Сущность и содержание правовых форм и методов регулирования хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 03:59, реферат

Краткое описание

Предпринимательская деятельность характеризуется определенными признаками. Не останавливаясь пока на их рассмотрении, заметим, что в отдельных случаях в рыночной экономике осуществляется хозяйственная деятельность, не являющаяся предпринимательской, например, хозяйственная деятельность социально-культурных и других некоммерческих организаций. Эта не типичная для рыночной экономики хозяйственная деятельность также охватывается нормами предпринимательского права. Как уже говорилось, предпринимательское право — это хозяйственное право рыночной экономики. Поэтому некоторые авторы используют термины «предпринимательское (хозяйственное) право», «хозяйственное (предпринимательское) право».

Содержание

Введение 3
1. Сущность и содержание правовых форм и методов регулирования хозяйственной деятельности 5
2. Правовое регулирование межотраслевых связей и способы ее осуществления 13
3. Правовое регулирование производственной деятельности, материально-технического снабжения и реализации продукции и услуг, производственно-технического обслуживания предприятий и организаций 17
4. Усиление роли договорных отношений 22
5. Рассмотрение и решение хозяйственных споров 24
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Хозяйственная деятельность представляет собой деятельность по производству продукции, осуществлению  работ и оказанию услуг. В условиях рыночной экономики она, как правило, направлена на получение прибыли и становится предпринимательской. Порядок осуществления и организации этой деятельности определяется предпринимательским (хозяйственным) правом.

Предпринимательская деятельность характеризуется определенными  признаками. Не останавливаясь пока на их рассмотрении, заметим, что в отдельных случаях в рыночной экономике осуществляется хозяйственная деятельность, не являющаяся предпринимательской, например, хозяйственная деятельность социально-культурных и других некоммерческих организаций. Эта не типичная для рыночной экономики хозяйственная деятельность также охватывается нормами предпринимательского права. Как уже говорилось, предпринимательское право — это хозяйственное право рыночной экономики. Поэтому некоторые авторы используют термины «предпринимательское (хозяйственное) право», «хозяйственное (предпринимательское) право». На Украине, где принят Хозяйственный кодекс, используется термин «хозяйственное право».

 В законодательстве  нашей страны в последнее время  нередко используется понятие «экономическая деятельность». Данное понятие является более широким, чем понятие хозяйственной деятельности, оно включает не только производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, но и другие виды деятельности в сфере экономики, например, трудовую деятельность.

 В процессе осуществления  различных видов деятельности  складываются общественные отношения,  регулируемые различными отраслями  права. Эти отрасли составляют  единую систему права, связаны  между собой, а нормы родственных  отраслей права нередко переплетаются, нор мы одних отраслей проникают в другие отрасли. В связи с этим во многих случаях отрасли права в чистом виде выделить невозможно.

 При этом в зависимости  от принципов, предмета, методов  регулирования и других характерных  признаков отрасли права относятся к публичному праву (например, административное право) или частному праву (например, гражданское право). Существуют и отрасли права, в которых сочетаются частноправовые и публично-правовые начала. К таким отраслям относится, в частности, предпринимательское (хозяйственное) право.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и содержание правовых форм и методов регулирования хозяйственной деятельности

Правовое регулирование хозяйственной деятельности предприятия – это совокупность юридических

норм, регулирующих правовые отношения, которые возникают в процессе хозяйственной деятельности. В

правовом регулировании  хозяйственной деятельности предприятий  можно выделить четыре группы правовых

норм:

• систему правовых норм, регулирующих способы действия предприятий (внутреннюю организационно-

экономическую деятельность) и процессы их организации (создание, реорганизация, ликвидация);

• систему правовых норм, регулирующих правоотношения в процессах производственно-государственной

деятельности: при создании продукции и технологии, при развитии производства, при изготовлении продукции и

оказании услуг, в маркетинговой  деятельности;

• систему норм, регулирующих правоотношение между организациями государственной власти и

управления и предприятиями  различных организационно-правовых форм;

• систему норм арбитражного рассмотрения хозяйственных споров (нормы арбитражного процессуального

права)

Регулирование предпринимательской  деятельности — это одно из основных направлений (одна из основных сфер) государственного регулирования экономики. Формы государственного регулирования экономики (например налоговое и таможенное регулирование) – это, как правило, формы государственного регулирования предпринимательской деятельности, так как предпринимательская деятельность в условиях рыночной экономики становится преобладающим видом экономической (хозяйственной) деятельности. Субъекты хозяйственной деятельности – это в большей части субъекты предпринимательской деятельности, включая унитарные предприятия. Таким образом, понятия «государственное регулирование экономики» и «государственное регулирование предпринимательской деятельности» соотносятся как родовое и видовое.

По тому, как осуществляется регулирование предпринимательской  деятельности и как обеспечены гарантии субъектам такой деятельности, можно судить о регулировании экономики в целом (надлежащим ли образом осуществляется это регулирование и эффективно ли оно).

Государственное регулирование  осуществляется в отношении предпринимательской  деятельности в целом, и в отношении  отдельных ее видов, таких как: аудиторская деятельность, инновационная деятельность, оценочная деятельность, коммерческая деятельность, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность страховых организаций на рынке страховых услуг, банковская деятельность, рекламная деятельность, внешнеэкономическая деятельность, профессиональная инвестиционная деятельность и др.

Можно выделить сферы  государственного регулирования предпринимательской  деятельности соответственно видам  рынка: товарный рынок, рынок ценных бумаг, валютный рынок, рынок банковских услуг, рынок страховых услуг.

С экономической точки  зрения предпринимательство играет определенную роль в развитии экономики  любой страны. Предприниматель может  заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом. Субъектами предпринимательства могут быть граждане Российской Федерации; граждане иностранных государств и лица без гражданства; объединения граждан. Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации. Осуществление деятельности без регистрации запрещается. Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием или без образования юридического лица. К важнейшим чертам предпринимательской деятельности следует отнести:

  • самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;
  • экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства – получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;
  • хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределенность и риск остаются. Главная задача предпринимательской деятельности в сфере производства – это удовлетворение спроса на товары и услуги путем изготовления и продажи этих продуктов с целью получения прибыли.

Предпринимательство играет ключевую роль в становлении и  развитии рыночных отношений. Мировой опыт показывает, что чем больше возможностей для своей деятельности у отдельных предпринимателей, тем более высоки темпы развития экономики страны. Поэтому очень важно формирование благоприятных условий в стране для развития предпринимательской деятельности.

Содержание сущности предпринимателя и предпринимательской  деятельности менялось с историей становления  товарно-рыночных отношений, развитием  обмена, производством новых видов  товаров и распределением товаров  и услуг; важное значение имеет также развитие научно-технического прогресса.

На процесс предпринимательства  оказывает влияние ряд факторов:

  • экономические условия – это в первую очередь предложения товаров и спрос на них;
  • социальные условия – это прежде всего стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде;
  • правовые условия – наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для ее развития.

Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности – сложная и малоисследованная категория. В литературе встречается целая палитра взглядов на определение, что есть форма. Одни авторы не проводят различие между формами и видами государственного регулирования предпринимательской деятельности, другие считают, что предпочтительнее использовать термин «вид» вместо понятия «форма», третьи не раскрывают значение выражения «форма государственного регулирования предпринимательской деятельности».

Что касается методов  государственного регулирования предпринимательской деятельности, то вполне достаточно будет указать на три основных метода, используемых в предпринимательском праве: метод автономных решений (метод согласования), метод обязательных предписаний, метод рекомендаций. Все названные методы присущи и адекватны отношениям, складывающимся в процессе регулирования хозяйственной деятельности и охватываемым предметом предпринимательского (хозяйственного) права. Выделение других методов государственного регулирования предпринимательской деятельности представляется искусственным.

Без метода обязательных предписаний не обойтись и в условиях развитого рыночного хозяйства, а тем более на переходном этапе  к нему. Метод автономных решений (метод согласования) характерен не только для горизонтальных хозяйственных отношений, но применяется и при государственном регулировании предпринимательской деятельности. Такие формы государственного воздействия, как договор и государственная поддержка, имеют большие перспективы для рыночной экономики. Такие же перспективы имеет и метод рекомендаций. Но для того, чтобы оба названных метода заработали в полной мере, необходимо навести порядок в экономике, в том числе путем улучшения хозяйственного законодательства.

Метод автономных решений (метод согласования) в вертикальных хозяйственных отношениях получил свое закрепление и регламентацию, например, в Законе об особых экономических зонах. В соответствии со ст. 6 данного закона Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона, заключают соглашение о создании такой зоны. А хозяйствующие субъекты для того, чтобы получить статус резидентов особых экономических зон, заключают с органами управления особыми экономическими зонами соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности (ст. 9 и гл. 5, 6 закона).

Итак, представляется, что  под формами государственного регулирования  предпринимательской деятельности следует понимать закрепленные в правовых нормах и осуществляемые в рамках законодательства конкретные меры экономического, правового и организационного воздействия на предпринимательскую деятельность.

В целом формы государственного регулирования предпринимательской деятельности многообразны и их можно подразделить, соответственно мерам государственного регулирования экономики, на экономические, правовые и организационные.

Экономические формы  в условиях рыночного хозяйства  должны занимать одно из ведущих мест. Экономические формы государственного регулирования экономики можно охарактеризовать как меры, заключающиеся в определении направлений и стратегии развития экономики в целом или ее отдельных сфер и видов хозяйственной деятельности, а также меры стимулирования (а в необходимых случаях и дестимулирования) определенных сфер экономики, видов и субъектов хозяйственной деятельности.

Экономической формой государственного регулирования предпринимательской  деятельности является, в первую очередь, налоговое регулирование, поскольку без налогов невозможна реализация публичных интересов. К экономическим формам относятся также таможенное и валютное регулирование. Кроме того, одной из важнейших форм государственного регулирования предпринимательской деятельности является прогнозирование и программирование социально-экономического развития. Разумеется, что налоговое, валютное и таможенное регулирование невозможно осуществлять без использования некоторых элементов организационных форм регулирования, таких как мероприятия по контролю. Кроме того, Налоговый Кодекс Российской Федерации например, устанавливает определенные меры государственной поддержки предпринимательства. Вместе с тем главное предназначение названных форм регулирования предпринимательской деятельности видится в применении экономических мер воздействия.

Без организационных  форм государственного регулирования  не может обойтись ни одно развитое рыночное хозяйство. Организационные  формы государственного регулирования  экономики представляют собой меры управленческого (а в необходимых случаях и директивного) порядка, применяемые в пределах, установленных законами, компетентными государственными органами в отношении экономики в целом, ее отдельных сфер, а также видов и субъектов хозяйственной деятельности. К организационным формам государственного регулирования предпринимательской деятельности относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование, обязательные предписания, применение нормативов и лимитов, установление квот. Организационные формы государственного регулирования необходимо отличать от санкций, применяемых к хозяйствующим субъектам – правонарушителям в вертикальных хозяйственных отношениях. Например, приостановление операций по счетам предприятия и индивидуального предпринимателя (ст. 76 Налогового Кодекса Российской Федерации) является не формой регулирования, а оперативно-хозяйственной санкцией.

Информация о работе Сущность и содержание правовых форм и методов регулирования хозяйственной деятельности