Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 05:21, курсовая работа
В ходе решения задач курсовой работы были подкреплены практическими расчетами теоретические знания по курсу взаимозаменяемости: изучены основные виды посадок и область их использования; получены навыки составления и решения расчетных цепей различными методами, а также определения контролируемых параметров зубчатой пары.
В целом уяснены основные цели и задачи взаимозаменяемости.
Реферат
Курсовая работа по дисциплине «Взаимозаменяемость» на тему «Расчет, выбор и назначение допусков и посадок для сопряжений узла редуктора»
Общее количество страниц |
34 |
Общее количество иллюстраций |
32 |
- рисунков, графиков, схем |
31 |
- чертежей |
1 |
ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа включает в себя решение задач по темам:
Целью решения задач является более глубокое усвоение основных теоретических положений и приобретение навыков по выбору посадок для различного соединения деталей в зависимости от их технического назначения (резьбовые, шпоночные и другие соединения), по составлению и решению размерных цепей, а также совершенствование навыков поиска и использования нормативных документов (ГОСТ, СТ СЭВ и т.д.) и табличных данных.
1 Расчет и выбор посадки для соединения 2-3
Дано:
Мкр=216 H⋅м - Крутящий момент;
Pос=1750 H - Осевая сила;
d = 34 мм - Номинальный диаметр;
L=23 мм - Длина контакта;
f=0,09 - Коэффициент трения-сцепления;
d1=17 мм - Диаметр внутреннего отверстия;
d2=51 мм - Диаметр наружный (шатуна);
Rzd=9 мкм - Высота микронеровностей вала;
RzD=18 мкм - Высота микронеровностей втулки;
t=90°C - Рабочая температура соединения;
Сталь 45 - Материал вала;
БрОЦС 5-5-5 - Материал втулки;
Вид запрессовки – Охлаждение.
1.1 Определяем недостающие сведения к исходным данным задачи:
- модуль упругости материала: Стали 45(материал вала) Eст=2,06*1011 Па и бронзы БрОЦС(материал втулки) Ебр=0,84*1011 Па;
- коэффициент Пуассона μ: для втулки μбр=0,25; для вала μст=0,3;
- α – коэффициент линейного расширения: материала вала (стали) αст=11,6*10-6, град-1;
- предел текучести σTст=3,53*108 Па; σTбр=3,92*108 Па.
1.2 Определяем максимальное
[pmax]отв ≤0,58σтбр =
= 0,58*3,92*108*
[pmax]вал ≤0,58σтст =
= 0,58*3,53*108*
Принимаем [pmax]= 1,25*108 Па, так как он наименьший.
1.3 Рассчитываем наибольший допустимый натяг в соединении, предварительно определив коэффициент C1 и C2:
1.4 Определяем наибольший
где =0,85 при
1.5 Определяем минимальное допустимое удельное давление на поверхности сопрягаемых деталей [pmin]; за счет этого давления возможна передача крутящего момента и осевой силы с венца шкива на вал
1.6 Определяем предварительно наименьший допустимый натяг (без учета поправок)
1.7 Определяем наименьший допустимый натяг в соединении с учетом поправок
=18 мкм – добавка на компенсацию уменьшения натяга при повторной запрессовке
1.8 Выбираем квалитет, по которому должны быть изготовлены отверстие и вал, допуская, что допуски на их изготовление равны
Полученное значение допуска находится между 9-м и 10-м квалитетами, т.к. IT9 для Ø34мм = 62 мкм, а IT10 = 100 мкм.
Изготовление деталей целесообразно по более точному квалитету: TD= 62 мкм (IT9), Td= 62 мкм (IT9).
Полученный квалитет больше восьмого, поэтому принимаем, согласно рекомендации ЕСПД, 8-й квалитет: TD= 39 мкм (IT8), Td= 39 мкм(IT8).
1.9 Выбираем стандартную посадку с натягом в системе отверстия ЕСПД, соблюдая условия:
Находим нижнее отклонение вала:
ei=ES+[Nmin]=39+18,68=57,
По таблицам (СТ СЭВ 145-75) подбираем ближайшее большее значение: ei=+60 мкм.
es=ei+Td=60+39=99 мкм;
Nmax=es-EI=99 мкм,
Nmin=ei-ES=60-39=21мкм.
Посадка вала: u8.
Принимаем посадку Ø
Рисунок 1.1 - соединение 2-3
Рисунок 1.2 – СПД соединения 2-3
2 Определение вероятностных характеристик переходной
посадки Ø65 H8/m7 в соединении 21-22
2.1 По таблице (СТ СЭВ 145-75) находим значения верхних и нижних отклонений
для H8 (TD=46 мкм):
ES=+46 мкм
EI=0 мкм
для m6(Td=30 мкм):
ei=+11 мкм
es=ei-Td=30+11=+41 мкм
Nmax=es-EI=41-0=41 мкм
Smax=ES-ei=46-11=35 мкм
2.2 Находим среднее квадратическое отклонение натягов и зазоров
2.3 Определяем предел интегрирования:
2.4 Из таблицы интегральной функции Ф(z)находим значение этой функции
2.5 Рассчитывается вероятность получения зазоров и натягов для z>0
процент зазоров – 37,07%
процент натягов – 62,93%
Рисунок 2.1 - соединение 16-17
Рисунок 2.2 – СПД соединения 16-17
Рисунок 2.3 - график нормального распределения
3 Расчет исполнительных размеров гладких предельных калибров (контркалибров) для контроля деталей соединения 21-22
Соединение 21-22 имеет посадку: Ø65 H8/m7
3.1 Для отверстия Ø65H8:
ES = +46 мкм
EI = 0 мкм
Z,Z1 = 7 мкм
Y,Y1 = 5 мкм
α,α1 = 0 мкм
Н = 5 мкм
Н1 = 8 мкм
Hs*,Нр = 3 мкм
Z1 = 6 мкм
DMAX = 65,046 мм
DMIN = 65 мм
Для вала Ø65m7:
ES = +41 мкм
EI = +11 мкм
Z,Z1 = 4 мкм
Y,Y1 = 3 мкм
α,α1 = 0 мкм
Нs = 3 мкм
H,Н1 = 5 мкм
Нр = 2 мкм
dMAX = 65,041 мм
dMIN = 64,989 мм
d – номинальный диаметр вала;
es – верхнее отклонение вала;
ei – нижнее отклонение вала;
Z1 – отклонение середины поля допуска на изготовление проходного калибра для вала относительно наибольшего предельного размера изделия;
y1 – допустимый выход размера изношенного проходного калибра для вала за границу поля допуска изделия;
H – допуск на изготовление калибров;
H1 – допуски на изготовление калибров для вала;
Hр - допуски на изготовление контркалибров для вала (проходной и непроходной стороны, границы износа) принимается = 3,5 мкм (табл. 2, стр. 8, ГОСТ 24853-81).
Рисунок 3.1 СПД гладкого предельного калибра-пробки
Рассчитываем:
3.1 Наибольший и наименьший предельные размеры проходного калибра-скобы:
Наименьший размер изношенной проходной калибра-скобы:
Когда калибр-скоба будет иметь указанный размер, его нужно изъять из эксплуатации.
3.3 Наибольший и наименьший предельные размеры непроходного калибра-скобы:
Исполнительные размеры проходного и непроходного калибра-скобы:
Рисунок 3.2 Эскиз гладкого предельного калибра-скобы
3.4 Наибольший и наименьший предельные размеры проходного калибра-пробки:
Наименьший размер изношенной проходной калибра-пробки:
Когда калибр-пробка будет иметь указанный размер, его нужно изъять из эксплуатации.
3.5 Наибольший и наименьший предельные размеры непроходного калибра-пробки:
Исполнительные размеры
Рисунок 3.3-Эскиз гладкого предельного калибра-пробки
Рисунок 3.4 - СПД для калибра-пробки, отверстие H8
3.6 Наибольший и наименьший предельные размеры проходного и непроходного контркалибра-пробки:
3.7 Номинальные
размеры проходного и
3.8 Наименьший размер изношенной проходной контркалибра-пробки:
Рисунок 3.5 Эскиз контркалибра-скобы
4 Выбор посадок для колец 7-8 подшипника №226
Дано:
Характер нагружения – вращающийся вал.
Класс точности – 5.
Радиальная реакция в опорах, кH = 59.
Перегрузка, % = 220.
Диаметр внутреннего кольца, мм d = 130.
Диаметр наружного кольца, мм D = 230.
Ширина подшипника, мм = 40.
Рисунок 4.1 – Эскиз подшипника №2311
Выбор посадок зависит от вида нагружения колец подшипника: так как вращается вал, то наружное кольцо испытывает местное нагружение, а внутреннее - циркуляционное. Для соединения наружного кольца с корпусом при местном виде нагружения, перегрузке 220% и неразъёмном корпусе по таблице выбираем посадку Ø230P7.
4.1 Для соединения внутреннего кольца с валом при циркуляционном нагружении выбор посадки производится в зависимости от величины нагрузки, определяемой по таблице на основе расчёта по формуле:
где |
K1=1,8 |
– динамический коэффициент посадки |
К2=1 |
– коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга | |
К3=1 |
- коэффициент неравномерности
распределения радиальной |
4.2 Определяем максимальный натяг
Nmax=52-(-13)=65 мм
4.3 Определяем минимальный натяг
Nmin=27-0=27 мм
4.4 Определяем средний натяг
Nср=( Nmax+ Nmin)/2=(65+27)/2=46 мм
4.5 Выбираем посадку корпуса P7 и вала n6
4.6 Предельные отклонения для обработки отверстия в корпусе Ø230P7 и вала Ø130n6:
отверстие Ø230P7
вал Ø130n6
4.7 Отклонения для колец подшипника:
наружное кольцо: Ø230 l5-0,013
внутреннее кольцо: Ø130 L5-0,015
4.8 Соединения отверстия с наружным кольцом подшипника и соединение вала с внутренним кольцом подшипника:
Ø230P7
Ø130n6
Рисунок 4.2 – СПД внешнего и внутреннего колец подшипника
Рисунок 4.3 – узел с подшипником №216.
Рисунок 4.4 –эскиз элементов соединения
5 Определение метода центрирования и выбор посадки для шлицевого соединения 13-14
Дано:
Число шлицев, z = 10.
Внешний диаметр D, мм = 108.
Выбираем метод центрирования по внутреннему диаметру, т.к. этот метод обеспечивает точное центрирование и подвижность соединений при высокой твёрдости материала, из которого изготовлена втулка. Принимаем число зубьев z = 10, внешний диаметр D = 108, внутренний диаметр d = 102, ширину зуба b = 16.
Рисунок 5.1 Эскиз шлицевого соединения
Выбираем посадки соединения:
Посадка для размера d: Ø102
Посадка для размера D: Ø108
Посадка для размера b:16
Условное обозначение:
По таблице ГОСТ 25347 (Ст СЭВ 144-75) находим предельные отклонения на параметры:
Для втулки:
Для вала:
а) б)
в)
Рисунок 5.2 - СПД для размеров:
а) для ширины зуба b,
б) для внутреннего диаметра d,
в) для внешнего диаметра D.
а)
б)
в)
Рисунок 5.3 - шлицевое соединение
а) шлицевой вал
Информация о работе Расчет, выбор и назначение допусков и посадок для сопряжения узлов редуктора