";
Федеральный закон «Об
использовании атомной энергии»
В статье 63 дано определение экспорта и импорта и методы их осуществления: «Экспорт и импорт включают в себя передачу, продажу или покупку ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов в коммерческих целях и их передачу некоммерческого характера (для демонстрации на выставках, проведения совместных работ и другого)».
В свою очередь, статья 64 определяет порядок осуществления экспорта и импорта ядерных товаров и технологий: «Экспорт и импорт ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов и услуг в области использования атомной энергии осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации по вопросам экспортного контроля на основании выданных разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии». [6]
Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
Сферой применения данного закона являются отношения, связанные со всеми видами товаров и формами внешнеторговой деятельности. В статье 12 закона определены методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности:
− таможенно-тарифное регулирование (метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин);
− нетарифное регулирование (метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера);
− запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
− меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Другие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются (статья 12, часть 2). Поэтому в статье 1 (часть 3) специально отмечается, что регулирование экспорта и импорта продукции военного назначения, а также товаров и услуг, которые могут быть использованы при создании ОМП и средств его доставки, устанавливаются международными договорами и федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве и об экспортном контроле. А в статье 24 (часть 1) определены случаи, когда устанавливается лицензирование в сфере внешней торговли:
«1. Лицензирование в сфере внешней торговли товарами (далее – лицензирование) устанавливается в следующих случаях:
1) введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;
2) реализация разрешительного
порядка экспорта и (или)
3) предоставление
4) выполнение Российской Федерацией международных обязательств.
2. Основанием для экспорта
и (или) импорта отдельных
Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами Российской Федерации».
Федеральный закон
«О военно-техническом
Данный закон направлен на регулирование и финансирование деятельности, связанной с разработкой, производством, вывозом и ввозом продукции сугубо военного назначения. Все вопросы, связанные с военно-техническим сотрудничеством (ВТС), находятся в исключительном ведении органов государственной власти (государственная монополия). Закон также устанавливает систему экспортного контроля и лицензирование в отношении продукции военного назначения как один из методов осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в этой области.
Осуществлять военно-
Распоряжение указанными акциями (продажа и иные
способы отчуждения, передача в залог и в доверительное управление, а также иные обременения) осуществляется только на основании федерального закона;
Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии", созданная Российской Федерацией на основании федерального закона;
российские организации разработчики и производители продукции военного назначения, получившие в установленном порядке право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения».
Поэтому некоторые виды продукции двойного назначения, имеющие в настоящее время в основном гражданское применение, но ранее использовавшиеся в военной технике, могут экспортироваться только через предприятия государственные посредники, а не в рамках прямых контрактов между производителями и их иностранными партнерами.
Выдачу лицензий на ввоз и вывоз продукции военного назначения осуществляет Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС).
Федеральный закон «Об
экспортном контроле» является в
настоящее время основой
Информация о работе Экспортный контроль. Цели и методы экспортного контроля