МГУ: с основания до настоящего времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:01, реферат

Краткое описание

.Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопе-
диста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765).
В деятельности М.В. Ломоносова отразились вся мощь, красота и жизнеспособность российской науки, вышедшей на передовые рубежи мирового научного знания, успехи страны, сумевшей после преобразований Петра I значительно сократить отставание от ведущих держав мира и войти в их число. М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. Он неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве.

Содержание

«Указ об учреждении Московского университета и двух гимназий.
С приложением высочайше утвержденного проэкта по сему предмету»…………………………………………………………………3-5
Образование и становление Московского университета…………..6-7
Московский университет в XIX столетии……………………………7-8
Московский университет в первой половине XX века……………..8-11
Московский университет в послевоенные годы…………………….11
6. Университет сегодня…………………………………………………….11-13
7. Гимн Московского Университета……………………………………..14
8. Список литературы……………………………………………………...15

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ МГУ.docx

— 241.82 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский государственный  университет

Факультет международных  отношений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Московский университет:

с основания до настоящего времени


 

                                                                             Выполнил:

                                                                            Приходько Кирилл

                                          ФМО,1 курс,группа №1

                                          Проверила:

                                                                              Бригадина Ольга Васильевна

 

 

 

Минск 2009 

Содержание:

  1. «Указ об учреждении Московского университета и двух гимназий.

С приложением  высочайше утвержденного проэкта по сему предмету»…………………………………………………………………3-5

  1. Образование и становление Московского университета…………..6-7
  2. Московский университет в XIX столетии……………………………7-8
  3. Московский университет в первой половине XX века……………..8-11
  4. Московский университет в послевоенные годы…………………….11

6. Университет сегодня…………………………………………………….11-13

7. Гимн Московского Университета……………………………………..14

8. Список литературы……………………………………………………...15

 

 

Указ об учреждении Московского университета и двух гимназий.

С приложением  высочайше утвержденного проэкта  по сему предмету

 

1755, генваря 12.

 

Когда бесмертныя славы в  Бозе почивающий, любезнейший наш  родитель и государь Петр Первый, император  великий и обновитель отечества  своего, погруженную во глубине невежеств  и ослабевшую в силах Россию к  познанию истинного благополучия роду человеческому приводил, какие и  коликие во все время дражайшей  своей жизни монаршеские в  том труды полагал, не только Россия чувствует, но и большая часть  света тому свидетель; и хотя во время  жизни толь высокославнаго монарха, отца нашего и государя, всеполезнейшия его предприятия к совершенству и не достигли, но мы всевышняго благоволением, со вступления нашего на всероссийский  престол, всечасное имеем попечение  и труд, как о исполнении всех его славных предприятий, так  и о произведении всего, что только к пользе и благополучию всего  отечества служить может, чем  уже действительно по многим материям все верноподданные матерними нашими милосердиями ныне пользуются и впредь потомки пользоваться станут, что  времена и действии повсядневно  доказывают. Сему, последуя, из наших  истинных патриотов и зная довольно, что единственно наше желание  и воля состоит в произведении народного благополучия к славе  отечества, упражняясь в том, к совершенному нашему удовольствию прилежность свою и труд в общенародную пользу прилагали; но как всякое добро происходит от просвещенного разума, а напротив того зло изкореняется, то следовательно  нужна необходимая о том стараться, чтоб способом пристойных наук, возрастало в пространной нашей империи  всякое полезное знание; чему подражая для общей отечеству славы, Сенат  наш, и признав за весьма полезное к общенародному благополучию, всеподданнейше нам доносил, что действительный наш камергер и кавалер Шувалов  поданным в Сенат доношением, с  приложением проэкта и штата  о учреждении в Москве одного университета и двух гимназий, следующее представлял: как наука везде нужна и  полезна, и как способом той просвещенные народы превознесены и прославлены  над живущими во тьме неведения людьми, в чем свидетельство видимое  нашего века от бога дарованного, к  благополучию нашей империи родителя нашего государя императора Петра Великого доказывает, который божественным своим  предприятием исполнение имел через  науки, безсмертная его слава  оставила в вечныя времена, разум  превосходящия дела, в толь краткое  время перемена нравов и обычаев  и невежеств, долгим временем утвержденных, строение градов и крепостей, учреждение армии, заведение флота, исправление  необитаемых земель, установление водяных  путей, все к пользе общего житья  человеческого, и что наконец  все блаженство жизни человеческой, в которой безчисленные плоды  всякого добра всечастно чувствам представляются; и что пространная  наша империя установленною здесь  дражайшим родителем нашим, государем  Петром Великим, Санктпетербургскою Академиею, которую мы между многими благополучиями своих подданных милосердиями немалою суммою против прежнего к вящей пользе и к размножению и ободрению наук и художеств, всемилостивейше пожаловали, хотя оная со славою иностранною и с пользою здешнею плоды свои и производит, но одним оным ученым корпусом довольствоваться не может, в таком разсуждении. что за дальностию дворяне и разночинцы к приезду в Санктпетербург многия имеют препятствия, и хотя ж первые к надлежащему воспитанию и научению к службе нашей, кроме Академии, в Сухопутном и Морском кадетских корпусах, в Инженерстве и Артиллерии открытой путь имеют, но для учения вышним наукам желающим дворянам, или тем, которые в вышеписанныея места для каких-либо причин не записаны, и для генерального обучения разночинцам, упомянутый наш действительный камергер и кавалер Шувалов, о учреждении вышеобъявленнаго в Москве университета для дворян и разночинцов, по примеру европейских университетов, где всякаго звания люди свободно наукою пользуются, и двух гимназий, одну для дворян, другую для разночинцов, кроме крепостных людей, усердствуя нам и отечеству, о вышеупомянутом изъяснял для таковых обстоятельств, что установление онаго университета в Москве тем способнее будет:

1) великое число в ней  живущих дворян и разночинцов;

2) положение оной среди  Российскаго государства, куда  из округ лежащих мест способно  приехать можно;

3) содержание всякаго  не стоит многаго иждивения;

4) почти всякой у себя  имеет родственников или знакомых, где себя квартирою и пищею  содержать может;

5) великое число в Москве  у помещиков на дорогом содержании  учителей, из которых большая  часть не токмо учить науке  не могут, но и сами к тому  никакого начала не имеют, и  только чрез то младыя лета  учеников, и лучшее время к  учению пропадает, а за учение  оным безполезно великая плата  дается; все ж почти помещики  имеют старание о воспитании  детей своих, не щадя иные  по бедности великой части  своего имения и ласкаясь надеждою  произвести из детей своих  достойных людей в службу нашу, а иные, не имея знания в  науках или по необходимости  не сыскав лучших учителей, принимают  таких, которые лакеями, парикмахерами  и другими подобными ремеслами  всю жизнь свою препровождали;  и показывая он камергер и  кавалер Шувалов, что такие  в учениях недостатки реченным  установлением исправлены будут,  и желаемая польза надежно  чрез скорое время плоды свои  произведет, паче ж когда довольно  будет национальных достойных  людей в науках, которых требует  пространная наша империя к  разным изобретениям сокровенных  в ней вещей, и ко исполнению  начатых предприятиев и ко  учреждению впредь по знатным  российским городам российскими  профессорами училищ, от которых  и во отдаленном простом народе  суеверие, расколы и тому подобныя  от невежества ереси истреблятся.  Того ради мы, признавая упомянутаго  камергера и кавалера Шувалова  представление, поданное нам чрез  доклад от Сената, за весьма  нужное и полезное нашей империи  следующее к благополучию всего  отечества, и которое впредь к немалой пользе общаго добра быть может, всемилостивейше конфирмовали и надеемся несомненно, что все наши, верноподданные, видя толь многия наши об них матерния попечения, как и сие весьма потребное учреждение, простираться станут детей своих пристойным образом воспитав обучить, и годными чрез то в службу нашу и в славу отечества представить; а чтоб сие вновь предпринятое дело доброй и скорой успех имело с надлежащим порядком, без малейшаго потеряния времени; того для всемилостивейше мы повелели над оным университетом и гимназиями, быть двум кураторам, упомянутому изобретателю того полезного дела действительному нашему камергеру и кавалеру Шувалову и статскому действительному советнику Блюментросту, а под их ведением директором коллежскому советнику Алексею Аргамакову; а для содержания в оном университете достойных профессоров и в гимназиях учителей, и для прочих надобностей, как ныне на первой случай, так и повсягодно, всемилостивейше мы определили довольную сумму денег, дабы ни в чем и никакого недостатка быть не могло, но тем более от времени до времени чрез прилежание определенных кураторов, которым сие толь важное дело от нас всемилостивейше вверено, и чрез искуснейших профессоров науки в нашей империи распространялись и в цветущее состояние приходили, чего мы к совершенному нашему удовольствию ожидать имеем; н для того всех находящихся в оном университете, высочайшею нашею протекциею обнадеживаем; а кои особливую прилежность и добропорядочные свои поступки окажут, те пред другими с отменными авантажами в службу определены будут; и об оном для всенароднаго известия сие наше всемилостивейшее соизволение публиковать повелели, о чем сим и публикуется. На каком же основании оному учрежденному в Москве университету и гимназиям, и в них профессорам и учителям, и во скольких классах быть надлежит, о том публиковано будет впредь регламентом, со внесением в оной всего, что потребно для лучшаго установления онаго университета и гимназии.

 

Образование и  становление Московского университета

 

Московский университет  по праву считается старейшим  российским университетом. Он основан  в 1755 году. Учреждение университета в  Москве стало возможным благодаря  деятельности выдающегося ученого-энциклопе-

диста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765).

В деятельности М.В. Ломоносова отразились вся мощь, красота и  жизнеспособность российской науки, вышедшей на передовые рубежи мирового научного знания, успехи страны, сумевшей после  преобразований Петра I значительно  сократить отставание от ведущих  держав мира и войти в их число. М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. Он неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. И.И. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова.

После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому стилю) января 1755 года (в  День св. Татьяны по православному  церковному календарю) указ об основании  Московского университета. Церемония  торжественного открытия занятий в  университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы  Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 года. С тех  пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним приурочены ежегодная научная  конференция «Ломоносовские чтения»  и дни научного творчества студентов.

В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование  можно было продолжить, специализируясь  на юридическом, медицинском или  на том же философском факультете. В отличие от университетов Европы, в Московском университете не было богословского факультета, что объясняется  наличием в России специальной системы  образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда  языке науки — латыни, но и  на русском языке.

Московский университет  выделялся демократическим составом студентов и профессоров. В университет  могли поступать выходцы из различных  сословий, за исключением крепостных крестьян. М.В. Ломоносов указал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». За вторую половину XVIII века из 26 русских профессоров, которые вели преподавание, только трое были из дворян.

Государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности  университета, тем более что первоначально  со студентов не взималась плата  за обучение, а в дальнейшем от нее  стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось  изыскивать дополнительные источники дохода. По установившейся традиции профессора завещали университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них — богатейшие коллекции И.М. Снегирева, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзия, И.Г. Петровского и др.

Московский университет  играл выдающуюся роль в распространении  и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика. В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная  лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда  же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную  газету «Московские ведомости», а  с января 1760 года — первый в Москве литературный журнал «Полезное увеселение». Десять лет, с 1779 по 1789 год, типографию возглавлял питомец университетской  гимназии, выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков.

Через год после создания университета первых читателей приняла  университетская библиотека. Свыше 100 лет она выполняла функции  единственной в Москве общедоступной  библиотеки.

Просветительская деятельность Московского университета способствовала созданию на его базе или при участии  его профессуры таких крупных  центров отечественной культуры, как Казанская гимназия (с 1804 года — Казанский университет), Академия художеств в Петербурге (до 1764 года — в ведении Московского университета), Малый театр и др.

В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и  древностей российских, Любителей российской словесности.

 

Московский университет  в XIX столетии

 

До 1804 года деятельность университета регулировалась «Высочайше утвержденным проектом о учреждении Московского  университета». В 1804 году был принят университетский устав. Университету предоставлялась значительная автономия, ректор и деканы факультетов избирались из числа профессоров. Первым выборным ректором стал профессор истории  и словесности Х.А. Чеботарев. Совет  профессоров решал все вопросы  университетской жизни, присуждал  ученые звания. Книги, печатаемые с  одобрения Совета в университетской  типографии, освобождались от общей  цензуры. Студенты обучались на четырех  факультетах (отделениях, как их тогда  называли): нравственных и политических наук, физических и математических наук, медицинских наук, словесных  наук. Обучение продолжалось 3 года. После  выпускных экзаменов лучшим из оканчивавших университет присваивалась степень  кандидата, остальным — звание «действительный студент». Усиливалась преемственность различных ступеней образования. По уставу 1804 года университет осуществлял общее руководство средними и начальными учебными заведениями центральных губерний России.

Вторжение в 1812 году в Россию наполеоновской армии вызвало у  студентов университета небывалый  патриотический подъем. Многие вступили в ополчение, а труд университетских  медиков был особо отмечен  М.И. Кутузовым. Во время пребывания наполеоновских солдат в Москве здания университета практически полностью  сгорели. Погибли библиотека, архив, музей, научное оборудование. Восстановление университета стало делом всего  русского общества.

Только для университетской  библиотеки к 1815 году удалось собрать 7,5 тысяч книг. Несмотря на тяжелое  положение университета, профессора и студенты уже 1 сентября 1813 года приступили к занятиям. К 20-м годам XIX столетия число студентов превысило 500 человек.

В первой половине XIX века Московский университет занимал ведущее  место в общественной жизни России. Его питомцами были многие члены  декабристских организаций. Традиции свободомыслия продолжали студенческие кружки братьев Критских, Н.П. Сунгурова, В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева, Н.В. Станкевича. В аудиториях университета кипели споры западников и славянофилов о путях развития России.

Новый этап в жизни университета начался после падения крепостного  права в 1861 году и вступления России на путь капитализма. Университетский  устав 1863 года отражал общий курс правительства на проведение реформ, призванных ускорить развитие страны. Рост промышленности, торговли, сельского  хозяйства, преобразования в сфере  управления, суда, армии требовали  повышения уровня и расширения университетского образования. По уставу 1863 года увеличивалось  количество учебных дисциплин и  число преподавателей. Большое внимание уделялось организации практических и лабораторных занятий, семинаров. Была восстановлена фактически уничтоженная в годы николаевского царствования выборность ректора и деканов. На четырех факультетах университета — историко-филологическом, физико-математическом, юридическом и медицинском —  учились около 1500 студентов, большинство  из которых принадлежало к разночинцам.

 

Московский университет  в первой половине XX века

 

В дореволюционной России профессора Московского университета много сделали для укрепления связи науки и практики. Университетские  ученые писали учебники для школ. Немало воспитанников университета работали учителями, представляя собой наиболее квалифицированную часть русского учительства.

По инициативе и при  содействии университета во второй половине XIX–начале XX века возникли известные  московские музеи: Политехнический, Исторический, Зоологический, Антропологии, Изящных  искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина); были открыты Ботанический сад и Зоологический сад (Московский зоопарк).

Информация о работе МГУ: с основания до настоящего времени