Автор:
Анна Шеховцова - педагог, методист.
Музицирование на детских шумовых инструментах
- одна из самых доступных форм ознакомления
ребенка с миром музыки. Музыка всегда
(наряду с движением, речью и игрушками)
являлась необходимым условием общего
развития детей. Игра на детских шумовых
инструментах- развивает музыкальный
слух, ритм, музыкальную память, формирует
навыки вербального и невербального общения,
формирует готовность и умение действовать
в коллективе, развивает навыки мелкой
и крупной моторики, а также слуховые,
зрительные, тактильные способности к
восприятию.
Шумовые
инструменты делятся на две группы:
1. Ударные-звуковысотные
инструменты, представляющие собой
резонансовый ящик и ряд пластинок определенной
высоты из дерева или металла (ксилофоны,
металлофоны, глокеншпили («колокольчики»),
а также маленькие литавры.
2. Инструменты без определенной звуковой
высоты – ударно-шумовые инструменты (деревянные
и кожаные барабаны, бубны, бубенцы, тамбурины,
треугольники, маракасы, трещотки, кастаньеты,
румбы и другие подобные инструменты).
Металлофон,
ксилофон
Ксилофон- ударный, звуковысотный инструмент.
Состоит из набора хроматически настроенных
деревянных брусочков. Звук извлекается
путём лёгкого прикосновения палочкой
по брусочку. Во время игры пластинки инструмента
должны находиться на уровне колен, если
ребёнок сидит, или на уровне пояса, если
стоит; ребенку должно быть удобно, руки
должны двигаться свободно.
Основные навыки игры на металлофоне и
ксилофоне формируются следуя таким этапам:
• знакомство и работа с буквенными обозначениями
звуков на пластинках инструментов
• умение правильно держать палочки (не
зажимать палочки всей ладонью, не класть
указательный палец на палочку, не прижимать
головку палочки к пластинке во время
удара)
• овладение различными приемами игры
двумя руками (совместное движение, поочередное
движение, параллельное движение, сходящееся
и расходящееся движение, перекрещивание
рук, тремоло, глиссандо)
Бубенцы
(браслет на руку)
Инструмент состоит из тканевого браслета
и закрепленных на нем четырех бубенчиках.
Надев браслеты на руки, легко потряхивая
ими, чередуйте быстрые, и медленные движения,
меняя силу звука, вы сможете создать особый
колорит, придать разнообразие привычному
звучанию различных мелодий песен и танцев.
С помощью браслетов, можно создать музыкальную
картину зимнего леса, тройки с бубенцами,
или перенестись в жаркую Индию и превратиться
в исполнителя индийских танцев. Играть
на музыкальных браслетах достаточно
легко, для этого предложите ребенку встряхивать
кистями рук в медленном или быстром темпе.
Музыкальные браслеты можно использовать
и при исполнении различных танцев. С ними
могут танцевать озорные петрушки, сказочные
зайчики, куклы и другие персонажи Новогоднего
карнавала, участники сказочного представления
и т.д. Игра на инструменте развивает чувство
ритма, творчество, моторику. Инструмент
позволяет создавать свой ритмический
рисунок или стать участником музыкального
ансамбля, или исполнителем театрализованного
действия.
Бубен
Ударный музыкальный инструмент. Представляет
собою обруч в несколько дюймов ширины
с натянутой на него натуральной кожей
. Для извлечения звука проводят по плоскости
пальцем или ударяют по ней кистью руки
или палочкой. Бубен может использоваться
как сопровождающий инструмент при передаче
народных песен, а также в оркестре при
исполнении характерных танцев. Развивает
слух, чувство ритма.
Колокольчики
на дер. Ручке(погремушки)
Музыкальный инструмент вроде погремушки
с приятным многоголосым звучанием. Можно
использовать как для народных танцев,
так и для украшения мелодий и отбивания
тактов. Развивает слух, координацию, чувство
ритма, фантазию.
Маракасы
Представляет собой круглую или яйцеобразную
деревянную погремушку на деревянной
ручке наполненную пластиковыми горошинами.
Маракасы очень популярны в оркестрах
танцевальной музыки. Простота игры на
маракасах, размеры, вес, позволяет использовать
их в работе с детьми от 3 до 7 лет. Правильно
держать маракас - одной рукой и только
за ручку. От силы встряхивания инструмент
меняет силу звука. Движение инструментом
может быть вертикальным и горизонтальным.
Вертикальное - дает более громкий, сильный
звук, горизонтальное движение дает тихое
шуршащие звучание. Маракасы парный инструмент,
играют на них, потряхивая поочередно
каждой рукой, либо выполняя движение
одновременно двумя руками, при этом руки
находятся на высоте плеч. Для большей
выразительности, акцентируя какой то
звук, можно "выбрасывать" руку вперед
или совершать вращательные движения
в одну и другую стороны. Используя фонограмму,
предложите ребенку вместе с вами сыграть
плясовую, равномерно потряхивая маракасом
в одном темпе, а в конце спрятать маракас
за спину, с началом звучания музыки игру
повторить. Или спойте песню "Петушок",
передавая ритмический рисунок песенки,
а в конце "пошуршите" маракасом,
будто горошек рассыпался. Такие игры
учат ребенка вслушиваться в музыку, будят
его фантазию, учат передавать ритм. Игра
на инструменте развивает чувство ритма,
творчество, координацию движений рук,
моторику руки. Инструмент используется
для ритмического сопровождения народных
танцев, песен и игр, применяется в оркестрах.
Тамбурин
Детский ударный музыкальный инструмент.
Инструмент состоит из деревянного обруча,
на одну сторону которого натянута тканевая
перепонка, в прорези обруча вставлены
металлические пластинки. Музыкальный
инструмент употребляется для ритмического
сопровождения танцев, плясок, игр, а так
же используется в оркестрах и ансамблях.
Игра на инструменте развивает чувство
ритма, творчество, моторику руки. Инструмент
позволяет: - участвовать в музыкально-ансамблевой
деятельности, сопровождать игрой на инструменте
разнообразные игры, песни, пляски, создавать
собственные ритмические рисунки, вызвать
музыкально-эмоциональный отклик детей.
Знакомя ребенка с инструментом, дайте
ему возможность изучить инструмент самостоятельно.
Предложите дошкольнику поиграть на тамбурине,
ударяя по нему ладонью, перебирая пальцами,
чередуя удары основанием ладони и пальцев:
впереди себя, позади себя, над головой,
ударяя инструментом о ладонь, локоть,
колено, плечо, потрясти инструмент. Когда
ребенок овладеет различными приемами
игры, можно научить его исполнять ритм
с использованием различных приёмов. Покажите
ребенку, как громко может звенеть тамбурин
и каким тихим, как журчание ручейка, может
быть его звук. В дальнейшем ребенок сможет
самостоятельно сопровождать игрой на
тамбурине танец или песню, а смена ритма
в разных музыкальных частях сделает исполнение
ярким и интересным. Можно устроить соревнование,
придумывая различные ритмические рисунки
в импровизационно-ансамблевом звучании.
Такие игры хорошо усваиваются детьми
от 5 - 7 лет.
Трещотка
Русский шумовой музыкальный инструмент.
В Курской, Тульской и Калужской областях
представляет собой комплект из дубовых,
кленовых или ореховых планок, нанизанных
на два ремешка или шнурка. Планки соприкасаются
неплотноблагодаря вставленным между
ними в верхней части деревянным прокладкам.
Концы ремешков трещотки беру в обе руки
(как гармошку), резким (или плавным) движение
ударяют планки свободными концами одну
о другую и получают щёлкающие звуки. На
территории северо-западных областей
России трещотка-деревянная прямоугольная
рамка с зубчатым валом, переходящим в
рукоятку. В пазы между зубцами вала, служащего
осью вращения, входят 1-4 упругие планки,
противоположными концами прикреплённые
к рамке. При вращении планки с силой перескакивают
с одного ребра на другое, издавая оглушительный
звук, напоминающий пулемётную пальбу.
В прошлом выполняли ритуально-магические
функции.
Треугольник
Представляет собой стальной прут диаметром
8-10 мм, согнутый в фрме равнобедренного
треугольника, не замкнутого в одном из
углов. При игре исполнитель держит треугольник
на жильной струне в левой руке, ударяет
по различным частям треугольника(для
получения звука различной степени громкости
характера) специальной стальной палочкой
без рукоятки. Звук треугольника без определённой
высоты, чистый и прозрачный, с мелодичным
отзвуком, который може заглушаься прикосновением
свободной руки.
Кастаньеты
Ударный музыкальный инструмент, распространённый
в Испании, Южной Италии и странах Латинской
Америки. Кастаньеты состоят из двух пар
деревянных (или пластмассовых пластинок),
выдолбленных в форме раковин. Каждая
пара соединяется петлёй из шнурка. Большой
палец просовывается под шнурок, натягивая
его так, что основания кастаньет соединяются,
а свободные концы немного расходятся.
Звук извлекают постукивая по кастаньетам
остальными пальцами.
Гуиро
Самый древний тип ударно-шумовых инструментов
индейцев Латинской Америки. Представляет
собой небольшой пустотелый сосуд из высушенной
тыквы, плода гуиро, из сплетённых ивовых
прутьев, наполненный камешками, сухими
семенами или другими твёрдыми мелкими
предметами. Издаёт при потряхивании характерный
шум. Применяется в инструментальных ансамблях,
исполняющих народную музыку.
Формы
работы с шумовыми инструментами
1. Игра под фонограмму, подбор ритмического
аккомпанемента к детским песенкам
Подабрав фонограмму любой детской песенки
можно придумать ритмический аккомпанемент
и выстукивать «в такт» используя ударно-шумовые
инструменты, такие как бубен, кастаньеты,
треугольник и другие.
Вставка партитуры
2. Импровизация звуковых картин на заданную
тему
3. Звуковая иллюстрация стихов
4. Сказки-шумелки
Увлекательной формой музыкально – ритмических
игр для детей является звукоподражание
и элементарное музицирование на детских
шумовых музыкальных инструментах. С 4
– 5 лет дети с огромным удовольствием
играют под танцевальную музыку, аккомпанируют
детским песенкам, импровизируют звуковые
картины на заданную тему или иллюстрируют
шумами подходящие стихи.
Такой совместный игровой досуг для ребёнка
может организовать любые родители без
специальной методической или музыкальной
подготовки. Для малышей 2-4 лет можно использовать
более простой вариант для музицирования
– сказочки-шумелки. В такой сказке текст
составляется так, что после одной - двух
фраз ребёнку есть возможность что-либо
изобразить шумом.
Реализация малышом своих представлений
в звуках и шумах – занятие творческое
и эмоциональное. Совместная игра малыша
с взрослым или другими детьми даёт навыки
взаимодействия и коллективизма. Копирование
«чужих» ритмов развивает слуховое восприятие
и память. Различение громких и тихих звуков,
отрывистых и протяжных, высоких и низких
развивает слух ребёнка, а копирование
шумов способствует развитию мелкой моторики.
Благодаря шумовому оформлению сказочек,
у ребёнка развивается и умение сосредоточенно
слушать, и хорошая реакция и память.
Выбирая текст сказки, необходимо учитывать
насколько он подходит детям по сложности
и объёму. Важно заранее определить шумовое
оформление для выбранного рассказа или
сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать
соответствующие пометки или условные
обозначения в тексте.
Первое время ребёнку лучше предлагать
или один более сложный (барабан) или несколько
простых – те, где маловероятны варианты
звукоизвлечения. Учитывайте, какими приёмами
ребёнок уже владеет, какие должен освоить
на планируемом занятии.
Сказочка или история должны быть выучены
так, чтобы можно было рассказывать наизусть.
Благодаря использованию инструментов
история или сказочка должна стать более
интересной и яркой.
Проверьте звучание ударных инструментов,
найдите необходимый звуковой эффект.
Перед занятием раздайте инструменты
с учётом возможностей малышей, можно
также предложить детям выбрать инструмент
и дать время проверить звучание.
Во время исполнения используйте жесты
и мимику, говорите медленно и выразительно,
выдерживайте паузы.
Игра на инструменте, должна звучать в
паузах, иллюстрируя текст.
Побуждайте детей к игре на инструментах.
Вступление можно подсказывать взглядом,
жестом или заранее условленным сигналом.
Мимикой и жестами можно подсказывать
детям громкость и скорость игры.
Взрослый должен подготовить указания
для игры на инструментах заранее, но в
то же время быть готовым поддержать незапланированное
вступление ребёнка, его творческую инициативу
детей, идеи детей.
Дети должны постепенно запомнить названия
инструментов, узнавать их по слуху, а
с 4 лет, с помощью взрослого, научиться
сравнивать и характеризовать звучание
знакомых инструментов.
МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда,
собирая запас на зиму.
ПОБАРАБАНИТЬ ПАЛЬЧИКАМИ (по барабану)
или МАРАКАСЫ
И вот, наконец, с неба стали падать красивые
белые снежинки.
МЕТАЛЛОФОН (или треугольник)
Они покрыли замёрзшую землю пушистым
белым одеялом, и вскоре на этом снегу
появились маленькие следы мышиных лапок.
ТРЕУГОЛЬНИК
Мыши попрятались в свои норки, где у них
было очень много еды.
Они грызли орешки,
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ, грызли зёрнышки
РУБЕЛЬ (или расчёска)
И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
ШУРШИМ МАРАКАСАМИ
Особенно они любили лакомиться сладкими
корешками.
ЦАРАПАЕМ ПЛАСТИК БАРАБАНА (ИЛИ ДОЩЕЧКУ)
А снаружи на землю каждый день падал снег
МЕТАЛЛОФОН (или ложечкой по бокалам)
Шумел ветер,
ДУДИМ В БУТЫЛКУ
И над мышиными норками намело большой-большой
сугроб.
Но мышкам было очень хорошо под снегом
в тёплых норках.
КСИЛОФОН (или барабаним пальчиками по
пустой коробке)
Когда дети познакомятся с инструментами
можно применить следующие формы работы:
Запишите на аудиокассету звучание 5-7
известных ребёнку шумовых инструментов
- это могут маракасы, треугольник, бубен,
трещотка, колокольчик. Каждый предмет
или инструмент должен звучать не менее
30 секунд, паузы между звуками разных предметов
- 10 секунд.
1.Положите перед малышом два инструмента,
звучание которых вы записали на фонограмму.
Объясните, что надо будет "играть"
на том инструменте, который ребёнок услышит.
2. Прослушайте запись, поиграйте сами
под запись, предложите сыграть малышу.
3. Прокрутите плёнку назад, прослушайте
повторно. Когда ребёнок начнёт сам играть
под запись, переходите к воспроизведению
записи следующего инструмента. Позже
предлагайте выбор из нескольких инструментов.
Шумовой
ансамбль
Важнейшая особенность работы с детскими
элементарными музыкальными инструментами
- освоение их не требует специальной подготовки
и того времени, которые необходимы при
обучении игре на инструменте в специальных
музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок
почти сразу начинает играть на музыкальном
инструменте и самостоятельно приобретать
опыт в процессе практической работы.
В результае занятий у детей формируется
устойчивый интерес к инструментальному
музицированию как форме коллективной
художественной деятельности и потребность
в этой деятельности.
Совместное музицирование способствует
формированию чувства коллективизма,
сплоченности и умению следовать общей
идее; формированию творческого отношения
к процессу обучения, и урокам музыки,
в частности; развитию общих и музыкальных
способностей.
При этом каждый ребенок становится активным
участником ансамбля, независимо от уровня
его способностей и образования на данный
момент, что способствует психологической
раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере
в группе. Совместное музицирование способствует
развитию таких качеств, как внимательность,
ответственность, дисциплинированность,
целеустремленность. Полученные на уроках
знания и навыки должны помогут детям
в их дальнейших занятиях музыкой.
В
процессе игры в детском шумовом оркестре
оркестре решаются следующие задачи:
знакомство с разновидностями детских
элементарных музыкальных инструментов,
овладение приемами игры на них;
формирование представлений о выразительной
сущности элементов музыкальной речи
и средств музыкальной выразительности,
освоение нотной грамоты;
пробуждение интереса к творческому музицированию
и инструментальной деятельности;
развитие музыкальных способностей учащихся
(чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного,
гармонического, полифонического, тембрового,
динамического слуха), творческого потенциала,
коллективных навыков игры;
формирование художественного вкуса.
Игра
в ансамбле
Этот раздел работы предполагает совместное
музицирование детей с использованием
шумовых инструментов, металлофонов, ксилофонов,
пения, фортепиано и, по возможности, других
инструментов, на которых учатся играть
дети – скрипки, виолончели, флейты и т.д.
Музыкальной основой для этого может стать
ритмическая партитура, песня, пьеса. Ансамблевые
партии, заранее продуманные педагогом,
разучиваются со всеми детьми, а затем
ученики делятся на партии. Педагог должен
стремиться активно подвести детей к подготовленному
варианту, создавая атмосферу коллективного
творчества. Таким ансамблем можно исполнить:
• ритмический шумовой аккомпанемент
к пьесе, исполняемой на фортепиано, к
песне, исполняемой учениками
• аккомпанемент на ксилофонах и металлофонах
к пьесе или песне с использованием остинато
и более развернутых партий
• игру канонов
• исполнение оркестровой партитуры (от
2-голосной до 4-голосной)
• исполнение оркестровой партитуры с
солистом (пение, скрипка, флейта)
Некоторые наиболее сложные, развернутые
партии могут быть записаны и рекомендованы
ученикам для повторений дома, но основной
формой работы остается непосредственная
работа в классе, направленная на активное
запоминание.
Творческие упражнения, импровизация
Все перечисленные выше формы работы обязательно
предполагают активное соучастие учеников
в музицировании. Выделим следующие возможные
виды творческих упражнений, которые на
уроках тесно переплетаются с остальными
заданиями:
• импровизация ритмического аккомпанемента
к пьесе, песне
• импровизация в заданном звукоряде
(первоначально – 2-3 звука, затем пентатоника,
полный диатонический звукоряд, хроматическая
гамма)
• импровизация мелодии на заданный ритм
(первоначально – в ограниченном звукоряде)
• импровизация на основе заданной ритмической
партитуры
• импровизация в заданном звукоряде
(конкретные заданные звуки, пентатоника,
хроматическая гамма)
• тембровая импровизация, выбор инструментов
для оркестровой партитуры |