Динамика роста металлургической промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 16:43, контрольная работа

Краткое описание

Машиностроение и металлообработка – комплекс отраслей промышленности,
изготавливающих с использованием наукоемких технологий средства производства,
транспорта, а также предметы потребления и оборонную продукцию.
Современный машиностроительный комплекс включает более двадцати отраслей
и подотраслей: энергетическое машиностроение; металлургическое; горношахтное и
горнорудное; подъемно-транспортное, железнодорожное, строительно-дорожное;
электротехническое; химическое и нефтяное машиностроение; машиностроение для
легкой и пищевой промышленности; приборостроение; станкостроительную и
инструментальную, автомобильную, электронную, авиационную промышленность и ряд
других. Металлообработка разбивается на промышленность металлических конструкций и
изделий, ремонт машин и оборудования

Вложенные файлы: 1 файл

AP_2005_Part_2.Machine-building_and_metal_processing.pdf

— 332.98 Кб (Скачать файл)
Page 1
27
Машиностроение и металлообработка
Общая характеристика отрасли
Машиностроение и металлообработка – комплекс отраслей промышленности,
изготавливающих с использованием наукоемких технологий средства производства,
транспорта, а также предметы потребления и оборонную продукцию.
Современный машиностроительный комплекс включает более двадцати отраслей
и подотраслей: энергетическое машиностроение; металлургическое; горношахтное и
горнорудное; подъемно-транспортное, железнодорожное, строительно-дорожное;
электротехническое; химическое и нефтяное машиностроение; машиностроение для
легкой и пищевой промышленности; приборостроение; станкостроительную и
инструментальную, автомобильную, электронную, авиационную промышленность и ряд
других. Металлообработка разбивается на промышленность металлических конструкций и
изделий, ремонт машин и оборудования
За последние десятилетия возник ряд новых отраслей, связанных с выпуском
средств автоматизации, электроники и телемеханики, оборудования для атомной
энергетики, реактивной авиации, бытовых машин. Коренным образом изменился характер
производства продукции в старых отраслях машиностроения.
Ассортимент выпускаемой продукции машиностроения чрезвычайно велик, что
не только обусловливает глубокую дифференциацию его отраслей, но и оказывает
сильное воздействие на размещение производства отдельных видов продукции. При этом
даже при одном целевом назначении выпускаемой продукции размеры, состав,
технологические процессы, форма общественной организации производства на
предприятиях таких отраслей сильно отличаются.
Ведущими отраслями машиностроительного комплекса на современном этапе
являются: автомобилестроение; транспортное, металлургическое машиностроение,
энергомашиностроение, прежде всего производство оборудования для ТЭК;
станкостроение.
По сравнению с
промышленностью в целом, машиностроение и
металлообработка характеризуется более крупными размерами предприятий (средний
размер предприятия отрасли составляет по численности – 1700 человек) большей
фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции. Сложная продукция
машиностроения требует разнообразной по профессиям и высококвалифицированной
рабочей силы.
В настоящее время комплекс включает в себя более 126 тыс. предприятий, из
которых 3 тыс.- это крупные и средние, на которых работают около 4,5 млн. чел., что
составляет 35% общей численности занятых в промышленности России.
Машиностроительный комплекс (машиностроение
и металлообработка) – является основой экономики
и
главным системообразующим элементом,
определяющим
состояние
производственного
потенциала и обороноспособности государства,
устойчивое
функционирование
всех
отраслей
промышленности и наполнение потребительского
рынка

Page 2

28
В общепромышленном выпуске продукция машиностроительного комплекса в
ноябре 2004 г. составила 20%, в то время, как в экономически развитых странах она
достигает от 35% до 50%. В России этот показатель даже в относительных величинах в
1,5-2 раза ниже, что и является основной причиной постепенного отставания нашей
промышленности по техническому уровню от развитых стран.
В машиностроительном комплексе свыше 90% входящих в него предприятий уже
акционированы, 80% полностью частные, а государственный сектор представлен в
основном научными и проектными организациями.
Основным документом, на основе которого решаются проблемы развития
отраслей машиностроительного комплекса России является разработанная Стратегия
развития машиностроительного комплекса на период до 2010 года. Комплекс мер по
развитию машиностроения, как часть Стратегии, включает в себя: развитие внутреннего
рынка и взаимодействие с субъектами естественных монополий, совершенствование
научно-технической, промышленной, налогово-бюджетной и внешнеэкономической
политики, развитие кадрового потенциала отраслей промышленности.
В целом Стратегия развития машиностроительного комплекса на период до 2010
года и Комплекс мер являются частью Стратегии развития промышленности России, в
которой определена цель по необходимости перевода промышленности и особенно ее
экспортной
составляющей
с
сырьевой
на
наукоемкую
машинотехническую
направленность.
Машиностроение является технологическим ядром экономики и призвано
обеспечивать
новым
производственным
оборудованием
все
другие
отрасли
промышленности. Однако на настоящий момент, в отрасли отмечается устаревание его
производственных фондов, их технологическая отсталость.
Основными
факторами,
влияющими
на
развитие
предприятий
машиностроительного комплекса являются:

ограниченная емкость внутреннего рынка вследствие недостаточно
высоких темпов роста экономики;

устаревшие и изношенные производственные фонды;

опережающий рост цен на продукцию и услуги "естественных" монополий;

недостаточная структурированность ряда отраслей внутри самого
машиностроительного комплекса и устаревшие подходы к организации производства;

давление импортной продукции, нехватка инвестиционных средств для
закупки нового оборудования;

неразвитая система лизинга сложного оборудования и техники;

дефицит высококвалифицированных кадров, как специалистов, так и
высококвалифицированных рабочих по различным профессиям.
Анализ развития отрасли
Переход к рыночной экономике наиболее тяжело и болезненно сказался на
машиностроительном комплексе. Объемы производства машиностроительной продукции
в 90-х годах сократились в 2,3 раза (по промышленности только в 1,8 раза), а удельный
вес отрасли в общем объеме промышленного производства сократился с 20,5% до 18,6
процентов. Наибольший спад отмечался в самых передовых отраслях комплекса:
авиастроении, приборостроении, электронной, электротехнической промышленности и др.
Падение объемов производства машиностроительной продукции было связано с
общим «сжатием» внутреннего рынка, отсутствием заказов со стороны «естественных» и
нефтегазовых монополий, а также вытеснением отечественных производителей

Page 3

29
производителями зарубежных фирм, предлагающими свою продукцию на более выгодных
финансовых условиях.
За последние годы эффективность работы отрасли повысилась: улучшилось
финансово-экономическое положение большинства предприятий, сократилась доля
убыточных предприятий, возросли фондоотдача и рентабельность, повысилась
производительность труда.
Динамика производства в машиностроении и металлообработке в 2003 г.
изменилась в позитивную сторону. В 2004 г. произошло закрепление тенденций
динамичного развития отрасли, связанного с расширением как инвестиционного, так и
потребительского спроса, а также ростом экспорта.
Данная отрасль в настоящий период является одним из лидеров российской
промышленности по темпам роста. Практически во всех отраслях машиностроения и
металлообработки в 2004 г. отмечалась возрастающая динамика выпуска продукции.
Наиболее высокие темпы роста отмечены в горно-шахтном, горнорудном,
энергетическом, химическом и нефтяном, подъемно-транспортном и железнодорожном
машиностроении и по отдельным видам станкостроительного, инструментального
производства и автомобильной промышленности.
В то же время, сократился выпуск отдельных видов технологического
оборудования, в частности, электродвигателей малой мощности, машин непрерывного
литья, оборудования технологического для цветной металлургии, комбайнов
кормоуборочных,
автобусов,
автомобилей-фургонов,
металлорежущих
и
деревообрабатывающих станков.
По данным таможенной статистики, стоимостной объем экспорта продукции
машиностроения за 1 полугодие 2004 г. увеличился по сравнению с тем же периодом 2003
г. примерно на 33%. В общем объеме российского экспорта доля машин, оборудования и
транспортных средств составила порядка 8%. При этом увеличение экспортных поставок
сопровождается увеличением и импорта машин, оборудования в Россию.
Автомобильная промышленность занимает ведущее место в машиностроении.
По объему производства, а также по стоимости основных фондов она является
крупнейшей отраслью машиностроения. На нее приходится 33% общего объема
продукции машиностроения и 15 % занятых работников всего машиностроения. Доходы
бюджета за счет деятельности автомобильной промышленности оцениваются в 12 млрд.
рублей.
Автомобильную промышленность обслуживает большое количество смежных
отраслей. По экспертным оценкам, один работник автопромышленности обеспечивает
занятость еще шестерых работников смежных отраслей.
В 2004 г. отмечена стабилизация в большинстве производств данной отрасли.
Особенно это характерно для производства легковых автомобилей. По данным
мониторинга Минэкономики РФ в ноябре 2004 г. выпуск продукции в отрасли возрос на
106%, а по выпуску легковых автомобилей на 108%. Однако, данная динамика в
основном достигнута за счет роста увеличения выпуска совместных автосборочных
предприятий. В то же время на крупнейших производствах ОАО «Автоваз», ОАО
«Ижавто» отмечено снижение выпуска. Данная ситуация связана не только с сезонными
факторами, но и с интенсивным ростом импорта иномарок (в 2,8 раза за весь 2004 г. по
сравнению с 2003 г.).
В одобренной Правительством РФ Концепции развития автомобильной
промышленности в России до 2010 г. определены главные задачи отрасли – расширение

Page 4

30
производства отечественных автомобилей, повышение их потребительских свойств и
конкурентоспособности.
Металлургическое
машиностроение. На
протяжении
2004 года
в
металлургическом машиностроении сохранялась положительная динамика, причем темпы
роста были выше, чем в целом по машиностроению.
В ноябре 2004 года объем производства продукции по подотрасли увеличился в
1,5 раза. Возрос выпуск сталеплавильного, прокатного и обогатительного оборудования.
Рост производства обусловлен возросшей потребностью металлургического
производства в замене старого оборудования и модернизации производства. Однако
современное металлургическое производство качественно изменило требования к
машиностроительному оборудованию, так как это влияет на конкурентоспособность
выпускаемой металлургической продукции на мировых рынках. Поэтому в последнее
время крупные металлургические комбинаты страны все чаще заключают контракты на
поставку импортного оборудования (НЛМК, ММК). Из крупнейших комбинатов в
основном только «Северсталь» продолжает отдавать преимущество российским
производителям, что связано с тем, что в состав этой компании входит собственное
машиностроительное подразделение "ССМ-Тяжмаш".
Электротехническая промышленность. Отрасль выпускает изделия более 100
тыс. наименований продукции, потребителем которой является практически все народное
хозяйство. По объему производства она значительно превосходит в совокупности все
подотрасли тяжелого машиностроения. Для производства электротехнической продукции
требуется широкий набор технических средств и материалов, производимых различными
промышленными комплексами.
В электротехническом машиностроении в 2004 г. наблюдалась положительная
динамика, однако темпы роста здесь были значительно меньше, чем в остальных
подотраслях
машиностроения.
Из
всех
предприятий
электротехнической
промышленности в наихудшем положении сейчас находятся производители
аккумуляторного оборудования и электрооборудования, которые в 2004 году столкнулись
с кризисом перепроизводства.
Станкостроительное
и
инструментальное
машиностроение
является
фондообразующей подотраслью машиностроительного комплекса. Дальнейшее развитие
подотрасли обусловлено необходимостью создания базы для оснащения приоритетных
отраслей промышленности современными технологиями и средствами производства.
Данная отрасль включает производство: металлорежущих станков, кузнечно-
прессового
оборудования,
деревообрабатывающего
оборудования,
металлообрабатывающего инструмента, а также осуществляет централизованный ремонт
металлообрабатывающего оборудования и др.
Динамика развития российского станкостроения продолжает оставаться очень
неустойчивой. В 2004 г. отмечен спад в ряде производства данной отрасли. По итогам 10
месяцев общий спад производства в подотрасли составил 4,1%. Отрицательная динамика
связана с усилившейся конкуренцией со стороны западных производителей.
В то же время те станкостроительные заводы, которые сумели сохранить
производственный потенциал, сейчас активно проводят модернизацию производства и
начинают выпускать вполне конкурентоспособную продукцию. Это, в частности,
относится к Сасовскому объединению (САСТА), Ивановскому заводу тяжелого
станкостроения, ЗАО «Свердлов», машзаводу «Савма» и др.
В «Концепции развития станкоинструментальной промышленности России
на период до 2010 года», проблему повышения конкурентоспособности отрасли

Page 5

31
предполагается решать путем создания региональных центров технологического развития,
обеспечивающих комплексную поставку оборудования предприятиям, на котором будет
производится техническое перевооружение, а впоследствии и эксплуатационное
сервисное обслуживание поставленного оборудования
Железнодорожное машиностроение является динамично развивающейся
подотраслью, для нее характерны устойчивые показатели на протяжении нескольких лет.
По итогам 10 месяцев 2004 г. доля выпускаемой продукции увеличилась на треть
по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. Особенно впечатляют результаты в
производстве грузовых вагонов, тепловозов, электровозов.
Крупнейшими
вагоностроительными
предприятиями
являются

"Уралвагонзавод", Новочеркасский вагоностроительный завод, «Муромтепловоз»,
Тверской вагоностроительный завод, «Вагонмаш» в Санкт-Петербурге.
Всего несколько лет назад отрасль находилась в полном упадке, почти все
предприятия были на грани банкротства. Резкий рост спроса начался в последние 3 года,
благодаря оживлению инвестиционной деятельности ОАО «Российские железные
дороги». Сейчас происходит не только возрождение, но и создание крупных
интегрированных холдингов.
Для развития данной отрасли разработана Стратегия развития транспортного
машиностроения, реализуемая в рамках Стратегии развития машиностроительного
комплекса на период до 2010 г.
Перспективы развития отрасли
В утвержденной Стратегии развития машиностроительного комплекса на
период до 2010 г. определено, что главной целью развития машиностроения является
трансформация его в совокупность хозяйствующих субъектов, гибко реагирующих на
изменения конъюнктуры рынка, способных производить конкурентоспособную технику и
на этой основе обеспечить процессы модернизации технической базы промышленности и
собственного производства и роста его объемов опережающими по сравнению с другими
отраслями промышленности темпами.
При сложившихся тенденциях большинству отраслей машиностроения придется
оперировать на рынке при постоянном снижении ценовой конкурентоспособности их
продукции по отношению к импорту. Поэтому для удержания позиций на рынке должен
быть обеспечен необходимый уровень повышения качества продукции и эффективности
производства.
В целом по машиностроительному комплексу и практически по всем ведущим
подотраслям и отраслям
разработаны стратегии и концепции их развития на
инновационной основе:
Концепция
развития
станкостроительной
и
инструментальной
промышленности,
Стратегия
развития
строительно-дорожного
и
коммунального
машиностроения,
Стратегия развития транспортного машиностроения,
Стратегия развития машиностроения для текстильной и легкой
промышленности и другие.

Page 6

32
Для дальнейшего улучшения ситуации в машиностроении Минпромэнерго
России в 2004-2005 гг. модернизирует существующие и разрабатывает новые стратегии и
концепции развития машиностроительного комплекса в целом и отдельных его отраслей.
К 2010 г. производительность труда на предприятиях машиностроительного
комплекса должна увеличиться более чем в два раза, а уровень зарплаты должен достичь
среднего по промышленности. Темпы роста объемов производства в отрасли должны
составить до 7-8% в год, экспортные поставки увеличиться не менее чем на 50-55%.
Данные прогнозные показатели определены в одобренном на заседании Правительства
РФ 10.06.2003 г. Комплексе мер по развитию машиностроения.
Комплекс мер предусматривает и ряд шагов по выводу предприятий
машиностроения из кризиса за счет развития внутреннего рынка, повышения
инвестиционной активности естественных монополий и содействия экспорту продукции.
Предусмотрены также меры по повышению конкурентоспособности продукции
машиностроительного комплекса и инвестиционной привлекательности отраслей.
Предполагается внедрить систему технических регламентов, согласно которым
некачественная продукция, не соответствующая российским стандартам, не будет
производиться и ввозиться из других стран.
В перспективе:
Развитие тяжелого, энергетического, транспортного, нефтяного, строительно-
дорожного машиностроения будет определяться инвестиционной активностью
ТЭКа, строительного и транспортного комплексов. Главным фактором для
данных отраслей станет возрождение внутреннего рынка.
Стабилизация
ситуации
в
тракторном,
сельскохозяйственном
машиностроении, машиностроении для перерабатывающих отраслей АПК,
предприятий легкой промышленности будет зависеть от платежеспособности
производителей и переработчиков сельхозпродукции, а также, частично, от
спроса
населения.
По
сельскохозяйственному
и
транспортному
машиностроению развитие внутреннего рынка может быть достигнуто путем
развития лизинга.
Для
наукоемких
и
комплектующих
отраслей
(электротехника,
приборостроение, станкостроение и др.) задачи развития будут связаны с
необходимостью
ускоренной
структуризации
(самоорганизации)
производственных цепочек, во главе которых должны стоять инжиниринговые
фирмы, организующие поставки заказчикам готовых комплексов или как
минимум функциональных блоков, а не отдельных деталей.
Развитие автомобильной промышленности будет связано с расширением
рынков сбыта (особенно в части производства и продажи легковых
автомобилей), повышением их качества до мирового уровня при сохранении
относительно низких цен для небогатого российского покупателя.
Таким образом, российскому машиностроению нужен расширенный внутренний
рынок, заказы от которого помогли бы отрасли улучшить финансовое положение и
увеличить инвестиции в собственное техническое перевооружение. Однако такому
развитию событий препятствует отсталость технической базы самого машиностроения,
которая должна обновляться опережающими темпами.
В настоящее время в качестве инструментария реализации государственной
технической политики используются Федеральные целевые программы и инновационные
проекты государственного значения:

Page 7

33
ФЦП “Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и
техники на 2002-2006 годы”;
ФЦП “Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса
(2002-2006 годы)”;
ФЦП “Национальная технологическая база на 2002-2006 годы”;
ФЦП “Развитие гражданской авиационной техники на 2002-2010 годы и на
период до 2015 года;
ФЦП “Электронная Россия (2002-2010 годы)”;
Инновационный проект “Разработка и освоение серийного производства
семейства конкурентоспособных дизельных двигателей для автотранспортных
средств различного назначения”.
Занятость и отраслевой рынок труда
В первом полугодии 2004 г. среднесписочная численность работников крупных и
средних предприятий машиностроительного комплекса России составила 3,6 млн человек.
или 35,1% всех работников, занятых в промышленности (без учета малых предприятий).
Это самая масштабная по числу занятого в ней населения отрасль промышленности, хотя
тенденция сокращения числа работников отрасли продолжается. За год (по отношению к
аналогичному периоду 2003 года) их численность уменьшилась в среднем на 4,5%.
В
состав
машиностроительного
комплекса
входят
непосредственно
машиностроение, где занято 84% всех работников отрасли, промышленность
металлических конструкций и изделий (4% занятых) и выделяется как самостоятельная
отрасль – ремонт машин и оборудования (12% занятых).
Наибольшее число работников машиностроения (576 тыс. человек или свыше
19%) заняты в автомобильной промышленности. Среди других отраслей, входящих в
машиностроение,
по
численности
занятых
выделяются
электротехническая
промышленность (8%) , химическое и нефтехимическое машиностроение (6,3%) и
приборостроение (5,2%) (рис.1).
2%
3%
8%
6%
3%
5%
19%
3%
3%
2%
43%
3%
Энергетическое машиностроение
Горношахтное, горнорудное и металлургическое машиностроение
Железнодорожное машиностроение
Электротехническая промышленность
Химическое и нефтяное машиностроение
Станкостроительная и инструментальная промышленность
Приборостроение
Автомобильная
Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение
Строительно-дорожное и коммунальное машиностроение
Машиностроение для легкой и пищевой промышленности
Другие отрасли машиностроения
Источник Росстат
Рис 1 . Внутриотраслевая структура занятости в машиностроении (2004 г.)

Page 8

34
Наиболее
быстрыми
темпами
сокращалась
численность
занятых
в
станкостроительной
и
инструментальной
промышленности,
энергетическом
машиностроении, горношахтном и горнорудном машиностроении. Рост числа работников
происходил в железнодорожном машиностроении, а также в самостоятельной отрасли
«ремонт машин и оборудования».
Среди ключевых проблем, негативно влияющих на развитие предприятий
машиностроения и металлообработки, по данным обследования ИнЭСП, на первое место
по частоте ответов выделяется проблема дефицита квалифицированных кадров (рис.2).
На нее указали 83% руководителей, причем половина всех опрошенных по отрасли
считают эту проблему особенно острой для своего предприятия.
Второй проблемой, которую отметили большинство (78%) руководителей
предприятий является высокая степень износа основного оборудования и устаревшие
производственные технологии, крайне острой ее назвали 45% работодателей.
Также часто (78%) респонденты отмечали проблему низкого уровня заработной
платы большинства работников, причем, по мнению 36% опрошенных руководителей для
их предприятия она является особенно острой.
36,
1
23,
9
20,
5
44,
8
8,
8
41,
6
15,
3
22,
7
28,
7
23,
1
34,
1
44,
6
43,
2
33,
1
45,
2
4,
4
48,
6
5,
6
2,
0
11,
8
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
ни
зк
ая
з
араб
от
ная
пл
а
т
а
з
а
до
лже
н
н
о
с
т
ь
по
з
араб
от
ной
пл
а
т
е
тр
у
д
о
в
ые
ко
н
ф
л
и
кт
ы
из
б
ы
т
о
ч
н
ая
ч
и
сл
е
н
н
о
ст
ь
раб
от
ник
о
в
в
ы
ну
ж
д
енная
неп
о
л
н
ая
за
ня
т
о
с
т
ь
де
ф
и
ц
и
т
раб
от
ник
о
в
оп
ред
ел
енны
х
п
рофес
с
и
й
,
нед
о
с
т
ат
оч
ная
к
в
ал
ифик
ац
ия
раб
от
ник
о
в
вы
с
о
ка
я
те
к
у
ч
е
с
т
ь
к
а
д
ров
у
с
т
арев
ш
и
е
об
ору
д
о
в
а
ние
тя
ж
е
л
ы
е
,
в
ред
ны
е
усл
о
в
и
я
тр
у
д
а
%
есть проблема
острая проблема
Рис. 2 Проблемы на предприятиях машиностроительного комплекса (в % к числу
предприятий отрасли, включенных в обследование)
Среди других немаловажных проблем, с которыми сталкиваются более половины
предприятий отрасли, являются недостаточный уровень квалификации персонала (68,5%),
высокая текучесть кадров (63,7%), а также тяжелые и вредные условия труда (54,0%).
Обращает на себя внимание тот факт, что, несмотря на дефицит работников
определенных профессий и специальностей, на трети обследованных предприятий, по
мнению их руководителей, сохраняется избыточная численность работников, а почти на
30% предприятий наблюдается их вынужденная неполная занятость. Более чем на
четверти обследованных предприятий сохраняются задержки заработной платы.

Page 9

35
Условия труда
Значительная доля занятых в машиностроительном комплексе работают в
неблагоприятных условиях. В ряде случаев состояние техники и существующие
технологии являются факторами повышенного риска для здоровья персонала. По данным
Росстата более 25% всех работников отрасли работают под воздействием целого ряда
неблагоприятных факторов. В том числе 10,5% подвергаются воздействию повышенного
уровня шума, ультра- и инфразвуков, 12,8% работают в условиях повышенной
загазованности и запыленности рабочей зоны, 1,8% испытывают повышенный уровень
вибрации. Более 20% занятых в отрасли работают в условиях, не отвечающих санитарно-
гигиеническим нормам. Доля занятых тяжелым физическим составляет около 1,5%, а
0,3% работников трудятся на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности.
Для работников, занятых в отрасли, законодательством предусмотрены льготы и
компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда, в том числе, особый режим
труда и отдыха (право на сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск), более
ранний выход на пенсию, применение более высоких тарифных ставок и должностных
окладов, а также другие меры социальной защиты, предусмотренные коллективными
договорами.
Заработная плата
Среднемесячная заработная плата работников машиностроительного комплекса в
ноябре 2004 года составила 6967 рублей в расчете на одного работника или 83,7% от
средней по промышленности. По отношению к аналогичному периоду 2003 года уровень
зарплаты работников увеличился на 22% и рос быстрее, чем по промышленности в целом.
Наиболее более высокий уровень зарплаты характерен для отрасли «ремонт
машин и оборудования». Среди подотраслей собственно машиностроения
самую
высокую зарплату получают работники энергетического машиностроения – в среднем
9427 рублей. Наиболее низкооплачиваемыми являются работники тракторного и
сельскохозяйственного машиностроения.
Таблица 1
Среднемесячная заработная плата работников по отраслям
машиностроительного комплекса в расчете на одного работника
за январь-июнь 2004 г. (по средним и крупным предприятиям)
Среднемесячная
заработная
плата,
рублей
Темп роста по
отношению к
аналогичному
периоду 2003 г.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
8112,4
172,0
Машиностроительный комплекс
(Машиностроение и металлообработка)
6524,5
127,2
Машиностроение
6281,1
126,5
Энергетическое машиностроение
9427,0
133,0
Металлургическое машиностроение
6120,6
135,4
Горношахтное и горнорудное машиностроение
5022,4
131,3
Железнодорожное машиностроение
6652,0
124,5
Электротехническая промышленность
6254,6
128,7
Химическое и нефтяное машиностроение
6588,0
127,2
Станкостроительная и инструментальная
промышленность
5581,6
128,4
Приборостроение, включая спецзаводы оборонного
комплекса
6889,5
144,8

Page 10

36
Среднемесячная
заработная
плата,
рублей
Темп роста по
отношению к
аналогичному
периоду 2003 г.
Автомобильная промышленность
6756,3
126,9
Тракторное и сельскохозяйственное
машиностроение
4602,0
132,7
Строительно-дорожное и коммунальное
машиностроение
5648,9
129,4
Машиностроение для легкой и пищевой
промышленности и бытовых приборов
5520,6
127,1
Промышленность металлических конструкций
и изделий
5376,5
123,6
Ремонт машин и оборудования
8636,0
128,3
Источник Росстат
В машиностроительном комплексе отмечается значительный разрыв в уровне
оплаты труда, как среди отдельных предприятий, так и по категориям работников. При
этом среди негативных процессов в области оплаты труда специалисты отмечают
увеличение отрыва заработной платы высококвалифицированных работников от уровня
оплаты рабочих средней квалификации.
По данным обследования ИнЭСП, на предприятиях машиностроительного
комплекса, наиболее распространенный уровень заработной платы персонала основного
вида деятельности (кроме рабочих высокой квалификации) варьировал в пределах от 3 до
6 тысяч рублей (рис.3). Чаще всего такую заработную плату получали рабочие и
специалисты средней квалификации (более чем на 45% предприятий), несколько реже (на
44% предприятий) -
высококвалифицированные специалисты. Почти на трети
предприятий зарплату в этом диапазоне получали и высококвалифицированные рабочие,
однако, в большинстве случаев их зарплаты были выше.
0
5
10
15
20
25
30
35
40
45
50
до 3000
3001 –
6000
6001 –
9000
9001 –
12000
12 001 –
15 000
свыше
15000
руб/мес
п
р
оц
ент
ы
Специалисты высококва
лифицированные (кроме
руководителей)
Рабочие высококвалифи
цированные
Специалисты средней
квалификации
Рабочие средней
квалификации
Рис. 3 Распределение отдельных категорий персонала основного вида
деятельности по уровню заработной платы на предприятиях машиностроительного
комплекса % к числу включенных в обследование предприятий отрасли)

Page 11

37
Заработную плату менее 3 тыс. рублей получал персонал среднего звена (рабочие
и
специалисты
средней
квалификации)
почти
на
35%
предприятий.
Высококвалифицированные работники такую низкую зарплату получали лишь на 6-7%
предприятий.
Более высокий уровень оплаты труда в наибольшей степени характерен для
высококвалифицированных рабочих. Чаще всего (почти на 40% предприятий) их
зарплата варьировала в пределах от 6 до 9 тысяч рублей, а на 20% предприятий – свыше 9
тысяч рублей. Высококвалифицированные специалисты получали зарплату от 6 до 9 тыс.
рублей на 30% предприятий, а свыше 9 тысяч - менее, чем на 15% предприятий.
Рынок профессий
Наряду с негативными процессами, характерными для большинства отраслей
машиностроительного комплекса, на многих предприятиях в последние годы происходят
и положительные перемены, в том числе постепенная модернизация производства,
перевооружение производственных мощностей, расширение объемов производства и
номенклатуры выпускаемой продукции. Эти изменения вызывают увеличение спроса на
квалифицированные кадры
со стороны предприятий отрасли. По мере увеличения
сложности производственных процессов растет и уровень требований работодателей к
квалификации персонала. При этом спрос на профессиональные кадры, особенно по
рабочим высокой квалификации, значительно превосходит предложение.
За годы реформ машиностроение, в котором доля квалифицированного труда
выше, чем в среднем по промышленности, потеряло более половины производственного
персонала. В результате на предприятиях отрасли сконцентрировалась рабочая сила с
низкими профессионально–квалификационными характеристиками, тогда как рабочие
более высокой квалификации переходили в растущие сектора экономики, параллельно
меняя профессию. При этом многими работниками утеряна квалификация, которая
нарабатывалась годами, и вернуть этих специалистов практически невозможно.
Медленными темпами идет обновление кадров предприятий, значительная часть
работников – это люди преимущественно предпенсионного и пенсионного возраста, а
приток молодежи в машиностроение крайне незначителен.
По результатам обследования руководителей предприятий машиностроения и
металлообработки,
на
большинстве
предприятий
отрасли
наблюдается
неудовлетворенный спрос на рабочих и специалистов различных профессий и
специальностей (рис. 4). В наибольшей степени, предприятия отрасли испытывают
потребности в квалифицированных рабочих технологического профиля, рабочих
ремонтного персонала и специалистах-технологах. Как показало обследование, около 70%
предприятий сталкиваются с нехваткой рабочих по ремонту и техническому
обслуживанию оборудования и приборов, причем на трети всех предприятий дефицит
этих работников оценивается работодателями как значительный. Более 65%
работодателей заявили о стойком дефиците рабочих основного технологического профиля
традиционных для отрасли профессий, в том числе 30% - о значительном дефиците.
Довольно высоким спросом пользуются рабочие основного технологического
профиля для работы на новом современном оборудовании с использованием
современных технологий, на что указали свыше 60% руководителей предприятий, более
половины из них испытывают значительный дефицит таких рабочих.

Page 12

38
7,
0
20
,
1
17
,
7
6,
0
6,
8
6,
0
31
,
5
33
,
5
24
,
1
22,
9
42
,
6
31
,
3
30
,
5
20
,
7
26
,
9
28
,
1
16
,
1
11
,
0
36,
3
30
,
1
35
,
3
1,
0
30
,
1
19
,
7
15
,
9
30
,
1
0
10
20
30
40
50
60
70
80
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
п
роц
ент
ы
Незначительный дефицит
Значительный дефицит
С П ЕЦ И А Л И С ТЫ
РАБОЧИЕ
СПЕЦИАЛИСТЫ
1. Руководители высшего звена,
топ-менеджеры (заместители руководителя предприятия,
организации, главные специалисты)
2. Специалисты, занятые разработкой стратегии развития
предприятия
3. Специалисты, занятые на основных технологических
процессах
4. Специалисты, занятые разработкой и совершенствованием
выпускаемых видов продукции (услуг), внедрением новых
технологий
5. Специалисты, занятые маркетингом и продвижением на
рынок продукции (услуг), реализацией рыночной стратегии
организации (предприятия)
6. Специалисты, занятые решением финансово-
экономических задач
7. Специалисты, занятые в сфере управления персоналом
организации (предприятия) и нормированием труда
8.Специалисты, занятые разработкой и
внедрением информационных технологий
9.Специалисты, занятые в сфере юридической и
претензионной работы
10. Специалисты, занятые учетом и
делопроизводственным обслуживанием
РАБОЧИЕ
11. Рабочие основного технологического профиля
на традиционном производстве и
технологиях
12. Рабочие основного технологического профиля
для работы на новом современном
оборудовании, с использованием новых
современных технологий
13. Рабочие, занятые ремонтом и техническим
обслуживанием технологического
оборудования и приборов
Рис.4 Структура потребности предприятий машиностроения и металлобработки
в работниках по профессиональным группам (в % к обследованным предприятиям
отрасли)
Как показало обследование, самой востребованной для предприятий отрасли
группой специалистов, по которым отмечается и наиболее значительный дефицит,
оказались специалисты по разработке и совершенствованию выпускаемых видов
продукции, внедрению новых технологий. Об этом сообщили более 60% опрошенных
руководителей, причем на 30% предприятий отмечался значительный дефицит таких
работников. Почти также часто предприятия испытывают дефицит специалистов
основного технологического профиля, однако, в большинстве случаев он менее
значительный.
В условиях рынка одной из наиболее дефицитных групп персонала являются
специалисты, занимающиеся
маркетинговыми
исследованиями, изучением
и
прогнозированием спроса на продукцию предприятия, продвижением ее на рынок. С
нехваткой таких специалистов сталкивается половина обследованных предприятий

Page 13

39
отрасли. Почти на 45% предприятий ощущается дефицит специалистов по разработке и
внедрению информационных технологий.
На трети предприятий отмечается неудовлетворенный спрос на специалистов
кадровых служб и нормировщиков. На каждом четвертом предприятии – нехватка
экономистов и финансовых работников.
Довольно часто предприятия отрасли испытывают дефицит кадров высшего
звена. Более 40% руководителей указали на нехватку специалистов по разработке
стратегии развития предприятия, а свыше 30% - на дефицит руководителей высшего звена
и топ-менеджеров.
Восполнение дефицита кадров основного вида деятельности является проблемой
для значительного числа предприятий машиностроения и металлообработки. Сложнее
всего работодателям бывает заполнить вакансии высококвалифицированных работников.
Особые трудности возникают с подбором высококвалифицированных рабочих, о чем
сообщили почти 70% работодателей, а постоянные проблемы с заполнением вакансий
высококвалифицированных специалистов наблюдаются на половине обследованных
предприятий (рис.5).
18,1
50,4
27,3
68,9
35,5
0
10
20
30
40
50
60
70
80
Р
у
к
о
в
о
ди
т
е
ле
й
С
п
ец
иал
и
с
т
ов
вы
с
о
ко
к
в
а
л
и
-
фиц
и
ров
анны
х
С
п
ец
иал
и
с
т
ов
с
ред
ней
к
в
ал
ифик
ац
ии
Ра
бо
ч
и
х
вы
с
о
ко
к
в
а
л
и
-
фиц
и
ров
анны
х
Ра
бо
ч
и
х
с
ред
ней
к
в
ал
ифик
ац
ии
п
роц
ент
ы
Рис. 5 Доля предприятий, испытывающих постоянные трудности с заполнением
вакансий по профильным специальностям и профессиям (в % к обследованным
предприятиям отрасли)
О сложностях с заполнением вакансий основного персонала средней
квалификации в целом заявили значительно меньшее количество респондентов. Причем
чаще сложности возникали с комплектованием кадров рабочих средней квалификации.
Возросшая потребность предприятий в специалистах нового профиля, рабочих
новых профессий связана с модернизацией оборудования и технологий, расширением
объемов производства и номенклатуры выпускаемой продукции, освоением новых
рынков. По данным опроса руководителей такие мероприятия вызвали на 70%
предприятий дополнительную потребность в квалифицированных рабочих, в том числе
способных обслуживать новое технологическое оборудование. Почти также часто (68%

Page 14

40
ответов) работодатели заявляли о повышении спроса на специалистов нового профиля.
Кроме того, на большинстве обследованных предприятий (92%) растут требования к
уровню профессиональной квалификации работников.
Возможными причинами длительного сохранения дефицита работников
определенных профессий и специальностей на предприятиях машиностроительного
комплекса являются, с одной стороны, отсутствие достаточного количества
подготовленных кадров на местном рынке труда, а с другой стороны -
непривлекательность предлагаемых вакансий по условиям труда и уровню заработной
платы. По мнению большинства опрошенных руководителей, причиной дефицита
рабочих кадров на их предприятии являются недостаточные объемы их подготовки в
профессиональных учебных заведениях региона (рис.6). Особенно это касается
подготовки рабочих основного технологического профиля для работы на новом
технологическом оборудовании по современным технологиям – такое мнение высказали
более 70% руководителей. Более половины
респондентов считают необходимым
расширить подготовку квалифицированных рабочих по ремонту и техническому
обслуживанию технологического оборудования.
0%
20%
40%
60%
80%
100%
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
предлагаемые вакансии менее привлекательны по сравнению с другими предложениями на
местном рынке труда
отсутствие необходимых кадров на местном рынке труда (не ведется их подготовка в
достаточном количестве)
С П Е Ц И АЛ И С ТЫ
РАБОЧИЕ
СПЕЦИАЛИСТЫ
1. Руководители высшего звена,
топ-менеджеры (заместители руководителя предприятия,
организации, главные специалисты)
2. Специалисты, занятые разработкой стратегии развития
предприятия
3. Специалисты, занятые на основных технологических
процессах
4. Специалисты, занятые разработкой и совершенствованием
выпускаемых видов продукции (услуг), внедрением новых
технологий
5. Специалисты, занятые маркетингом и продвижением на
рынок продукции (услуг), реализацией рыночной
стратегии организации (предприятия)
8.Специалисты, занятые разработкой и
внедрением информационных технологий
9.Специалисты, занятые в сфере юридической и
претензионной работы
10. Специалисты, занятые учетом и
делопроизводственным обслуживанием
РАБОЧИЕ
11. Рабочие основного технологического профиля
на традиционном производстве и
технологиях
12. Рабочие основного технологического профиля
для работы на новом современном
оборудовании, с использованием новых
современных технологий

Page 15

41
6. Специалисты, занятые решением финансово-
экономических задач
7. Специалисты, занятые в сфере управления персоналом
организации (предприятия) и нормированием труда
13. Рабочие, занятые ремонтом и техническим
обслуживанием технологического
оборудования и приборов
Рис. 6 Причины трудностей с комплектованием квалифицированных кадров по
профессиональным группам на обследованных предприятиях, испытывающих
кадровый дефицит (в %)
Рынок образовательных услуг для машиностроительного комплекса
Актуальность проблемы перспективной подготовки высококвалифицированных
инженерных кадров для машиностроения не вызывает сомнений.
В настоящее время существует ряд вузов, где сохранился высокий уровень
научных
и
учебно-методических
разработок,
сконцентрированы
высококвалифицированные научно-методические кадры, накоплен многолетний опыт
подготовки специалистов для машиностроения. Московский государственный
технологический университет "Станкин" является базовым вузом по подготовке кадров
для автоматизированного машиностроительного производства.
Специалистов с высшим образованием для машиностроительных предприятий
готовят такие ВУЗы как:
Московский государственный университет им.Н.Э.Баумана;
С.-Петербургский институт машиностроения (ВТУЗ-ЛМЗ);
Балтийский государственный технический университет;
Уральский государственный технический университет;
Сибирский государственный технологический университет и другие.
Начиная с 2000 года, численность студентов государственных высших учебных
заведений по группам специальностей машиностроения и металлообработки выросла на
10% и составила в 2003 году 96,6 тысяч человек
1
. Соответственно увеличился и объем
выпуска специалистов с высшим профессиональным образованием для машиностроения,
который в 2002 году составил 12,6 тысяч человек.
Объем подготовки рабочих кадров для машиностроительной отрасли в системе
среднего профессионального образования в последнее время также имеет тенденцию
роста. В 2003 году численность обучающихся по группе специальностей машиностроения
и металлообработки составила почти 80 тысяч студентов. В 2002 году государственными
средними профессиональными учебными заведениями по данной группе специальностей
было выпущено 15,7 тысяч человек. Очное отделение закончили 11,9 тысячи человек, из
них менее трети получили направление на работу.
Объем
выпуска
квалифицированных
рабочих
по
профессиям
машиностроительной отрасли в системе начального профессионального образования в
2001-2002 гг. увеличился более чем в 10 раз
2
по сравнению с 2000 годом и составил, по
данным Росстата, в 2002 году 114,7 тысячи человек.
Ряд крупных машиностроительных предприятий имеют собственные учебные
центры по подготовке рабочих кадров и повышению квалификации для работы на новом
оборудовании и с использованием новых технологий.
1 Сборник «Образование в России» Госкомстат России, 2003 г.
2
Значения показателя выпуска для 2001-2002 гг. вызывают большие сомнения, поскольку такой рост врядли
возможен. Скорее всего, здесь имеет место изменение в классификаторе профессий

Page 16

42
Спрос
по основным профессиональным группам
на отраслевом рынке труда
Профессии, наиболее
представительные для отрасли
Уровень
профессио-
нальной
подготовки
Спрос предприятий и
организаций отрасли по
профессиям
3
СПЕЦИАЛИСТЫ
отраслевые
Инженер (в машиностроении и
металлообработке)
Высшее
профессиональ-
ное образование
Инженер-гидравлик
Инженер-кораблестроитель
Инженер-металлург
Инженер по сварке
Инженер-конструктор
- « -
Инженер-конструктор
Инженер-механик
- « -
Инженер-механик
Инженер-механик горного
оборудования
Инженер по наладке и испытаниям
- « -
Инженер по наладке релейной
защиты
Инженер по стандартизации
- « -
Инженер по стандартизации
Инженер-технолог в
машиностроении и
металлообработке
- « -
Инженер-технолог
Механик
Среднее
профессиональ-
ное образование
Техник-механик
Техник-конструктор в
машиностроении и
металлообработке
- « -
Техник-конструктор
Техник-технолог в машиностроении
и металлообработке
- « -
Техник-технолог
Техник по наладке и испытаниям
- « -
Техник-наладчик
Техник (в машиностроении и
- « -
Техник-сварщик
3
Источник: 1.Данные анкетного опроса руководителей предприятий отрасли, проведенного ИнЭСП в 2004 г.
2. Результаты контент-анализа различных источников (Интернет, публикации СМИ, кадровых агентств).

Page 17

43
Профессии, наиболее
представительные для отрасли
Уровень
профессио-
нальной
подготовки
Спрос предприятий и
организаций отрасли по
профессиям
3
металлообработке)
Техник-электрик
Чертежник
- « -
Чертежник-конструктор
общеотраслевые
Бухгалтер
Высшее/среднее
профессиональ-
ное образование
Бухгалтер
Инженер
Высшее
профессиональ-
ное образование
Инженер-электромеханик
Инженер-электрик
Инженер электронной техники
Сервис-инженер
Инженер по комплектации
оборудования
- « -
Инженер по комплектации
нового оборудования
Инженер по организации и
нормированию труда
- « -
Инженер по организации и
нормированию труда
Инженер по охране труда
- « -
Инженер по охране труда и
технике безопасности
Инженер по проектно-сметной
работе
- « -
Инженер-сметчик
Инженер-электроник
- « -
Инженер-электронщик
Менеджер
- « -
Менеджер по логистике
Менеджер по транспорту
Менеджер по работе со складом
Менеджер по оптовым
продажам
Менеджер по закупкам
Менеджер по растаможиванию
оборудования
Менеджер отдела
информационных технологий
Инженер-программист
(программист)
- « -
Инженер-программист
Системный администратор
Специалист по маркетингу
- « -
Маркетолог

Page 18

44
Профессии, наиболее
представительные для отрасли
Уровень
профессио-
нальной
подготовки
Спрос предприятий и
организаций отрасли по
профессиям
3
Специалист по кадрам
- « -
Специалист по управлению
персоналом
Экономист
- « -
Экономист
Юрисконсульт
Высшее/среднее
профессиональ-
ное образование
Юрист
РАБОЧИЕ
отраслевые
Автоматчик
2 – 4 разряды
Автоматчик
Газорезчик
1 – 5 разряды
Газорезчик
Газосварщик
1 – 6разряды
Газосварщик
Гальваник
1 – 5 разряды
Гальваник
Заливщик металла
1 – 4 разряды
Заливщик металла
Заливщик
Заточник
2 – 5 разряды
Заточник
Зуборезчик
2 – 6 разряды
Зуборезчик
Зубофрезеровщик
Жестянщик
2 – 5 разряды
Жестянщик
Изолировщик судовой
1 – 5 разряды
Изолировщик судовой
Котельщик
2 – 6 разряды
Котельщик
Кокильщик-сборщик
1 – 5 разряды
Кокильщик-сборщик
Контролер (в машиностроении и
металлообработке)
2 – 6 разряды
Контролер по деталям и
приборам
Контролер станочных и
слесарных работ
Кузнец на молотах и прессах
2 – 6 разряды
Кузнец на молотах и прессах
Литейщик металлов и сплавов
3 – 5 разряды
Литейщик

Page 19

45
Профессии, наиболее
представительные для отрасли
Уровень
профессио-
нальной
подготовки
Спрос предприятий и
организаций отрасли по
профессиям
3
Модельщик по металлическим
моделям
1 – 6 разряды
Модельщик по металлу
Медник
2 – 6 разряды
Медник
Наладчик ( оборудования, машин,
автоматов и др.)
3 – 8 разряды
Наладчик кузнечно-прессового
оборудования
Наладчик формовочных и
стержневых машин
Наладчик токарных автоматов
Наладчик литейных машин
Наладчик холодно-
штамповочного оборудования
Наладчик роторных линий
Наладчик станков с
программным управлением
Наладчик сварочного и
газоплазморезательного
оборудования
Наладчик контрольно-
измерительных приборов и
автоматики
Обрубщик
1 – 4 разряды
Обрубщик
Обрубщик стального литья
Оператор (станков, машин и
агрегатов и др.) в машиностроении и
металлообработке
2 – 5 разряды
Оператор станков с
программным управлением
Оператор окрасочно-сушильных
машин и агрегатов
Раскатчик
3 – 6 разряды
Раскатчик
Разметчик судовой
2 – 6 разряды
Разметчик судовой
Регулировщик радиоэлектронной
аппаратуры и приборов
2 – 6 разряды
Регулировщик
радиоэлектронной аппаратуры и
приборов
Резчик металла на ножницах и
прессах
1 – 4 разряды
Резчик металла на ножницах
Сборщик (приборов, машин,
аппаратуры и др.)в машиностроении
1 – 6 разряды
Сборщик трансформаторов
Сборщик электромашин и
аппаратов
Сборщик приборов вакуумной

Page 20

46
Профессии, наиболее
представительные для отрасли
Уровень
профессио-
нальной
подготовки
Спрос предприятий и
организаций отрасли по
профессиям
3
техники
Сборщик электронно-
измерительных приборов
Сборщик микросхем
Сборщик полупроводниковых
приборов
Сборщик радиоаппаратуры
Сварщик
2 – 6 разряды
Сварщик-жестянщик
Сварщик на лазерных
установках
Сварщик на электронно-
лучевых сварочных установках
Сварщик-медник
Сверловщик
2 – 5 разряды
Сверловщик
Слесарь в машиностроении и
металлообработке
2 – 6 разряды
Слесарь механосборочных работ
Слесарь
Слесарь-мехатроник
Слесарь механик авиационных
приборов
Слесарь сборщик авиационной
техники
Слесарь-инструментальщик
Слесарь-ремонтник
Слесарь по контрольно-
измерительным приборам и
автоматике
Слесарь по ремонту
автомобилей
Слесарь по такелажу
Слесарь по контрольно-
измерительным приборам и
автоматике
Слесарь по ремонту вентиляции
Слесарь-механик судовой
Станочник широкого профиля
2 – 8 разряды
Станочник широкого профиля
Строгальщик
2 – 6 разряды
Строгальщик
Судокорпусник-ремонтник
1 – 6 разряды
Судостроитель-судоремонтник
Судосборщик

Page 21

47
Профессии, наиболее
представительные для отрасли
Уровень
профессио-
нальной
подготовки
Спрос предприятий и
организаций отрасли по
профессиям
3
Термист
2 – 6 разряды
Термист
Токарь
2 – 6 разряды
Расточник
Токарь-универсал
Токарь-карусельщик
Формовщик машинной формовки
2 – 5 разряды
Формовщик
Фрезеровщик
2 – 6 разряды
Фрезеровщик
Шлифовщик
2 – 6 разряды
Шлифовщик
Штамповщик
2 – 5 разряды
Штамповщик
Электрогазосварщик
1 – 6 разряды
Электрогазосварщик
Электрозаточник
2 – 4 разряды
Электрозаточник
Электромеханик по средствам
автоматики и приборам
технологического оборудования
3 – 8 разряды
Электромеханик
общеотраслевые
Лаборант
Лаборант-эколог
Лаборант по анализу газов и
пыли
Лаборант минералогического
анализа
Лаборант- кристаллооптик
Лаборант- полярографист
Лаборант по анализу
люминоформ
Машинист (крана, машины,
установки и др.)
2 – 6 разряды
Машинист компрессора
Машинист по бестраншейной
прокладке трубопроводов
Машинист мостовых кранов
Автокрановщик
Монтажник
2 – 6 разряды
Монтажник
Монтажник электрических
подъемников
Прессовщик
2 - 3 разряды
Прессовщик
Наладчик технологического
4 – 6 разряды
Наладчик технологического

Page 22

48
Профессии, наиболее
представительные для отрасли
Уровень
профессио-
нальной
подготовки
Спрос предприятий и
организаций отрасли по
профессиям
3
оборудования
оборудования
Оператор по наладке станков
Оператор микросварки
4 – 6 разряды
Оператор микросварки
Оператор микроэлектронного
производства
Оператор котельной
2 – 6 разряды
Оператор котельной
Оптик
2 – 6 разряды
Оптик
Опрессовщик кабелей и проводов
пластикатами и резиной
2 – 6 разряды
Опрессовщик кабелей и
проводов
Стропальщик
2 – 6 разряды
Стропальщик
Транспортерщик
2 – 3 разряды
Транспортерщик
Электромонтер по ремонту и
обслуживанию электрооборудования
2 – 6 разряды
Электромонтер по ремонту
оборудования

Информация о работе Динамика роста металлургической промышленности