Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:46, дипломная работа
Объектом рассмотрения дипломной работы является находящийся на стадии строительства самый мощный на данный момент в мире и самый современный по уровню оборудования, технологии и автоматизации одноклетьевой реверсивный толстолистовой стан 5000 ОАО «ММК».
СОДЕРЖАНИЕ 4
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ХАРАКТЕРИСТИКА СТАНА 5000 ОАО «ММК» 8
1.1 ОСНОВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЦЕХА, ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА И РАСПОЛОЖЕНИЕ 8
1.2 ОСОБЕННОСТИ СТАНА 5000 11
1.2.1 Система регулировки прокатного зазора AGC 11
1.2.2 Система сдвижки валков (Чистовая клеть) 12
1.2.3 Главный привод клети 13
1.3 СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЛИСТА 13
1.3.1 Общие сведения 13
1.3.2 Описание системы 16
1.4 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ НА СТАНЕ 20
2 НАЗНАЧЕНИЕ ГОТОВОГО ПРОФИЛЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО КАЧЕСТВУ 25
2.1.1 Варианты химических композиций стали проката категории прочности Х100-Х120 26
2.1.2 Основные принципы получения проката категории прочности Х100 31
2.1.3 Основные принципы получения проката категории прочности Х120 32
3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА ЛИСТОВ 20Х4509Х24000ММ КЛАССА ПРОЧНОСТИ Х100. 36
3.1 ВЫБОР РАЗМЕРОВ И МАССЫ СЛЯБА 36
3.2 ВЫБОР СХЕМЫ ПРОКАТКИ 37
3.3 РАСЧЕТ СОПРОТИВЛЕНИЯ МЕТАЛЛА ДЕФОРМАЦИИ 39
3.4 РАЗРАБОТКА РЕЖИМА ОБЖАТИЙ 41
3.5 РАЗРАБОТКА СКОРОСТНОГО РЕЖИМА 49
3.6 РАЗРАБОТКА ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА 55
3.7 РАСЧЕТ УСИЛИЯ ПРОКАТКИ 59
3.8 РАСЧЕТ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ПРИ ПРОКАТКЕ 61
3.9 РАСЧЕТ РАСХОДНОГО КОЭФФИЦИЕНТА МЕТАЛЛА ПРИ ПРОКАТКЕ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ СТАНА 65
3.10 РАЗРАБОТКА РЕЖИМА ОХЛАЖДЕНИЯ 67
3.11 МОДЕЛЬ ОХЛАЖДЕНИЯ 68
ВЫВОДЫ 79
4 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 81
4.1 АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ОПАСНЫХ И ВРЕДНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ 81
4.1.1 Оптимальные условия микроклимата 81
4.1.2 Шум 83
4.1.3 Освещенность 83
4.2 РАСЧЕТ АЭРАЦИИ ОДНОПРОЛЕТНОГО ЗДАНИЯ ЦЕХА 85
4.3 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 88
4.3.1 Пожар 89
4.3.2 Молниезащита 91
ВЫВОДЫ 93
5 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА 94
5.1 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА 95
5.1.1 Производственный процесс 95
5.1.2 Характеристика толстолистового стана 5000 ОАО «ММК» 96
5.1.1 Анализ основных средств цеха 97
5.1.2 Расчет производственной программы 100
5.2 ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА 101
5.2.1 Организационная структура цеха 101
5.2.2 Штатное расписание стана 5000 101
5.3 СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ 106
5.4 РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА 108
ВЫВОДЫ 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 113
Таблица 3.4 – Принятое число проходов на каждой стадии прокатки
Этап прокатки |
Всего проходов |
Черновые проходы |
Протяжка |
Разбивка ширины |
Расчетное число проходов |
13,24 |
7,48 |
1,73 |
2,8 |
Принятое число проходов |
15 |
8 |
2 |
3 |
Рассмотрим первый черновой проход, где максимальное абсолютное обжатие назначается из условия захвата:
(3.10) |
где Dp – диаметр рабочего валка
a0, а1 – определяются в зависимости от βL
При βL<0,64, a0 =255,26, а1 = -0,8759
При βL>0,64, a0 =162,58, а1 = -0,8472
Распределение коэффициентов обжатия по черновым проходам определяем исходя из следующей схемы расчета рисунок 3.
Рисунок 3.3- Схема расчета коэффициентов обжатий по черновым проходам
В соответствии с выбранной схемой прокатки (продольная с протяжкой и разбивкой ширины с применением эджера), каждый проход совершается в горизонтальных и вертикальных валках.
Поэтому при расчете было сделано допущение, что ширина раската остается неизменной (с учетом кантовки).
Исходя из этого допущения, длину раската можно определить из условия постоянства секундных объемов:
мм
По известным формулам в работе рассчитываются:
Суммарный коэффициент обжатия после каждого прохода
(3.11) |
Относительное обжатие
(3.12) |
Произведем расчет для первого прохода в соответствие с представленной схемой на рисунке 3.3.
Рассчитаем средний коэффициент обжатия, для расчета которого используем коэффициенты полученные ранее методом регрессионного анализа
Принимаем абсолютное обжатие в первом проходе исходя из условий захвата
Тогда относительное обжатие в первом проходе составит:
На стадии черновой прокатке режим обжатий примет следующий вид представленный в таблице 3.5.
Таблица 3.5 - Режим обжатий в черновых проходах
Протяжка |
Разбивка ширины |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | ||
Направление прокатки |
® |
¬ |
® |
¬ |
® |
¬ |
® |
¬ | |
Режим обжатий |
ηjср |
1,058 |
1,094 |
1,132 |
|||||
η1j |
1,345 |
1,345 |
1,219 |
1,219 |
1,219 |
1,242 |
1,242 |
1,242 | |
ηj |
1,632 |
1,345 |
1,353 |
||||||
Ck |
0,287 |
0,287 |
0,063 |
0,063 |
0,063 |
0,111 |
0,111 |
0,111 | |
ηi |
1,345 |
1,632 |
1,219 |
1,282 |
1,345 |
1,242 |
1,353 |
1,464 | |
ηΣ |
1,345 |
1,391 |
1,696 |
2,082 |
2,375 |
2,951 |
3,696 |
4,167 | |
Δhimax, мм |
64,14 |
49,47 |
32,31 |
27,32 |
22,96 |
20,54 |
17,09 |
14,12 | |
Δhi |
64,1 |
6,2 |
32,3 |
27,3 |
14,8 |
20,5 |
17,1 |
7,6 | |
εi,% |
25,7 |
3,3 |
18,0 |
18,5 |
12,3 |
19,5 |
20,2 |
11,3 | |
h0i |
250,0 |
185,9 |
179,7 |
147,4 |
120,1 |
105,3 |
84,7 |
67,6 | |
hi |
185,9 |
179,7 |
147,4 |
120,1 |
105,3 |
84,7 |
67,6 |
60,0 | |
b0i, мм |
2700 |
2700 |
4800,0 |
4800,0 |
4800,0 |
4609,0 |
4609,0 |
4609,0 | |
b1i, мм |
2700 |
2700 |
4800,0 |
4800,0 |
4800,0 |
4609,0 |
4609,0 |
4609,0 | |
l0i, мм |
3450,0 |
4640,6 |
2700,0 |
3292,0 |
4041,0 |
4800,0 |
5963,7 |
7470,6 | |
l1i, мм |
4640,6 |
4800,0 |
3292,0 |
4041,0 |
4609,0 |
5963,7 |
7470,6 |
8421,0 |
Т.к. после завершения этапов протяжки и разбивки ширины производится кантовка раската на 90о в горизонтальной плоскости, при расчете режима обжатий учитываем следующее:
b03 =l12 = 4800мм, l03 = b12 = Bсл = 2700мм, l06 = b15 = 4800мм.
Для расчета режима обжатий в чистовых проходах используем следующую схему рисунок 3.4.
Рисунок 3.4- Схема расчета коэффициентов обжатий по чистовым проходам
Произведем расчет для первого чистового прохода в соответствие с представленной схемой рисунок 3.4.
Рассчитаем средний коэффициент обжатия, для расчета которого используем коэффициенты полученные ранее методом регрессионного анализа
Принимаем абсолютное обжатие в первом проходе исходя из условий захвата с учетом повышения надежности захвата принимаем обжатие в первом чистовом проходе на 10% меньше максимального
С учетом повышения надежности захвата принимаем обжатие в первом чистовом проходе на 10% меньше максимального
Принимаем обжатие в последней клети в интервале 12≤ εFк ≤18%
Тогда относительное обжатие в первом проходе составит:
Результаты расчета по данной схеме представлены в таблице 3.6, распределения относительного обжатия показано на рисунке 3.5.
Таблица 3.6 - Режим обжатий в чистовых проходах
Протяжка Разбивка ширины | ||||||||
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 | ||
Направление прокатки |
® |
¬ |
® |
¬ |
® |
¬ |
® | |
Режим обжатий |
ηjср |
1,210 |
||||||
η1j |
1,229 |
|||||||
ηj |
1,220 |
|||||||
Ck |
-0,002 |
-0,002 |
-0,002 |
-0,002 |
-0,002 |
-0,002 | ||
ηi |
0 |
1,229 |
1,227 |
1,225 |
1,223 |
1,221 |
1,220 | |
ηΣ |
4,174 |
5,129 |
6,293 |
7,710 |
9,432 |
11,520 |
12,500 | |
Δhimax, мм |
12,76 |
12,74 |
10,70 |
9,00 |
7,57 |
6,39 |
5,39 | |
Δhi |
0,1 |
11,2 |
9,0 |
7,3 |
5,9 |
4,8 |
1,7 | |
εi,% |
0,2 |
18,6 |
18,5 |
18,4 |
18,3 |
18,1 |
7,8 | |
h0i |
60,0 |
59,9 |
48,7 |
39,7 |
32,4 |
26,5 |
21,7 | |
hi |
59,9 |
48,7 |
39,7 |
32,4 |
26,5 |
21,7 |
20,0 | |
b0i, мм |
4609,0 |
4609,0 |
4609,0 |
4609,0 |
4609,0 |
4609,0 |
4609,0 | |
b1i, мм |
4609,0 |
4609,0 |
4609,0 |
4609,0 |
4609,0 |
4609,0 |
4609,0 | |
l0i, мм |
8421,0 |
8435,1 |
10365,9 |
12719,2 |
15582,8 |
19061,9 |
23282,1 | |
l1i, мм |
8435,1 |
10365,9 |
12719,2 |
15582,8 |
19061,9 |
23282,1 |
25263,1 |
Рисунок 3.5 - Распределения относительного обжатия по проходам
При разработке скоростного режима
для каждого прохода
(3.13) |
На основании полученного
(3.14) |
Скорость прокатки (V,м/с) принимается меньше максимально допустимой величины [1,2], исходя из рекомендаций специалистов компании SMS Demag. В первых проходах на этапах протяжки (V = 1,5м/с) и разбивки ширины (V = 2м/с) принимается следующий вид тахограммы прокатки (рисунок 3.6), в виду отсутствия необходимости для раската такой длины производить ускорение и замедление вращения двигателя, когда металл находится в валках, т.к. это вызывает повышенные нагрузки на оборудование.
Рисунок 3.6 -Тахограмма прокатки в первых проходах
Соответствующее число оборотов рабочего валка рассчитывается по формуле:
(3.15) |
Рисунок 3.7 - Тахограмма прокатки на ТЛС
При дальнейшем расчете принимается вариант тахограммы прокатки на ТЛС, изображенный на рисунке 3.7.
Число оборотов рабочего валка при захвате и выбросе раската из валков определяется следующим образом:
nз ≈ 0,36 nmax об/мин, |
(3.16) |
Ускорение привода при разгоне и замедление при торможении определяются в соответствии с рекомендациями, представленными в литературе[1]:
ар = 20 ÷ 45(об/мин)/с, принимаем ар = 30 (об/мин)/с для всех проходов
(3.17) | ||
(3.18) |
К = 38,2 / Dp - среднее за период прокатки ускорение
Как видно из рисунка 3.6 при однократном проходе имеют место следующие периоды времени:
1) Разгон без полосы.
Скорость вращения валков повышается от нуля до некоторого значения nз, при котором происходит захват раската валками. При ускорении ap продолжительность периода составит:
(3.19) |
Время τоp является частью паузы и в машинное время не входит.
2) Разгон с полосой.
После захвата скорость валков увеличивается до некоторого максимального значения nmax. Время τp и длину раската lp, прокатанного за это время, можно определить следующим образом:
(3.20) |
(3.21) |
3) Прокатка на постоянной скорости.
После достижения максимального значения скорости, прокатка ведется при nmax=const Продолжительность данного этапа:
(3.22) |
где lуст - длина раската, прокатанного с постоянной скоростью.
Для определения lуст необходимо знать общую длину раската после пропуска l и длины его участков, прокатанных в периоды изменения скорости валков:
(3.23) |
4) Прокатка с торможением.
На данном этапе производится замедление валков до скорости nв, которая соответствует моменту выхода (выброса) металла из клети.
(3.24) |
(3.25) |
5) Торможение без полосы.
Осуществляется после выхода раската из валков. На данном этапе скорость вращения валков снижается от nв до их полной остановки, и продолжительность периода составит:
(3.26) |
Как и время разгона без полосы, гот в машинное время не входит, но является составляющим паузы между проходами.
Необходимо также привести формулы, используемые в данном расчете для вычисления машинного времени:
(3.27) |
времени пауз между проходами:
без кантовки раската
(3.28) |
при кантовке раската
(3.29) |
Время требуемое на транспортировку сляба от нагревательной печи до клети составляет:
τп =60с.
Рассчитаем скоростной режим при первом проходе.
Определим максимально допустимую скорость в первом проходе:
м/с
На основании полученного
об/мин
На этапе протяжки принимаем V=1,5 м/с.
Тогда определим число оборотов рабочего вала:
об/мин
с.
С использованием указанных выше формул и зависимостей, возможно, привести расчет скоростного режима, таблица 3.7.
Рассмотрим режим контролируемой прокатки с рекомендованной специалистами компании SMS Demag температурой конца прокатки 800-850°С.
Зададимся традиционной для микролегированной
стали такой категории
Расчет температурного режима производится по следующим статьям теплового баланса:
• повышение температуры за счет энергии деформации
По формуле В.А. Тягунова [7]:
(3.30) |
где lx–длина очага деформации
(3.31) |
• падение температуры вследствие теплопотерь при гидросбиве окалины
Т.к. на данный период нет необходимых
достоверных данных для проведения
точного расчета падения
(3.32) |
где V,м/с . скорость прокатки
• падение температуры вследствие теплопередачи рабочим валкам
По формуле В.А. Тягунова [7]:
(3.33) |
где λ=34,9Вт/м·К
ρ=7,8·103 кг/м3
с=0,712кДж/кг·К
• падение температуры вследствие теплопотерь конвекцией
По формуле В.А. Тягунова [7]:
(3.34) |
τохл - время охлаждения проката, т.е. время пауз между проходами
• падение температуры вследствие теплопотерь излучением
По формуле Г.П. Иванцова [4]:
(3.35) |
Итоговое уравнение теплового баланса будет иметь вид: