Аннотация Г.Свиридов «Повстречался сын с отцом»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 07:08, курсовая работа

Краткое описание

С 9 лет мальчик жил в Курске, там он и начал впервые заниматься музыкой, играл на рояле и на балалайке, участвовал в самодеятельном оркестре народных инструментов. С 1932 года юный музыкант учился в Центральном музыкальном училище Ленинграда. С увлечением сочиняет прелюдии для фортепиано, сонатины и другие пьесы. Шесть романсов на стихи Пушкина (1935) с успехом исполняются и по сей день.

Содержание

I. Историческая справка.....................………………………….……….……….…….3
II. Музыкально-теоретический анализ……………………………….………….11
III. Вокально-хоровой анализ………………….……………………………………...16
IV. Исполнительские трудности.……………...………………………………………19
V. Заключение……..……………………………………………………………………….….21
VI.Примеры....................................................................................................22
VII. Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

повстречался сын с отцом.docx

— 2.73 Мб (Скачать файл)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

 

 

 

 

Аннотация

Г.Свиридов

«Повстречался сын с отцом»

 

 

 

 

Руководитель:

Живов В.Л.

Выполнила:

Студентка  2 к-д

Власова К.А.

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2014г.

Содержание.

I. Историческая справка.....................………………………….……….……….…….3

II. Музыкально-теоретический анализ……………………………….………….11

III. Вокально-хоровой анализ………………….……………………………………...16

IV. Исполнительские трудности.……………...………………………………………19

V. Заключение……..……………………………………………………………………….….21

VI.Примеры....................................................................................................22

VII. Список литературы…………………………………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Историческая  справка.

 

 

 

 

Георгий Васильевич Свиридов

3 декабря 1915- 6 января 1998

 

 

                 

 

 

Георгий Васильевич Свиридов - русский, советский композитор и музыкальный деятель - родился 16 декабря 1915 года в городе Фатеж Курской губернии.

Детство будущего композитора прошло в родном городе. Его отец - родом из крестьянской семьи - работал на почте; во время революции 1917 был расстрелян.

С 9 лет мальчик жил в Курске, там он и начал впервые заниматься музыкой, играл на рояле и на балалайке, участвовал в самодеятельном оркестре народных инструментов. С 1932 года юный музыкант учился в Центральном музыкальном училище Ленинграда. С увлечением сочиняет прелюдии для фортепиано, сонатины и другие пьесы. Шесть романсов на стихи Пушкина (1935) с успехом исполняются и по сей день.

В Ленинградской консерватории Свиридов учился под руководством профессоров П.Б. Рязанова и Д.Д. Шостаковича. В эти годы (1936-1941) он сочиняет романсы на стихи М.Ю. Лермонтова, А. Прокофьева, П. Беранже, В. Шекспира, пишет немало инструментальных произведений.

Самые значительные среди произведений Свиридова 40-х годов - его инструментальные ансамбли. За трио (1945) он был удостоен Государственной премии. Но тогда композитор еще не нашел собственной творческой темы.

Новое, свое пришло как внезапное откровение, когда в 1949 году Свиридов обратился к поэзии старейшего армянского поэта Аветика Исаакяна и стал с огромным увлечением сочинять романсы на его стихи. Так возник вокальный цикл "Страна отцов". Не менее знамениты его песни на стихи Роберта Бернса (1955). Композитор использует в своих вокальных циклах какие-то особые приемы, сложившиеся в музыкальном быту народов Армении и Шотландии, но в целом его музыка остается русской и вместе с тем неповторимо "свиридовская".

Значительной работой Свиридова была вокально-симфоническая поэма "Памяти Сергея Есенина" (1955). Среди стихов Есенина композитор отбирает наиболее драгоценное - поэзию родной природы, крестьянской Руси, народные и революционные мотивы. В центре стоит любовь крестьянского юноши-поэта к своей родной земле, его размышления над историческими судьбами страны. Дальше тема приобретает трагическое звучание - сложной оказалась судьба поэта, не нашедшего своего места в той новой жизни, которую он приветствовал. К этой теме Свиридов обращается и в "Патетической оратории" на стихи Маяковского (1959), за которую композитору присуждена Ленинская премия.

В 60-е годы в творчестве Свиридова отчетливо наблюдается стремление к простоте и ясности музыкального языка. Он охотно обращается при этом к образам русской старины. В кантате "Курские песни" (1962) композитор использовал семь подлинных старинных мелодий, записанных советскими фольклористами, и на их основе создал поэтическое повествование о русской женщине, о ее грустной доле и душевной красоте.

Свиридовым созданы и другие замечательные сочинения: симфонический "Маленький триптих", кантата "Снег идет" (на стихи Б. Пастернака), "Петербургские песни" (на слова А. Блока).

Творчество Свиридова завоевало широкий круг любителей и друзей. Это объясняется не только ясностью и содержательностью его творчества, но и той искренней взволнованностью, которая обычно покоряет слушателя в произведениях искусства, глубоко пережитых творцом, несущих в себе частицу его души.

Главное в творчестве Свиридова - это вокальная музыка. Среди них такие произведения, как поэма «Памяти Сергея Есенина» на слова поэта (1955) ); "Патетическая оратория" на сл. В. Маяковского (Ленинская премия, 1960); кантаты — "Курские песни", "Деревянная Русь" на сл. С. Есенина, "Снег идет" на сл. Б. Пастернака, "Весенняя кантата" на сл. Н. Некрасова, "Ночные облака" на сл. А. Блока; хор. поэмы — "Ладога" (сл. А. Прокофьева); "Лапотный мужик" (сл. П. Орешина); 5 хоров a cap. (1958) — "Об утраченной юности" (сл. Н. Гоголя); "Вечером синим" (сл. С. Есенина), "Повстречался сын с отцом" (сл. А. Прокофьева); "Как песня родилась" (сл. С. Орлова); "Табун" (сл. С. Есенина); "Метель", "Клен ты мой опавший", "Ты запой мне ту песню" (жен.), "Душа грустит о небесах" (муж.) — все на сл. С. Есенина; Три хора из музыки к драме А. К. Толстого "Царь Федор Иоаннович", Хоровой концерт памяти А. Юрлова (без текста); "Пушкинский венок" (10 хоров на сл. А. Пушкина); цикл "Песни безвременья" (сл. А. Блока); "Гимны Родине" (сл. Ф. Сологуба); Четыре песни (сл. А. Прокофьева); "Хоровод" (сл. А. Блока); "Лебяжья канавка" (сл. Н. Брауна); "Песнопения и молитвы" (Гос. премия России, 1995) и др.

Хоровое искусство Свиридова опирается на такие истоки, как духовные православные песнопения и русский фольклор, оно включает в орбиту своего обобщения интонационный язык революционной песни, марша, ораторских речей - т. е. звуковой материал русского XX века, и на этом фундаменте вырастает новый феномен такой силы и красоты, духовной мощи и проникновенности, который поднимает хоровое искусство нашего времени на новую ступень. Была эпоха расцвета русской классической оперы, был взлет советского симфонизма. Нынче новое советское хоровое искусство, гармоничное и возвышенное, не имеющее аналогов ни в прошлом, ни в современной зарубежной музыке - является сущностным выражением духовного богатства и жизнестойкости нашего народа. И в этом - творческий подвиг Свиридова.

 

Хоровая миниатюра «Повстречался сын с отцом» написана на слова стихотворения Александра Андреевича Прокофьева в 1958 году. Данный хор - это вторая редакция. Первый раз к данному тексту Свиридов обращался ещё в 1919 году, но тогда он стал основой сольной песни.
   

 

 

 

 

 

Александр Андреевич Прокофьев (1900 – 1971) - русский поэт.
      

                

Родился в селе Кобоне, на берегу Ладожского озера, в семье крестьянина - рыбака и землепашца. Окончил сельскую школу (1913-1917), затем учился в Петербургской учительской семинарии. После учёбы вернулся в Кобону.
    В 1919 году вступил в Красную Армию, участвовал в боях с Юденичем под Петроградом. Печататься начал с 1927 года.
    До 1930 года служил в Красной Армии.
    В 1931 году выпустил первую книгу стихов - «Полдень». За нею последовали сборники «Улица Красных Зорь» (1931), «Победа» (1932).
   

Краски, образы, ритмы - весь строй поэзии А. Прокофьева - сложился под впечатлением его деревенской юности. «Ладога! - говорил поэт в автобиографии. Я навеки полюбил своё родное море с его низкими туманами, с его ветрами - шелонником, меженцем, зимняком, с его безбрежным, то суровым, то ласковым, простором. Я навеки полюбил леса и перелески Приладожья, простой быт моих родичей и односельчан, небогатую северную русскую природу, рыбацкие деревни и сёла, где «с печки рукой достанешь до воды».
   

Поэзия А. Прокофьева - это бьющая через край любовь к жизни, к земной радости, завоеванной в трудностях. Его дарование чрезвычайно самобытно. С детства слушавший гармонику и хороводные песни, поэт не признает речи вполголоса, его яркая, словно радуга, и темпераментная строка часто звучит открытым вызовом: «Ну так бейся, кровь орла и волка, пролетай, что молния, в века!»
   

В стихах А. Прокофьева есть романтическая, светлая приподнятость и взволнованность. Они насквозь пронизаны фольклорными интонациями. Звуки народной речи поэт воспринимает как бы на вкус, на ощупь и бережёт их, будто самоцветы.
   

Множество своих стихотворений он посвящает родине. «Всю Россию дали мне в наследство, всю мою судьбу»,- говорит А. Прокофьев в одном из них.
    Во время Великой Отечественной войны, работая в политуправлении Ленинградского фронта, А. Прокофьев пишет лиро-эпическую поэму «Россия» - своеобразный сказ о стране, грудью вставшей против жестокого врага.
   

 

А. Прокофьев обогатил русскую советскую поэзию новыми мотивами, ритмами, обогатил своим подходом к изображению природы. От его лирики веет непередаваемо свежим духом бодрости, сохранённой им до последних дней жизни.
    Сборники поэта: «Полдень» (1931), «Заречье» (1955), «Приглашение к путешествию» (1960; Ленинская премия, 1961); поэма «Россия» (1944; Государственная премия СССР, 1946).
    Скончался Александр Андреевич Прокофьев 18 сентября 1971 года в Ленинграде. Похоронен на Богословском кладбище.
    Хор «Повстречался сын с отцом» - третий хор из цикла «5 хоров на стихи русских поэтов», написанного в 1958 году. Помимо данного цикл включает в себя хоры «Об утраченной юности» (на сл. Н.Гоголя), «Вечером синим» (на сл. С.Есенина), «Как песня родилась» (на сл. С.Орлова), «Табун» (на сл. С.Есенина).


 

  

И поныне на вспомине
   

По-за Доном и Донцом:
   

У Звени-горы в долине
   

Повстречался сын с отцом,


   

У тропиночки бросовой
   

У куста подножника,
   

Где на ветках вересовых
   

Стыли капли дождика.


   

Ветер шёл походкой шаткой
   

По обеим сторонам…
   

Закрутил родитель шашкой…
   

Сын привстал на стременах…


   

Распустила хвост павлиний
   

Двет-долина ровная,
   

Покатилась по долине
   

Голова сыновняя.


   

По цветам, по медуницам,
   

Прямо к солнцу ясному,
   

Мимо колоса пшеницы,
   

Мимо леса частого.


   

 

 

Данное стихотворение написано в строфической форме трёхстопным хореем.


   

И по/НЫне/ НА вспо/МИне/
   

ПО-за/ Доном/ И Дон/ЦОМ.


 

 

Ударные слоги литературного текста совпадают с сильными и относительно сильными долями такта. Музыкальная ткань очень точно следует за поэтическим текстом, красочно выделяя и противопоставляя друг другу образы природы и враждующих людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.Музыкально-теоретический анализ

 

Хор «Повстречался сын с отцом» рассказывает об одном из эпизодов гражданской войны. Драматическое столкновение на поле боя отца и сына, гибель сына показаны на фоне картин природы.

По жанру произведение представляет собой хоровую миниатюру. Для жанра характерны : компактное излоение композиторского письма, формирование художественного образа за счет лаконичных выразительных средств и использование небольшого по объёму литературного текста с определённой идеей, заложенной в нём.

Миниатюра написана в большой,сложной двух-частной форме, с явными признаками запевно-припевной структурой, которая расчленяется на отдельные вариационные куплеты и эпизоды.

Начинается произведение с запева теноров и басов в унисон, что придаёт звучанию широту и мощь.

Первая фраза представляет собой период повторного строения, состоящий из 2 предложений. Предложения идентичны друг другу по гармонии, но во втором предложении (5-9 такт) происходит смена размера, сжатие и растяжение длительностей. Это несколько расширяет и приостанавливает мелодию, позволяя ей сменить характер.

 

 

 

После мужского запева вступает женский хор. Придаётся другая окраска, меняется темп.

Второй эпизод, исполняемый женским хором («У тропиночки бросовой…»), звучит мягко и лирично, как народная девичья песня. Он также представляет собой период, состоящий из 2 предложений по 4 такта. Первое предложения завершается на S (плагальная каденция), второе – на D (автентическая). По характеру он сильно отличается от первого. Лирическое настроение задаёт новая тональность (d-moll), более плавная мелодическая линия.

Здесь, как и в первой фразе, присутствуют скачки, но в общей фактуре они звучат мягче. Этого требует литературный материал, описывающий природу. Здесь происходит ступенчатое сужение образов, если в первой фразе говорится о большом пространстве – «по-за Доном и Донцом», у горы – то во второй части образы гораздо мельче – тропинка, ветки, капли дождика. Лиричность достигается также тем, что данный фрагмент поручен женским голосам (партии С и А). Ритмически вторая фраза более мягкая. Если в первой фразе присутствовал пунктирный ритм  и оба голоса исполняли один ритмический рисунок, то во второй части пунктирный ритм проходит более крупными длительностями и не создаёт напряжения.. У каждого голоса воя мелодическая и ритмическая линия. Гармония второй фразы строится на чередовании T и S функций. При этом S часто представлена трезвучием VI ступени. Во втором предложении появляется трезвучие II   ступени и натуральная D.

 

 

Драматическим контрастом является третий эпизод («Ветер шёл походкой шаткой…»), состоящий из 8 тактов. Здесь первый раз вступают все хоровые партии. Мелодика снова приобретает решительный характер.

Этому способствует и возвращение в F-dur, и одинаковый ритмический рисунок всех партий (разночтения встречаются только 2 раза). В этой фразе происходит первая кульминация. Строение фразы подчёркивает это: часть строится по принципу дробления (4, 2+2). В гармоническом плане третья фраза очень насыщенная. Первый такт на тонической функции, а уже во втором идет отклонение в тональность S (B-dur), далее в g-moll. Заканчивается четырёхтакт на D к d-moll. Последующий двухтакт можно рассматривать относительно d-moll. (T, VI, натуральная D). Последние 2 такта третьей фразы – D функция. В данных тактах мелодическая и гармоническая линии достигают наибольшего напряжения (первая кульминация).

Информация о работе Аннотация Г.Свиридов «Повстречался сын с отцом»