Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 19:02, реферат
В течение жизни мы слышим их огромное количество, и все они различны – одними восхищаемся – другими наоборот. На мой взгляд, нет таких людей, которые были бы равнодушны к звукам природы: шуму морского прибоя, пению птиц, завыванию ветра, шёпоту степи... Прислушиваясь к звукам, человек еще в древности пытался повторить их, создавая музыкальные инструменты. Так родилась музыка.
Введение. 3
Глава I. Основные составляющие музыки. 4
1.1 Ритмы как изначальный элемент музыки. 4
1.2.Мелодия – комбинация ритмов, тонов и ударений. 4
1.3.Гармония как результат звучания нескольких звуков, формирования аккордов, вибраций. 4
Глава II. Воздействие музыки на психологическое состояние человека. 5
2.1.Музыка, разрушающая психику человека. 5
2.2.Музыка, созидающая, вдохновляющая, исцеляющая. 6
Глава III. Отражение влияния музыки на человека в русской классической литературе. 10
3.1.Музыка в судьбе человека (по повести В.Т.Короленко «Слепой музыкант»). 10
3.2.Роль музыки в создании настроения финала рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет» 11
Заключение. 12
Список литературы. 13
Приложение 1. Жемчужины мысли. Музыка. 14
Приложение 2. Рецепты музыкотерапии. 16
Приложение 3. Интересные факты. 18
Приложение 4. Как слушать музыку. 21
Приложение 5. Специфика влияния музыкальных инструментов на организм человека. 22
Приложение 6. Музыкальная аптечка 24
Полное расслабление вы сможете получить от «Вальса» Шостаковича из кинофильма «Овод», произведения «Мужчина и женщина» Лея.
От алкоголизма и курения в совокупности с иглоукалыванием излечивают «Аве Мария» Шуберта, «Лунная соната» Бетховена, «Лебедь» Сен-Санса, «Метель» Свиридова.
От неврозов и раздражительности избавляет бодрящая музыка Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева, Шуберта, Шумана,
Творческий импульс стимулируют «Марш» из кинофильма «Цирк» Дунаевского, «Болеро» Равеля, «Танец с саблями» Хачатуряна.
Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует «Свадебный марш» Мендельсона.
Головную боль снимает также прослушивание знаменитого полонеза Огинского.
Нормализует сон и работу мозга сюита «Пер Гюнт» Грига.
Развитию умственных способностей у детей способствует музыка Моцарта.
КАК ЛЕЧИТЬСЯ МУЗЫКОЙ???
1. Перед началом исполнения
изучите информацию об
2. Расслабьтесь - это поможет
вам принять в полной мере
действие музыки. При этом не
важно, хотите вы испытать
3. Важно правильно выбрать
дозу. Лечение музыкой должно
быть достаточно коротким, чтобы
не вызвать усталости и
4. Силу или громкость
музыки нужно осторожно
5. После прослушивания
лечебной музыки отдохните
6. Музыкальную терапию можно применять во время сна.
Терапевтическое использование
музыки во время сна особенно рекомендуется
для детей, в психиатрии и вообще
для людей беспокойных и
7. Выбор музыкальных
Жизнерадостная музыка может действовать на нервы человеку, отягощенному горем.
На человека в состоянии возбуждения и смятения вряд ли окажет глубокое впечатление торжественное адажио, от него он станет еще более беспокойным.
С другой стороны, когда пребывающий в унынии человек слышит грустную музыку, это может поднять его настроение.
«Влияние музыки на человека» Нури
г. Краснодар Кубанский
С вредным и полезным воздействием музыки на человека мы ежедневно встречаемся не только в повседневной жизни, в публицистике, научной литературе, а также на эту проблему обращают внимание русские писатели: Толстой Л.Н., Короленко В.Г., Куприн А.И. и многие другие.
Короленко В.Г. в повести «Слепой музыкант» утверждает:
«…Музыка тоже великая сила, дающая возможность владеть сердцем толпы… Да, он прозрел… он чувствует и людское горе, и людскую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных…» [6.стр.17]
Глаза, - сказал кто-то, - зеркало души». Быть может, вернее было бы сравнить их с окнами, которыми вливаются в душу впечатления яркого, сверкающего цветного мира», - написал в своей чудесной, поэтической повести «Слепой музыкант» о слепом от рождения, но очень одаренном мальчике В.Г.Короленко. Великий гуманист Владимир Галактионович в своем «этюде», как сам он называл произведение, попытался ответить на вечные вопросы о том, что такое счастье, какую роль играет в жизни человека искусство и любовь.
Петрусь, так звали слепого, родился живым и подвижным ребенком, но постепенно сделался задумчивым, стремящимся проникнуть в тайны ему недоступные. Ведь он был лишен самого прекрасного пути познания мира – красок, света, всех оттенков живой и прекрасной природы.
Ему шел пятый год, когда искусство вошло в его жизнь.
На свирели играл Иохим. И эта игра на простой дудке, которую деревенский парень сделал сам после долгих поисков подходящего дерева, положила начало превращению слепого мальчика в музыканта. И Петрусь каждый вечер приходил в конюшню слушать музыку Иохима. Долго пришлось матери на лучшем заграничном пианино «бороться с куском украшенной вербы». Мальчик не признавал ее игры. Своей душой он чувствовал родное и близкое в звуках свирели и пугался при исполнении шумной и хитрой пьесы. И только когда барыня поняла, что «у мужика Иохима истинное, живое чувство», открыла и у себя такое же, она сумела заставить мальчика полюбить свою игру. С помощью звуков ребенок учился постигать и состояние души, и цвета.
«Это
увлечение музыкой стало
Благодаря режиму, заведенному дядей Максимом, мальчик нормально развивался физически и даже научился ездить верхом. В это же время Петрик познакомился с соседкой девочкой Эвелиной, которая стала товарищем всей его жизни. Им хорошо вместе. Эвелина о многом рассказывает Петру, а тот играет для нее, стремясь все свои впечатления переложить на музыку.
Детская дружба переросла в юношескую привязанность, а затем и в настоящую любовь. Эвелина порой переставала замечать недостаток своего возлюбленного, да и Петр вместе с ней не чувствовал его так остро.
Но чем больше Петр становился личностью, тем больше страдал от своей ущербности. И, может быть, замкнулся бы он в себе и сделал себя навсегда несчастным, если бы не дядя.
Юноша стал уверять, что ему лучше было бы, если бы он был нищим, потому что в заботах о пропитании и тепле ему некогда было бы думать о своем несчастье. Но встреча с настоящими слепыми нищими потрясает его. И твердый, как сталь, дядя Максим предлагает Петру бросить все преимущества богатой жизни и по-настоящему испытать все тяготы, участь несчастных. «Ты умеешь только кощунствовать со своею сытою завистью к чужому голоду!..» - бросает Максим Яценко племяннику. И тот в конце концов присоединяется к бродячим слепым музыкантам. Но играл он не ту интимную музыку, что в усадьбе, для себя и близких. Сейчас его игра веселила народ в праздники и ярмарки, а порой умиляла или заставляла грустить. В конце концов, страдания, о которых он узнал по собственному опыту, излечили его, душа исцелилась, «как будто страшный кошмар навсегда исчез из усадьбы», куда Петр возвращается. Мы видим, что помогла ему обрести душевный мир народная музыка, которой он овладел в совершенстве. А вскоре он овладел и высотами классической музыки в Киеве.[7. Стр 19].
Юноше довелось испытать и другое счастье в жизни. Читателя охватывает удивительная радость, когда он узнает, что Петр и Эвелина сыграли свадьбу. И их любовь была вознаграждена. Родился сын. В течение долгих месяцев Петр боялся, что ребенок будет слепым. Но слова доктора: «Зрачок сокращается. Ребенок видит несомненно», - «будто прожгли в его мозгу огненную дорогу».
Так же, как и герои В.Г.Короленко, благотворное воздействие музыки на душу испытывает героиня рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет» Княгиня Вера Николаевна Шеина – чувствительная, тонкая натура – ведет обычную дворянскую, аристократическую жизнь, которая нарушается Г.С.Желтковым, бедным чиновником контрольной палаты.
Герой страстно влюблен в княгиню. Прощание с Верой Николаевной для Желткова – это прощание с жизнью. Последние его слова – слова благодарности, пожелание счастья, надежда, что она его будет помнить и вспоминать просьбу: исполнить Вторую сонату Бетховена.
Посещение умершего Желткова, рассказ хозяйки о нем нужны прежде всего самой Вере Николаевне. Она держится спокойно, разговаривает, «подбирая каждое слово к слову». Однако самообладание скоро покидает ее, и при упоминании хозяйкой имени Бетховена Вера Николаевна «вдруг заплакала». Прощаясь с Желтковым, княгиня положила ему под шею красную розу, «крепко сжала руками его виски и поцеловала его в холодный, влажный лоб долгим дружеским поцелуем». Она понимает, что «та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее».
Дома, потрясенная всем увиденным и пережитым, Вера Николаевна «кинулась» к пианистке Женни Рейтер «и, целуя ее прекрасные большие руки, закричала: «Женни, милая, прошу тебя, сыграй для меня что–нибудь…» «Она почти ни одной секунды не сомневалась в том, что Жнни сыграет то самое место из Второй сонаты, о котором просил этот мертвец со смешной фамилией Желтков». Это он писал ей, что она очень музыкальна, и просил, если Вера Николаевна вспомнит его, «… сыграть сонату D-dur №2, ор. 2». Когда она слушала «это исключительное, единственное по глубине произведение», «… душа ее как будто бы раздвоилась». Она наполнилась музыкой и стихами, которые заканчивались словами из прощального письма любящего сердца: «Да святится имя Твое».
Все в мире сочувствует горю Веры Николаевны: и дерево, и легкий ветерок, и цветы табака. А музыка доносит до нее слова: «Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому, что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки…» Вся в слезах, Вера Николаевна успокаивает Дженни Рейтер: «Нет, нет, - он меня простил теперь. Все хорошо».[5. Стр. 218-219].
Куприн говорит нам в финале рассказа о том, что Желтков умирает, но пробуждается к жизни княгиня Вера Николаевна, ей открывается нечто недоступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет». И все это происходит благодаря музыке![5. Стр. 70.]
«Влияние музыки на человека» Нури
г. Краснодар Кубанский
В результате исследования темы «Влияние музыки на человека» я получила много полезной новой информации, которая заинтересовала меня, и позволила больше узнать о вреде и пользе музыкальных пристрастий. Я пришла к выводам:
- любая музыка оказывает влияние на человека, вызывая при этом не только положительные но и отрицательные чувства и эмоции;
- музыка влияет не только на психологическое состояние человека, но и на физическое ( с ее помощью можно лечить некоторые болезни: мигрень, гастрит, язва желудка…);
- положительное действие музыки можно наблюдать и при некоторых производственных процессах (увеличение удоев у коров, ускорение брожения дрожжей…);
- музыка является отличным средством для повышения эффективности труда и поднятия настроения;
- необходимо учиться правильно слушать музыку;
- а еще я поняла – надо читать классику, говорящую нам о том, что музыка объединяет моральную, эмоциональную, эстетическую сферы человека, что это могучий источник мысли. Прав был П.И.Чайковский, когда писал, что «музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит свое на общую пользу».[1. стр.428].
«Влияние музыки на человека» Нури
г. Краснодар Кубанский
1.Жадин А.А. Жемчужины мысли, Минск «Беларусь», 1991год.
2.Архангельский А.Н., Бак
Д.П., Шкловский Е.А. Все герои
произведений русской
3.Мещеряков В.П. Словарь литературных персонажей. М.,1997 год.
4.Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс I-полугодие, М.,2003 год.
5.Куприн А.И. Собрание сочинений в пяти томах. Том 3., М.,1982 год.
6.Короленко В.Г. Собрание сочинений в 10 томах. М., Госполитиздат, 1953-1956.
7.Гринин Л.Е. Методическое пособие по обучению сочинениям для учащихся 11 класса. Волгоград,.1993 год.
8. www.piano2005.hotbox.ru
9. www.muszone.ru/articles/
10.
www.sunhome.ru/psychology/
11. www.liveinternet.ru/users/
12. www.bilo.ru
«Влияние музыки на человека» Нури
г. Краснодар Кубанский
Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. (Аристотель)
Музыка – это посредник между духовной и чувственной жизнью. (Б. Арним).
Когда музыка плачет, с нею вместе плачет все человечество, плачет вся природа. (А. Бергсон).
Музыка – это откровение более высокое, чем мудрость и философия.(Л.Бетховен).
Музыка должна высекать огонь из души человеческой. (Л.Бетховен).
Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль.(Р.Вагнер).
Мелодия – единственная форма музыки; без мелодии музыка немыслима, а музыка и мелодия неразрывны.(Р.Вагнер).
Самая лучшая музыка будет иметь незавидную судьбу, если довериться посредственной поэзии.(Р.Вагнер).