Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 09:31, биография
Ақан-сері Корамсаулы (1843—1913) — выдающийся казахский композитор, народный поэт импровизатор.
Настоящее имя певца Акжигит однако родители с детства ласкательно называли его Аханом. Начальное образование он получил от аульного муллы. Способный и старательный мальчик быстро овладевает арабской грамотой. Его отличают живость ума и любознательностью, увлеченность как родной, казахской устной народной поэзией, так и поэзией Востока. Затем он уезжает из родного аула в Кызылжар (г.Петропавловск) и поступает в мусульманскую духовную семинарию-Медресе. В возрасте 16 лег будущий акын-композитор возвращается в свой родной аул Косколь.
1 Биография
2 Произведения
3 Кулагер
4 Литература
Содержание
Ақан-сері Корамсаулы (1843—1913) — выдающийся казахский композитор, народный поэт импровизатор.
1) Биография
Акын-поэт, композитор, степной бару Ақан-сері Корамсаулы родился 1843 году в ауле Кенаши Айыртауского района Северо-Казахстанской области, в семье среднего достатка.
Настоящее имя певца Акжигит
однако родители с детства ласкательно
называли его Аханом. Начальное образование
он получил от аульного муллы. Способный
и старательный мальчик быстро овладевает
арабской грамотой. Его отличают живость
ума и любознательностью, увлеченность
как родной, казахской устной народной
поэзией, так и поэзией Востока. Затем
он уезжает из родного аула в Кызылжар
(г.Петропавловск) и поступает в мусульманскую
духовную семинарию-Медресе. В возрасте
16 лег будущий акын-композитор возвращается
в свой родной аул Косколь. Возвратившись домой,
Ахан ведет вольный образ жизни. Талантливый
юноша, обладая редким даром поэтической
импровизацией, красивым певческим голосом
и хорошей исполнительской техникой традиционного
пения, полностью посвящает себя искусству,
видя в этом призвание. Он в сопровождении
друзей разъезжает по окрестным аулам,
исполняет свои и популярные в то время,
народные песни и произведения народных
композиторов. Вокруг него собиралась
талантливая молодежь, он много пел, ездил
на лучшем скакуне, содержал ловчего беркута,
тазы (собаку гончей породы), был азартным
охотником. . Он непременный
участник тоев, народных гуляний, айтысов.
Его слава, разрастаясь легендами, разошлась
по Великой степи . Его постоянное участие
в празднествах и состязаниях закрепило
за ним приставку - серы. Серы- в переводе
означает степной бард, песенник, любимец
молодежи. Главным условием получить титул
к своему имени "Серы являются следующие
требования; быть любимцем народа, особенно
молодежи, быть акыном (поэтом), искусным
исполнителем песен быть охотником ( иметь
лучшего коня, гончую собаку и ружье),
обладать незаурядной физической силой.
Огромной любовью в народе пользовались
лирические песни Акан-Серы, песни, посвященные
прекрасным образам женщин, красоте родного
края "Сырым-бет", "Актокты",
"Тер Каткан", "Алтыбасар", "Уш
тотгы кус", "Ай-коке", "Майда
коныр", "Балкадиша", "Перизат",
"Макпал" и др. Акан-Серы прославился
не только как композитор-певец, но и как
страстный охотник. Он имел своего коня,
знаменитого скакуна Кулагера, беркута
по кличке Караторгай и гончую борзую-Базаралы
образы которых также получили воплощение
в его песнях
Прожил жизнь трудную, отмеченную многими
горестями. В самом начале своего жизненного
пути потерял любимую девушку, красавицу
Актокты, с которой его насильно разлучили.
В зрелые годы сере остро пережил гибель
от руки злоумышленников своего скакуна
Кулагера. Последние годы своей жизни
прожил в одиночестве, отрешившись от
всех мирских дел, всецело отдавшись охоте
с борзыми собаками и ловчими птицами.
Своим наставником в певческом искусстве
считал Биржана-сала. Близкими друзьями
были певцы-композиторы Балуан Шолак,
Естай, Иман-Жусип, Култума. Ақан-сері сумел
создать классический образец традиционного
музыкального искусства казахского народа,
способствовал его подъему на новый профессиональный
уровень.
Будущее казахского народа, затерявшегося в безбрежной степи, волнует поэта, и он пишет назидания, размышления о сущности жизни, призывает молодое поколение к просвещению. Он верит в свой народ.
Последние годы своей жизни Ахан-серэ
прожил в одиночестве, отрешившись от
всех мирских дел, всецело отдавшись охоте
с борзыми собаками и ловчими птицами.
Холодным ноябрем 1913 года после продолжительной болезни уходит из жизни сын Айыртауского края, моей родной земли, великий акын Ақан-сері Корамсаулы.
Общественность Казахстана торжественно отметила 150-летие в 1993 году. На берегу Косколь построили новой современный ауыл Акан-Серы и мемориальный Комплекс-памятник Акану, в городе Кокшетау имеется памятник Акану-Серы, воздвигнутый рядом с другим певцом-поэтом Биржан-Сал на площади перед дворцом "Кокшетау". Творчество Акана-Серы, будучи самобытным явлением, зажимает достойное место в духовной культуре казахского народа, его песенно-поэтическое наследие является классическим образцом национального самобытного искусства.
2) Произведения
Ақан-сері принадлежит к плеяде певцов-композиторов, внесших новую струю в песенно-поэтическое искусство Казахского народа.
В золотой
фонд казахской культуры и искусства вошли около около
50 музыкально-поэтических произведений
Ахана-серы. Его песни «Ақтоқты», «Алтыбасар»,
«Тер қатқан», «Мақпал», «Балқадиша», «Сырымбет»
и другие – о красоте женской души, великой
силе любви. Тема любви звучит в песнях
«Еркем», «Әй көк», «Көкшетау биігі». Многие
его стихотворения, написанные в стиле
восточной лирики (в духе Омара Хайяма),
посвящены любовным переживаниям.
В песнях «Көкжендет», «Қараторғай», «Маңмаңгер»
воссоздаются яркие картины соколиной
охоты, образ стремительного скакуна-иноходца.
В некоторых песнях Ахан-сере, чутко реагировавшего
на враждебные происки недоброжелателей
и испытавшего на себе гонения, неслучайны
мотивы скорби, уныния, трагичности. «Құлагер»
- самое значительное произведение акына.
Стихотворение посвящено гибели любимого
коня от вражеских рук. Оно полно тяжких
предчувствий, раскаяний, грусти по ушедшей
молодости. Его произведения в исполнении
известных певцов А. Кашаубаева, Ж.Елебекова,
М. Ержанова, Ж.Карменова и др. Стали бесценным
музыкальным достоянием казахского народа.
Ахан-сере также автор сатирических произведений
«Шоғырмаққа», «Сұрағанға», «Смағұлға»,
«Замана адамына», где высмеивает правителей.
Был незаурядным акыном айтыса. Состязался
в айтысе с известными акынами Орынбаем,
Нурбаем, Нуркожой и др.
Яркая жизнь и трагическая судьба Ахана-сере
оставили глубокий след в памяти народа,
они привлекли внимание многих поэтов,
писателей. Жизни и творчеству Ахана-сере
посвящены поэма «Құлагер» И. Жансугурова,
драма «Ақан
сері – Ақтоқты» Г. Мусрепова, одноименная
пьеса К. Мухамеджанова, роман «Ақан сері»
С. Жунусова.
Песни акына «Құлагер», «Балқадиша» использованы
в операх Е. Брусиловского «Жалбыр», «Макпал»,
«Сырымбет; в пьесе Н.Мусрепова «Ақан-сері
- Ақтоқты» . На тему песни «Балқадиша»
Д. Мануцуниным и С. Мухамеджановым написаны
«Вариации».
3) Кулагер
«Кулагер» — печальный рассказ о гибели его любимого коня Кулагера, которого завистники зарубили во время скачек. Он был убит по велению злого завистника, понимавшего, что его рысак по кличке Серый Ястреб никогда не обойдет известного во всей степи огненного скакуна Кулагера. Конь босяка-акына во время байги шел первым, а скакуны баев, не выдержав заданного высокого темпа, остались далеко позади. Степной поэт оплакал гибель своего любимца в песне, которую до сих пор поют в степях.
Вперед
от всех, притягивавших взоры Спешат
самодовольные призеры
Проигранно не состязанье в силе Таланта. Зря на дар свой уповал. - Победу людям нужным присудили. Невыносим ликующий оскал.
Спешат самодовольные призеры. На радостях накрытый ждет их стол. Недальновидным невдомек позор свой. Вовеки не расслышат песню-стон
Ахан-серэ. Лишившийся любимца Увековечил в памяти людской Боль от несправедливости. Убийцам Принадлежит пришедший первым конь.
Бессмертное бесспорно Кулагера Величие для всей страны степной. В дне нынешнем есть отзвуки. Наверно, Судьбы не уготовано иной.
В ужасной обстановке лицемерной За личное достоинство и честь Я был бы счастлив умереть безмерно. Ведь это все, что за душою есть
Моею бедной. Пусть некоронован, Непризнан, отрицаем умер я Сегодня от стыда. Выносит снова Стезей однажды выбранной меня.
Лжеправедные судьи и призеры, Жизнь без остатка посвятив байге, Навечно заклеймлю я вас позором Как некогда былинный Кулагер!
Заключение
Яркая жизнь и трагическая судьба Ахана-серэ оставили глубокий след в памяти казахского народа. В казахской литературе образ этого удивительного человека - поэта, композитора и певца - стал основой для создания романа и драмы, поэмы и множества стихотворений. Выдающийся казахский поэт И. Жансугуров написал поэму «Құлагер», в которой изображена трагическая судьба степного акына. Его песни «Құлагер», «Балкадиша» использованы в операх Е. Брусиловского, в пьесе Г. Мусрепова «Ахан-серэ и Ақтоқты». На тему песни «Балкадиша» казахстанскими композиторами написаны музыкальные произведения. Жизни и творчеству Ахана-серэ посвящена и опера С. Мухамеджанова «Ахан-серэ -Ақтоқты».
В родовом ауле Ахана-серэ Кенаши великому сыну казахского народа установлена прекрасная скульптурная композиция.
Список использованной литературы