Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Металлургия"
Вопрос 1. Химический состав нефти.
Нефть (греч. ναφθα, или через тур. neft, от персидск. нефт; восходит к аккад. напатум - вспыхивать, воспламеняться) - природная маслянистая горючая жидкость, состоящая из сложной смеси углеводородов и некоторых органических соединений.
По цвету, нефть бывает красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах, распространена в осадочных породах Земли.
Сегодня нефть является одним из важнейших для
человечества полезных ископаемых.
Нефть обнаруживается
вместе с газообразными углеводородами н
По химическому составу нефть представляет собой смесь различных углеводородов, сернистых, кислородных и азотистых соединений.
В состав нефти входят углеводороды трех классов: парафиновые, нафтеновые и ароматические. В нефтепродуктах могут содержаться, иногда в значительных количествах, непредельные углеводороды, образующиеся в процессе переработки нефти и нефтепродуктов.
Парафиновые углеводороды являются гомологами простейшего углеводорода метана (СН4). При последовательном замещении атомов водорода метана на радикал (СН3) называемый метильной группой, получается гомологический ряд парафиновых углеводородов.
Общая формула парафиновых углеводородов СnН2n+2.
Начиная с метана (СН4), эти углеводороды газообразные, начиная с пентана (С5Н12) - жидкие, а с гексадекана (С16Н34) - твердые.
Твердые и газообразные углеводороды растворены в жидких. При повышении температуры испаряются газообразные углеводороды, а при понижении температуры выпадают твердые парафины.
Нафтеновые углеводороды имеют циклическое строение.
Общая эмпирическая формула их СпН2п. В молекулы нафтеновых углеводородов входят замкнутые кольца атомов углерода. Циклическое строение этих углеводородов обусловливает их высокую химическую прочность.
Ароматические углеводороды имеют общую формулу СnHn-6. Наиболее важным ароматическим углеводородом является бензол (С6Н6).
Ароматические углеводороды легко вступают в реакции замещения, образуя фенол, нитробензол и другие.
Непредельные углеводороды образуются в результате переработки нефти. Между атомами углерода существуют двойные или тройные непрочные связи, легко разрушаемые под действием температуры. В связи с малой стабильностью непредельных углеводородов из них образуются оксиды, кислоты, смолисто-асфальтовые вещества.
Кислородные соединения в нефти, как правило, состоят из органических кислот и смолисто-асфальтовых веществ. Органические кислоты чаще всего представлены нафтеновыми кислотами, которые хорошо растворяются в нефти и сильно корродируют цветные металлы, например, свинец, цинк.
Смолисто-асфальтовые вещества подразделяются на нейтральные смолы, асфальтены, карбены, карбоиды и асфальтогеновые кислоты. Нейтральные смолы представляют собой высокомолекулярные компоненты нефти с нейтральными свойствами.
В различных нефтях может содержаться от 1,5 до 40 % смол.
Асфальтены — это твердые хрупкие вещества обычно черного цвета, не плавящиеся при нагревании и нерастворимые в бензине.
Карбены представляют собой продукты уплотнения асфальтенов. Это твердые вещества с плотностью больше единицы. Они нерастворимы в бензоле.
Карбоиды образуются в результате уплотнения и полимеризации углеводородов при термическом разложении нефти. Они состоят в основном из углерода и небольшого количества водорода, практически нерастворимы в органических и минеральных растворителях.
Асфальтогеновые (полинафтеновые) кислоты - это полутвердые или твердые вещества, малорастворимые в бензине.
Непосредственно сырая нефть практически не применяется (сырая нефть наряду с нерозином применяется для пескозащиты - закрепления барханных песков от выдувания ветром при строительстве ЛЭП и трубопроводов).
Для получения из неё технически ценных продуктов, главным образом моторных топлив, растворителей, сырья для химической промышленности, её подвергают переработке.
Нефть занимает ведущее
место в мировом топливно-
Вопрос № 23. Вязкостно-температурная характеристика масел.
Вязкость - важнейшее свойство масла. Ее изменение в зависимости от температуры определяет границы температурного диапазона применения масла.
При низких температурах масло не должно иметь большую вязкость, чтобы обеспечить холодный пуск двигателя (проворачивание стартером) и прокачивание насосом по системе смазки.
При высоких температурах масло не должно иметь очень малую вязкость, чтобы поддерживать необходимое давление в системе и надежно создавать смазывающую пленку между трущимися деталями.
По величине вязкости и ее изменению в зависимости от температуры масла разделяют:
Кроме вязкости эксплуатационные характеристики
масла определяются противоизносными
моющими, антиокислительными и антикоррозионными
свойствами.
Вязкостные характеристики,
таким образом, являются первыми и самыми
важными элементами классификации моторных
масел.
Любые добавки, в том
числе и модификаторы, повышают его
цену, поэтому всегда необходимо выбирать правильное отношение
свойств масла и условий его эксплуатации.
Основой для подбора
конкретной марки являются требования
производителя автомобиля к применяемым
маслам и жидкостям, приведенные в инструкции
по эксплуатации.
Обычно, помимо формальных требований (спецификаций) на используемые продукты, там также в качестве примера приводятся конкретные марки масел или ссылки на фирмы-производители смазочных материалов.
Если же автомобиль уже далеко не новый и сведений, приведенных в инструкции по эксплуатации недостаточно (или они просто устарели), то необходимо самостоятельно выбрать марку масла для двигателя или трансмиссии.
Вопрос № 30. Классификация трансмиссионных масел.
Трансмиссионные масла предназначены для применения в узлах трения агрегатов трансмиссий легковых и грузовых автомобилей, автобусов, тракторов, тепловозов, дорожно-строительных и других машин, а также в различных зубчатых редукторах и червячных передачах промышленного оборудования.
Трансмиссионные масла представляют собой базовые масла, легированные различными функциональными присадками: депрессорной, противозадирной, противоизносной, антиокислительной, антикоррозионной, противоржавейной, антипенной и др. В качестве базовых компонентов используют минеральные, частично или полностью синтетические масла.
Трансмиссионные масла работают в режимах высоких скоростей скольжения, давлений и широком диапазоне температур. Их пусковые свойства и длительная работоспособность должны обеспечиваться в интервале температур от -60 до +150 °С. Поэтому к трансмиссионным маслам предъявляют довольно жесткие требования.
Трансмиссионные масла выполняют следующие функции:
Главной функцией трансмиссионного масла является снижение износа деталей механических передач и предотвращение появления задиров на поверхностях трения. Это свойство трансмиссионного масла именуется смазывающей способностью.
Смазывающая способность масла возрастает по мере увеличения вязкости.
От вязкости зависят потери мощности на трение, а также способность масла удерживаться в смазываемом узле. Между вязкостью и потерями мощности в агрегатах трансмиссии автомобиля существует прямая связь. Чем меньше вязкость масла, тем меньше потери энергии на внутреннее трение, тем больше КПД трансмиссии.
Трансмиссионные масла в процессе работы в зубчатых передачах вследствие трения интенсивно разогреваются. Повышенная температура в сочетании с активным действием кислорода воздуха и каталитическим действием металлических поверхностей приводит к усиленному окислению масла, образованию в нем нерастворимых веществ.
В агрегатах трансмиссии автомобилей используют детали, изготовленные из алюминия, меди и их сплавов, свинца, стали, различных сплавов, содержащих олово. Детали из цветных металлов относительно легко подвергаются коррозии в результате их химического взаимодействия с продуктами, которые образуются в процессе окисления масла. Чем сильнее окисляется масло, тем интенсивнее оно корродирует металл. Следовательно, коррозионная агрессивность масла зависит от тех же факторов, что и его окисление. Коррозия поверхности металла увеличивается также в присутствии воды.
Во время эксплуатации автомобиля смазочное масло может обводняться. Это происходит вследствие поступления воды через зазоры в уплотнениях и вследствие конденсации паров воды из воздуха. Часто в воде содержатся неорганические соли и коррозионно-агрессивные компоненты. Все это создает условия для появления электрохимической коррозии, поскольку вода играет роль проводящего ток электролита.
В процессе работы зубчатых передач смазочное масло подвергается интенсивному перемешиванию, вследствие чего в него попадает воздух и образуется пена. Стойкость масел к вспениванию в значительной степени зависит от углеводородного состава масла, способа и глубины его очистки, природы функциональных присадок, давления и температуры работы масла.
Условия работы масел в двигателях различных типов и конструкций, в различных климатических зонах нашей планеты, могут сильно различаться, что затрудняет выбор масла для конкретного двигателя. Для облегчения выбора масел, исходя из условий эксплуатации и особенностей техники, разработаны классификации масел.
В большинстве развитых стран мира, общепринятой служит классификация моторных масел по вязкости, установленная SAE (Американским обществом автомобильных инженеров) в стандарте SAE J300 DEC 99, введенная в действие с августа 2001 г.
Данная классификация содержит 11 классов: 6 зимних - 0w, 5w, 10w, 15w, 20w, 25w (w - winter, зима) и 5 летних классов - 20, 30, 40, 50, 60.
Всесезонные масла имеют
двойное обозначение через
В вязкостной классификации (согласно SAE), чем меньше цифра перед буквой "w", тем меньше вязкость масла при низкой температуре и соответственно легче холодный пуск двигателя. Чем больше цифра, стоящая после дефиса, тем больше вязкость масла при высокой температуре и надежнее смазывание двигателя в летнюю жару.
Наиболее известной международной классификацией моторных масел по областям применения и уровню эксплуатационных свойств, является классификация API (Американского института нефти).
Со времени введения (1947г.) данная классификация неоднократно дополнялась, однако принцип разделения масел на 2 категории (S и C) сохранился до настоящего времени.
В данной системе классификации моторные масла маркируются двухбуквенным индексом:
- первая буква означает категорию: к категории "S" (Service) относятся масла для 4-х тактных бензиновых двигателей, к категории "C" (Commercial) - масла, предназначенные для дизелей автомобильного транспорта, внедорожной строительной и сельскохозяйственной техники.
Универсальными называют масла, которые могут применяться для смазывания бензиновых и дизельных двигателей.
- второй буквой является