Военные образы в творчестве русских композиторов конца 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 11:26, контрольная работа

Краткое описание

История каждого народа богата интересными, значительными событиями, которые становятся знаменательными вехами в развитии общества. Если страницы этой истории отображены в искусстве – в музыке, поэзии, живописи, то воздействие их на умы и души новых поколений сильнее, а связь с настоящим крепче. В этом историческом прошлом – истоки общественной и культурной жизни каждой нации.

Содержание

Военные образы в творчестве русских композиторов конца 19 века
Список музыкальных номеров.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство культуры Республики Беларусь.docx

— 27.86 Кб (Скачать файл)

      Из богатейшего содержания романа “Война и мир” Прокофьев выбрал две основные линии: лирико-психологическую (картины “мира” и образ Наташи Ростовой) и народно-патриотическую линию, посвященную подвигу русского народа в Отечественной войне 1812 года (образы Кутузова и русских солдат). Образы толстовских героев в различных ансамблях воплощены в речитативных сценах, ариях – монологах (ария Кутузова, обращенная к Москве).

Образы  русских солдат, ополченцев переданы четкой маршевой темой увертюры и  в картинах обороны Москвы; боевая, задорная песня о Кутузове в дальнейшем становится символом мужества, доблести русских солдат. Тексты песен подлинно народны (они созданы в эпоху  войны с Наполеоном). Музыкальной  основой народных картин является мелодия  арии Кутузова, его раздумий о Москве: “Величавая, в солнечных лучах, матерь русских городов”, напоминающая русские  былинные напевы.

Образ Кутузова не только конкретная историческая личность, но и обобщенный героический образ, т.к. вся вокальная партия великого полководца, как и музыка народных сцен, пронизана интонациями русских народных песен – то величавых, широко, напевных, крестьянских, то лирических или мужественно-героических походных солдатских, что свидетельствует о единстве всей народно-патриотической линии оперы.

Важное  место в патриотическом воспитании отводится восприятию произведений, отражающих события Великой Октябрьской  революции, гражданской и Великой  Отечественной войн.

       Симфония №7  Д. Шостаковича, создавалась под непосредственным впечатлением происходящих событий. Главный образ симфонии – образ Родины, образ народа. Мелодии, характеризующие его, – напевные, широкие, напоминающие русские народные песни. Общее содержание симфонии – противопоставление и борьба двух непримиримых враждебных образов.

Песни гражданской и Великой Отечественной  войн – это произведения огромной нравственной силы, пробуждающей чувство  гордости за свой народ, воспитывающие  мужество и стойкость. Защита Родины, борьба за светлые идеалы человечества – темы, ярко отраженные в песнях. На песню в годы войны были возложены  задачи огромной важности – она  была мощным агитатором, пропагандистом и организатором; она воодушевляла и героических бойцов передового края и самоотверженных тружеников тыла. Песни военных лет – это  песни о героизме и мужестве, о  солдатской службе, о верности, о  коротких минутах радости, о веселой  шутке, придававшей бойцам силу и  бодрость. Создателями песен были сами фронтовики: и поэты и композиторы. Давно закончилась война, но в  сознании людей долго будет жить память о ней.

         В русской классической и современной музыке,  самое главное то, что она отражает идеи защиты Родины от врагов, идеи обороны, а не нападения, что большинство произведений несет в себе нечто могучее, уверенное, мощное и вместе с тем нежное, доброе. Эти русские оперы, оратории, кантаты, симфонии отличаются героической приподнятостью и опорой на интонации народной речи и песни. Музыка- призвана не развлекать, а воздействовать на формирование нравственного облика гражданина, патриота своей страны.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Третьякова Л.С. Героика в русской и советской музыке [Текст] / Л.С. Третьякова. – М.: Знание, 1985.
  2. Пожидаев Г. Героико-патриотическая тема на уроке музыки [Текст] / Г. Пожидаев. – М.: Просвещение, 1985.

 

                                     Список музыкальных номеров.

  1. Опера  «Псковитянка»  Н.А. Римский –Корсаков.
  2. Опера «Иван Сусанин. Увертюра»      М.Глинка
  3. «Вставайте люди русские»                     С. Прокофьев.
  4. «Симфония №7 Ленинградская.»         Д. Шастакович.
  5. Опера «Борис Годунов»                         М. Мусоргский.
  6. «Славься»                                                  М. Глинка.
  7. «Солдатушки, бравы ребятушки»        Рус.нар.песня.

Информация о работе Военные образы в творчестве русских композиторов конца 19 века